Экологическая тропа в Тамбове
проект по географии (8 класс)

С каждым годом возрастает влияние человека на природу. Каким будет наш мир в будущем? Это зависит от сегодняшних детей, от общего уровня экологической культуры общества. Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. В решении этой задачи большую роль может сыграть организация учебной экологической тропы в районе Парка Победы Октябрьского района города Тамбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование проекта:
«По экологической тропе к экологической культуре»

Наименование организации:         МАОУ

«Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А. М. Кузьмина»

город Тамбов

Руководитель проекта        Уклеин Валерий Николаевич

Расход бюджета на доработку проекта

20000 (двадцать тысяч рублей)

Статья расходов

К-во ед.

Стоимость
ед., руб.

Всего, руб.

1

Фонд оплаты труда (с учетом налогов)

1.1

Руководитель проекта

1

1.2

Учителя лицея руководители научно-исследовательской работы школьников

1.3

Ответственный за выпуск и размещение их в Интернете  и др. СМИ видеороликов, посвященных тематике проекта

1

2

Расходы на проведение мероприятий

15000

2.1

Научно-практическая конференция школьников

1

2000

2000

2.2

Презентация проекта с участием социальных партеров

1

3000

3000

Итого:

20000


«Каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование.

Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают».

Американский эколог Олдо Леопольд

Актуальность проекта

«Экологической тропой к экологической культуре»

С каждым годом возрастает влияние человека на природу. Каким будет наш мир в будущем? Это зависит от сегодняшних детей, от общего уровня экологической культуры общества. Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам  природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания подростком, а затем и взрослым состава нарушения в своём поведении в окружающей природе. Научить ребят понимать и любить природу – одна из главных задач в воспитании современного человека. В решении этой задачи большую роль может сыграть организация учебной экологической тропы в районе Парка Победы Октябрьского района города Тамбова.

Особенность процесса  экологического  обучения  и воспитания на экологической тропе состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Сам процесс создания и последующего использования тропы несет в себе большой образовательный и воспитательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт в нашей стране и за рубежом.

Во-первых: сам процесс разработки и оборудования тропы силами учащихся позволяет создавать разные ситуации успеха, играющие реальную роль в деле экологического образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся. Тропа по своей сути является  своеобразным учебным кабинетом в природе, на ней возможно проведение экологического практикума и организация природоохранной деятельности обучающихся. В-третьих, она способствует самообразованию тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. В-четвертых, реализация проекта позволит распространить опыт экологической работы для организаторов, завучей школ, методистов и учителей Тамбова и области.

Цель проекта: создание экологической тропы как средства формирования экологических знаний и экологической культуры населения.

Задачи проекта:

  • познакомить с видовым разнообразием растительного и животного мира различных биоценозов Тамбовщины;
  • сформировать у обучающихся и общественности города базовые знания о редких и исчезающих видах флоры и фауны нашей области;
  • формировать активную жизненную позицию обучающихся и общественности в области рационального природопользования;
  • активизировать природоохранную деятельность в микрорайоне.

Целевая аудитория проекта

Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:

  1. старших дошкольников, обучающихся школ и СУЗов;
  2. педагогов и студентов;
  3. родителей, жителей города, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.

Описание проекта

Важнейшим средством экологического образования обучающихся и населения является организация разнообразных видов деятельности непосредственно в природной среде, в мире природы. Своеобразным решением этой задачи является создание «учебного кабинета в природе» - учебной экологической тропы. Это специально  оборудованная  в образовательных и воспитательных целях природная территория, на которой создаются условия для пополнения системы биологических и экологических знаний и формирования экологической культуры общества. Экологическая тропа призвана удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, формировать экологическую культуру населения. Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, умелой планировки тропы. В нашем районе учебная тропа поможет лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами.

Проект состоит из двух основных этапов: 1 этап – разработка и создание экологической тропы; 2 этап – её функционирование.


1 Этап: Разработка и создание экологической тропы.

  1. Разработка маршрута экологической тропы.

Общая протяженность учебной тропы 2,5 км.

Экологическая тропа разрабатывается с учетом следующих требований.

Привлекательность тропы для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия. На маршруте тропы красивые пейзажи парка Победы сменяются простором Ласковского карьера, изменчивостью водной глади водоема, декоративными пятнами растительности на песчаном склоне, дендрарием  и ботаническими площадками на территории лицея №14, что разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных биоценозов. При выборе обзорных точек, т. е. площадок, с которых наилучшим образом открывается панорама местности, наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и органолептических качеств окружающих растительных сообществ.

Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. На маршруте нет  мест обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Тамбовской области.

Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы. Экологическая учебная тропа располагается в центре большого микрорайона, в красивейшем месте отдыха, рядом с несколькими учебными заведениями и с маршрутами общественного транспорта. Трасса тропы не представляет большой опасности или сложности для прохождения даже пожилым людям; тесно увязана со сложившейся рекреационной ситуацией в парке Победы и на участках карьера и лицея.

Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной, воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у населения пользуются биологические объекты: растения, лишайники, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологического многообразия жизни в окружающей среде.

В маршрут тропы будет внесен недавно открытый в парке Победы памятник Ветерану-победителю, установленный на площадке перед фонтаном к 65-ой годовщине Победы. Памятник представляет собой бронзового ветерана, сидящего на скамейке и держащего на руках маленькую девочку. Моделью для памятника скульптору Виктору Кулаеву послужил наш земляк Иван Степанович Одарченко, известный тем, что в 1949 году позировал для создания знаменитого памятника - монумента Воину-освободителю в Трептов-Парке Берлина скульптору Вучетичу. Это послужит формированию патриотической позиции молодежи.

