Конспект урока: "Земля и ее внутреннее строение"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Исаева Вера Васильевна

Конспект урока: "Земля и ее внутреннее строение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zemlya_i_ee_vnutrennee_stroenie.docx224.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

Исаева В.В.

Предмет

География

Класс

6

Автор

Т.П. Герасимова., Н.П. Неклюкова

Тема

Земля и её внутреннее строение

Средства обучения

Физическая карта полушарий, атлас 6-го класса, мультимедийная презентация по теме, записи на доске, принадлежности учащихся, учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» 6 класс,

бортовой журнал, тетрадь, карточки с заданиями, лабораторная посуда, опилки, снег, ваза с различными предметами (яйцо, конфета, слива, абрикос, вишня), яйцо варенное, сырое.

Основные понятия

ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Планируемые образовательные  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-научатся называть и показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

- -сравнивать материковую и океаническую земную кору

-познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определение понятий, ответы на вопросы, составляют таблицы;

-коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге;

-регулятивные: составляют план, корректируют последовательность действий и оценивают результат.

-определяют целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Технологическая карта урока по теме: «Земля и ее внутреннее строение», 6 класс

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Организационно – мотивационный этап урока.

Стадия вызова.

Эмоциональный настрой на предстоящую работу

-Проверьте все ли готово у вас к уроку. Отлично!

-  Настроимся на приятную работу. Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь возьмитесь за руки посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите друг другу частицу тепла. Молодцы.

     -Теперь вы готовы к работе. Я хочу пожелать вам удачи.

Учащиеся выполняют действия

Фронтальная

Актуализация знаний. Сообщение новой темы. Постановка целей

Постановка учебной задачи.

-Ребята, сегодня мы с вами работаем по группам.

-Посмотрите, у каждого на столах стоит ваза с разными предметами. (яйцо, конфета, слива, абрикос, вишня)

-У нас что, урок технологии?

-Мы будем что-то готовить?

-Или вы не завтракали?

-А тогда  для чего нам нужна эта ваза?  Вот на этот вопрос мы ответим с вами чуть позже.

А сейчас я приглашаю к доске трёх человек.

-Ребята, я предлагаю вам послушать рассказ, который называется «Конфета Земля». Все внимательно слушают, так как этот рассказ  поможет нам определить тему нашего урока. Слайд 1

Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

Слайд 2-Итак, как будет звучать тема нашего урока?

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? Слайд 3

Слушают учителя

(земля и её внутреннее строение)

(сформировать представление  о внутреннем строении Земли)

Фронтальная

Процессуально – содержательный этап урока.

Стадия познания.

Изучение нового материала

В прошлом году мы с вами уже знакомились с внутренним строением земли. Давайте вспомним, каково внутреннее строение земного шара? Внимание на экран Слайд 4

-С какими предметами можно сравнить внутреннее строение Земли? Вернем к вопросу в начале урока. Для чего нужна нам эта ваза?

-В чем сходство? Слайд 5

Итак, Земля имеет послойное строение.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие вглубь Земли, чтобы больше узнать о её внутреннем строении. А совершить это путешествие нам поможет современный корабль, но не для подводного путешествия, а для подземного. Ребята, так как мы отправляемся на корабле, вы будете вести бортовые журналы, в котором вы будете  выполнять письменные задания, зарабатывая баллы. За устные ответы вы будете получать дополнительный балл в виде жетона.  В конце вы сложите все баллы и найдёте в таблице  соответствия  свою  отметку  за  урок. У каждого корабля есть свой капитан. Поэтому в течение нескольких секунд выберите капитана вашего корабля.

Сегодня каждая группа, будет проводить исследование каждого слоя нашей ЗЕМЛИ.

1 группа –  земной коры

2 группа – мантии

3 группа – ядро

В конце вашего исследования капитан вашего корабля должен озвучить, что у вас получилось и на основе ваших высказываний мы обобщим полученный вами в ходе исследования материал.

У каждого нас столе лежит бортовой журнал. Подпишите фамилию и имя. А чтобы изучить все слои нашей земли выполняем задание № 1 в своих бортовых журналах.

Используя дополнительный материал, заполните таблицу «Характеристика внутреннего строения Земли».

Каждая группа заполняет только свою строку в таблице.

Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

 Время пошло.

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

 слоя

1

Земная кора

5-80 км

твёрдая

14 °С.

2

Мантия

2 900 км

мантия твёрдая, но одновременно раскалённая

2 000 °С.

3

Ядро

3500 км

Внешняя часть жидком,

Внутренняя  часть в твердом

6 000 °С.

Отчет групп. Слайд 6-7-8

Слайд 9

Оцените вашу работу от 1 до 3 баллов. Если правильно заполнены 3 графы -3 балла, 2 графы – 2 балла, 1 графа  - 1 балл.

-На основании ваших исследований, можно четко сказать, однороден ли состав Земли?

Давайте это проверим.

Для наглядного представления о строении Земли предлагаю провести эксперимент.

У каждой группы на партах лежат 2 яйца одно сырое,  другое варенное. Положите яйца на стол и попытайтесь их раскрутить.

-К какому выводу вы пришли?

Вареное яйцо легко раскручивается и продолжает вращаться в течение нескольких секунд.

Сырое яйцо раскручивается плохо, болтается и быстро останавливается.

Почему?

