Внеурочное мероприятие "День Земли"
методическая разработка по географии (6 класс)

Варёхина Наталья Вячеславовна

Внеклассное мероприятие "День Земли" направлено на формирование экологической культуры у обучающихся и воспитания бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_den_zemli.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                 

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 6 классов по теме: «День Земли» - «Вешнее Макошье»

 (Международный день Земли)

Цель: 

- познакомить учащихся с праздником «День Земли»- «Вешнее Макошье»;

 - формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;

- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Оборудование:

компьютер и проектор.

Подготовительная работа: 

стихотворения, внесённые в сценарий, необходимо заранее предложить ребятам выучить наизусть.

Тема защиты природы в настоящее время актуальна для всех. Для детей среднего школьного возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации, онлайн-экскурсии по объектам малой родины, включает в себя анализ информации, групповую работу с предложенным материалом.

Комплект материалов:

  сценарий,

 презентация,

Содержательные блоки занятия

 Часть 1. Мотивационная.  Вступительное слово учителя, просмотр презентации.

Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся. Фронтальная работа,  Работа в группах. Выполнение домашнего задания.

Часть 3. Заключение. Рефлексия Подведение итогов занятия.

Классный час «День земли»  

для учащихся 6 классов школы

Вступительное слово учителя.

УЧИТЕЛЬ:

Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта  лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери.

УЧЕНИК:

Живая планета Земля

Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.

УЧИТЕЛЬ:

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.

  • Человек! Создал страшные яды, которые убивают всё живое.
  • Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
  • Человек! Вырубает лес, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
  • Нашей планете грозит страшная беда!

«День Земли» - это тревожный сигнал для каждого из нас. Это призыв к тому, чтобы мы бережно относились к окружающей природе и заботились о ней.

Справочный материал для учителя (текст)

УЧИТЕЛЬ:

«День Земли»( «Вешнее Макошье») -  является одним из древнейших старославянских, ещё ведических праздников, посвящаемых матери-Земле. Его принято отмечать ежегодно 22 мая (старостил. 9). В древности люди называли дату «Днём встречи Солнца-Яра и Луны-Ярины», которые отождествлялись с богами Велесом и Макошью соответственно.

Согласно древнеславянскому пантеону — именно они являлись традиционными покровителями всего мироздания, самой Земли.

Историческая справка:

    Считается, что праздник был одним из древнейших ритуальных событий, своими корнями уходящий во времена, предшествовавшие даже появлению раннеславянской клинописи (2-3 в. н.э.).

Предки наших пращуров верили, что во время зимы, Мать-Земля, подобно медведю, впадает в глубокую спячку. Так она набирается сил для нового года. Весной же Земля просыпается, обновляется и цикл всего сущего запускается заново.

В «Вешнее Макошье» — Земля выходит из спячки и одновременно её именины. Сам праздник являлся венцом цепочки ритуальных обрядов, по «подготовке к встрече Матери-Земли». Обычно ему предшествовали чествования божеств, отвечавших за различные природные явления: таянья снега, ледоход, появление первой растительности, листьев на деревьях, перелётных птиц и пр. Получалось, что сама Земля вступала в свои окончательные права, позже фактического наступления весны.

УЧЕНИК: (читает на слайде)

Приметы

  • Если в этот день поутру трава сухая — к дождю;
  • Все сны в ночь после праздника — вещие;
  • Если в такую ночь приснится попутчик — к мелким неприятностям и хлопотам по хозяйству;
  • Если увидеть во сне осла — к большому богатству и славе.

УЧИТЕЛЬ:

День Земли ежегодно отмечается и во многих странах мира  22 апреля, в день весеннего равноденствия.

Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в пустынные места штата Небраска.

Здесь на строительство домов и дрова активно вырубались одинокие деревья, которых и без того в штате было очень немного. Джон Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев.

В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева.

Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.

С 1994 года этот день объявлен всемирным.  К этому времени ученые смогли подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет.

