Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по теме "Дети блокадного Ленинграда в Краснозерском".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_meropriyatiya.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия военно-патриотической направленности «Дети блокадного Ленинграда в Краснозерском»
Авторы:, Тилина Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы (svetlana-tilina@mail.ru), Матвиец Софья Петровна, руководитель музея истории школы (sonik15@yandex.ru)
Место работы: МОУ Краснозерская средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Краснозерское, Краснозерского района Новосибирской области
Предмет: история, литература; интегрированный урок.
Тема: Дети блокадного Ленинграда в Краснозерском.
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 9, 10, 11 классы.
Технологии: Microsoft Office Power Point (2003, 2007), Microsoft Office Word (2003), Adobe Photoshop, AVS Video Editor, MAGIX audio cleaning lab.
Ход занятия:
Цель: приобщение краснозерских школьников к сохранению памяти об истории детского дома в Краснозёрском.
Задачи:
- Создание условий для раскрытия творческого потенциала, развития исследовательской и ИКТ-компетентности, самостоятельности, самореализации учащихся в процессе работы над проектами различной предметной направленности.
- Изучение роли детского дома в жизни детей, эвакуированных в годы войны из блокадного Ленинграда в Краснозёрское.
- Воспитание гордости за историю своего села, уважение к жизни старшего поколения (взрослых и детей в годы войны).
Участники: ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения Мышко Т.И., учитель истории и обществознания МОУ Краснозерской средней школы №2 Слепцова Г.Ф., выпускница школы, руководитель группы «Поиск» Понаморенко Л.И.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, листочки, ручки.
Формы работы на уроке: беседа, сообщения учащихся, работа в группах.
Краткое содержание урока памяти:
- Организационный момент.
- Представление исследования
1) беседа,
2) сообщения учащихся,
3) выступление приглашенных.
- Практическая работа.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Организационный момент. Сообщение целей урока.
- Слово учителя:
- Время неумолимо идёт вперёд, и всё дальше в прошлое отодвигается Великая Отечественная война. В истории нашего посёлка приближается историческая дата— 70 лет Краснозёрскому детскому дому, который стал родным для детей Ленинграда (1942-1961 гг.). Музей истории школы и учащиеся 9А класса выступили с инициативой провести исследование по изучению уникальной страницы истории Краснозерского детского дома в военные и послевоенные годы. Исследовательская группа создала медиапроект, который на сегодняшнем занятии представит вашему вниманию.
2) выразительное чтение эпиграфа к уроку.
Все это называется - блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь Родина согреет их везде…
Елена Вечтомова
- Как вы понимаете слова Елены Вечтомовой?
- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
- Сколько времени длилась блокада?
(Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.)
I. История детского дома в Краснозерском. Сообщения учащихся
-Слово ученику ВодолазскихА., участнику исследовательской группы:
Осень 1942 года. Из военного Ленинграда началась эвакуация детей. На машинах детей довезли до Ладожского озера. Через Ладожское озеро ночью началась переправа. Переправлялись на барже, как только стали переправляться, немцы начали бомбить, но переправлялись под прикрытием самолётов. Бомбы рвались то справа, то слева, но в баржу не попадали. Дальше ехали на машинах, потом в грузовых вагонах, где были сделаны нары, потом перешли в пассажирские вагоны. Ехали около четырёх недель, кормились на станциях в специальных пунктах. Ехали в Краснозерский интернат.
И смотрела осень 42-го года в лица эвакуированным детям. Сто пятьдесят маленьких судеб.
- Слово ученице Панасенко А., участнице исследовательской группы:
В годы войны в Краснозерское были эвакуированы дети из города Ленинграда, некоторые из них были с родителями, прибывшими в качестве воспитателей и обслуживающего персонала. Число детей составляло по данным архивного документа на 1 декабря 1944 года – 119 человек. Вместе с детьми Ленинграда находились дети из Краснозерского района – 8 человек.
Слово ученику Гайнуллину Р., участнику исследовательской группы:
В Краснозерске голодных, больных детей встретили с большим сочувствием и пониманием. Некоторые женщины угощали детей молоком и хлебом.
