План-конспект урока по географии на тему: “Цветная металлургия”
план-конспект урока по географии (9 класс)

Файзуллина Алия Айдаровна

 

 

План-конспект урока по географии на тему Цветная металлургия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_tsvetnaya_metallurgiya.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии на тему:

«Цветная металлургия»

Предмет: география                  

Класс: 9        

Тема урока: Цветная металлургия

Цели урока: 

-  Продолжить знакомство с металлургическим комплексом, изучить географию и особенности цветной металлургии, влияние отрасли на окружающую среду.

Задачи урока:

Образовательные: дать определение понятию «цветная металлургия», изучить структуру, географию и значение цветной металлургии.

Развивающие:  развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:  воспитывать организованность и самостоятельность,

уважительное отношение к национальным богатствам России.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать особенности цветной металлургии, факторы размещения предприятий; применять приобретённые знания и умения для характеристики центров производства.

Личностные УУД:  понимать смысл своей деятельности, понимать роль и значение географических знаний; осознавать свою причастность к глобальным и региональным процессам, происходящих в современном мире.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в атласе, тетради, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: Учебник, атласы 9 класс, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео.

Организационная структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.         

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок.

Приветствие, проверка наличия оборудования и проверка отсутствующих. (до 1 минуты)

2. Актуализация опорных знаний.

Вспомним изученное.

- Что такое металлургический комплекс?

- Что такое черная металлургия?

-Какие факторы влияют на размещение предприятий чёрной металлургии?

-Назовите типы предприятий черной металлургии.

Ответы учащихся.

- Это совокупность отраслей

промышленности, производящих разнообразные металлы.

- Черная металлургия –  это производство металлов, основу которых составляет железо (чугун, сталь, ферросплавы), а также марганец  и хром.

- Сырьевой (близость рудных месторождений), топливный (наличие коксующегося угля), транспортный, потребительский, исторический.

- Предприятия полного цикла, передельная, доменная, бездоменная.

 (На этот этап выделяется 3 минуты).

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Мы с вами продолжаем изучать металлургический комплекс. Тема нашего урока - «Цветная металлургия».

Давайте запишем число и тему урока  в тетрадь.

Дети записывают число и тему в тетрадь.

(На этот этап выделяется 1 минута).

4. Мотивация.

- Мы сегодня с вами изучим особенности цветной металлургии.

Кто будет активно работать на уроке, получат положительные оценки  в журнал.

Дети внимательно слушают учителя, с интересом наблюдают за дальнейшими происходящими действиями.

(На этот этап выделяется 1 минута).

5. Первичное восприятие и осознание нового материала. Изучение нового материала.

Итак, что такое «Цветная металлургия»?

Цветная металлургия — отрасль тяжёлой промышленности, занимающаяся добычей руд, производством цветных металлов и их сплавов.

По объёмам производства цветная металлургия уступает чёрной примерно в 20 раз. Под цветными металлами следует подразумевать такие вещества и сплавы, в которых отсутствует железо.

Цветные металлы — особый класс нержавеющих металлов и сплавов, в составе которых нет железа.

- Как вы думаете, почему металлы называются цветными?

Они отличаются прочностью и долговечностью, поскольку формируют на своей поверхности защитную оксидную пленку и проявляют устойчивость к негативным факторам внешней среды.

Способ производства цветных металлов — высокотемпературная плавка. За каждым изделием стоит долгая и кропотливая работа — металлы подвергаются механической обработке и проходят через ковку, сварку, прессование, штамповку, грунтование и прочие процессы.

- Какими свойствами обладают цветные металлы?

- Где применяются цветные металлы?

В последние годы спрос на цветные металлы резко увеличился. Они влияют на развитие многих отраслей промышленности и широко применяются в авиа– и машиностроении, радиоэлектронике, ракетной и атомной технике, сфере высоких технологий, а также в быту.

- На слайде представлена классификация цветных металлов. Запишите в свои тетради и запомните.

- Теперь попробуем установить отличие черной и цветной металлургии.

1. по количеству производимого металла значительно уступает чёрной (её продукция измеряется не десятками миллионов тонн, а миллионами, сотнями тысяч или даже сотнями тонн), но стоимость одной тонны этой продукции гораздо выше.

2. цветные металлы отличаются их меньшим содержанием в рудах: если самые бедные железные руды содержат железа не менее 20%, то медные руды с содержанием меди в 5% считаются очень богатыми.

