Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
методическая разработка по русскому языку на тему

Попова Светлана Борисовна

 

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.

2.     В методической разработке  представлены: правила чистоты речи; конкурс пословиц и поговорок; викторина «Современный этикет»; викторина «Приветствие»; определение форм речевого этикета в ситуациях: извинения, просьбы, благодарности, знакомства, приветствия, прощания.  

3.     Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка и литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_shkola_povedeniya_.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО  СО «Ирбитский аграрный техникум»

 Школа правильного поведения

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеурочного мероприятия  по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

 

Разработала преподаватель:

 Попова Светлана Борисовна

п. Зайково

2011г.

Аннотация

 Попова С.Б. Методическая разработка внеурочного мероприятия по

                       дисциплине  «Русский язык и культура речи»

                          Ирбитский аграрный техникум, 2011 год.

  1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.
  2. В методической разработке  представлены: правила чистоты речи; конкурс пословиц и поговорок; викторина «Современный этикет»; викторина «Приветствие»; определение форм речевого этикета в ситуациях: извинения, просьбы, благодарности, знакомства, приветствия, прощания.  
  3. Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка и литературы.

Содержание

Введение                                                                                             4    

1. Устный журнал «школа правильного поведения»                     5

1.1 Методика проведения                                                                 5

1.2 Подготовительная работа                                                           5

2. Ход устного журнала                                                                     6

2.1. Первая страничка журнала «Моя речь - мое зеркало»            6

2.2. Вторая страничка «Правила хорошего тона»                           9

2.3. Третья страничка «Формы речевого этикета»                         11

3. Заключение                                                                                     13

4. Литература                                                                                      14

Приложения 1. Пословицы и поговорки о правилах поведения.

Приложение 2. Викторина «Современный этикет»

Приложение 3. Викторина «Приветствие»

Приложение 4. Карточка «Формы речевого этикета»

Введение

Современная педагогика из диалектической, стремящейся передать некую сумму знаний и апеллирующей преимущественно к памяти, становится педагогикой динамической. Это означает, что учеба должна способствовать развитию самостоятельного и творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности, этому способствует введение игры в систему обучения.

           Знание себя, осознание всего своего многообразия индивидуальных свойств и качеств дает человеку возможность эффективно развиваться, совершенствоваться, адекватно реагируя на внутренние и внешние изменения.  

Деятельность становится игрою в том случае, когда она обретает черты, которые видятся игровыми.  Представленная в разработке форма устный журнал предназначена для проведения во внеурочное время со студентами первого, второго курса  техникума.  Проведение не требует специальной подготовки к ней от студентов по дисциплинам, и в то же время способствует закреплению изученного материала студентами и развитию их творческих способностей.

Игра приурочена к неделе  общеобразовательных дисциплин, традиционно ежегодно проводимой в Ирбитском аграрном техникуме.

 

 

  1.  Устный журнал «Школа правильного поведения»

  1. Методика проведения

Методическая цель: показать преподавателям методику организации и проведения  внеурочного мероприятия по дисциплине «русский язык и культура речи»;

Цели: 

  1. стимулировать у студентов интерес к внеурочным мероприятиям;
  2. привить студентам интерес к игровому занятию;
  3. способствовать формированию у студентов чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, уважительного отношения друг к другу;
  4. развить у студентов чувства здорового соперничества, духа соревнования;
  5. расширить кругозор студентов, способствовать развитию у них любознательности и потребности в повышении уровня знаний;
  6. сформировать умения быстрого нахождения решения в конкретной ситуации;
  7. развить творческие способности студентов.
  8. сформировать навыки устного, правильного ответа на поставленный вопрос,  умения быстро находить ответ на вопрос, принимать решения;

Оформление и оборудование.

  1. Плакаты с высказываниями о правильной, хорошей речи.
  2. Компьютер, проектор.
  3. Мультимедийная презентация.
  4.  Жетоны.
  5.  Карточки «Формы речевого этикета»
  6.  Карандаши.

Место и время проведения.

Кабинет № 203 «Мультимедийный класс», 45 – 50 минут.

2.2 Подготовительная работа.

  1. Выдать студентам  стихотворения за неделю до проведения  устного журнала.
  2.  Расставить столы в кабинете следующим образом:  в форме круглого стола.
  3. Подготовить  музыку «Чему учат в школе».
  4. Подготовить фрагмент киножурнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты».
  5.  Подготовить мультимедийную презентацию.
  6. Написать объявление о времени и месте проведения конкурса.
  7. Приготовить призы для награждения победителей.

Ход устного журнала

Звучит музыка «Чему учат в школе». Начинается фрагмент киножурнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплементы». На экране высвечивается тема устного журнала «Школа правильного поведения».    