Сначала детей поместили в школе. Потом они в ней учились три года. Когда перешли в своё помещение, то началась самостоятельная жизнь детского дома.
Директором назначили Сердюкову Веру Владимировну, заведующую Ленинградким детским домом №2, завучем – Сипягину Анну Александровну.
-Слово ученице Буравлёвой А., участнице исследовательской группы:
Связь детдомовцев с жизнью села была очень тесной. Очень много сделали краснозерцы для ленинградцев, для детского дома.
Первый год колхоз давал дрова, а потом уже стали заготавливать сами.
В местной гончарной мастерской были сделаны стаканы и миски из красной глины.
Потом колхоз дал рабочего быка, и детдомовцы принимали участие в уборке и обмолоте урожая.
За речкой был выделен участок земли, где ребята выращивали овощи.
В самом детском поле ребята расположились так: дошкольники девочки и мальчики были в одной комнате – 25 человек. Спали по три человека на двух кроватках. В этой комнате и играли, прямо на кроватках, не было места даже для стола. Школьники были по разным комнатам.
У старших ребят был свой подшефный малыш. Они следили за младшими и делились хлебом. Старшие и сильные не обижали, а всегда старались помочь младшим, чем только могли. Все были очень голодные и никак не могли наесться. Продуктов питания не хватало. После ужина нянечки часто приносили в группу остатки хлеба и мгновенно всё съедалось. И каждый обязательно, хоть немножко, приносил своему подшефному малышу.
Летом с продуктами было немножко легче, привыкли есть паслён, эти чёрные крупные и сладкие ягоды. Сибирские поля, рощи и поляны с земляникой поражали детское воображение.
Местные жители очень жалели детей и частенько подкармливали наваристыми сибирскими щами. Чем могли, тем и помогали.
Учились дети в Краснозерской средней школе вместе с краснозерскими ребятами. Занятия длились до 2-х часов.Не хватало топлива, в школе было очень холодно, не было электричества. Писать было не на чем, не было бумаги. За партами сидели по три человека. Было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила. Уроки учили на переменах, вечерами учить уроки было невозможно – для освещения не хватало керосина, приходилось экономить.
Но дети хотели учиться и старались изо всех сил. Не хватало топлива, приходилось заготавливать дрова самим. За дровами ездили далеко в околки на лошадях, сами пилили березы. Колхоз дал детскому дому рабочего быка, на котором возили воду.
-Спасибо большое всем выступающим.
- Слово учителя:
После окончания войны все воспитанники разъехались.
Из 126 ребят осталось только 26.
По приказу Новосибирского ОБЛОНО 100 воспитанников и работники Ленинградского детского дома специальным поездом были отправлены в Ленинград. Но детский дом не прекратил своего существования, в нём осталось 26 ленинградцев и местных ребят, которые потеряли своих родителей, а ещё здесь стали жить ребята из Татарского детского приюта.
После войны детский дом продолжил своё существование.
Лето, по истине, было трудовым. Уезжали на заготовку дров, косили сено, собирали ягоды. После работы уходили в походы. Шли пешком, ночевали в поле и на берегу реки, в селах. В пути делали остановки, собирали гербарий, насекомых, посещали исторические места, вели дневники, давали концерты. К учебному году приходили загоревшими, повзрослевшими и начиналась школьная жизнь.
Воспитатели стремились привить ребятам лучшие качества, учили петь, ставить спектакли, готовить литературные и музыкальные вечера.
II. Поисковая операция «Детский дом в Краснозерском»
В 1983 году стартовала поисковая операция «Детский дом в Краснозерском» по созданию истории детского дома в годы Великой Отечественной войны. (слайд № 12) Была создана группа «Поиск». В её составе работали учащиеся 7 «Б» класса Краснозерской средней школы.
- Мы приглашаем выступить присутствующего гостя, участника группы «Поиск» тех лет Понаморенко Л. И.
