Урок географии в 6 классе на тему: "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Сазонова Жанна Алексеевна

Конспект урока географии в 6 классе по теме Озера содержит материал для проверки знаний предыдущей темы, знакомит учащихся с новой темой, позволяет закрепить полученные знания. К уроку разработан наглядный материал в форме презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk._urok_ozera.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 6 классе по теме «Озера»

Учителя МКОУ ТСШ п. Тутончаны Сазоновой Жанны Алексеевны

Цели:

1. Образовательная: сформировать представление об  озерах, образовании озерных котловин. Рассказать о значение озер и их охране.

2.  Развивающая: продолжить совершенствовать  умения и навыки работы с картами атласа и контурными картами, номенклатуру.

Научить давать  характеристики озер по картам и атласам.

3. Воспитывающая: 1)способствовать формированию у учащихся о бережном отношении человека к природе, о правилах поведения; патриотическое воспитание (в России находится как самое большое, так и самое глубокое озера мира)

Оборудование: физическая карта России, и карта полушарий.  атлас, учебник, карточки, проектор.

Тип урока: комбинированный, раскрывающий содержание темы.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, познавательный, практический, (демонстрация фотографий озер России, работа с картами.)                                         

                                     Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Проверка домашнего задания (уплотненная) : устно, фронтально.

- Фронтальный опрос (слайд 5), + описание своей реки по плану. 1 чел. У доски, остальные сдают на проверку

Вопросы:

1. Что такое река?

2.Место, где начинается река, называется ….

3. Место где река впадает в другую реку, озеро или море….

4.Из чего состоит речная система?

5. Участок земной поверхности с которой вода стекает в данную реку называется…

6. Граница разделяющая соседние речные бассейны называется…

7. Чем питаются реки?

8. В чем  разница между половодьем и паводком?

9. Чем отличаются горные реки от равнинных?

10. Опишите реку, ближайшую к вашему населенному пункту, по плану:

 Где находится исток и устье, к бассейну какого океана принадлежит, горная или равнинная, источник питания, когда наблюдается паводок и половодье, как используется человеком?

3. Изучение нового материала.

1.Формирование понятия –  «озера». (слайд 6)

Учащимся задается вопрос: «Что такое озеро»? Они пытаются сформулировать определение, затем сравнивая с эталоном,   записывают определение «озеро»

Озеро –– скопление воды на суше, в природном углублении

(котловине)

Учитель: Например самое большое озеро на Земле, море-озеро Каспийское. (слайд 7)

Самое глубокое озеро на планете тоже находится у нас в России, это озеро Байкал. (слайд 8).

- Как же образуются озера? (Вопрос к классу ) дети пытаются сформулировать ответ. Затем сравнивают свой ответ с ответом на слайде: Условия образования озер. (слайд9) Атмосферные осадки + котловина = озеро.

Ученые изучили все озера мира, и выяснили, что они имеют различное происхождение, соленость, одни из них сточные, а другие нет. (слайд 10)

Классификация озер (слайд 10-22)

                                                                      Озера

по сточности                                            по солености              по происхождению

сточные                                                           соленые                              старицы

бессточные                                                     пресные        ледниковые

                                                                                                                 тектонические

        вулканические

        карстовые

        запрудные

По происхождению озера бывают:

- тектонические (они образовались в трещинах земной коры или ее понижениях) например оз. Байкал. (слайд 11), оз. Каспийское. (слайд 12)

- Запрудные – озера, образуются в результате обвалов горных пород в речной долине. (слайд 13)

- Ледниковые - озера, образованные в результате таяния ледника в понижениях земной коры. Слайд 14

- Карстовые – озера, образовались в пустотах земной коры. Слайд 15

-  Вулканические - озера, образовались в кратере потухшего вулкана Слайд 16

- Старицы – мелкие озера, образовались в поймах рек. Слайд 17

По солености все озера делятся на пресные, их большинство,  и соленые, например оз. Эльтон и Баскунчак. Слайд 18. Соленое озеро – озеро, в котором испарение превышает количество выпавших осадков. Слайд 19.

По сточности: Озера из которых вытекают реки называются сточные например оз. Байкал. Слайд 20 (Рассмотрим карту в атласе: какая река берет начало из оз. Байкал?)

Озера из которых не вытекают реки называются бессточными. Например озеро-море Каспийское и Аральское (посмотрите на карту, вытекают ли из них реки?) Слайд 21.

- Для чего нужны Озера?  Ответ-показ слайда 22.

5. Закрепление: вопросы на слайде .-23

1. Что такое озеро?

2. Что такое озерная котловина?

3. Назвать условия образования озер.

4. Перечислить типы озерных котловин.

- Практическая работа: Нанести изученные озера на контурную карту (Перечень озер прилагается) Слайд 24

 6. Д/З. Слайд 25 - Доделать задание на контурной карте, чит. Параграф. 31 отв. на вопросы 1-6

7. Оценки за урок.

8. Рефлексия.

Краткий Самоанализ урока :

Урок прошел в соответствии с календарно-тематическим планом 6 класса по географии.

Фотоматериалы и схемы, показанные в презентации, позволили получить более обширные представления по теме озера, чего не может дать учебник и карта, именно по этой причине мною была выбрана именно такая форма урока.

На уроке использованы знания детей за предыдущий период обучения, он является пропедевтическим, т.к. знания об  Озерах необходимы и далее при прохождении программы 7-11 класса по географии.

Урок прошел в соответствии с планом, в ходе урока были достигнуты его цели и задачи.

На уроке создана благоприятная рабочая атмосфера, дети активно участвовали и при опросе домашнего задания и при изучении новой темы.

Работа с контурной картой, позволила применить свои знания на практике.

16. 02.2015                                    Сазонова Ж.А. ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии в 6 классе на тему: «Озера».

Сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых  озерах...

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

Уроки по географии 6 класс по теме Озеро.

Цели урока:      1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;2.Создать условия для...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища».

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища»....

Технологическая карта к уроку географии 6 класс по теме "Озера"

Технологическая карта предназначена для уроков географии в 6 классе, составлена к учебнику Т.П. Герасимовой "География. Начальный курс. 6 класс". Технологическая карта отражает современный в...