Озера и болота. География 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Любовь Дмитриевна Башкова

Технологическая карта урока. География. 8 класс. ФГОС.

ФИО

Башкова Любовь Дмитриевна

Типурока

Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

Технология урока

Технология развития критического мышления, ИКТ

Тема

 

Озера и болота.

Цель

 Сформировать у обучающихся понятие озера и болота России с использованием приемов, формирующих читательскую грамотность

Задачи

Образовательные:создать условия для формирования представления о размещении, особенностях, происхождении и значении озер и болот; установить причинно-следственные связи внутренних вод с климатом, рельефом и др. компонентами природы

Развивающие: продолжить закреплять навыки работы с картами, текстами; продолжить работу над развитием устной речи и логического мышления учащихся;

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

 

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- основы ознакомительного чтения;

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Личностные УУД:

-обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- называть особенности озер и болот, их происхождение;

- формулировать основные термины по теме;

- применять географические понятия.

Основныетермины, понятия

Озеро, болото.

Образовательные
ресурсы

Учебник: Е.М.Домогацких «География. 8 класс», М., «Русское слово», 2018г, атласы, контурные карты.

 

Оборудование

Мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Озера и болота России», видеоролики «Озера», «Болота», «Озеро без дна», «Мертвое озеро Пензенской области»

Раздаточный материал

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

 

1

Организационно-  мотивационный момент урока.

2 мин       

Здравствуйте! Я рада видеть вас! Мне приятно отметить, что сегодня на урок вы пришли в хорошем настроении, значит, работа будет плодотворной.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Не стесняйтесь их. Они - наши  друзья и хотят сегодня учиться вместе с нами. Поприветствуйте  их.

Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться, 
Не мешай учиться!

Настраиваются на работу

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

 

 

 

 

2

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

  Предположите тему урока.

Тему сегодняшнего урока я предлагаю вам определить, поиграв в игру «ГДЕ ЛОГИКА?» (Слайд 1)

То о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха.

Учитель выслушивает предположения детей.

 

Вы, наверное, уже догадались. Конечно, это озера - голубые глаза России и болота.

Тема нашего урока: Озера и болота России (Слайд 2)

Высказывают предположения.

Лучшее предположение:

- об озерах России

- тема урока: Озера и болота России.

 

-Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать

 

 

 

 

3

 

Этап целеполагания

Что вы уже знаете  об озерах и болотах?

Предлагаю вам заполнить  КОРЗИНУ ИДЕЙ  (Слайд 3)

Положите в неё то, что вы уже знаете об эти объектах.

 

Что бы вы хотели узнать по данной теме?

 

Цель урока: дать представление о размещении, особенностях, происхождении озер  и болот на территории нашей страны.

Задачи  Сегодня мы с вами:

  1. Познакомимся с озерами России.
  2. Вспомним виды озер (по происхождению, по стоку воды, по солености)
  3. Узнаем значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека
  4. Рассмотрим размещение болот в нашей стране, их виды и значение в природе и жизни человека (Слайд №4)

Высказывают предположения.

Знакомятся с задачами урока

учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка цели  урока).

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

формирование навыков поиска информации и переработка её в графический вид

Регулятивные

-развитие способности критической оценки собственной деятельности

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

9.

 

Этап изучения нового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

 

Выставление оценок

 

 

 

Рефлексия  минвление оценокический слоган, привлекающий туристов для посещения озер России.

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь означает. Я предлагаю вспомнить значение слов «озеро»  и «болото» в группах

  • Работа со словарём 1 группа

Обратитесь, пожалуйста, к словарям Ожегова и найдите  значение данных слов .(смотрят, на парте по 1 словарю; зачитывают определения.

 

  • Работа с учебником 2 группа

Давайте сравним это определение с определением в учебнике (стр.148, 150)

Озеро - заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности (котловина)

Болото- водоем, в котором соседствует вода,  влаголюбивая растительность и слой торфа

Слайд №5   Выберите определения 

 

 

 

Я предлагаю, используя текст учебника стр. 148-152 (30сек)

первой группе составить КЛАСТЕР ОЗЕРО

 

Второй группе КЛАСТЕР   БОЛОТА на лист А3

 

Слайд №6

Просмотр ВИДЕО «Озера России» 

 

Просмотр ВИДЕО   «Болота России»

Находят определение в словарях; учебнике на стр.107.

1 ученик зачитывает со словаря, а затем с учебника, сравнивают, анализируют, делают выводы.

Работают с учебником, анализируют информацию, сравнивают, предполагают  и делают вывод.

Работают с учебником

§24 стр. 148-152

Анализируют прочитанное.

Классифицируют

 

 

По итогам просмотра  выступают с кластером

 

Древен род его в природе,

кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

 как его мы назовем? (Байкал)

 Работа с текстом   «Чудо природы»

  1. Прочтите текст и выполните задания письменно
  1. Прием   «Толстый и тонкий Вопрос».