- Слово учителя: Ребята проделали очень большую работу. Бывшие воспитанники детского дома были очень тронуты вниманием и приглашением на вечер встречи выпускников.
III. Встреча воспитанников детского дома в Краснозерском
В мае 1985 года состоялась долгожданная встреча бывших воспитанников и работников детского дома.
Из г. Ленинграда бывшие воспитанники детского дома приехать не смогли, но встреча всё же состоялась.
-Прослушайте, пожалуйста, интервью с директором МОУ КСОШ №2 Рубан П.А., который в те годы был руководителем группы «Поиск».
Состоялась торжественная линейка в Краснозерской средней школе, на которой со словами приветствия выступила секретарь комитета комсомола школы Дубина Галина. (слайд № 18, 19)
- Слово для выступления предоставляется учителю истории и обществознания МОУ Краснозерской средней школы №2 Слепцовой (Дубина) Г.Ф.
- Слово учителя: Встреча проходила в торжественной обстановке в Доме культуры.
Ведущей встречи была учитель русского языка и литературы, ныне ветеран педагогического труда Т.И.Мышко.
- Слово для выступления предоставляется ветерану педагогического труда, Отличнику народного просвещения Т.И. Мышко.
- Слово учителя: После окончания вечера встречи была посажена Аллея в честь встречи бывших воспитанников детского дома. О встрече рассказала в то время районная газета «Краснозерская новь» (слайд № 23)
IV. Работа в группах:
- Ребята, мы предлагаем вам разделиться на три группы для дальнейшей работы. Каждая группа получит вопрос для обсуждения.
(Вопросы:
- Как вы думаете, почему дети, несмотря на тяжёлые условия жизни, хотели учиться?
- Какую роль сыграл период жизни в детском доме в Краснозерском в судьбе детей из города Ленинграда?
- Как вы думаете, что мы можем сделать для сохранения памяти о тех годах?
В работе ребята используют такой приём, как «мозговой штурм»)
V. Обсуждение результатов работы групп
Выступление представителей от каждой группы с представлением результатов работы.
- Слово учителя: мы помним духовный подвиг наших сверстников – ленинградцев, работников детского дома, детей и жителей Краснозёрского и гордимся им!
VI. Рефлексия
- Ребята, ответьте, пожалуйста на вопрос: Что я расскажу другу или родителям о том, что узнал сегодня на занятии?
VII. Домашнее задание
- Зайти на сайт, на котором размещёна полная версия медиапроекта, просмотреть ролик. http://www.youtube.com/watch?v=KTPLJrAgcjo
- Рассказать родителям, братьям, сёстрам, друзьям, о том, что узнали сегодня на Уроке Памяти.
- Создать буклет, посвящённый теме сегодняшнего занятия. Приветствуются разные виды буклетов: созданные в программе Microsoft Publisher или нарисованные, с использованием аппликации и т.д. ( В дальнейшем из буклетов, созданных учащимися, оформляется выставка, посвящённая теме занятия в Музее истории школы).
Список использованных источников:
- Материалы из фондов музея истории школы и МУК «Художественно-краеведческого музея»
- Интернет – ресурсы:
http://www.encspb.ru/ru/. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/101022/. Песни о Петербурге-Ленинграде.
http://dlib.eastview.com/browse/doc/22444078. Эвакуация детей в Западную Сибирь (1941-1945 гг.)
http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/1464-10.html. Сибирь и сибиряки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
http://www.htsi.ru/. Фотографии Блокадного Ленинграда. http://www.maya.sakha.ru/news.php?readmore=1093. Фотографии детей во время Великой Отечественной войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"
В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...
Методическая разработка внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина «20 лет Российской Конституции»
Уважаемые коллеги! Рад вам представить методическую разработку внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина "20 лет Российской Конституции" (участвовала в конкурсе "20 лет Конституции РФ") Может...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"
Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.
Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....
Методическая разработка по проведению военно-патриотического мероприятия в школе.
Методическая разработка по проведению военно-патриотического мероприятия в школе. Положение соревнований посвещенных 100 со дня рождения М.Т. Калашникова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...