По усмотрению учителя сообщение можно сократить. (3-5 мин)

Содержание классного часа

  1. О празднике «День Земли»
  2. Символ праздника
  3. Флаг Земли
  4. Колокол мира
  5. Традиции

___________________________________

  1. Знакомство с объектами Экологической тропы малой родины
  2. С праздником, Земля!
  3. Подведём итог

Информацию о празднике со слайдов читают учащиеся («цепочкой» вслух).

УЧЕНИК  

“Про всех на свете” Б. Заходер

Все-все – на свете, на свете нужны!        
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

УЧИТЕЛЬ:

Викторина «Знатоки природы»

Задание: замени фразу одним словом.

(Текст заданий читает учитель)

  1. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК
  2. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ
  3. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы,  нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ
  4. Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА
  5. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА
  6. Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ
  7. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ
  8. Птица, выводящая птенцов зимой. КЛЁСТ
  9. Зверёк, уничтожающий насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящий большую пользу сельскому хозяйству. БАРСУК
  10. Русского писатель, большой любитель природы.  Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин» и др. М. ПРИШВИН

УЧИТЕЛЬ:

С 1997 года День Земли  начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами. Чтобы бороться со злом, мы с вами должны хорошо знать свою родную местность, знать, где конкретно требуется наша помощь. Уже дольше 10 лет в микрорайоне нашей школы проложена экологическая тропа. Что же это такое?

СТАРШЕКЛАССНИК:

Учебная экологическая тропа – маршрут на местности, состоящий из нескольких объектов природы родного края для изучения и  для проведения природоохранной работы

Местонахождение:  Нижегородская область, Балахнинский район, посёлок Совхозный, 17А

Землепользователь: МБОУ «Липовская средняя основная общеобразовательная школа »

Протяжённость: 850 метров

Назначение:  Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и влияние человека на природу.

СТАРШЕКЛАССНИК:

Краткое описание границ маршрута: учебная экологическая тропа расположена на территории Кочергинской  сельской администрации вблизи школы, остановка «Школьный сад» расположена в микрорайоне  школы. Это дает неограниченные возможности для учебной деятельности и позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий.

Описание экскурсионных объектов на маршруте:

Остановка №1 - «Лущанский бор»

Остановка №2 – «Дубрава»

Остановка №3 - «Река Трестьяна»

Остановка №4 - «Ольховник»

Остановка №5- «Луговая»

Просмотр слайдов с фотографиями объектов экологической тропы

С наступлением тёплых дней мы вместе со старшеклассниками проведём ревизию нашей тропы, а летом во время работы летнего лагеря и трудовой бригады «Единство» будем совершать экскурсии, заниматься изучение объектов природы и природоохранной деятельностью.

УЧИТЕЛЬ:

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

… прочтёт стихотворение-призыв «Люди - гости на планете Земля»

УЧЕНИК

На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!

УЧИТЕЛЬ

Давайте обратимся к нашей планете и поздравим её с праздником!

УЧЕНИКИ

(Читают вслух все вместе)

Дорогая планета, Земля!  Поздравляем тебя с праздником! Прости нас за наши ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту!

Заключение. Рефлексия (4-5 минут)

УЧИТЕЛЬ

Подведём итог

Какому празднику был посвящён классный час?

  • Назовите цель праздника.
  • Когда он отмечается?
  • Какой знак является символом праздника?
  • Что изображено на флаге Земли?
  • Какие мероприятия проводятся в России и других странах к этому празднику - «День Земли»?
  • Как называются объекты Экологической тропы в микрорайоне нашей школы?
  • А что мы с Вами можем сделать в деле защиты окружающей среды?

Задание

Нарисуйте плакат или рисунок к празднику «День Земли».

Источники информации

  • http://www.aseko.org/ русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Анализ работы внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Земля - живая планета»

Программа кружка « Земля - живая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"...

Конспект открытого внеурочного занятия для воспитанников 7 класса «Земля – наш общий дом» в рамках Всемирного дня земли.

Конспект  открытого  внеурочного  занятия   "Земля -наш общий дом"  в рамках  Всемирного дня земли   можно использовать  как  вне...