Разработка внеурочного мероприятия «Почва под ногами»
методическая разработка по географии

Датчук Александра Сергеевна

Мероприятие разделено 3 этапа:

1. Экскурсия в почвенный музей Воронежского государственного аграрного университета.

2. Полевая работа в близи аграрного университета.

3. Лабораторная работа в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_pod_nogami.docx817.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеурочного мероприятия «Почва под ногами»

В рамках выездного мероприятия в МБОУ Лицей МОК № 2 для у учеников 8 класса запланировано внеурочное мероприятие. Мероприятие разделено 3 этапа:

1. Экскурсия в почвенный музей Воронежского государственного аграрного университета.

2. Полевая работа в близи аграрного университета.

3. Лабораторная работа в школе.

Экскурсия в почвенный музей Воронежского государственного аграрного университета. По предварительной договорённости с университетом ребята посетят музей. В почвенном музее представлены сгруппированные по почвенно-климатическим зонам образцы почвенных монолитов России и Узбекистана. Посетив этот музей, школьник наглядно увидит сходства и различия разных монолитов, происхождение с формирование почвы, на территории Российской Федерации [28].

Рисунок 35 – Коллекция почвенных монолитов [47].

Полевая работа вблизи аграрного университета. В рамках практических заданий по изучению почвы была выбрана полевая работа в близи Воронежского государственного аграрного университета.

Рисунок 36 – Аэрокосмический снимок района Воронежского агроуниверситета (Система Яндекс.Карты [65]).

На территории учебного поля ВГАУ по разрешению администрации университета ученики смогут заложить и изучить почвенные горизонты и сделать описание почвенного разреза в виде таблицы. Самый маленький и верхний горизонт – это трава с опавшими листьями (А0) (на распаханных участках отсутствует, здесь имеется горизонт Апах). Первый и самый важный горизонт только в нем накапливается гумус – это гумусовый горизонт (А1). Следующим горизонтом идет горизонт вымывания (А2) или подзолисты горизонт. Этот слой имеет своеобразную окраску сероватой золы. Проникая в этот горизонт, вода растворяет микроэлементы и проносит их в более глубокие горизонты почвы. Вымывая полезные вещества из горизонта, вода попадает в следующий слой – горизонт вмывания (В). Этот горизонт богат питательными веществами что делает его плодородным, но не на столько как гумусовый горизонт. Последний горизонт представлен материнской породой (С). Она входит в состав почвенного профиля потому что она служит основой для формирования почвы, но почвой не является.

Рисунок 37 – Почвенные горизонты [12].

Для описание почвенных горизонтов необходима указать где был заложен почвенный разрез и какого размера.

Таблица 3 – Описание почвенных  горизонтов.

Название горизонта

Длинна горизонта в разрезе

Структура почвы в горизонте

Цвет почвы

А0 –

А1 –

В –

С –

Также на полевой практике школьники осуществляют отбор почвы из каждого горизонтадля лабораторных исследований.

На лабораторном занятии школьники выполнят ряд опытов с почвой на определение кислотности, наличию в каждом горизонте минеральных веществ, определение состава почвы и степени загрязненности (в зависимости от наличия необходимого оборудования и реактивов в кабинете химии).

Определение кислотности почвы.

Оборудование: уксус 9%, 100 гр. чернозема, тарелка.

Ход выполнения: распределить землю на тарелке толщеной в 1 см с углублением по середине; налить не большое количество уксуса в углубление.

Рисунок 38 – Определение кислотности почвы (фото автора).

На рисунке 21 слева показано распределение чернозема по поверхности. Справа в почву налит уксус. Появление пены показывает, что почва слабо кислая больше щелочная так как кислота взаимодействует только со щелочью. Отсутствие пены указывает на кислую почву, так как кислота с кислотой не взаимодействует.

Определение минеральных веществ в почве горизонта.

Оборудование: стакан воды, мерная ложка, кусочек стекла прямоугольного размера, горящая лучинка, почв (для каждого горизонта).

Ход работы: в стакан воды добавьте меной ложечкой не большой количество почвы и растворите ее. Затем добавьте немного полученной жидкости на стекло и поднесите стекло над горящей лучинкой.

Рисунок 39 – Минеральные вещества в почве (фото автора).

После испарения растворенной в воде почвы, на стекле остались белые разводы. Это свидетельствует о наличии соли (не испаряется вместе с водой) и минеральных веществ в почве гумусового горизонта.

Определение состава почвы.

Оборудование: прозрачный стакан или банка, вода, почва.

Ход работы: насыпьте в стакан почву, залейте водой и размешайте, оставить в спокойном состоянии на 10-15 минут.

Рисунок 40 – Состав почвы (фото автора).

На рисунке видно четкий состав почвы. На дно опустился чернозем с малым количеством песка, следующий тонкий еле заметный слой глины. Следующий нерастворимый слой пыли и на поверхность поднялся естественный мусор: остатки не перегнивших листьев мелкие корешки травы.

Таким образом, развитием научно-познавательной активности школьников можно активно заниматься, как на уроках географии, так и в рамках внеурочных мероприятий. Творческие задания, наблюдения, лабораторные работы можно использовать, комбинируя необходимым образом в рамках практически любой темы курса Географии России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Разработка внеурочного мероприятия "Губительная сигарета"

Пособие выполнено в технологии развития критического мышления....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Разработка внеурочного мероприятия "Ко дню автомобилиста"

Внеурочное мероприятие, посвященное "Дню автомобилиста" для студентов групп НПОМожно использовать для учащихся 10 - 11 классаПлан: Журнал - презентация  «История создания автомобилей»Конкурс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...