Игра климат России 2023
план-конспект занятия по географии (8 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Игра Климат России. Презентация https://disk.yandex.ru/i/OcDOVk__OciTdA

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_moya.doc134 КБ
Microsoft Office document icon viii_raund.doc32 КБ
Microsoft Office document icon vii_raund.doc26 КБ
Microsoft Office document icon v_raund.doc24 КБ
Microsoft Office document icon iv_raund.doc24 КБ
PDF icon urok_igra_klimat_rossii.pdf1.35 МБ

Предварительный просмотр:

урок-игра по теме

«Климат России»

Технологическая карта урока

Урок построен с учетом психолого-педагогической характеристики класса, с использованием элементов ЛОО: для большей часть детей этого возраста для возникновения стабильной учебной мотивации необходима деятельность, направленная на создание образов, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания.

Дидактическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.

Место урока: на изучение темы «Климат» в 8 классе отводится четыре  часа и это итоговый урок, на котором нужно  обобщить  знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование.

Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения. Так, на первых этапах урока осуществляется целеполагание и мотивация, сформулированные совместно с учащимися. Затем с целью актуализации субъектного опыта организуется беседа по изученным ранее вопросам, а так же предлагается логическое упражнение, всё это позволяет дать импульс к активной познавательной деятельности на протяжении всего урока.

При  повторении материала используется деятельностный подход и стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, а так же возможность выбрать наиболее рациональные из них.

Индивидуально- творческая работа это обязательный элемент ЛОО урока, на данном уроке происходит совместное моделирование картосхемы «Климатический образа России», а затем каждый в своей работе получает возможность выразить личное отношение к климатическому образу России, что помогает им в полной мере понять влияние климатических факторов на формирование климата страны.

Тип урока:  урок-игра.

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; закрепить знания учащихся  терминов и понятий темы,   основных факторов, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
  2. Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.

Оборудование: карты атласа,  физическая карта России, раздаточный текстовый материал.   мультимедийная презентация,  компьютер, раздаточный материал.

 

Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. Урок проводится в игровой форме, класс делится на две команды. Игра составлена на основе вопросов на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей, логического мышления. Предыдущая тема «Рельеф и недра России» дала возможность выявить некоторые климатообразующие факторы, что связало ее с последующим изучением климата страны.

Во время урока использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация с заданиями к игре. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерного изображения в сочетании с диалоговой формой общения позволяет закрепить и обобщить знания по  изучаемому разделу. Сама форма проведения урока – командная игра – позволяет включить в работу весь коллектив учащихся.

В ходе урока предполагается высокая активность и работоспособность учащихся, проявление интереса к изучаемой теме, положительный эмоционально-психологический настрой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем наш урок в необычной форме.  

2. Игра

Вступление к игре. Климат оказывает огромное влияние на хозяйственную деятельность и жизнь людей. Поэтому необходимость изучать климат страны является одной из первоочередных для создания более комфортных условий для проживания населения, его работоспособности и хозяйственной деятельности. Сегодня во время игры мы научимся применять полученные нами знания по разделу «Климат России» в практических целях. Поэтому основными целями этого урока являются:

  • закончить формирование представления о климатических условиях на территории России;
  • закрепить знания по основным направлениям программы данного раздела;
  • продолжить формирование умения составлять характеристику климатического пояса;
  • воспитать бережное отношение природе

Для данной игры класс делится на две равные команды. Каждая из команд выбирает себе капитана. В каждом раунде участникам придется ответить на один вопрос. Для подготовки ответа дается одна минута. Если команда отвечает досрочно и ответ правильный – призовой балл засчитывается этой команде. В случае неправильного ответа ход переходит к следующей команде по цепочке. Выигрывает команда, набравшая больше всего очков.  Оценки за урок получают все участники выигравшей команды и наиболее часто отвечавшие участники других команд              

Игру судит жюри  

I раунд «Разминка»

1. Господствующие ветры умеренных широт... (западные)

 
2. Ветры, господствующие на Дальнем Востоке ... (муссоны)


3. Полюс холода Северного полушария... (Оймякон).


4. Отношение годового количества осадков к испаряемости ... (коэффициент увлажнения)

    5. Наибольшее количество осадков получают:
а)котловины;
б)наветренные склоны гор;
в) подветренные склоны гор.

