План-конспект "Электроэнергетика России"
план-конспект урока по географии

План-конспект "Электроэнергетика России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_geografii-elektroenergetika_rossii.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект на тему: «Электроэнергетика России».

Цели урока:

Воспитательные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития.

Развивающие: Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Образовательные: Рассмотрение электроэнергетики России, её роли и значения, также изучение основных типов электростанций, их характерных черт и особенностей, достоинств и недостатков.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового.

Средства обучения:
физическая карта России, контурные карты России, атлас 9 класса, учебник (параграф 6 «Электроэнергетика России», стр.34), рис. 24
 «Саяно-Шушенская ГЭС» стр.35; Рис. 23 «Сургутская ТЭС» стр. 35.

Тип урока: урок изучения нового.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент (8.00-8.02)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем изучать отрасль, без которой не может существовать ни одна другая, без нее наша жизнь была бы темной и мрачной, ее называют авангардной отраслью экономики.

  1. Мотивационно – целевой момент (8.02-8.05)

Учитель: Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы должны будете сказать, о чем же пойдет речь сегодня на уроке:

Про бедную Золушку сказку читаю

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справится девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Ни кто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится Золушке дом убирать.

Но где пылесос, чтоб ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо ещё приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка – всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую фею.

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке?

Ученики: Сегодня на уроке речь пойдет о электроэнергетике.

  1. Учебно-деятельностный этап (8.05-8.35)

Учитель:  Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).

        Без электроэнергии жизнь современного общества невозможна. Электроэнергетика относится к числу отраслей, от которых зависит развитие научно-технической  революции, поэтому по темпам развития она должна опережать все хозяйство.

Значение электроэнергетики в экономике России, так же как и её общественной жизни трудно переоценить — это основа всей современной жизни.

По важному показателю — выработке на одного жителя — в 2005 году страна находилась приблизительно на одном уровне с такими энергоимпортирующими государствами как Германия и Дания, имеющими меньшие транспортные потери и затраты на отопление. Однако после спада в 90-х с 1998 года потребление постоянно растёт, в частности в 2007 году выработка всеми станциями единой энергосистемы составила 997,3 млрд кВт·ч 

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения.

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения. Ведущими являются ТЭС, ГЭС, АЭС.

Начнем наше изучение с ТЭС.

Давайте разберемся, на чем же работают эти электростанции? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике
Ученики: Тепловые электростанции – работают на угле, газе, мазуте, торфе.

Учитель: верно. Поэтому их можно строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Их мощность может быть очень большой. Это позволяет получать дешевую электроэнергию. Крупнейшая по мощности ТЭС страны – Сургутская (4, 8 млн. кВт) - (Рис. 23 стр. 35).

Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. Топливо низкого качества (торф, сланцы, бурый уголь) перевозить на большие расстояния не выгодно. В этих случаях  ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско - Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии, но бедных собственными ресурсами (Европейский Центр и др.).

        Разновидностью тепловых станций являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

Чем они отличаются от ТЭС?

Ученики: ТЭЦ кроме электроэнергии вырабатывают тепло.

Учитель: ТЭЦ строят в городах, так как горячий пар и вода передаются на расстояние не более 20-30 км (горячая вода остывает).

Теперь давайте поработаем с картой:

Найдите на карте атласа не менее 5 крупных ТЭС России  и нанесите на контурную карту.

А теперь разберем недостатки ТЭС. Как вам кажется, какие недостатки ТЭС можно выделить?

Ученики: К Недостаткам ТЭС можно отнести:

        •        Работают на невозобновимых ресурсах.

        •        Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).

        •        Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток)

        •        Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

Учитель: верно. Перейдем к гидроэлектроэнергетике.

По величине  гидроэнергетического потенциала, который может быть использован в энергетике, Россия занимает 2-е место после Китая – 850 млрд.  кВт. ч  в год. Но он сейчас используется только на 18%, Подавляющая его часть сосредоточена в Восточной Сибири (41%) и на Дальнем Востоке (35%). В других странах уровень использования гидроэнергетического потенциала гораздо выше: во Франции – 90%, Германии, Швеции – 65%, Китае, Индии – 20  - 45%.

        ГЭС  выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Главное достоинство ГЭС – использование возобновимого вида  энергоресурсов, поэтому они производят самую дешевую электроэнергию. Работа ГЭС позволяет экономить 60 млн. т топлива в год. Она снижает выбросы в атмосферу. Мощность ГЭС больше, чем у ТЭС (Саяно-Шушенская – 6,4 млн. кВт, рассмотрим ее на рис.24 стр.35, Красноярская – 6 млн. кВт).

Недостатками ГЭС являются:

        •        Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет)

        •        Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей и плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.

        •        Водохранилища изменяют режим рек  (регулируют сток), влияют на климат.

        •        Плотины преграждают путь естественным миграциям рыб.  Вода, прошедшая через турбину гидроэлектростанции, становится «мертвой», так как в ней погибают все микроорганизмы.