На вращении  сказывается внутреннее строение яйца. В вареном яйце содержимое твердое и раскручивается вместе  со скорлупой. Сырое  яйцо – жидкое внутри, и  поэтому оно начинает вращаться не одновременно со скорлупой, а с запозданием и медленнее. Такое поведение жидкого содержимого заставляет вращающееся яйцо болтаться, и оно быстро останавливается.

В каких движениях участвует наша Земля?

-Как состав влияет на движение Земли?

Часть земной мантии и внешняя часть ядра тоже жидкие. Из-за того, что Земля внутри не твердая, как и сырое яйцо, она при вращении тоже болтается. Но если при вращении  яйца это сразу бросается в глаза, то болтание земного шара очень незначительно, и его можно заметить лишь в результате  многолетних наблюдений.

-Как изменяется температура в недрах Земли.

-А как же произошло разделение  Земли на 3 слоя?

Что бы ответить на этот вопрос, проведем простейший опыт.

Выполняем задание № 2 в бортовых журналах согласно инструкции.

У вас на столах стоит стакан, лежат опилки и снег.

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песка

3. Затем в стакан добавьте снег

4. Сверху насыпьте опилки

Что произойдет? К какому выводу вы придёте?

Если стакан заполнить смесью песка, опилок, снега или льда и поставить в тепло, то, что произойдет, ребята?

Под действием комнатной температуры снег начнет таять. Более легкие опилки окажутся наверху в виде земной коры, песок будет внизу, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

Примерно так и происходило расслоение в Земле.

Разделение на оболочки, произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. 

ядро, мантия, земная кора

Абрикос, слива, конфета, яйцо

скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро.

(нет)

при движении внутрь Земли температура повышается

Физкультминутка

Снятие напряжения

А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.                            

Формирование новых знаний

Создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

Продолжаем наше путешествие.

-Ребята, посмотрите на глобус,  какого цвета больше?

Разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, оно зависит от строения земной коры. Для того, чтобы больше узнать о строении земной коры выполняем задание № 3 в своих бортовых журналах. Так как это групповая работа, поэтому  выполняя это задание вы приходите к единому выводу.

За каждый правильный ответ 1 балл. Порядок слоев не имеет значения. Максимальное количество баллов 5

К какому выводу вы пришли?

Внимание на экран проверяем Слайд 10

 -Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что находится  внутри Земли? А ответить на этот вопрос нам поможет видеосюжет.

Внимание на экран Слайд 11

Просмотр фрагмента видеоурока.

-Какая самая глубокая в мире скважина? На сколько метров?

-Покажите ее на карте

-Какой метод изучения глубинного внутреннего строения Земли вы можете назвать, посмотрев данный видеосюжет?

Он основан на изучении естественных или «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными воздействиями на земную кору.

Назовите профессии людей, которые изучают или причастны к изучению недр земли (геологи, шахтёры, сейсмологи, геофизики, вулканологи.)

Материки и океана

Мы выяснили, что земная кора бывает 2 видов (материковая и океаническая), в материковой коре выделяют 3 слоя – это гранитный, осадочный и базальтовый, а в океанической 2 слоя осадочный и базальтовый.  

12 м, Кольский полуостров

Сейсмической разведки

й

Этап закрепления и первичной проверки

Стадия осмысления

Закрепить и проверить знания по данной теме.

Сейчас чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили знания по сегодняшней теме,  я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Выполняем задание № 5 в бортовых журналах.

Заполните пропуски

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая  и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3  слоя.

Давайте проведем взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество 9 баллов.

Проверяем. Внимание на экран Слайд 12

Заполняем листы самооценки

Подсчитай общее количество баллов. Критерии на слайде.

Обратите внимание на домашнее задание в бортовых журналах.

Самостоятельная работа.

Обязательное задание

Изучить § 16, с. 38 - 41 и ответить на вопросы после параграфа Слайд 13

Творческое задание (по желанию)

  1. Сделайте модель Земли из пластилина

Дополнительное задание (по желанию)

  1. Прочитайте произведение Ж. Верна «Путешествие к центру Земли.

Стадия рефлексии

Рефлексия деятельности

Ребята, какую цель сегодня на уроке мы ставили? (сформировать представление о внутреннем строении Земли)

Как вы думаете, мы справились с этой задачей? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Слайд 14

Отвечают на вопросы

Осуществляют рефлексию деятельности на уроке.

Итог урока

Бортовые журналы сдаем. Я их проверю и поставлю итоговую оценку за урок. После выставления оценок и вам их верну. Бортовой журнал вы вклеите в свои тетради, так как здесь содержится много информации по этой теме и домашнее задание

Спасибо за урок!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

Конспект урока "Земли Оренбургской великий певец" (С.Т. Аксаков)

Материал интегрированного урока, посвященного 220-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. Использована технология РКМЧП...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» с использованием ЦОР

Урок составлени с использованием информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов....

Конспект урока биологии в 8 классе "Внутреннее строение рыб"

Опыт организации групповой деятельности на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида....

Для чего нужно знать внутреннее строение вещества.Внутреннее строение вещества.

Впервые с внуренним строением вещества обучающиеся  сталкиваются  чуть ли не на первых уроках физики в 7 классе. И особенно важно заинтересовать  детей  предметом в этот момент.Я х...

Конспект урока " Земля и космос"5 класс

план конспект по теме: Земля и космос....

Урок "Земля и ее внутреннее строение"

План-конспект урока географии  "Земля и ее внутреннее строение" для 6 класса....