3. из-за очень сложного состава большинства руд, кроме основного металла, нужно извлечь дополнительные элементы. В ходе переработки получают значительное количество серной кислоты, минеральные удобрения, стройматериалы.

- Что такое факторы размещения предприятий?

Задание: прочитав  приведённые  ниже  высказывания, определите  факторы,   влияющие  на размещение предприятий цветной металлургии и поясните.

1.  В  рудах  цветных  металлов  очень  низкое  содержание  металла:  меди  1-5%,  олова

0,01-0,7%, молибдена 0,04%. Это значит, что руду необходимо обогащать непосредственно у мест   добычи.  (сырьевой фактор) 

2.  Для  выплавки  металлов  требуется  много  топлива  электроэнергии.  Производство

цветных  металлов  –  очень  энергоемко.  Доля  энергетических  затрат  составляет  от  10  до  65%  стоимости произведенного металла. (электроэнергетический фактор) 

3. Кроме большого количества топлива и электроэнергии, производство цветных металлов

требует большого количества воды, особенно при обогащении руд (водный фактор) 

4.  Цветная  металлургия  лидер  загрязнения  окружающей  среды.  Газовые  выбросы,

кислотные дожди, загрязнение почв, практически уничтожает природу, вызывает болезни у людей  (экологический фактор).

- Определим географию цветной металлургии. В России четыре основных района цветной металлургии: Центральный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. На слайде представлены центры производства цветных металлов.

- Как оказывает влияние цветная металлургия на окружающую среду?

Ответы учащихся.

Дети внимательно слушают учителя, записывают термин.

- Металлы называются цветными, потому что каждый из них имеет определенный окрас.

- Цветные металлы обладают высокой тепло– и электропроводностью, коррозионной стойкостью, стабильностью в температурном диапазоне и инертностью к воздействию агрессивной среды. В отличие от железа, они не реагируют на влагу и кислород, растворяют газы при нагревании (кроме интертных) и с легкостью взаимодействуют с ними.

Ответы учащихся.

Дети записывают классификацию цветных металлов. Задают вопросы учителю.

Дети внимательно слушают учителя, записывают важную информацию в тетрадь.

- Факторы размещения предприятий – условия, оказывающее влияние на выбор места для размещения производства.

Дети определяют факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии, записывают в тетради.

Дети с помощью атласа определяют районы, центры производства цветной металлургии.

Ответы учащихся.

 (На данный этап выделяется 20 минут)

6.Первичное закрепление изученного материала.

Устный ответ на вопросы.

-  Дайте определение цветной металлургии.

- Какими свойствами обладают цветные металлы?

- Назовите центры производства никеля, алюминия, никеля.

-  Назовите факторы размещения предприятий цветной металлургии.

 

 

Дети активно отвечают на вопросы учителя.

(На данный этап выделяется 3 минуты)

7. Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями в процессе мыслительной работы и выполнение познавательного задания (Практическая работа).

  • С помощью учебника и атласа необходимо заполнить таблицу «Цветная металлургия России» (Таблица представлена на слайде)

Наименование руды

Места добычи

Центры производства

Факторы размещения

Дети заполняют таблицу  с помощью учебника и атласа.

 (На данный этап выделяется 1О минут)

8. Рефлексия.

- Скажите, дети, как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке? Кто оценивает свою работу на 5? Поднимите руку. Кто оценивает на 4? И т.д.

Дети думают, как они сами оценят свою работу на уроке, и поднимают руку во время вопросов учителя.

(2 минуты)

9. Домашняя работа.

  • Параграф 9
  • На контурной карте обозначить крупные центры цветной металлургии.

Ребята записывают домашнее задание, задают вопросы по теме и по выполнению заданий.

(2 минуты)

10. Итог урока.

-Итак, сегодня мы с вами изучили особенности цветной металлургии. Спасибо за урок, до свидания!

Дети внимательно слушают, добавляют то, что они ещё узнали и запомнили.

Ребята радуются своим успехам.

В конце урока прощаются и уходят.

(2 минуты).

Итог = 45 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»

План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Антарктида»

План- конспект открытого урока по географии в 7 «А» классе по теме: «Антарктида»...

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании»

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании» в 11 классе...

конспект урока по географии на тему "Чёрная металлургия"

Предмет: географияКласс: 9БТип урока: урок усвоения новых знанийУМК: учебник географии Россия: природа население хозяйство В.П.Дронов, Л.Е.СавельеваУчитель: Гудимова Н.Н....