Конспект урока по географии, 6 класс по теме: Атмосфера
план-конспект урока по географии (6 класс)

Смирнова Арина Дмитриевна.

Цели: образовательныеуглубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii_6_klass_po_teme_atmosfera.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе  

Тема «Атмосфера, ее состав, строение и значение»

Цели: образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

Оборудование: презентация, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс разделён на 3 группы. На каждом столе лежит материал к уроку

Приветствие учащихся, настрой на работу.

  1. Изучение нового материала

Определение темы и целей урока

Ребята, отгадайте загадку:

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускает  дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!  

О чем идет речь?

( Атмосфера)

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? (ответы учащихся)

Тема урока: «Атмосфера» (слайд 1)

Что именно мы должны будем узнать об атмосфере?

Предложите свои варианты целей урока (ответы учащихся)

План изучения нового материала:

  1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
  2. Состав атмосферы.
  3. Строение атмосферы.
  4. Значение атмосферы для нашей планеты.
  5. Изучение атмосферы.  (План урока открываем  на  слайде 2)

Запись темы урока в тетрадь

1.Определение понятия «атмосфера»

А что же такое атмосфера?

Может, это литосфера? -

Может, это гидросфера? - Нет

Может, это просто точка? - Нет

Значит, это оболочка? - Да!

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил великий русский учёный  18 века М.В. Ломоносов (запись в тетрадь)

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

2.Состав атмосферы

Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) (Открываю слайд 4 – диаграмму.) Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?

На несколько минут мы превратимся в химиков 17-18-го веков, изучающих этот вопрос. Используя дополнительный материал,  ребята подготовили сообщение о составе воздуха

Кислород

Первоначальное открытие кислорода принадлежит китайскому ученому VIII в. Мао Хоа, который установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. О сложном составе воздуха высказывался и Леонардо да Винчи в XV в. Но более пристально изучением воздуха занялся англичанин Джозеф Пристли.

Кислород играет важнейшую роль в жизни большинства живых организмов на нашей планете. Он необходим для дыхания.

Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения.

Чтобы определить, какую часть воздуха занимает кислород провели опыт: под стеклянным колоколом, опущенным в чашу с водой, сожгли фосфор, продукты горения которого не газообразны. Вода в колоколе поднялась на 1/5 часть, значит на 20%, а точнее – 21%)

Итак, кислорода в атмосфере 21%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? (слайд 5)

Азот

Азот в переводе значит «безжизненный». Впервые азот был открыт английским ученым Д. Резерфордом (Слайд) в 1772 г. Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.  Жизнь без азота невозможна. Несмотря на неисчерпаемые запасы азота в атмосфере, ни животные, ни большинство растений непосредственно из воздуха усваивать свободный азот не могут. (крепят табличку с названием газа).

Какие же газы занимают оставшийся 1% на диаграмме? (Углекислый газ и другие).

Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у  растений бы не было фотосинтеза)

 Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) 

Почему? (Его поглощают растения) 

Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%.  Подумайте как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов) 

  1. Углекислый газ (Слайд 6)

 На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было совсем иным. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Появились живые существа, растения изменили состав атмосферы.

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе,  играет очень важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса получило название -  Парниковый эффект.

Идея о механизме парникового эффекта была впервые изложена в 1827 году Жозефом Фурье в статье «Записка о температурах земного шара и других планет», в которой он рассматривал различные механизмы формирования климата Земли  (слайд 7).Что же еще входит в состав атмосферы? Найдите информацию в тексте учебника. (Это водяные пары и озон)

4)Примеси воздуха 

Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода.

В атмосфере озон образуется из кислорода при грозе.

Его роль очень важна: образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца

(добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак) (слайд 8)

А какие твердые частички есть в воздухе? (Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков).

Первичное закрепление

Итак, ребята, что вы можете сказать о составе воздуха? (ответы учащихся)

3. Строение атмосферы

Послушайте загадку:

Слой снегов, дождей и ветров –

Атмосферы слой живой.

Восемнадцать километров

Это самый нижний слой.

Есть здесь всё, но в большей мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях йод и гелий,

Водород, неон, радон.

      Чтобы дать ответ на загадку, надо поработать с текстом учебника.

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю проработать самостоятельно в парах с текстом стр.89 и рисунком 82  и через 5 минут доложить результаты поиска и ответить на вопросы, которые я вам раздам.

Работа в парах (малых группах) по вопросам, используя слайд  9, рисунок 82 и текст учебника на стр.89. После 5-минутной подготовки переход к обсуждению, затем к  самостоятельному заполнению таблиц (слайд 10) с последующей их самопроверкой

Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8-10 или 16-18 км

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая -550С

Стратосфера

55 км

Содержит разреженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается, достигая 00С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до -2700С

Физкультминутка

Вопросы для самостоятельной работы в группах

1-я группа:

№ 1

Как называется самый нижний слой атмосферы? Какова его толщина на полюсах и над экватором? Предположите, почему толщина этого слоя разная. Как определяют, где именно заканчивается этот слой?

