ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья по географии

Цацаева Хеди Вахаевна

Значительное место в преподавании географических дисциплин зани-

мает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непо-

средственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссо-

здать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами.

При этом развивается их пространственное, географическое мышление.

Ключевые слова: представление, содержание, изучение, типы карт,

космические снимки, топография, картография, взаимодействие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Х.В. Цацаева

МБОУ "ООШ с. Ишхой-Хутор"

Ишхой-Хутор, Чеченская Республика, Россия

Значительное место в преподавании географических дисциплин зани-

мает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непо-

средственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссо-

здать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами.

При этом развивается их пространственное, географическое мышление.

Ключевые слова: представление, содержание, изучение, типы карт,

космические снимки, топография, картография, взаимодействие.

Территорию (земную поверхность) изучают многие науки, но наибо-

лее преуспела география, которая накопила за многовековую историю ис-

следований огромный информационный материал о природных и социаль-

но-экономических территориальных системах и комплексах, который в той

или иной форме жизненно необходимы людям, живущим на Земле. Имен-

но по этой причине география изучается во всех типах учебных заведений.

Поскольку географические знания передавались из поколения в поколение

95

всегда, то были и люди, которые не только знали географию и занимались

ею, но и умели передавать (преподавать) эти знания, размышляли над тем,

как это лучше осуществить [1].

Преподавание географии, содержание которой отражает основы гео-

графической науки, отличается от других предметов комплексным подхо-

дом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает

значительным потенциалом для достижения целей экологического обуче-

ния и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. Устой-

чивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы челове-

чества рассматриваются в географии и значительная роль должна отво-

диться ее методике, как предмета формирующего у учащихся целостное

представление о мире и процессах в нем происходящих.

Анализируя содержание карт и сопоставляя их, используются и разви-

ваются приемы логического речевого и пространственного образного

мышления.

Карта – начала географии, ее второй язык, экономное выражение гео-

графического текста, один из главных источников географической инфор-

мации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. На за-

нятиях географии карта выступает как объект изучения, источник знаний и

как средство наглядности. По способу применения выделяются настенные,

настольные и электронные географические карты. Кроме того, в обучении

географии применяются топографические карты, космоснимки и контур-

ные карты [2].

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является геогра-

фия, которая способствуют формированию целостного представления об

окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отра-

жает основы географической науки, отличается от других предметов ком-

плексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимо-

действия, обладает значительным потенциалом для достижения целей эко-

логического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного

обучения.

География, будучи междисциплинарным и интегрированным предме-

том, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этно-

графию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие дру-

гие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, гло-

бальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значи-

тельная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета

формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в

нем происходящих [3].

Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспи-

тательное значение. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о релье-

фе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, при-

родных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Ми-

ровом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д.. Благодаря этим

96

знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и

общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содей-

ствуют развитию широкого кругозора.

Преподавание географии дает не только географические знания, но и

знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе,

обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают

целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации,

природных ресурсах, мировом хозяйстве. Природные ресурсы и условия в

школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их ис-

пользования в хозяйстве.

Формирование представлений на уроках географии –это формирова-

ние зрительного образа ранее воспринятого объекта или явления (пред-

ставление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображени-

ем. В процессе учебной деятельности формируется два вида представле-

ний: представление памяти и представление воображения.

Картографические представления формируются о пространственном

расположении на земной поверхности материков и океанов, форм рельефа,

отдельных крупных географических объектов, их величине, простирании,

особенностей береговой линии и др.

Графическая интерпретация (истолкование, объяснение) позволяет

формировать образные представления о системе понятий раскрывающих

базовое понятие. Например, схема внутреннего строения вулкана форми-

рует представление учащихся о магматическом очаге вулкана, его боковых

кратерах, о жерле вулкана, лавовых потоках и других продуктах изверже-

ния, формируя тем самым полное образное представление учащихся о ба-

зовом понятии «вулкан».

Успех в формировании у школьников представлений во многом опре-

деляется преемственностью, развитием умений от одного курса к другому.

В целом же проблема формирования представлений относится к числу

наиболее сложных и актуальных проблем современной методики обучения

географии. Одна из причин сложности данной проблемы состоит в том,

что формирвание представлений во многих случаях объективно труднее

для учащихся, чем усвоение знаний.

Значение преподавания географии велико, как единственного предме-

та, охватывающего широкий спектр взаимодействующих проблем и спо-

собствующего осознанию учащимися взаимосвязи естественных и обще-

ственных дисциплин, природы и общества.

С пи со к и сп ол ьз ов ан ны х и ст оч ни ко в.

1. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значе-

ние как междисциплинарного учебного предмета. // Научное мнение. 2014. № 4.

С. 156-159.

2. Галай И.П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.

3. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики.

Симферополь, НАТА, 2009.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»

Статья  «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы сам...

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».

Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков в процессе обучения географии

Доклад на заседании РМО учителей географии"Формирование общеучебных умений и навыковв процессе обучения географии".Главная отличительная особенность современного урока состоит в том,чтобы на...