    6. Область высокого атмосферного давления... (антициклон).

    7. В Сибири очень холодные зимы, т. к. здесь господствует ...  

        (Сибирский антициклон).

    8. Область низкого атмосферного давления ... (циклон).

 

II раунд

Четкое соответствие

Обратите внимание на климатические диаграммы и предложенные ниже города России

Верхоянск.GIFСочи.GIF

                                   а)                                                                    б)

Владивосток.GIF

в)

Города:  Сочи, Верхоянск, Владивосток.

Вопрос: установите соответствие «климатическая диаграмма – город». В каких климатических поясах находятся эти города?

Ответ:  а – Верхоянск (резко континентальный климат), б – Сочи (субтропический климат), в – Владивосток (умеренный муссонный) (слайд 7).

III раунд

Выбери лучшее!

Вопрос: Каждая команда получает по пять карточек, на каждой из которых подписан термин, в т. ч. климатообразующие факторы. Из пяти терминов необходимо выбрать три климатообразующих фактор

Набор терминов:

1 группа

- географическое положение;

- близость морей и океанов;

- тектоническое строение;

- циркуляция воздушных масс;

- деятельность человека.

2 группа:

- подстилающая поверхность;

- древнее оледенение;

- морские течения;

- речная сеть;

- высота над уровнем моря.

 

Ответ:

Климатообразующие факторы

1 группа

географическое положение

циркуляция воздушных масс

близость морей и океанов

2 группа

подстилающая поверхность

морские течения

высота над уровнем моря

 

IV раунд

 Найди ошибки.

1 команда

Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико – до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.

 

IV раунд

 Найди ошибки.

2 команда

           Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом.   Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до               - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.

V раунд

Бесспорное знание (самопроверка)

Вопрос: Установите соответствие между столбцами

тип климата                                                    город России

арктический                                                   Игарка

субарктический                                             Тикси

умеренно-континентальный                     Тюмень

континентальный                                          Иркутск

резко континентальный                              Краснодар

муссонный                                                      Туапсе

субтропический                                             Хабаровск

Ответ

арктический – Тикси

субарктический – Игарка

умеренно-континентальный – Краснодар

континентальный – Тюмень

резко континентальный – Иркутск

муссонный – Хабаровск

субтропический – Туапсе

VII раунд

Угадай тип климата

 1 команда

В глубинах Сибири нa рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи - дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла.
   Днем все сверкает - сверкает солнце, сверкает снег. Туман уже растаял. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом - посмотришь вверх из окна теплого дома и скажешь: «Как летом». А нa дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет.
   Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят нe точками, а целыми кусками серебра. Шорох выдоха кажется «шепотом звезд». Мороз все крепчает. По тайге идет гул от звуков растрескивающихся деревьев. В Якутске средняя температура января -43°С, а с декабря пo март выпадает в среднем лишь 18 мм осадков.

2 команда

Обширное пространство от Балтики до Урала и даже дальше на восток становится ареной борьбы воздушных масс: пришлый сырой и теплый воздух, образующимся над сушей.
Борьба идет с переменным успехом, поэтому зимняя погода в Москве, например, неустойчива – то морозы, то оттепель.
    Материковый воздух, частью пришедший с востока, частью образовавшийся из морского воздуха, который уже успел охладиться над снежным покровом, пытается отстоять свои позиции и даже наступать. Ему помогают холодные воздушные массы, вталкиваемые циклонами и антициклонами с ледяных просторов Арктики В теплые дни Москва как бы сдвигается на широту Азовского моря, а в холодные -нa широту островов Новой Земли.

 Северо-запад европейской части России чаще видит вторжение атлантического воздуха, чем юго-восток.

VIII раунд

Заполните таблицу.

Влияние климата

Благоприятные Климатические факторы

Атмосферные явления

Неблагоприятные Климатические факторы

1. Короткие, теплые зимы без снега;

2. засуха;

3. сильные ветры;

4. туман;

5. суховей;

 6. большое количество солнечной радиации;

7. солнечные бури;

 8. ураган;

 9. нормальная влажность;

10. сильные морозы;

11. град;

12. пыльная буря;

13.  затяжные дожди;

14. нормальное атмосферное давление;

15. заморозки;

16. гололед;

17. магнитные бури;

18. отсутствие сильных ветров;

19. суровые длинные зимы.

