Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Плахова Валентина Ильинична

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5kl_puteshestvie_v_stranu_russkogo_yazyka.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Путешествие в Страну Русского Языка.

Цели урока:1)повторить основные знания уч-ся, полученные в 1-4 классах; познакомиться с историей  письма, с частотой употребления букв алфавита;

2)отработать правильность произношения букв в алфавите, написания ъ и ь знаков, определения количества букв и звуков в слове, образования множественного числа от имен существительных и женского рода; 3)способствовать формированию интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока.

1.На доске высказывание И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками.»

2.Страницы маршрута путешествия: «Город Алфавит», «Площадь Звуков», «Переулок Ударений», «Тупик Ошибок», «Падежный проспект», «Река Чистописания», «Принцесса Грамматика»

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Русского Языка. Это путешествие поможет нам вспомнить многое из того, что вы узнали в начальной школе, а также обогатит ваши знания о русском языке.

Русский язык-это язык общения русской нации. Мы должны гордиться своим языком и «учиться ему… до последних дней своей жизни», как писал К.Г.Паустовский.

-А что говорил о русском языке И.С.Тургенев?

(Уч-ся наизусть читают строки пис-ля)

Великие русские писатели и поэты А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов и другие художники слова усовершенствовали язык, придали ему силу и выразительность.

Русский язык необходимо изучать.

Вы стараетесь овладеть им как можно лучше. И сегодня ваши знания , смекалка и находчивость помогут вам совершить путешествие.

Учитель: Мы с вами отправимся в Страну русского Языка. Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица). В нашей сказочной стране тоже есть столица-город Алфавит. Именно в нем нам и предстоит побывать. Чтобы не опростоволоситься перед хозяевами, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах. Ответьте на вопросы:

-Что такое алфавит?

-Сколько букв в русском алфавите?

Перечислите их, правильно называя.

Учитель: Дорога привела нас в город Алфавит. Но попадешь туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники-ъ и ь. Стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть в ворота, нужно написать без ошибок в словах ъ и ь. Итак, в приведенные ниже слова вставьте разделительные ъ и ь, объясните их правописание:

В..езд, сем..я, об..явление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, колос..я, с..едобный, сер..езный. руж..е, журчан..е.

Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Медленно прохаживаются Ц, Щ., Э. Все буквы идут на работу- в типографии начали печатать новую книгу.

Только буква Ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней нет редко нуждаются :где О напечатана 90 раз, там Ф- в 45 раз меньше. Но Ф- буква-переводчица. Без нее никак не обойтись, когда вы пишите слова иностранного происхождения: фабрика, фамилия, кофе. Лифт, фонарь.

Но нам пора дальше. Вот Площадь Звуков. На домах странные надписи. Давайте перепишем их в тетради:

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко.

Аргентина манит негра.

Рвал дед лавр.

-Как вы думаете, что это за предложения?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем их справа налево. Интересно, правда? Это так называемые слова-перевертыши, вы можете придумать их сами. Сделайте фонетический разбор слов УПАЛА и МАНИТ (посчитайте, сколько букв и звуков, сколько гласных и согласных)

С площади Звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: Переулок Ударений.

-Ребята, для чего нужно ударение?

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовете слова:

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис-ирис)

Я сборник кар; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь-превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

(Атлас-атлас)

А теперь в написанных на доске словах поставьте ударение: алфавит, арбуз, библиотека, документ, инструмент, километр, магазин, предмет, столяр.

Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Приведу некоторые из них:

На бахче у нас растет,

Как разрежешь-сок течет;

Свеж и сладок он на вкус,

Называется..(арбуз)

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется..(крапива)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я..(фарфор)

Стелют на матрас меня.

Называюсь..(простыня)

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный..(каталог)

Буквы- значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все..(алфавит)

Но идем дальше по городу Алфавиту. Кажется, заблудились. Это- Тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы -то знаем, что плоды эти вкралась ошибка. Как только вы ее исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева.(Карточки прилагаются).Затем по цепочке зачитываются.

Выбравшись из Тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный  проспект. Он назван в честь братьев-падежей.  Вы не забыли, как их зовут? (Ребята называют падежи)

Как и везде, на Падежном проспекте мы выполним задание. Просклоняйте названия частей речи: сущ-е, прил-е, глагол, наречие, частица, предлог.

Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописания. Через реку построен мост. Его охраняют  пара графов-параграфов . Они сообщают, что на противоположном берегу живет принцесса Грамматика .Сейчас она гостит в графстве Знаков Препинания. Но Параграфы предлагают нам интересную игру. Будьте внимательны и произносите слова хором.

Образуйте:

Мн. Ч. От сущ-х ДУГА, РУКА, МУКА; ЖИТЕЛЬ,ЛЮБИТЕЛЬ,УЧИТЕЛЬ; ГРЕК, УЗБЕК, ЧЕЛОВЕК; ДЕНЬ,ПЕНЬ, ЛЕНЬ;

Ед.ч. от сущ-х ПЕВЦЫ, ВЕНЦЫ, ГОНЦЫ,ЩИПЦЫ; ОРЕХИ,УСПЕХИ, ДОСПЕХИ;

От сущ-х м. р.- сущ-е ж. р.: ПОВАР, ПОРТНОЙ, КУПЕЦ, ХРАБРЕЦ;

От сущ-х ж. р.-сущ-е м. р.: ЖНИЦА, ЖРИЦА, ЧТИЦА, ЛЬВИЦА.

Ну, вот и кончилось наше путешествие в Страну Русского Языка. Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас еще не одно путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"

Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому ...