Конспект урока по географии в 5классе "Путешествие по материкам"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Кулумбекова Рита Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_materikam_5_kl.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с.Комсомольское

РМО учителей географии

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого урока по географии в  5-ом классе

на тему:

Учитель Кулумбекова Р.В.

18 мая 2018г

Цель: Урок обобщение знаний  по курсу география, продолжение  формирования познавательного интереса к предмету  географии,  эмоционально-ценностного отношения к миру, к окружающей среде.

Задачи урока:

 Личностные. Закрепление знаний о роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Метапредметные.  Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Предметные. Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент 

         Эпиграф урока:                          Как прекрасна жизнь между прочим и потому,

                                                                      что человек может путешествовать!

                                                                                                         И.А. Гончаров

         Учитель: Ребята, мы целый год  знакомились с наукой география, совершили  кругосветное путешествие по планете Земля. Сегодня на уроке мы обобщим свои знания , вспомним  самые интересные моменты курса  и расскажем друг другу  чем они  нам запомнились.

2. Актуализация знаний

      Чтобы посмотреть весь мир, побывать  на разных материках, познакомиться с жизнью людей других стран, познакомиться и изучить природу земного шара люди путешествовали.

- Давайте вспомним из путешественников каменного века  вы запомнили(слайд)

- Тур Хейердал- норвежский ученый, он доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Он со своими друзьями попытался пересечь Тихий океан. («Кон-Тики» плот )  

_  С какими путешественниками  морских народов мы познакомились? (слайд)

- Викинги – люди моря , их называли  норманнами, а в Руси их называли варягами.

Дракар-карабль викингов.  В результате своих походов  викинги открыли Исландию и Гренландию.

- А кто вам из  викингов  больше всего  вам запомнился(слайд)

 (Эйрик Рыжий)

- А кто такой Лейв ( сын Эйрика Рыжего , который вместе с товарищами нашли  замечательное место, которого назвали Винланд,т.к. там рос дикий виноград, в Америке)

- Первые  европейцы на краю Азии . (слайд)

         Кто такой Марко Поло ?

Николо, Маттео и Марко Поло- купцы из Венеции  , которые отправились в Китай, путешествия занял 3,5 года. Они прибыли к двору китайского императора – Хубилая. Он их принял очень приветливо так, как ему было интересно знать как живут народы в других странах.  Марко даже предложил должность личного секретаря.  При дворе  хана Хубилая они прожили 15 лет, за это время Марко Поло побывал  во многих уголках Китая .

      Хан Хубилай не отпускал их потому, что они за это время узнали секреты Китайского государства. А потом у них появилась возможность покинуть Китай. Хан Хубилай решил выдать  свою дочь замуж за персидского шаха. Сухопутные пути, которые вели  из Китая в  Персию  шли через пустыни и горы, были опасными, проще было морским путем. Хан Хубилай  предложил венецианским купцам  возглавить плавания, они с радостью согласились. Путь домой был долгим, почти год.  (ДЖОНКА)

     Путешествия закончилось  и через год началась война между Венецией и Генуей .Марко Поло был  участником этой войны и был арестован где провел три года. Здесь в тюрьме в одной камере с ним сидел писатель Рустичано и по рассказам Марко Поло  он написал книгу «Книга Марко Поло в разнообразии мира». Благодаря этой книги  он стал знаменитым. И это книга стала источником знаний о странах Азии.)

   - Кто такой  Генрих Мореплаватель ? (слайд)

(Генрих Мореплаватель- великий организатор, он организовал  морскую школу.

Организовал  поиски морского пути в индию вокруг Африки .

Первым  из европейцев обогнул Африку  и проник в Индийский океан Бартоломей  Диаш.

Васко да Гама , обогнув Африку впервые проложил морской путь из Европы в Индию )

-  Какое географическое открытие связана с именем Христофора  Колумба  - человек открывший Америку. (слайд)

 

Желая достичь берегов Индии   с востока. Христофор Колумб пересек Атлантический океан и открыл новый материк, который ошибочно принял за Индию.

   К берегам Америки  Колумб совершил  четыре плавания.

   До конца жизни Колумб был уверен, что открытые  им земли находятся в Азии, недолеко от Индии.

  Открытый Колумбом материк был назван в честь  Америго Веспучи, который первым предложил, что это не Азия, а новый материк

- Кто совершил первое кругосветное плавание  Фернан Магеллан(слайд)

  Ф.Магеллан  первым предложил достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

Он нашел пролив  который соединил Атлантический океан с Тихим. Сейчас этот пролив носит его имя.

Ф.Магеллан первым пересек Тихий океан и дал ему название. Он добрался до берегов  Азии, но был убит в стычке с местными жителями.

После смерти Магеллана экспедицию возглавил капитан Элькано. Он и завершил первое кругосветное плавание.

       Ребята! Путешествуя по планете земля путешественники отправлялись в путь по…

- Сколько океанов мы знаем? (слайд)

 Спят четыре океана, синеглазых великана.
Тихий океан к Востоку, самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу занимает синий угол.
А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.

 

 И так  с какими океанами  познакомились? (слайд)

- Самый большой океан по площади ___

- Самый  маленький ______

- Самый теплый _________

- Самый узкий океан__

Учитель:  Единство  мирового океана  разделяют  _______________( Материки) (слайд)

Сколько материков  мы с вами знаем?

Давайте вспомним.