        •        Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов.

А теперь найдите на карте и назовите:

 ГЭС на Волге.

ГЭС на реке Енисей и Ангаре.

Работа с учебником:  прочитать текст на стр. 38. О ГАЭС (особый вид ГЭС.)

Где можно строить  ГАЭС?

Ученики: ГАЭС можно строить около крупных городов.

       Учитель: Какой основной принцип работы ГАЭС?

Ученики: ГАЭС использует в своей работе либо комплекс генераторов и насосов, либо обратимые гидроэлектроагрегаты, которые способны работать как в режиме генераторов, так и в режиме насосов.

Учитель: Да. Во время ночного провала энергопотребления ГАЭС получает из энергосети дешёвую электроэнергию и расходует её на перекачку воды в верхний бьеф (насосный режим). Во время утреннего и вечернего пиков энергопотребления ГАЭС сбрасывает воду из верхнего бьефа в нижний, вырабатывает при этом дорогую пиковую электроэнергию, которую отдаёт в энергосеть (генераторный режим).

Где построена первая ГАЭС, найдите  и покажите ее на карте.

Ученики: Первая ГАЭС построена в Швейцарии.

Учитель: Нанесите крупнейшие ГЭС на контурную карту

А теперь перейдем к атомной энергетике

Мощность атомных электростанций (АЭС) и производство электроэнергии на них постоянно растут. АЭС  строят там,  где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов.  Нет дорог, а энергия нужна (европейская часть России, Чукотка).  АЭС работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Из 1 кг ядерного топлива выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно загрузить в него 20-30 т ядерного топлива.

Работа с картой:

- Найдите на карте АЭС России и нанесите на контурную карту.

Недостатки АЭС:

        •        Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986г.

        •        Проблемы переработки и хранения радиоактивных отходов.

В перспективе предусматривается все более широкое использование нетрадиционных источников энергии: солнечной, геотермальной, приливной, ветровой.

Теперь давайте послушаем сообщения учащихся:

Сообщение учащихся:

        •        Энергия ветра.

        •        Солнечная энергия.

        •        Геотермальные электростанции

        •        Приливные электростанции.

А теперь ответьте что называется энергосистемой?

Ученики: Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра.

Учитель: В России существует несколько крупных энергосистем: Центральная, Уральская, Сибирская и др. Большая их часть входит в состав Единой энергосистемы России (ЕЭС).  

Их Цели:

        •        Надежное обеспечение энергией.

        •        Покрытие пиковых нагрузок.

        •        Использовать разницу во времени на территории России ( на одной территории ночь и минимум потребления электроэнергии, а на другой вечер и пик потребления).

Пока что изолирована от нее энергосистема Дальнего Востока. ЕЭС России контактирует с энергосистемами Украины, Прибалтики, Белоруссии, Азербайджана и Монголии, Казахстана и Финляндии, поставляет электроэнергию  в Норвегию и Китай.

Вопрос к классу:

- Каковы перспективы энергетики?

Ученики: 1.  Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии.

2.  Строить мини ГЭС на притоках крупных рек.

3.  Применять энергосберегающие технологии в экономике.

  1. Закрепление материала (8.35-8.43)

Учитель: А теперь закрепим полученные знания. Для этого ответим на вопросы.

Какой тип электростанций в России преобладает?

Ученики: В России преобладает ГЭС.

Учитель: В чем отличие ТЭС от ТЭЦ? 

Ученики: Главное отличие ТЭЦ от других видов ТЭС - отбор пара для передачи его потребителю.

Учитель: Каков принцип размещения ТЭС? 
Ученики: ТЭС работают на ископаемом топливе (уголь, газ, мазут), поэтому они должны размещаться либо вблизи месторождений горючих ископаемых, либо иметь транспортную доступность к подвозке такого топлива).
Учитель: В чем преимущества и недостатки ТЭС?
Ученики: Плюсы: 1. Большой объем выработки электроэнергии; 2. Наиболее просты в эксплуатации; 3. Сам принцип работы и постройка их очень просты; 4. Дешевы, легкодоступны.
Минусы: 1. Дают меньше электроэнергии, чем ГЭС и АЭС; 2. Экологически опасны - загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, требуют потребления невозобновляемых ресурсов(как уголь); 3. В силу своего примитивизма являются просто устаревшими.
Учитель: Где можно строить ГЭС?
Ученики: Строить ГЭС лучше у крупных рек.
Учитель:  В чем преимущества АЭС?
Ученики: Главным преимуществом АЭС перед любыми другими электростанциями является их практическая независимость от источников топлива, т.е. удаленности от месторождений урана и радиохимических заводов.

Дом. Задание (8.43-8.45):

параграф 6 «Электроэнергетика России», стр.34

 Ответить на вопросы:

- Какие электростанции работают в нашем городе?

- Какие экологические проблемы характерны для нашего города?

- Каковы перспективы развития энергетики в городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...