Выбирать маршрут необходимо таким образом, чтобы в нем были представлены  не только природные участки, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности, рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся и общественности в решении экологических проблем своего города.

1.2 Дополнение тропы искусственными объектами.

Планируется  оборудовать на территории, прилегающей к лицею в зоне маршрута тропы:

Показательное место отдыха с очагом. Так как  обугленные пятна кострищ разрушают природную среду и их особенно много в зонах неорганизованного отдыха. Большинство любителей посидеть у костра не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот элемент экологической культуры поведения в природе важно пропагандировать на маршруте тропы.

Серии ботанических площадок ландшафтного типа: «Первоцветы Тамбовской области», «Лекарственные растения», «Редкие растения Тамбовщины», «Дарвиновская площадка», где с учетом экологических требований высаживаются  лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений,  характерные для данной местности. Это позволит решить задачу формирования  бережного отношения к  лекарственным, редким и  исчезающим видам растений.

Орнитологической площадки с примерами гнездовий птиц.

1.3 Выбор объектов показа на экотропе

Естественные объекты - это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. К естественным объектам показа относятся и элементы культурного ландшафта – строения, аллеи, памятники.

Искусственные объекты – это элементы оформления,  которые изготовлены для создания экотропы, как то информационные щиты,  указатели, площадки для отдыха, мостики, ботанические площадки, искусственные кострища, гнездовья для птиц и т.п.

1.4. Разработка и создание информационных щитов.

Тропа снабжена информационными щитами. Планируется использовать следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения о памятниках истории и архитектуры, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Разработка содержания и дизайн-макета щитов будет осуществляться творческими группами учащихся, возможно на конкурсной основе.

1.5 Прокладка маршрута на местности

1.5.1. Изготовление и установка информационных щитов

1.5.2. Выравнивание и отсыпка дорожек

1.6. Создание паспорта тропы

Этап разработки тропы заканчивается созданием документа – паспорта экологической тропы (Приложение 1).

2 этап. Функционирование экологической тропы

2.1. Разработка тематических экскурсий по экологической тропе и подготовка экскурсоводов

Использование экологической тропы требует подготовки экскурсоводов из числа обучающихся лицея старшего звена. Важная задача экскурсовода состоит в том,  чтобы научить свою аудиторию замечать,  анализировать и оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду. Провести полноценную по информативности  экскурсию по природной тропе непросто даже квалифицированному  экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична и демонстрация некоторых объектов или  явлений требует от экскурсовода постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий. Но это оправдано, так как проведение даже коротких экскурсий по тропе дает экскурсантам и экскурсоводам несравненно больше, чем знакомство с тем  же  материалом по книге или телефильму. 

Ориентировочное время экскурсии для взрослых (старшеклассников) — это полтора – два часа. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30 мин. Школьники средних возрастов проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами.

Самый вероятный контингент участников путешествий по экологической тропе —учащаяся молодежь и жители микрорайона и города. Поэтому при планировании экскурсий и проведении рекламной компании следует ориентироваться прежде всего на них. От успешного вовлечения этого контингента в систему экологической работы будет во многом зависеть решение ключевых проблем рационального использования рекреационных ресурсов нашего города.

Группы должны быть небольшие по численности, не более 15 человек. Это диктуется особенностями биологических экскурсий и требованиям техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать.

Посещение экологической тропы возможно организованно экскурсионными группами под руководством экскурсовода и самостоятельно при наличии специально разработанных буклетов-путеводителей и информационных щитов.

Возможно использование аудиогида, позволяющего ознакомление с экспозицией тропы в подходящем для посетителя темпе и в удобное время.

Лучшие тематические экскурсии войдут в банк данных экологической тропы (примерный перечень тем экскурсий Приложение 2).

2.2 Информационно-методическое сопровождение проекта

Для обеспечения информационно-методического сопровождения проекта планируется:

  • создание и функционирование сайта, посвященного тропе;
  • создание аудио файлов обзорных и тематических экскурсий;
  • разработка и выпуск буклетов обзорных и тематических экскурсий (пример Приложение 3).

2.3 Создание учебно-информационного центра

Для особо заинтересовавшихся посетителей экологической тропы  предусмотрено создание специального учебно-информационного центра на базе кабинета биологии в здании лицея №14, где они смогут получить дополнительную экологическую информацию. Сотрудниками центра будут выступать учащиеся 10 профильного химико-биологического класса в рамках прохождения летней производственной практики.


 

Планируемые результаты проекта

  • расширить элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
  • познакомить с видовым разнообразием растительного и животного мира различных биоценозов Тамбовщины;
  • научить экскурсантов видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
  • способствовать формированию экологического поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
  • привить любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого посетителя тропы чувство ответственности за судьбу природы;
  • организовать отдых посетителей;
  • способствовать сохранению природы в прилегающей зоне.
  • способствовать повышению уровня экологической культуры  жителей города и области;
  • повышение осознанности выбора профессии биологического направления выпускниками лицея и других общеобразовательных учреждений города
  • приобретение педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
  • развитие научно-исследовательской работы обучающихся;
  • сохранение  природной среды микрорайона.

Исполнители проекта.

  • Администрация лицея №14
  • Учителя биологии, химии, информатики лицея №14
  • Обучающиеся общеобразовательной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...