     На листочке запишите вопрос по тексту для друга, на обратной стороне – ответ.  Если ответ должен быть односложным – это тонкий вопрос, если необходимо ответ дать развернутый  – это  толстый вопрос.

Под музыку встаем и танцуем  по классу. Музыка замолкает. С кем рядом оказались, с тем и играете: вы вопрос - он ответ и наоборот.

  1.  Задание «Деформированный текст».  Соберите испорченный

текст.

 

  1. ПРИЕМ ПРОТИВОРЕЧИЯ Слайд №7

Определи противоречия.  Полученный текст – отрывок имеет противоречия. Найти их

 

Используя информацию, анализируют, делают выводы.

 

Письменно  выполняю задания

 

 

Составляют вопросы.

 

Отвечают на них, работая в парах

 

 

Получают тест с деформацией и восстанавливают его.

Определяют противоречия и выделяют их текстовыделителем.

Проверяют работу, поменявшись группа с группой.

 

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной

деятельности.

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

 

 

 

Прием «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ,что?» Слайд №8

 

Верите ли Вы, что?

1.Реки,озера,болота – это воды суши?
2. Существуют озера с мертвой водой?
3. Волга – самая длинная и многоводная река Европы?
4. В качестве топлива используют торф верховых и низинных болот?
5.Котловины всех  озер Евразии имеют тектоническое происхождение?
6. В России есть бездонные озера?
7.Если на верховом болоте растет клюква, багульник и пушица, то оно проходимое?

Итог:  просмотр ВИДЕО   «Озеро без дна»  ЦЕРИК - КЁЛЬ

 

 

 

 

Определяют правдивые суждения. Если находят ошибочные, то объясняют

 

 

 

 

Просмотр видео

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

 

 

 

Прием Инсерт  по

тексту «Значение болот в природе и жизни человека» Слайд №9

 

Промаркировать текст

 

Помните фразу из повести Конан Дойля «Собака Баскервилей»:

«Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот»? Теперь вы знаете, почему это так. Зловещая собака тут ни при чём, однако эту фразу нужно вспоминать всегда, когда собираетесь совершить прогулку по болоту

 

Прием «Концептуальная таблица»  «Болото – добро или зло?» Слайд  №10

 

В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение пресных водоёмов, сохранение их чистоты, богатства их флоры и фауны становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру, наполненному «живой водой», следует относиться как к ценнейшему дару природы. Просмотр видео «Мертвое озеро» Пензенской области

 

 

 

§24, на контурную карту нанести озера России

Творческие  задания (по желанию).

  1. Подготовить кроссворд по теме «Озёра России».
  2. Подготовить памятку для туриста, идущего на прогулку по болоту
  3. Сочинить туристический слоган, привлекающий туристов для посещения озер России

 

 

Участники  групп, скажите, пожалуйста, кому можно поставить положительные оценки? Обратите внимание при этом на  активность,  а так же ошибки учащихся

Я учту ваше мнение при выставлении оценок

 

 

 

 

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Маркируют текст, задают вопросы, на которые хотели бы найти ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Оценивают информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненных заданий.

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

 

 

 

формирование навыков самоорганизации

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Задания для оценки грамотности чтения

Аральское море — бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья.

Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. Отступившее море оставило после себя 54 тыс. кв. км сухого морского дна, покрытого солью, а в некоторых местах еще и отложениями из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, смытых когда-то стоками с местных полей.

В настоящее время сильные бури разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. 

На дне Аральского моря в Казахстане обнаружено древнее погребение - остатки

мавзолея, возведенного около 600 лет назад.

Вопрос 1: Причины обмеления Аральского моря? Аргументируйте.

А).Естественные причины.           Б) Деятельность человека

Вопрос 2.О чем свидетельствует обнаружение мавзолея на дне Аральского моря?

А)О том, что раньше на этой территории жили люди.

Б)О высоком мастерстве строителей, возведших мавзолей

В)О том, что Аральское море высыхало и раньше, и перепады уровня воды носят

циклический характер.

Вопрос 3

Используя таблицу, ответьте на вопрос: Почему число обитавших в мире видов

рыб сократилось с 32 до 6?

Вопрос 4

Какое влияние на климат оказывает обмеление Арала?

Варианты ответов:

А) Стало более жарким лето, т.к. Арал перестал увлажнять окружающую

местность.

Б) Стала более мягкой зима, т.к. уменьшилась влажность окружающего воздуха.

В) Поменяли свое направление ветра, дующие с моря.

Вопрос 5

Какие заболевания местного населения являются следствием экологической

катастрофы Аральского моря? Аргументируйте ответ, используя текст

А) Заболевания опорно-двигательного аппарата

Б) Респираторные заболевания

В) Инфекционные заболевания



Предварительный просмотр:

Значение болот в природе и для человека:

  1. Болота играют важную роль в образовании рек.

  1. Болота препятствуют развитию парникового эффекта. Их, в не меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты».

  1. С другой стороны болота являются одним из источников бактериального метана (одного из парниковых газов) в атмосфере. В ближайшем будущем ожидается увеличение объёмов болотного метана в атмосфере из-за таяния болот в районе вечной мерзлоты.

