Формирование коммуникативных УУД на уроках географии.
статья по географии

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД на уроках географии

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Мобильность, активность, успешность – эти понятия которые прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с  этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме.  На такой подход к образованию направлен ФГОС.

В школе необходимо научиться не только получать знания, ставить цели и добиваться их, но и общаться, делиться опытом, уметь убедить собеседника в своей правоте и принять точку зрения оппонента, если она убедительно аргументирована. Поэтому рассмотрим более подробно один из видов УУД – коммуникативные.

Несомненно, остальные виды УУД – личностные, регулятивные и познавательные также очень важны. И невозможно сформировать разносторонне развитую личность, забыв про одно из направлений. Важно, чтобы все было комплексно, разумно и сбалансированно.

 Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные  учебные  действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-   управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:

1)      коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

  Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

  Уважение к иной точке зрения.

  Понимание относительности оценок.

  Обмен информацией, установление взаимопонимания.

  Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

2)      коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

 Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.

 Способность строить понятные для партнера высказывания.

 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

 Речевое планирование и регулирование своих действий.

 Рефлексия своих действий.

3)      коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

 Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.

 Умение договариваться, находить общее решение.

 Умение аргументировать, убеждать и уступать.

 Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

 Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать в группе:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. 

 Методики, способствующие развитию коммуникативных УУД на уроках географии:

Методика развития речевых умений  на уроках географии.

Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»

Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме.

Упражнение 2. «Составь задание партнеру»

Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах. 

Упражнение 3. «Отзыв на работу (ответ) товарища».

Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний,  как в устной, так и письменной форме.

Упражнение 4. «Диалог»

Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга.

Упражнение 5.

Упражнение проводится в форме домашнего задания или на этапе закрепления знаний по теме. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.

Методика развития групповой работы на уроках географии.

Упражнение 1. «Групповая работа»

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4-6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.

Упражнение 2. «Интервью» (Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск: ТетраСистемо, 2011).

Упражнение проводится на этапе проверки домашнего задания или уроке обобщения по  теме. Учащиеся разбиваются на пары и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает вопросы для интервью: 2-3 вопроса  по изученной теме (не более 5 минут). 

Упражнение 3. «Круглый стол»

Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок изучения нового,  урок обобщения знаний.

Упражнение 4. «Пресс-конференция»

Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся-специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.

Таким образом, для формирования коммуникативных учебных действий можно предложить ученикам задания, для выполнения которых необходимо эффективное сотрудничество учеников. Например, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д.. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. 

Игровые, обобщающие и исследовательские уроки, создание проектов также способствуют формированию у школьников умения общаться друг с другом, слышать друг друга и уважать мнение партнера.

              Выводы:

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Все вышеперечисленное позволяет школьникам научиться:

- Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
- Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе, вести диалог с автором текста);
- Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, теории;
- Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
- Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;
- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Эти навыки пригодятся школьникам не только в школе, но и в повседневной жизни, при решении любых жизненных вопросов и проблем.

        Список литературы:

  1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск: ТетраСистемо, 2011
  2.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
  3. Суслов В.Г. «Современный урок в условиях реализации ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...