Слайд 1.

1 вед: Добрый день дорогие друзья.

2 вед: Добрый день наши многоуважаемые гости.

1вед: Мы пригласили Вас на наше внеклассное мероприятие, которое проведём в форме устного журнала под названием «Школа правильного поведения». Не случайно мы начали наше мероприятие с этого поучительного фрагмента из киножурнала «Ералаш», ведь ещё А.П.Чехов сказал «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли »

Слайд 2.

Открываем первую страничку нашего журнала «Моя речь - моё зеркало».

Язык народа и богат, и точен,                      

 Но есть увы, и бранные слова,                            

Они растут, как сорная трава,                              

  У плохо перепаханных обочин

 

1 вед: Что такое сквернословие - порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Также как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести - безусловно порок. Потом постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов. Однажды поэт Федоров сказал:

 

1 студент: 

Слова - дрова. Нас греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Всё время топится словами.

И сырость слов и сырость дров

Один и тот же грех имеют

Трещат, дымят, но мало греют

И душу в непогодь, и кров

Слова бывают и скверны.

И дым от них такого рода,

Как будто у живой души

Забиты сажей дымоходы.

                    В. Федоров «Слова - дрова, нас греет речь».

 1 вед: Готовясь к нашему мероприятию, мы провели анкетирование студентов «Сквернословие в моей жизни». И вот какие результаты были получены.

Слайд 3.

вопрос

ответ

юноши

девушки

Как часто вы произносите бранные слова?

редко

55 %

75 %

часто

45 %

15 %

совсем не употребляют

0

10%

Что вы чувствуете, когда произносите бранные слова?

ничего

55 %

25 %

неудобство

20%

10%

разочарование в себе

0

65 %

не знаю

25 %

0

Как вы думаете, что чувствуют другие, когда слышат от вас бранные слова?

им всё равно

40 %

0

им неприятно/ считают меня не культурным

15 %

80%

им завидно

5 %

0

не знаю

40%

20 %

1 вед: Сквернословие охватило почти все возрасты, все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, но и при самой задушевной беседе.    

2 студент: 

Человек даже очень важный,

Верх учености и культуры,                                                                                             Так вдруг брякнет многоэтажно,                                                                      

 Что такой в чертежах бумажных                                                                                    Не бывало архитектуры...                                                                                                Раньше в семьях, смиряя плач                                                                                     Говорили «Пьет, как сапожник»!                                                                              

Скоро скажут: «Он пьет, как врач»!                                                                          

«Он ругается, как художник»!

 1 вед: Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда - то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «так значит», «так сказать» и т.д. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или эквиваленты.                                                                            

Иностранцы, приезжая на учёбу или работу в Россию, попадая в студенческие общежития, на первых же занятиях спрашивают у преподавателей, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, инженеров - студентов высшей школы.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка? Надёжных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.                                                        

Слайд 4.

 Правило первое.

Не говорить плохих слов самому. Вспомним слова А.И.Солженицина. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в нём, - но не через меня». Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие - «целомудрие». Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно также можно беречь и целомудрие собственной речи. Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, незримую планку нашего авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.

Правило второе мы сформулируем так: «Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета».

Очень часто сквернословие объясняют так: «Я расслабился», - говорит человек. Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем всем спектром прекрасных возможностей, умение сильно и ярко мечтать, спортивное напряжение, занятие музыкой, рисование, коллекционирование, исполнение домашних дел - это далеко не полный перечень возможности расслабиться.

Я провозглашаю следующее правило; «Сегодняшний день - мой главный день, сегодняшнее слово - моё лучшее слово».                                       

 Нельзя рассуждать так: «Пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в быту, и недобрые взаимоотношения и сквернословие.

Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду - возможно ли это? Безусловно, нет. Так давайте научимся просить прощения, если с языка что - то сорвалось. Пусть это станет ещё одним нашим правилом.

Современные поэты и писатели являются настоящими борцами за чистоту русского языка. Послушайте стихи Эдуарда Асадова «О брани».        

3 студент: 

Это будут стихи не о том

Что взволнованно в душу просится,    

А совсем о другом, о таком

И писать - то о чем не хочется.    

Но молчанием зла не пресечь    

И без длительных предисловий  

Скажем коротко: эта речь,              

 Уж простите, о сквернословии.

 Существует она давно,

Злое, грубое, озорное.

 И отнюдь не секрет, что оно

 Где -то в древности рождено

 Горем, пьянством и всё такое.

 Почему же теперь, когда

Человек, оседлав надежды,

Сел в могучие поезда

 Взмыл на спутнике, как звезда,

Сквернословье живет, как прежде?

