Рабочая программа факультативного курса "Практическая география"
рабочая программа по географии (9 класс)

Нечаева Елена Вячеславовна

Программа составлена для обучающихся 9 класса для подготовки к ОГЭ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_9_21-22_g.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

1.Содержание учебного курса.

1.Введение

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

2. Источники географической информации

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

3. Природа Земли и человек

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

4. Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

5. Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

6. География России

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1.1. Гражданского воспитания:

  1. готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  2. активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  3. неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  4. понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  5. представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  6. представление о способах противодействия коррупции;
  7. готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  8. готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

1.2. Патриотического воспитания:

  1. осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  2. ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  3. уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

1.3. Духовно-нравственного воспитания:

  1. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  2. готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  3. активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

1.4. Эстетического воспитания:

  1. восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  2. понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  3. стремление к самовыражению в разных видах искусства.

1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  1. осознание ценности жизни;
  2. ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  3. осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  4. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  5. способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  6. умение принимать себя и других, не осуждая;
  7. умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  8. сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

1.6. Трудового воспитания:

  1. установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  2. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  3. осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  4. готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  5. уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  6. осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

1.7. Экологического воспитания:

  1. ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  2. повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  3. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  4. осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  5. готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

1.8. Ценности научного познания:

  1. ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  2. овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  3. овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

  1. освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  2. способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
  3. способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  4. навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  5. умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  6. умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
  7. умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  8. способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
  9. воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  10. оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  11. формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  12. быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

3. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

3.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

3.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты:

1) освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин;

2) освоение и применение системы знаний об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

3) овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач;

4) умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков;

5) умение классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств;

6) умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;

7) умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве;

8) умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

9) умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни;

10) умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

11) умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

12) умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Выпускник научится:

1.        выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

2.        ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

3.        представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

4.        использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

5.        проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

6.        различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

7.        использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

8.        оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

9.        различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

10.        использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

11.        описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

12.        различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

13.        устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

14.        объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

15.        приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

16.        различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

17.        оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

18.        использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

19.        различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

20.        оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

21.        объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

22.        оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

23.        использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

24.        различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

25.        использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

26.        находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

27.        различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

28.        использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

29.        объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

30.        сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

31.        сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

32.        уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

33.        описывать погоду своей местности;

34.        объяснять расовые отличия разных народов мира;

35.        давать характеристику рельефа своей местности;

36.        уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

37.        приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;

38.        оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

1.        создавать простейшие географические карты различного содержания;

2.        моделировать географические объекты и явления;

3.        работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

4.        подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

5.        ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

6.        использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

7.        приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

8.        воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

9.        составлять описание природного комплекса;

10.        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

11.        сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

12.        оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

13.        объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

14.        оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

15.        давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

16.        делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

17.        наносить на контурные карты основные формы рельефа;

18.        давать характеристику климата своей области (края, республики);

19.        показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

20.        выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

21.        оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

22.        объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

23.        выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

24.        обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

25.        выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

26.        объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

27.        оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

№№

Тема/Радел

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

ЭОР/

ЦОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов к/р

Кол-во

пр/ р и л/р, р/р

Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть

Форма промежуточной аттестации

Введение

1

День знаний

https://edu.skysmart.ru


https://resh.edu.ru

-

Источники географической информации

1

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

https://edu.skysmart.ru

https://resh.edu.ru

1

Материки, океаны, народы и страны

2

День Героев России и День неизвестного солдата

https://edu.skysmart.ru

https://resh.edu.ru

1

Природа Земли и человек

2

Уроки социальной активности

https://edu.skysmart.ru

https://resh.edu.ru

1

Природопользование и геоэкология

1

Уроки социальной активности

https://edu.skysmart.ru

https://resh.edu.ru

1

География России

2

Международный женский день

https://edu.skysmart.ru

https://resh.edu.ru

1

4. Календарно-тематическое планирование

№ урока в

теме

Тема урока

Дата по плану                        

Дата по факту

Примечание

урока

Введение – 1 час

1

1

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.

День Знаний.

1.09.21г.

1.09.21г.

Раздел I. Источники географической информации – 1 час

2

1

Географическая карта. План местности. Масштаб. Градусная сеть. Решение практических заданий.

Проект «Составление плана местности»

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет.

22.09.21г.

22.09.21г.

Раздел II. Природа Земли и человек – 2 часа

3

1

Земля как планета Солнечной системы. Движения Земли.

20.10.21г.

20.10.21г.

4

2

Литосфера и геологическая история Земли.

Гидросфера. Атмосфера.

Биосфера. ГО. Проект «Путешествие по объектам гидросферы».

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Уроки социальной активности.

27.10.21г.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны – 2 часа

5

1

Материки и страны.

Африка. Австралия.

Антарктида. Южная Америка.

10.11.21г.

6

2

Северная Америка.

Евразия. Проект «Столицы государст».

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

День Героев России и День неизвестного солдата.

8.12.21г.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология – 1 час

7

1

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. Проект «Стихийные бедствия России». Уроки социальной активности.

12.01.21г.

Раздел V. География России – 2 часа

8

1

Часовые пояса.

Природа России.

Природные особенности России.

Население России.

Демографические показатели России.

Проект «Часовые пояса ХМАО»

2.02.21г.

9

2

Хозяйство России.

Отрасли хозяйства РФ.

Природно-хозяйственное районирование России.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Международный женский день.

16.03.21г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса "Медицинская география"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Факультативных занятий по географии,  9 класс...

Рабочая программа факультативного курса по географии «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

Политическая география мира – факультативный  курс  для   занятий в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)....

Рабочая программа факультативного курса по географии "Олимп"

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Рабочая программа факультативного курса по географии «Россия в современном мире» 9 класс

Рабочая программа факультативного курса по географии «Россия в современном мире» 9  класс...

Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"

Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...

Рабочая программа факультативного курса по географии для подготовки к ОГЭ

Рабочая программа факультативного курса по географии «Подготовка к ОГЭ»для обучающихся 9 классов....