 (Тропосфера; на полюсах 8-10 км, над экватором 16-18 км. Этот слой содержит 4/5 всего атмосферного воздуха, и температура в нем убывает с высотой, достигая у верхней границы -550С).

№ 2

-Какой слой атмосферы  называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три   доказательства, что это действительно верное утверждение.

 (Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды: 1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли 2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки. 3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.)

2-я группа:

№ 1

Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? По каким признакам установили, что именно это и есть границы данного слоя?

(Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над  полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км. Границы тропосферы установили по таким признакам: 1) в ней еще есть разреженный воздух  2) в ней есть очень мало водяного пара и облаков  3) в ней температура воздуха растет с высотой от -550 до 00.

№ 2

В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте над землей он расположен? Почему озоновый слой называют озоновым экраном?  Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет?

(Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-30 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном. Выше озонового слоя все живые существа сгорают в ультрафиолетовом излучении)

3-я группа:

Что нагревается сильнее – поверхность земли или воздух? В каком слое атмосферы температура с высотой понижается? Почему? Как изменяется температура с высотой?

 Что происходит с температурой воздуха в следующем слое атмосферы? Почему это происходит? (Для ответа на вопрос вспомните, что часть солнечного света проходит сквозь атмосферу, а часть отражается от облаков – см. рис. 83 на стр. 91)

Почему в самых верхних слоях атмосферы стоит космический холод – температура почти -2700?

 (В тропосфере температура с высотой понижается, так как солнце нагревает землю сильнее, чем воздух, и чем ближе к земле, тем воздух от земли прогревается сильнее.  Температура понижается с высотой на каждый 1 км = – 6С. Выше тропосферы, в стратосфере, становится теплее, потому что часть солнечных лучей отражается от плотного воздуха тропосферы и от озонового экрана; эти лучи и нагревают разреженный воздух стратосферы. На самой большой высоте воздуха практически нет, там вакуум, а он не способен поглощать солнечные лучи и нагреваться ими.)

Решение задач: 

  • На какую высоту поднялся самолёт, если за его бортом t - 30°С, а у поверхности Земли +12°С?
  • Какова высота горы, если у её подножия t+26°С, а на вершине -10°С? (ответы к задачам по щелчку высвечиваются на экране)

     Какова  температура на Памире, если в июле у подножия она составляет + 360с, высота Памира   6 км.

4-я группа:

Но значительна роль атмосферы

 Для Земли и для жизни людей,

 Ведь такая воздушная сфера

 Защищает от многих вещей:

 От мороза ли темною ночью,

 От перегрева в солнечный день,

 От паденья на Землю кучи

 Самых разных космических тел.

 Много вредных космических лучиков

 Атмосфера не пустит без ключика.

Для непрошеных злобных лучей

 Не должно быть открытых дверей.

 Наш воздушный большой океан,

Омывающий множество стран,

 Наш защитник, обидчик, помощник,

 Без которого жить невозможно.

 Выполняя защитную функцию,

 Атмосфера нам воздух дает.

 Значит, вывод верный:

 Человек без неё не живет!

По рисунку 81 расскажите о значении атмосферы на нашей планете. Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?

- Защита от вредного солнечного и космического излучения;

- условие для жизни растений и животных;

-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;

-условие для образования звуков, ветров, осадков;

-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)

-защита от падения метеоритов

На других планетах нет такой атмосферы, нет воды и нет нормальных для жизни температур.) (слайд   ,  запись в тетрадь)

Итак, ребята, напоминаю вам загадку, о чём в ней идёт речь?

Слой снегов, дождей и ветров –

Атмосферы слой живой.

Восемнадцать километров

Это самый нижний слой.

Есть здесь всё, но в большей мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях йод и гелий,

Водород, неон, радон

(тропосфера)

Изучение атмосферы

  • - Какие приборы используются для изучения атмосферы? В  XVII в Роберт Гук предложил усовершенствовать барометр . Ртутным барометром пользоваться неудобно и небезопасно, поэтому изобрели барометр-анероид
  • Вопросы для класса.

- В какой части атмосферы температура воздуха понижается на 60С на каждый километр?

- Где встречаются серебристые облака?

- Где содержится 80% всей массы воздуха?

- Где идёт дождь?

  1. Закрепление. Ответьте на вопросы (слайд     ):
  1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)
  2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)
  3. Какой газ воздуха нужен для горения и дыхания? (Кислород)
  4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)
  5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)
  6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать  предполагаемые пути расселения человека,  основные районы повышенной плотности  населения  Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Конспект урока в 10 классе по теме: "Нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского".

Вопросы духовности и нравственности в современной дидактике имеют первостепенное значение. выдающийся русский философ В.О.Ключевский писал:"Исследование развития народной духовной жизни - вот в чем со...

Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

Конспект урока в 8 классе по теме : "Повторение по теме "Двусоставное предложение"

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Повторение по теме "Двусоставное предложение"....

Конспект урока в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация учебного материала по теме «Деление дробей».

Конспект урока предназаначен для провеждения урока обобщения и систематизации знаний по теме "Деление дробей". Он составлен в соответствии с ФГОС....

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...