Да еще обрело сейчас

И такие, увы, тенденции:

От ходя от народных масс

Зреет в сферах интеллигенции.

 Видно, ругань, её того:

От пропойцы услышать тошно,

А с ученостью ничего,

При высокой культуре - можно!

В общем; чуть ли не высший шик:

Как узор на дорожке скатертной,

Как второй иностранный язык,

Скажем, русский, французский и матерный!

Слайд 5.

2 вед: Открываем вторую страничку, которая называется «Правила хорошего тона».

Говорят в технический век

Человек - это мысль и дерзание,

Значит должен такому званию

Соответствовать человек!

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определённую культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими. Манеры - изысканными или вульгарными, отношения к другим - достойными или вежливыми. Общая культура поведения складывается из многих составляющих и вряд ли нужно объяснять, насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Правила поведения, присущие тому или иному народу, нашли отражения в фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их. Я буду начинать фразу, а вы продолжайте

В чужой монастырь .. .(со своим уставом не ходят).

Дарёному коню .. .(в зубы не смотрят).

Семеро одного .. .(не ждут).

Худой мир .. .(лучше доброй ссоры).

Не бросай камня ...(в чужой огород).

Яйца курицу ...( не учат).

Посади свинью за стол .. .(она и ноги на стол).

Всяк сверчок .. .(знай свой шесток).

Не плюй в колодец ... (пригодится, напиться водицы).

Предлагаем Вам викторину, посвящённую правилам поведения в современном обществе. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Это правило будет действовать сегодня во всех викторинах. Победителем окажется тот, кто наберёт к концу нашего мероприятия наибольшее количество жетончиков.

Слайд 6.

Викторина «Современный этикет»

  1. Употребимо ли обращение «дядя» или «тётя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники).
  2. Прилично ли есть или пить на улице? (неприлично, это некрасиво смотрится со стороны).
  3. Можно ли у собеседника интересоваться его денежными доходами? (уважающий себя и собеседника человек никогда не спросит о чьих бы то ни было доходах и о своих говорить не станет).
  4. Представьте себе, что вы находитесь в концертном зале, и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим).

       5. Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т.д.).

Вот мы и удостоверились, что наши студенты владеют навыками хорошего тона. Каждый волен сам выбирать - соблюдать эти требования или не соблюдать. Но, если вы хотите производить на людей приятное впечатление, без знаний хорошего тона вам не обойтись. И мы надеемся, что вторая страничка нашего устного журнала помогла вам найти ответы на множество вопросов, которые могут возникнуть в вашей жизни в процессе общения.

Слайд 7.

1 вед: открываем третью страничку нашего журнала «Формы речевого этикета»

Любая встреча начинается с приветствия. Но как нужно приветствовать людей, чтобы произвести на них благотворное впечатление. Предлагаю ответить на вопросы викторины «Приветствие».

Слайд 8.

Викторина «Приветствие»

  1. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым - вошедший или же, тот, кто находится в помещении? (вошедший)
  2. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (свои имена)
  3. Если двух незнакомых людей знакомит кто-то третий, он представляет одного другому. Скажите, если вам нужно познакомить: женщину и мужчину, старшего и младшего, руководителя и подчиненного - кого кому вы будете представлять? (мужчине представляют женщине, младшего старшему, подчиненного - руководителю).
  4. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (да)
  5. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (когда её представляют старшему по возрасту или по положению)
  6. Что принято говорить когда процедура представления закончилась? (необходимо выразить радость по поводу знакомства традиционными фразами «очень приятно», «очень рад» и т. д.)

Молодцы все участники.

Вежливое приветствие это только половина успеха, не зря народная мудрость гласит: «встречают по одёжке, а провожают по уму», то есть нас воспринимают так, как мы проявили себя в процессе общения.

Предлагаю разделиться по два человека и выполнить задание:

Перечислите формы речевого этикета в ситуациях: извинения, просьбы, благодарности, знакомства, приветствия, прощания

Слайд 9.

  1. Простите        
  2. Будьте добры
  3. Очень признателен
  4. Да, конечно         
  5. Не стоит
  6. Добрый день
  7. Разрешите вам представить         
  8. Всего доброго
  9. Добрый вечер
  10. Разрешите представиться
  11. Приношу вам свои извинения
  12. Очень тронут вашим вниманием
  13. До встречи!
  14. Рад вас приветствовать
  15. Познакомьтесь, пожалуйста
  16. Прошу прощения
  17. Я вам очень обязан
  18. У меня к вам просьба
  19. Разрешите поблагодарить вас
  20. Здравствуйте, Ирина         
  21. Разрешите удалиться
  22. Моя фамилия Иванов
  23. Сделайте одолжение
  24. Извините меня
  25. Приветствую вас                
  26. До скорой встречи

                

Молодцы! Все справились с заданием.

