Использование ЭФУ платформы Lekta на уроках географии
статья по географии

Козлова Елена Алексеевна

Использование ЭФУ платформы Lekta на уроках географии. В статье расмотрены разные варианты работы с ЭФУ на примерк платформы Lekta.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_e.a._efu_na_urokah_geografii.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭФУ платформы Lekta на уроках географии

Козлова Е.А.,

учитель географии

МБОУ г.Иркутска СОШ №77

Внедрение новых информационных технологий в школе является одним из направлений модернизации образования и обучения. Повышается 
информационная культура общества, в нашу жизнь входят новые 
информационные технологии и система образования не может оставаться в 
стороне. Ведь одно из требований к современному выпускнику – это умение 
находить и выбирать из огромного объема необходимую информацию.. Современный учитель так же должен обладать азами информационной грамотности. Это возможность сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, современным. Интерактивные средства обучения (интерактивные карты, атласы, ЭФУ) 
позволяют изучать многие темы на уроке в более полном объеме.

ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее расширение и дополнение информации за счет мультимедийных элементов и интерактивных ссылок. Определение ЭФУ утверждено МОН РФ по Приказу от 18 июля 2016 г. № 870).

С разработкой ЭФУ успешно справилась корпорация «Российский учебник» в лице образовательной платформы «Лекта» - объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана- Граф» - «Астрель»: https://lecta.ru/

ЭФУ также предоставляет возможность самооценки и самоконтроля для обучающихся с помощью разнообразных заданий с автоматизированной проверкой. Занятия с электронным учебником дома и в классе позволяют школьникам работать с разнообразными материалами ЭФУ: интерактивными картами и схемами, видео- и анимационными роликами, что повышает вовлеченность и интерес за счет визуализации изучаемых событий, процессов и явлений.

Апробация электронной формы учебников (далее ЭФУ), показала преимущества  использования такой формы  обучения на уроках географии. Преимущество печатных учебников доказано временем, но  и у ЭФУ есть свои преимущества. Прежде всего, это возможность поддерживать динамичные изменения технического прогресса (к чему готовы современные дети); соответствовать существующим требованиям Санпин; отвечать требованиям к  весу учебников. В печатный учебник авторы и редакторы не могут заложить большое количество разноуровневых заданий, дополнительный материал, который  выносится в другие издания, не всегда учитываются индивидуальные особенности детей, ослабленное зрение многих, количество визуальных объектов, процессы, которые не могут быть представлены в динамическом виде и т.д. О преимуществах использования ЭФУ на уроках географии  автором данной статьи было написано «ЭФУ как современное интерактивное средство на уроках географии».  Преимущества использования очевидны и доказаны. На данном этапе апробации основные вопросы, которые возникают у  большинства работающих с ЭФУ учителей географии, связаны с технологией проведения уроков,  с соблюдением всех норм и правил. Как же работать с ЭФУ?

Основные модели взаимодействия участников образовательного процесса:

  1. Фронтальная работа на уроке.

Для применения ЭФУ требуется минимальное материально-техническое оснащение: компьютер учителя, проектор, желательно интерактивная доска в классе, ЭФУ только у педагога. Данная модель повышает наглядность, экономит времени педагога за счет ЭОР, содержащихся в ЭФУ. Беседу с учащимися учитель может сопровождать интерактивными фотографиями, рисунками, схемами, видеороликами и анимацией. Все эти элементы могут находиться на одной странице электронного учебника. А функция заметки разнообразит применение методики критического мышления. Наличие интерактивной доски позволит провести тестирование учащихся быстро и просто.

  1. Модель «Смена рабочих зон».

Для использования данной модели необходимо наличие в школе мобильного или компьютерного класса. Мы должны обеспечить 1 устройством 2-4 учащегося. ЭФУ доступны на устройствах мобильного класса.

Для проведения урока класс разбивается на группы, используются следующие методики: метод кейсов, мини-исследования, поддержка лабораторных работ и практикумов.

Можно предложить следующие зоны:

Зона работы с ЭФУ зона работы в группах зона работы с учителем

Зона работы с ЭФУ лаборатория зона работы в группах

Зона работы учителем зона работы в группах зона работы с ЭФУ

Количество зон и их функциональность можно менять в зависимости от структуры урока. Такая модель позволяет разнообразить урок. На каждую зону отводиться приблизительно по 10 мин, что устраняет утомляемость учащихся. Смена вида деятельности позволяет поддержать интерес ученика в течение всего урока. При работе с ЭФУ группа сама решает сколько раз просмотреть, например, видео, что позволяет усвоить материал всем учащимся в группе. Заполнение бортового журнала позволит не только проконтролировать усвоение материала, но и провести в конце урока самооценку, оценку и рефлексию. Это ведет к возрастанию активности, ответственности, инициативности, к развитию метапредметных навыков (самоорганизации, управления временными ресурсами и т. д.).

Модель «Смена рабочих зон» требует от учителя более глубокой проработки учебного материала, создание методически оправданных рабочих зон.

  1. Модель «Перевернутый класс».

Для того чтобы использовать данную модель необходимо чтобы у каждого учащегося был домашний компьютер или другой гаджет, позволяющий использовать ЭФУ школьниками дома. Это позволяет экономить время урока для активной деятельности обучающихся.

Учитель предварительно разрабатывает инструкцию по выполнению домашнего задания. Учащийся дома просматривают заданный материал, самостоятельно работая с возможностями ЭФУ, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе. Данная методика позволяет учащимся уже дома освоить большую часть материала, а в классе продолжить отработку знаний вмести с учителем.

  1. Модель «1 ученик: 1 компьютер».

Данная модель подразумевает использование учащимися собственных или школьных электронные устройств и ЭФУ. Индивидуальное использование инструментов и приложений электронного устройства добиться максимального эффекта от использования ресурсов электронного учебника. Ученик сам может, просмотрев видеоряд, сформулировать собственные цели для достижения освоения изучаемого материала, а также провести контроль полученных знаний.

Таким образом, ЭФУ представляет собой системное полное программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный дидактический цикл обучения, базирующийся на информационно-коммуникационных технологиях и применении современных форм и методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательной платформы STEPIK на уроках информатики

В школьном курсе "Информатика и ИКТ" учащиеся знакомятся с устройством компьютера и стандартными программами. Компьютер же и информационные технологии не рассматриваются как средство для изу...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Использование образовательной платформы STEPIK на уроках информатики

Прогораммирование является неотъемлимой частью курса Информатики и ИКТ в школе.Образовательная платформа STEPIK предоставляет бесплатный ресурс для учителя.Здесь можно создать на курсе свой класс и сл...

Использование образовательной платформы ЦОС на уроках биологии

В работе приведена инструкция по применению платформы ЦОС на уроках биологии. 8 класс-кровеносная система...