Методическая разработка для преподавателя по русскому языку и культуре речи Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность»
методическая разработка по русскому языку

Науменко Людмила Ивановна

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_slavyanskoy_pismennosti.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

БПОУ ВО «БМТ»

Методическая разработка для преподавателя

по русскому языку и культуре речи

Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность» 

 Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры

             

                              

                                                   Преподаватель:

                                                  Науменко Л.И.

                                                          Для специальности:

      34.02.01«Сестринское дело»

                                                                   31.02.01 «Лечебное дело»

г. Бутурлиновка

2019

Тема : «Откуда есть пошла славянская письменность»

(Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры)

Цельзнакомство учащихся со славянской культурой в свете изучения русского языка.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;
  • показать путь развития книгопечатания.

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры
  • развивать творческое воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;
  • воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;
  • воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.

Техническое оформление: мультимедийная презентация “День славянской письменности и культуры”.

Ход мероприятия 

I. Организационно-психологический этап.

Инструктаж по проведению игры:

Все участники игры разбиваются на 2 команды. В кабинете расставляются столы в 2 ряда для первой и второй команды , на которых разложены карточки с заданиями.  Две картинки разрезаются на фрагменты. За каждое выполненное задание команды получают фрагмент картинки. Команда, собравшая полностью картинку объявляется победителем.

II.  Этап постановки темы, цели и задачи игры.

Вступительное слово организатора мероприятия .

Друзья,следите за собой,

Когда по русски говорите.

Ведь это наш язык родной  Его для внуков сохраните!

III.Задания:

1.Вот перед Вами самая ранняя письменность  глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1).

Рис. 1

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

2.Конкурс «Перевертыши

- Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!)

- Кикимора под арбузом ( Принцесса на горошине).

- Пес в рукавицах (Кот в сапогах).

- Одетый нищий (Голый король).

- Крестьянка-обезьянка (Царевна-лягушка).

-Зеленый ботинок (Красная Шапочка).

-Серенький кустарник (Аленький цветочек)

-Усопший толстяк (Кощей Бессмертный).

-Ржавый замочек (Золотой ключик).

- С ленью достанешь птицу с дерева (Без труда не вынешь и рыбку из пруда).

- Отдых-ягненок, на поля побежал (Работа- не волк, в лес не убежит).

- Когда ближе к полю -меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров).

3.Конкурс ”Загадки” -попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

1. Русская:

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно 
И собакам не нужен
/
Горшок/

2. Украинская:

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные
/
Дни недели/

3. Сербская:

Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.

4. Чешская:

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало
/
Снежинки/

5. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./

6. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/

7. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./

8. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. /Солнце./

-Конкурс «Я знаю азбуку»

Как говорили в старину, «сначала аз да буки, а потом и науки». Начнѐм нашу конкурсную программу с чтения азбуки. Кто быстрее и точнее? (Участники наизусть читают алфавит (в прямом и обратном порядке.)

4.Конкурс «Закончи пословицу»

Сначала АЗ да БУКИ, потом…(и другие науки)

  • АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что…(медведи)
  • Азбуку учат, на всю избу (кричат)
  • Азбуке учиться, всегда (пригодится)
  • Азбука  к мудрости (ступенька)
  • Продай кафтан, купи (буквицу)
  • Если хочешь познать истину, начинай с (азбуки)
  • Грамоте учиться, всегда (пригодиться)
  • Кончил курс науки, а знает (а знает аз и буки)

5.Конкурс «Пошевели извилинами»

1)С третьей буквой алфавита 2) Когда я с т, на мне плывут.

Я больных лечу. Когда я с дменя сорвут.

А с четвёртой  я весною прилечу. (врач  грач) (плот- плод)

3) С к в полях меня найдете, 4) С к я в школе на стене,

С г романсы запоёте, Горы, реки есть на мне.

С в в косички заплетёте. С п от вас не утаю 

(колос  голос- волос) Тоже в школе я стою.

( карта- парта)

6.Конкурс « Ребусы из букв»

40А (сорока100Л (стол)

З (знак) Т (накат)

7.Конкурс «Загадки-шутки»

1)Чем кончается лето и начинается осень?(о) 2)Что в человеке есть одно, а у

вороны вдвое, в лисе не

встретится оно, а в огороде

втрое?(о)

3) Чем кончается день и ночь? (ь) 4) Что мы слышим в начале

урока(у)

8.Конкурс «Буква потерялась»

Мы обычные слова.

Всех нас знает каждый.

А содержим не одну:

Трижды или дважды.

Что случилось? Ну и ну!

Сбежали все однажды!

Ты подумай, не спеши.

И слова нам подскажи.

9.Конкурс «Абракадабра»

1) СТКН БРБН ПЛК 2) НГРД ПРГРФ ТРВ

(стакан) (барабан) (палка) (награда) (параграф) (трава)

10. Конкурс « Старославянские родственники»

(Назовите слова в русском языке, близкие старославянским)

1) Ланиты (Щеки) 2) Очи (Глаза)

Уста (Губы) Выя (Шея)

Глава (Голова) Страж ( Сторож)

Град (Город) Брег (Берег)

11.Конкурс «Грамматическая арифметика»

  • Место сбережения денег + то, без чего нельзя есть = ? ( Банкрот)
  • Сражение + домашнее животное = ? (Бойкот)
  • Вторая буква алфавита + первая буква алфавита + музыкальный звук = белый хлеб удлиненной формы ( Батон)
  • Вторая буква алфавита + первая буква алфавита + животное с клешнями = временное жилище (барак)

12.Конкурс «Дополните слово»

Например: Кора (коралл), кошка (крошка) Слова очень не любят прививки, но все-таки попробуйте привить им разные буквы, чтобы получились новые слова. Из привитых букв получится имя сказочного героя хорошо известной всем сказки.

Проба, кокс, кубок, прок, кора, лень, рот. (Пробка, кокос, клубок, порок, кобра,оленькрот) (колобок)

13.Конкурс «Играем в прятки»

1)Жили в доме две дикие кошки. А кто ещё? (Внимательно прочитайте ещё раз предложение. Может, увидите ещё кого-нибудь? (Медведи)

2) Среди кустов царит покой, хорошо бродить одной.(Кому хорошо бродить одной?)

(овца)

14.Конкурс «Угадай слово»

1-ая буква его идет в алфавите перед буквой Т, 2-ая  после О, 3-я  перед Б, 4-я  после Р, 5-я  после З, 6-ая  перед В и 7-ая  перед П. (Спасибо)

15Конкурс «Наборщик».

Из букв одного слова составьте как можно больше слов.

«Здоровье» - зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред

IV. Итоговая часть.

Заключительное слово организатора.Подведение итогов, вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Откуда есть пошла славянская письменность

В работе изложен материал, посвященный образованию славянской письменности. Описание Кириллицы и Глаголицы....

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...