IX раунд

С песней напоследок

Каждой из команд предлагается прокомментировать фрагмент песни. Та команда, которая отвечает правильно на вопрос, получает призовой балл (слайд 22).

Ответ. После летнего солнцестояния наше светило уходит с Северного тропика и постепенно перемещается к экватору. Высота Солнца в полуденное время уменьшается (угол падения лучей увеличивается!!!), его путь над горизонтом становится все меньше и меньше. Если в средних широтах 22 июня Солнце встает примерно на северо-востоке, то 23 сентября оно поднимется на востоке, и, проделав свой путь по небосводу, зайдет за горизонт на западе. Но если уменьшается путь Солнца над горизонтом, то уменьшается и продолжительность дня.

Ответ. В средних широтах Солнце каждое утро поднимается над горизонтом. За полярным кругом восходом Солнца можно любоваться уже не каждый день, а на полюсе — лишь раз в году.

Ответ. Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.

Подведение итогов игры.

   



Предварительный просмотр:

VIII раунд

Заполните таблицу.

 ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА

Благоприятные Климатические факторы

Атмосферные явления

Неблагоприятные Климатические факторы

1. Короткие, теплые зимы без снега;

2. засуха;

3. сильные ветры;

4. туман;

5. суховей;

 6. большое количество солнечной радиации;

7. солнечные бури;

 8. ураган;

 9. нормальная влажность;

10. сильные морозы;

11. град;

12. пыльная буря;

13.  затяжные дожди;

14. нормальное атмосферное давление;

15. заморозки;

16. гололед;

17. магнитные бури;

18. отсутствие сильных ветров;

19. суровые длинные зимы.



Предварительный просмотр:

VII раунд

Угадай тип климата

 1 команда

В глубинах Сибири нa рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи - дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла.
   Днем все сверкает - сверкает солнце, сверкает снег. Туман уже растаял. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом - посмотришь вверх из окна теплого дома и скажешь: «Как летом». А нa дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет.
   Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят нe точками, а целыми кусками серебра. Шорох выдоха кажется «шепотом звезд». Мороз все крепчает. По тайге идет гул от звуков растрескивающихся деревьев. В Якутске средняя температура января -43°С, а с декабря пo март выпадает в среднем лишь 18 мм осадков.

VII раунд

Угадай тип климата

2 команда

Обширное пространство от Балтики до Урала и даже дальше на восток становится ареной борьбы воздушных масс: пришлый сырой и теплый воздух, образующимся над сушей.
Борьба идет с переменным успехом, поэтому зимняя погода в Москве, например, неустойчива – то морозы, то оттепель.
    Материковый воздух, частью пришедший с востока, частью образовавшийся из морского воздуха, который уже успел охладиться над снежным покровом, пытается отстоять свои позиции и даже наступать. Ему помогают холодные воздушные массы, вталкиваемые циклонами и антициклонами с ледяных просторов Арктики В теплые дни Москва как бы сдвигается на широту Азовского моря, а в холодные -нa широту островов Новой Земли.

 Северо-запад европейской части России чаще видит вторжение атлантического воздуха, чем юго-восток.



Предварительный просмотр:

V раунд

Бесспорное знание

Вопрос: Установите соответствие между столбцами

тип климата                                                   город России

арктический                                                   Игарка

субарктический                                             Тикси

умеренно-континентальный                     Тюмень

континентальный                                          Иркутск

резко континентальный                              Краснодар

муссонный                                                      Туапсе

субтропический                                             Хабаровск



Предварительный просмотр:

IV раунд

 Найди ошибки.

1 команда

Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико – до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.

 

IV раунд

 Найди ошибки.

2 команда

           Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом.   Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до               - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по географии 8 кл Климат России

Задание по географии. Тема: Климат России. Вариант 1 1. Найдите соответствие:   Термин   Определение Циклон   Ветер сезонного направления, дующий лето...

Карточки по географии на тему "Климат России"

Дано 2 варианта заданий для учащихся по теме "Климат России".  Первое задание - установить соответствие, второе- рассчитаь коэффициент влажности и сделать вывод о типе климате. Желательно указать...

Урок обобщающего повторения по теме "Климат России"

На уроке проверяется умение работать с климатическими картами и климатическими диаграммами...

Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс

На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...

Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)

Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России".  Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат"....

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...