 Самый большой материк-Евразия

 Самый маленький материк-Австралия

 Самый холодный материк-Антарктида

 Самый жаркий материк-Африка

 Самый сухой материк-Австралия

Самый влажный материк – Южная Америка     

    Путешествие по материкам.  Ребята чтобы остановиться на  одном из материков  послушайте стихотворение и определите какой это материк…

                      1 Остановка.   Слайд

Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ...
                                (Евразии.) 

    Сейчас  мы с вами будем говорить о  материке Евразия.( рассказ учен.о Евразии)

          2. Остановка.   Чтобы перейти к следующему  материку вы должны отгадать загадку (слайд)

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.

                                                 Африка. ( рассказ об Африке)

         3. Остановка. Продолжим наше путешествие. (слайд)

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живёт немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.

Вот ехидна, утконос —

Только здесь встречаются,

Попугаи, лирохвост

На ветвях качаются.

                                         Австралия.  ( рассказ об Австралии)

         Закрепление изученного.

         Ребята путешествуя по материкам мы встретились с разнообразным  животным миром.

   Игра «Каждому свой дом». (слайд)

Надо распределить животных по материкам, где они обитают.

         а)    Слон                                     1. Евразия

         б)   Кенгуру                                 2.Северная Америка

         в)   Амурский тигр                     3. Австралия

         г)   Страус                                   4. Антарктида

         д)   Бизон                                     5. Южная Америка

         е)   Белые медведи                      6. Африка

         ж)  Анаконда

         з)   Коала

         и)   Пингвин

         к)   Кобра

        Задания в группах ( 2 группы)

1.Определить растения и животных материка Австралия.

  1. Крупные сумчатые животные, рожающие детенышей размером с грецкий орех. (Кенгуру)

2) Яйцекладущее млекопитающее, похожее на ежа. (Ехидна)

4) Единственный, но очень странный хищник. (Динго)

5) Очень привередливый в еде медведь. (Коала)

6) Хвост этой птицы похож на музыкальный инструмент. (Лирохвост)

7) Яйцекладущее животное, будто собранное из частей других животных. (Утконос)

8) Австралийский страус. (Эму)

9) Какое растение можно назвать «природным насосом»? (Эвкалипт)

2. Работа с учебником. Составить синквейн, используя любое слово из рубрики «Ключевые слова».

Синквейн -это набор фраз, который имеет короткую форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк.

Правила составления синквейна:

•• 1 строка существительное;

•• 2 строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

•• 3  строка три глагола, описывающие действия в рамках темы;

•• 4 строка- предложение из 4-х слов (выражающее чувство);

•• 5 строка существительное, одно слово, обозначает итог, вывод.

Пример.•• Австралия.

•• Континент.

•• Маленький, засушливый.

•• Поражает, интересует, восхищает.

•• Удивляет уникальный животный мир.

•• Мечта.

     Этап обобщения информации 

Игра "Гонка за лидером" начинается! (слайд)

Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают и называют подходящие по смыслу слова: ЭВЕРЕСТ, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, БЕРЕЧЬ, КОНГО,  ДРЕЙКА, УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ, АНХЕЛЬ

Пролив отделяющий  Южную Америку от Артанктиды_

Высшая точка Евразии _________________
Европу от  Азии  отделяет _____________
На реке Ориноко находится водопад __________
Это река пересекает в двух местах экватор _________
На земном шаре ______ океана,  материков_____

Планета Земля наш общий дом и её надо - ... !

Учитель.

Сегодня мы ещё раз убедились в том, что наша планета прекрасна и неповторима.

Мы обязаны с вами беречь её, должны беречь всё то, что нас окружает. (слайд)

    Этап рефлексии

Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского

"Ты береги нас".
 
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"
Остановил олень свой бег:
"Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!".
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: "Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу!"

Учитель. Ребята, уникальность Земли заключается, прежде всего в том, что на ней живем мы, поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь её. Путешествуя по стране Знаний мы с вами открыли новую планету. Её нет в солнечной системе, но она есть в системе образования  и называется она "Успех". (слайд)
     
Скажите, какими качествами должны обладать ученики, чтобы стать успешными людьми? 

      И так на нашей планете будут существовать -

 ОКЕАН ЗНАНИЙ, МАТЕРИК ДОБРОТЫ,

ГОРЫ ЧЕСТНОСТИ,  ПОЛЮС  СОТРУДНИЧЕСТВА.

Если  вы будете обладать этими качествами, то можно сказать, что вы успешные люди.

 

    Рефлексия деятельности.

Вот и закончилось наше путешествие.

Мы с вами обобщили знания , подвели итог.

Пожалуйста  ребята, оцените свою деятельность на уроке. 

           

  Ученик

Географию учить

Должен каждый ученик.
Карту будем изучать
И про страны узнавать!

Географию учить
Очень познавательно!
Чтоб "пятёрку" получить
Нужно быть старательным!

 

                        ( Подведение итогов)

                               Спасибо за урок.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".

Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...

Конспект урока «Географическое положение и природные особенности материка Северная Америка»

Данный конспект урока сотавлен с применением технологии РКМЧП...

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"...

Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...

Конспект урока "Географическое положение Австралии . История открытия материка".

Конспект урока по теме " Географическое положение Австралии " содержит информацию о особенностях ГП материка , первооткрывателях и освоении материка....

План-конспект урока 7 класс по темпе:""Карты материков и океанов"

План-конспект составлен для 7 класса Рабочая программа по географии с региональным компонентом для 7 класса (на основе авторской программы И.В. Душина «Наш дом- Земля»)....

Конспект урока по географии на тему: «Путешествие по материкам»

Конспект урока по географии на тему: «Путешествие по материкам»...