Конспект урока по географии на тему: «Путешествие по материкам»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Файзуллина Алия Айдаровна

 

Конспект урока по географии на тему: «Путешествие по материкам»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_na_temu_puteshestvie_po_materikam.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по географии на тему:

«Путешествие по материкам»

Предмет: география                  

Класс: 5          

Тема урока: Путешествие по материкам

Цели: сформировать понятия такие понятия, как  «материк», «часть света», «остров», «архипелаг»; сформировать представления о материках.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся представления о материках Земли, разнообразии их природы; создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля: познакомить с новыми географическими терминами: « Материк, физическая карта, остров, архипелаг».

Развивающие: формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами; развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения; развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации;  развитие умения работать в группе, готовить краткие сообщения.

Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины; привлечение учащихся к активной познавательной деятельности; заставить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете, исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: сформировать представления о материках; уметь показывать на карте и называть материки, острова и архипелаги.

Метапредметные УУД: 

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: Комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Средства обучения: учебник, атласы 5 класс, физическая карта мира, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок.

Приветствие, проверка наличия оборудования и проверка отсутствующих. (до 1 минуты)

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, все сделали домашнее задание?  

Сейчас соберем ваши контурные карты.  Вы должны были отметить красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли, а также расположение вулканов (Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна). Я проверю и поставлю всем оценки за эту работу.

- Давайте вспомним, что такое географическая карта?

Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея.  Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололась на 2 материка, потом из 2 - х материков образовалось 6 материков, которые существуют по настоящее время. Рассматриваем карту.

- Ребята, давайте посмотрим на физическую карту полушарий и ответим на вопросы:

Что изображено на карте голубым цветом (учитель показывает указкой на карте).

 Что еще показано на карте (учитель обводит материки, острова).

Давайте назовём материки.

Дети задают вопросы по пройденной теме, затем сдают свои контурные карты.

Ответы учащихся

Географическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков.

- Голубым цветом показана вода. Это Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый океан.  

- На карте еще показаны материки, острова

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

(На этот этап выделяется до 10 минут).

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Тема нашего урока  «Путешествие по материкам».  Наша цель на сегодняшний урок – сформировать представления о материках.

Давайте запишем число и тему урока  в тетрадь.

Дети записывают число и тему в тетрадь.

(На этот этап выделяется 1 минута).

4. Мотивация.

- Урок сегодня пройдет очень интересно и занимательно.

Старайтесь активно участвовать на уроке, если хотите получить положительные оценки за урок.

Дети с интересом ждут следующего этапа урока.

(На этот этап выделяется до 1 минуты).

5. Первичное восприятие и осознание нового материала. Изучение нового материала.

- Ребята, вы любите путешествовать? Какие  страны, города вам удалось посетить?

- Сегодня мы, находясь здесь, посетим все материки Земли. А кто мне скажет, что такое материк?

Материки по-другому называют континентами.

Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Запишем определение «материк», а также названия материков  в тетрадь.

Различают также части света: Европу и Азию, Амери ку, Африку, Австралию, Антарктиду.

Часть света – это материк или часть материка вместе с прилегающими островами.

Работа в группах:

- Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие.

Только у нас мало времени и мы не сможем путешествовать все вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков, выбрать капитана, который от команды будет участвовать в жеребьёвке, какая карточка с каким очертанием материка достанется ему, туда и отправится в путешествие вся команда.

При этом каждой команде нужно заполнить МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ экспедиции – (задание по карточке в конверте) У каждой группы будет текст о материке и карточка, куда нужно будет выписать самую важную, интересную информацию о материке. Затем вы расскажите всем нам о том, что вы узнали и покажите все объекты на карте.  На карточке напишите свои имена. После выступления эти карточки вы сдаете мне.

(Выдаются карточки, работают в группах 5 минут.

После работы выходят к доске, показывают на карте, читают информацию.

-Мы отправляемся на первый материк, чтобы понять на какой, смотрим на слайд.

Евразия

Именно в Евразии находится наша Родина - Россия. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самая длинная река материка - Янцзы. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Здесь находится самая высокая гора в мире - Эверест или Джомолунгма.

- Сейчас попробуем отгадать животных по описанию.