Закрывая третью страничку, сделаем вывод, что вы умеете правильно использовать формы речевого этикета.

 2 вед: Подведем итоги ваших ответов на викторины и определим победителя. (победителю вручается приз: блокнот и набор ручек).

Слайд 10.

Подводя итоги нашего мероприятия, скажем, что человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить всё человечество, но всё останется напрасно до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах.

Л.Н.Толстой сказал: «Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством».

Заключение.

Внеурочные мероприятия, такие как устный журнал «Школа правильного поведения», позволяют прививать  студентам правила хорошего тона, умение правильно держаться в обществе, развить их творческие способности и расширить кругозор. Привлечение студентов к  игровым занятиям   способствует сплочению коллектива учебных групп, развитию их взаимовыручки и товарищества.

Различные конкурсы с элементами  учебных дисциплин разрушают традиционность восприятия  студентами  предметов, которые они изучают на занятиях.

Я считаю, что проведение подобных мероприятий в техникуме оправдано, так  как они повышают качество подготовки специалистов.

Литература

  1. Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.
  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М. 1947.
  3. Они И.А. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – М.1990
  4. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. – Л.1991.
  5. Развитие личности ребёнка. Перевод с англ. М.-1987.
  6. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. М. 1972.
  7. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003

Приложение1

Пословицы и поговорки о правилах поведения.

В чужой монастырь .. .(со своим уставом не ходят).

Дарёному коню .. .(в зубы не смотрят).

Семеро одного .. .(не ждут).

Худой мир .. .(лучше доброй ссоры).

Не бросай камня ...(в чужой огород).

Яйца курицу ...( не учат).

Посади свинью за стол .. .(она и ноги на стол).

Всяк сверчок .. .(знай свой шесток).

Не плюй в колодец ... (пригодится, напиться водицы).

Приложение 2.

Викторина «Современный этикет»

  1. Употребимо ли обращение «дядя» или «тётя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники).
  2. Прилично ли есть или пить на улице? (неприлично, это некрасиво смотрится со стороны).
  3. Можно ли у собеседника интересоваться его денежными доходами? (уважающий себя и собеседника человек никогда не спросит о чьих бы то ни было доходах и о своих говорить не станет).
  4. Представьте себе, что вы находитесь в концертном зале, и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим).

       5. Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т.д.).

Приложение 3.

Викторина «Приветствие»

  1. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым - вошедший или же, тот, кто находится в помещении? (вошедший)
  2. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (свои имена)
  3. Если двух незнакомых людей знакомит кто-то третий, он представляет одного другому. Скажите, если вам нужно познакомить: женщину и мужчину, старшего и младшего, руководителя и подчиненного - кого кому вы будете представлять? (мужчине представляют женщине, младшего старшему, подчиненного - руководителю).
  4. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (да)
  5. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (когда её представляют старшему по возрасту или по положению)
  6. Что принято говорить когда процедура представления закончилась? (необходимо выразить радость по поводу знакомства традиционными фразами «очень приятно», «очень рад» и т. д.)

Приложение 4.

Перечислите формы речевого этикета в ситуации просьбы

  1. Простите
  2. Будьте добры
  3. Очень признателен
  4. Да, конечно
  5. Не стоит
  6. Добрый день
  7. Разрешите вам представить
  8. Всего доброго
  9. Добрый вечер
  10. Разрешите представиться
  11. Приношу вам свои извинения
  12. Очень тронут вашим вниманием
  13. До встречи!
  14. Рад вас приветствовать
  15. Познакомьтесь, пожалуйста
  16. Прошу прощения
  17. Я вам очень обязан
  18. У меня к вам просьба
  19. Разрешите поблагодарить вас
  20. Здравствуйте, Ирина
  21. Разрешите удалиться
  22. Моя фамилия Иванов
  23. Сделайте одолжение
  24. Извините меня
  25. Приветствую вас
  26. До скорой встречи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка по учебной дисциплине «Русский язык и литература» Официально-деловой стиль

Методическая разработка по учебной дисциплине "Русский язык и литература" для специальностей "Сварочное производство", "Моделирование и конструирование швейных  изделий" по теме "Официально-делов...

Методическая разработка для преподавателя по русскому языку и культуре речи Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность»

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»...

Методическая разработка внеурочных занятий по русскому языку в 10 классе по теме: «Окказионализмы как лингвистическое явление»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №428 Приморского района г. Санкт-Петербург Мордвина Екатерина Дмитриевна.Разработанный план-конспект двух внеклассных занятий по русскому языку дополнит ...