  1. Болота являются естественными фильтрами воды.

  1. На болотах произрастают ценные растения (голубика, клюква, морошка).

  1. Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо,  удобрение, корм для  животных сырьё для химической промышленности.

  1. Торфяные болота служат источником находок для палеобиологии и археологии — в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей.

  1. Для древних людей болотная руда была источником для изготовления железных изделий.

  1. Раньше болото считалось гибельным местом для человека. В болотах погибал отбившийся от стада скот. Из-за укусов малярийных комаров вымирали целые посёлки. Растительность на болотах скудная: светло-зелёный мох, небольшие кустарнички багульника, осока, вереск. Деревья на болотах низкорослые. Корявые одинокие сосны, берёзы да заросли ольхи.

  1.  Люди стремились осушать «гиблые места» и использовать землю под поля и пастбища.

ИНСЕРТ

Заполните  таблицу, вставляя цифры, обозначающие значения болот.

     V

я это знаю

+

это новая информация для меня

 

я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал

? 

это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения



Предварительный просмотр:

https://fsd.videouroki.net/html/2018/03/04/v_5a9c0e66438a5/99711514_2.png



Предварительный просмотр:

                                                ______ группа_____

C:\Users\Admin\Desktop\открытый урок\Рисунок 013.jpg



Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/018e/000ce655-2a8f45af/1/img11.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/018e/000ce655-2a8f45af/1/img11.jpg



Предварительный просмотр:

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/86/46/empty-wicker-basket-with-handle-arc-vector-13958646.jpg



Предварительный просмотр:

В России более 2 млн. озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными озерами, используя карточки. Работаем в парах, по 2 озера

 

  1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. 

Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. 

  1. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”.

  Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Ал-тын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби.

  1. Озеро еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. 

 А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. 

  1. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики — овцебыки. 

 Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. 

1.Прием «Удиви» (направлен на формирование познавательного интереса к предмету)

Озера - важнейшие накопители воды на планете. Их форма, размеры и состав чрезвычайно разнообразны. Однако есть озера заполненные как в сказке не живой, а мертвой водой.

Слайд №5 __________ Озеро смерти

Слайд №6 __________ Асфальтовое озеро

Слайд №7 __________ Адское озеро


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утро 1242 года Где логика?

Слайд 3

Озера Болота

Слайд 4

Цель урока: Сформировать представление о размещении, особенностях, происхождении озер и болот на территории нашей страны.

Слайд 5

В мире слов. Что означают слова “Озеро” и «Болото»?

Слайд 8

Среди озер планеты Байкалу по величине принадлежит второе место, но по глубине ( 620 метров) ему нет равных – это самое глубокое озеро мира. Даже некоторые моря уступают ему. В Байкале содержится 80% доступных для использования пресных вод России и 20% - мировых. Байкал может вместить в себя и всю воду Балтийского и Черного морей , в нем поместится вода всех пяти африканских Великих озер. А также нет на Земле озера, вода в котором была бы холоднее и чище байкальской. ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 9

Верите ли Вы, что? 1.Реки,озера,болота – это воды суши? 2. Существуют озера с мертвой водой? 3. Волга – самая длинная и многоводная река Европы? 4. В качестве топлива используют торф верховых и низинных болот? 5.Котловины всех озер Евразии имеют тектоническое происхождение? 6. В России есть бездонные озера? 7.Если на верховом болоте растет клюква, багульник и пушица, то оно проходимое?

Слайд 10

Исстари на Руси болота считались ЗЛОМ. В сказках на болотах всегда обитали злые силы (кикимора, ведьма…..).

Слайд 11

Промаркируйте текст «Значение болот в природе и жизни человека»

Слайд 13

В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение пресных водоёмов, сохранение их чистоты, богатства их флоры и фауны становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру, наполненному «живой водой», следует относиться как к ценнейшему дару природы. Мертвые озера

Слайд 14

§24, на контурную карту нанести озера России Творческие задания ( на выбор ). Подготовить кроссворд по теме «Озёра России». Подготовить памятку для туриста, идущего на прогулку по болоту Сочинить туристический слоган , привлекающий туристов для посещения озер России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. "Озера и болота России".

Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России"....

Конспект урока на тему "Озера и болота".

Урок составлен на основе изучения предыдущего материала. При изучении нового материала преподаватель опирается на межпредметные связи (география, литература, изобразительное искуство)....

Тест по теме "Озера и болота"

Тест по теме "Озера и болота" для 7 класса УМК "Полярная звезда"...

Озера и болота.

Цель: изучить озера и болота. Задачи исследовательской работы:  1.Объяснить   причины    образования  озерных котловин. 2. Познакомиться  с  сточными ...

Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс

Дидактическая цель: Создать условия для расширения  и углубления  знаний о водах суши – озерах и болотах....

Разработка урока географии 8 класс "Озера и болота" с использованием кейса

В данной разработке представлена групповая работа по решению кейса...