1: Бывает амурский, уссурийский, бенгальский. Полосатая шкура помогает ему маскироваться в зарослях и нападать внезапно. Обитает в Китае, Индии и на Дальнем Востоке России. (тигр – слайд)

2: Живёт в горах Китая. Почти вся шкура белая и только ноги, уши, «очки» вокруг глаз и кончик хвоста – чёрные. Питается в основном листьями бамбука, которые жуёт до 14 часов в сутки. (панда – слайд)

- На своем корабле мы подплываем в следующему материку, посмотрим к какому.

Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Здесь расположена самая большая пустыня в мире - Сахара. Он богат реками. Среди них  самая длинная река - Нил. Самое большое озеро на материке  - Виктория. Самая высокая точка материка - гора Килиманджаро. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6–ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.

- Сейчас попробуем отгадать животных по описанию.

1: «Это самое крупное сухопутное животное, ростом до 4 метров, а весом 4 – 6 тонн.» (Слон)

2 : «Это самое высокое животное в мире ростом до 5,5 м» (Жираф)

3: «Это самая крупная из современных птиц: высотой до 270 см и массой до 156 кг» (Страус)

А теперь рассмотрим Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.

Северная Америка

Северная Америка – это третий по величине материк. Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры. В северной Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Самый крупный водопад - Ниагарский. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь. Самая крупная река в Северной Америке - Миссисипи.

 «Отгадай, что лишнее»:

Овцебык, тигр, росомаха, ленивец, скунс, койот, слон.

- А сейчас мы отправимся на самый зеленый и влажный  материк – в Южную Америку.

Южная Америка

Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади и длинная река в мире. В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире - Анды и самый длинный водопад в мире - Анхель. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки: муравьеды, ленивцы, броненосцы. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.

Загадки.

Зубы, когти, перепонки
Не помогут в Амазонке
Против рыбки небольшой,
Но стремительной и злой.
От неё сам крокодил
Удирает что есть сил.
Я забыл её названье,
Подскажи, дружок…(Пиранья)

На деревьях все лежу
Свесив лапки я гляжу
Лень такая  у  меня
И такая - вся родня    (Ленивец)

 - А теперь наш путь лежит на самый маленький, самый сухой материк – Австралию.

Австралия – самый маленький материк. А еще это самый сухой материк, так как здесь выпадает мало осадков. 60 % территории материка занимают пустыни. Самая большая из них пустыня - Виктория. Самая большая река на материке - Муррей. Самое известное растение – эвкалипт. его листьями питается австралийский медведь - коала. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Многие животные Австралии сумчатые.

1.Верите ли вы, что в Австралии есть зверек, который откладывает яйца, как птица и выкармливает своих детенышей молоком, как млекопитающее? (утконос)

2.Самое знаменитое животное Австралии носит своих детенышей нигде-нибудь, а в сумке на животе. (кенгуру).

Антарктида

Это самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу. Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов (англ. слово – айс – лед, берг – гора; айсберг – ледяная гора).

- Ребята, вы все молодцы, всем спасибо.

- Сушу нашей планеты, наряду с материками, составляют острова. Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов  — архипелаги.

Как вы думаете, какой самый большой остров мира?

- Да, правильно, это Гренландия. Его площадь составляет 2,17  млн км2.

Самый крупный остров России — Сахалин.

На карте России можно найти архипелаги Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и др. Много архипелагов в составе Океании.


Ответы учащихся.

Материки  – это огромные

участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Дети отвечают на вопросы учителя, записывают определения в тетрадь.


Дети делятся на 6 групп, выбирают капитана, выполняют задание на карточке. Затем выходят по очереди, читают информацию, показывают на карте номенклатуру,  сдают карточку учителю.

Учащиеся внимательно слушают своих одноклассников,  запоминают материал.

-Гренландия.

(На данный этап выделяется до 25 минут)

6. Первичное закрепление изученного материала.

Для закрепления материала выполним небольшое задание.

На доске названия материков. Дети по желанию выходят и раскладывают слова.  (Какое слово к какому материку относится).

Дети поднимают руки, выходят к доске по очереди, выполняют задание.

(На данный этап выделяется 5-7 минут)

8. Рефлексия.

- Скажите, дети, как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке?

Кто оценивает свою работу на 5? Поднимите руку.

Кто оценивает на 4? И т.д.

Дети думают, как они сами оценят свою работу на уроке, и поднимают руку во время вопросов учителя.

(1 минута)

9. Домашняя работа.

  •  Параграф 22 прочитать, ответить вопросы.
  • Стр. 112 задание «ПОДУМАЙТЕ» вопр.2

Ребята записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы по теме и по выполнению заданий.

