Экологическая направленность географического образования в условиях реализации ФГОС ООО.
статья по географии

Сухондяевская Татьяна Витальевна

«В современных условиях жесткого экологического императива(требование, приказ, закон)… экологическое воспитание и обучение превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом».

Н.Н. Моисеев (экологический эволюционист, академик)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая направленность географического образования

 в условиях реализации ФГОС ООО.

Учитель географии: Сухондяевская Татьяна Витальевна

«В современных условиях жесткого экологического императива(требование, приказ, закон)… экологическое воспитание и обучение превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом».

Н.Н. Моисеев (экологический эволюционист, академик)

В начале своего выступления хочу напомнить выдержку из ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта:

География:

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Результат, к которому мы должны прийти, конкретизирован во всех группах результатов стандарта – личностных, метапредметных, предметных. 

Личностные результаты освоения должны отражать «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие практической деятельности в жизненных ситуациях». 

Метапредметные результаты освоения ООО должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации». 

Предметные результаты экологической направленности заложены в стандарте с учётом предметной специфики как естественнонаучных, так и общественно-научных дисциплин.

В итоговом результате, который должен быть получен в основной школе по требованиям ФГОС, должны быть сформированы личностные характеристики, обеспечивающие осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Через что мы должны решать данные задачи?

  1. На уроках! Урочный вариативный компонент, представленный экологическими учебными модулями, практикумами, проектами, интегрированными уроками, элективными курсами, География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мышления.

Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно–следственные связи в системе «природа—человек—производство», ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии; сделать обучение более занимательным; использовать проблемный метод обучения; показать возможность применения экологических знаний на практике; шире использовать накопленный краеведческий материал. Экологизация — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.

Начинается работа на уроках географии в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека, и продолжается в курсах географии 6–11 классов, происходит накопление и систематизация экологических знаний, решаются экологические проблемы разных уровней, полученные знания применяются в реальной жизни по мере возможности, а также на различных уроках. Программные практические работы по географии дополняются экологическими вопросами. В ходе работы проводимой на уроках или практических занятиях следует решать некоторые задачи: научить вести экологические наблюдения в природе; лучше узнать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применять теоретические знания на практике.

  1. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей.

В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно–практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

  1. Внеурочная занятость детей. Внеурочный компонент является обязательной составной частью экологического образования и воспитания основной образовательной программы образовательного учреждения. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, проектная, организационно–коммуникативная, рефлексивно–оценочная, креативная, направленная трудовую и профессиональную ориентацию.

На уроках и во внеурочной деятельности обучающиеся вовлекаются в:

  • интерактивные формы деятельности,
  • экологический мониторинг,
  • экологический практикум,
  • экологический проект,
  • ролевую игру,
  • дискуссию,
  • эколого–психологический тренинг,
  • микроисследования.

В процессе этой работы с детьми важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новым видом деятельности.

Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности их практического применения. В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Внеклассная работа должна строиться с учетом следующих методических умений:

  • использование личностно–деятельностного подхода, при котором ученик является активным участником внеклассных занятий, вовлекается в обсуждение проблемных ситуаций;
  • обязательное использование игровых форм и методов;
  • подбор материалов, раскрывающих красоты родной природы, сообщение удивительных фактов из жизни растений и животных, позитивных примеров воздействия человека на природу;
  • организация таких знаний для учащихся, при которых они обсуждают примеры неправильного поведения человека в природе, составляют свои правила, разбирают «невыдуманные истории», которые заранее подбирает учитель с тем, чтобы вызвать в душах детей соответствующий эмоциональный отклик;
  • участие самих учащихся в экологических кампаниях.

В нашей школе в рамках экологического образования и воспитания учащиеся 1-11 классов участвуют: в акциях - Месячник по уборке города, Мой зеленый школьный двор, Покормите птиц зимой, Скворечник, Кормушка, выставка поделок из природного материала «Северные фантазии», турслёты и экскурсии, акция Здоровое поколение, Дни здоровья, военно–спортивная игра Зарница, конкурс фотографий «Мой северный край», конкурс творческих работ «Экология родного края», экологические квесты, стараемся участвовать во всех  мероприятиях города, посвященных экологии.

В школе ведется работа по экологическому воспитанию обучающихся через различные формы: (которыми руковожу я)

-работу отряда «Зелёный патруль», руководителем  которого я являюсь уже на протяжении 6 лет., (в рамках работы отряда мы ведем просветительскую работу среди учеников начальных классов, выпуск «Сороки», «Географических страничек (5-7 классы)», агитбригады «Приведем планету в порядок!»,

- в течение 3-х лет мы проводили школьную научно- практическую конференцию, посвященную М.В.Ломоносову «Я-исследователь», где дети представляли свои работы с 1 по 11 классы! Хотелось бы продолжить эту работу.

Неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования является практическая природоохранная деятельность. Это направление реализуется через проведение различных городских природоохранных операций, конкурсов, акций (Школа является уже на протяжении 6 лет организатором городской акции «Новодвинской крепости – новую жизнь», областной чемпионат по сбору вторичного сырья «ЭкоБатл» II место в 2019-2020 учебном году). Начали сбор уже в этом учебном году.

Таким образом, привлечение детей к участию в различных экологических мероприятиях, формирует у ученика собственное мировоззрение, даёт возможность развивать ключевые компетентности, необходимые для жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления в развитии образования в условиях реализации ФГОС.

Современные технологии применяемые на уроках ФК, очень стремительно развиваются.Проектная деятельность развивает воображение и у ченика и учителя....

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС

В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....

Основные направления самообразования в условиях реализации ФГОС ООО

Основные направления самообразования в условиях реализации ФГОС ООО...