(2 минуты)

10. Итог урока.

- Итак, сегодня мы с вами изучили материки.

Все большие молодцы.

Постарайтесь сделать задание сегодня-завтра, чтобы это лучше закрепилось в памяти.

Спасибо за урок, до свидания!

Дети внимательно слушают, добавляют то, что они ещё узнали и запомнили.

Ребята радуются своим успехам.

В конце урока прощаются и уходят.

(2 минуты).

Итог = 45 минут.


ЕВРАЗИЯ


Именно в Евразии находится наша Родина - Россия. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самая длинная река материка - Янцзы. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Здесь находится самая высокая гора в мире - Эверест или Джомолунгма.

Евразия - самый _____________ материк. Евразия соединяет две части света –_______________. Именно в Евразии находится наша Родина - ____________. Самая длинная река материка - _________. Евразия – самый ___________ материк. Здесь самые высокие горы на Земле  –_______________. Здесь находится самая высокая гора в мире -_________________________. Самое глубокое озеро –_____________.

АФРИКА


Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Здесь расположена самая большая пустыня в мире - Сахара. Он богат реками. Среди них  самая длинная река - Нил. Самое большое озеро на материке  - Виктория. Самая высокая точка материка - гора Килиманджаро. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.

 Африка –_________по величине материк. Самая высокая точка материка - гора ____________. Это самый _________материк. Одно из самых знаменитых растений –_____________. Самая длинная река материка  - _________.Здесь расположена самая большая пустыня в мире - _________. Самое большое озеро - _____________.

Северная Америка


Северная Америка – это третий по величине материк. Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры. В северной  Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Самый крупный водопад - Ниагарский. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь.            Самая крупная река в Северной Америке - Миссисипи.

Северная Америка – это ________по величине материк.  Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – __________.            В северной  Америке много _______. Самое крупное – озеро ___________. Самая крупная река - _________________. Вдоль западного побережья тянутся горы - _______________  .Самый крупный водопад - _____________.

Южная Америка


А сейчас мы отправимся на самый «влажный» материк – в Южную Америку. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади и длинная река в мире. В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире - Анды и самый длинный водопад в мире - Анхель.                                                                               Богат и разнообразен животный мир Южной Америки: муравьеды, ленивцы, броненосцы. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.

                      Самый _________________материк – в Южную Америку. Южная Америка – родина ___________________. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.

В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире - ________ и самый длинный водопад в мире - __________. Река_____________ – самая большая по площади и длинная река в мире.

Австралия


Австралия – самый маленький материк. А еще это самый сухой материк, так как здесь выпадает мало осадков. 60 % территории материка занимают пустыни. Самая большая из них пустыня - Виктория. Самая большая река на материке - Муррей.                        Самое известное растение – эвкалипт. Его листьями питается австралийский медведь - коала. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Многие животные Австралии сумчатые.

Австралия – самый________________ материк. Самое известное растение – _____________, его листьями питается австралийский медведь - __________. А еще это самый __________ материк, так как здесь выпадает мало _________. Самая большая река на материке - ____________.                           60 % территории материка занимают _____________.

Антарктида

Антарктида - самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Средняя суточная температура во внутренних районах даже летом –30 °С. На станции «Восток» нашими полярниками была зарегистрирована температура –89,2 °С. Это самая низкая температура на Земле.

 Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу.                            Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов.

Антарктида – самый __________  и __________материк.  На станции «Восток» была зарегистрирована самая низкая  температура на Земле ____________.

_____________- самые знаменитые животные Антарктиды.

________эти птицы не могут, зато очень хорошо _________ и ____________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка по теме : «Путешествие в город- мастеров» в 4-м классе с использованием ИКТ.

Урок обобщения знаний по теме "Професии" с использованием ИКТ. Цель урока : активизация монологической и диалогической речи.Развитие критического мышления....

Презентация и конспект урока по географии 7 класс "Путешествие по Южной Америке"

Материал содержит конспект урока и мультимедийное сопровождение...

открытый урок по географии на тему: Путешествие в Южную Америку"

Урок представлен в традиционной форме, в виде игры.   Цель урока : обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении материка .    Задачи :   - вы...

Конспект урока английского языка на тему "Путешествия" (5 класс)

Конспект урока к уроку английского языка для 5 класса (Spotlight 5, модуль 10)...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...