Разработка урока географии в 6 классе на тему "Озера и болота"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Габдуллина Ралина Равилевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_6_klasse_na_temu_ozera_i_bolota.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

«Озера и болота»

Цель урока

сформировать  представления об озерах и болотах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении.

способствовать достижению предметных и метапредметных результатов по теме "озера и болота"

Задачи

Образовательные:

-познакомиться с разнообразием озер нашей планеты, способствовать формированию знаний о происхождении озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах; формирование

понятия болото, значение болот

Воспитательные:

-развитие индивидуальных познавательных интересов;

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать

-развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности

-развивать умение оценивать результаты выполненных работ

-развивать умение работать в группах

Планируемые

образовательные результаты

Предметные:

Знать: что такое озеро,  типы озерных котловин, сточные и бессточные, соленые и пресные озера,

болото, их значение

Уметь: отличать сточные бессточные озера

Метапредметные:

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

-умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы

-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками,

работать индивидуально и в группе

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в

учебной деятельности

Методы и приемы        

Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый

Формы работы

Фронтальная, групповая работа

Основные понятия

Озеро, озерная котловина, водохранилище, болото

Трудовые действия

учителя

Планирование и проведение учебного занятия, формирование УУД, формирование мотивации к обучению, формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность, выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях , а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности, формирование системы географических

знаний как компонента научной картины мира.

Учебно-методическое

оборудование

        Учителю

Ученику

учебник «Сферы» География. Планета ЗемляА.А. Лобжанидзе, физическая карта мира, компьютер, проектор

Маршрутный лист, учебник, атлас,ПК

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

-Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

Приветствие учителя, готовность к уроку

Проблематизация, актуализация, мотивация 

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность

Актуализация

На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

Прием « Узнай меня»

На проекторе появляются иллюстрации озер. Чтобы узнать, какие еще объекты относятся к внутренним водам, необходимо открыть слайд, ответив на вопросы.

1) Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.

2) Что такое речная система? Из каких частей она состоит?

3) Как определить правый и левый притоки?

4) Чем питается река?

5) По характеру течения реки бывают?

Отвечают на вопросы,  по картинкам определяют болото и озеро.

1) Исток- начало реки

Приток- река, впадающая в другую реку.

Устье- место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Русло- выработанное углубление, в котором течет река.

2)Главная река и ее притоки образуют речную систему.

3) Притоки, впадающие в реку справа по ее течению,- правые, слева- левые.

4)Реки питаются дождевыми, талыми снеговыми и ледниковыми и подземными водами.

5) По характеру течения реки бывают равнинными и горными

Мотивация, проблематизация, 1 минута

А теперь послушайте загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)слайд 7

Это и будет нашей новой темой.

Отгадывают загадку, узнают тему урока, вместе с учителем называют цели и задачи урока, записывают все в тетрадь.

2. Освоение нового материала

 Первичное ознакомление.

Цель: "Включение" в целенаправленное действие

2 минута

-Ребята, а кто из вас видел озеро? Как вы думаете, что такое озеро? Слайд 8

Озеро – это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. Запишите это определение в маршрутный лист.

Ребята, мы с вами уже повторили тему нашего прошлого урока, установили тему нашего сегодняшнего занятия «Озера и болота», также определились с понятием «Озеро» и записали его в маршрутный лист.

Сейчас на экране появятся иллюстрации озер. Посмотрите, подумайте и выскажите свои гипотезы: почему озера разные по форме?

Правильно, давайте попробуем сформулировать наше предположение: Форма, глубина, размеры озера зависят от его происхождения. Сегодня мы попытаемся это доказать.

Итак, гипотеза выделена, начнем наше исследование. Какие источники информации нам для этого понадобятся? Все верно, все эти источники у нас имеются.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы и каждая группа получит по несколько озер. Вы должны будете установить ГП, происхождение этого озера и его отличительные особенности.

1 группа: Байкал (тектоническое), Каспийское море-озеро(остаточное);

2 группа: Кроноцкое озеро (вулканическое), Селигер (ледниковое);

3 группа: Сарезское озеро (подпрудное) и озеро Криуша (старица).

Итак, ребята, если вы готовы, то можем начинать! Сейчас представитель от каждой группы расскажет, что у них получилось.

 

Все ответили, сейчас проделаем следующую работу: в ваших маршрутных листах есть второе задание, в котором нужно сопоставить название озерной котловины со схемой.

Сейчас сделаем вывод: что определяет особенности каждого озера?

Давайте закрепим полученные знания. На экране появятся иллюстрации озер, вы должны будете назвать тип озерной котловины.

Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Давайте похлопаем друг другу!

-А еще на земле есть искусственные озера, как они называются, найдите в тексте  учебника на стр.92 (водохранилище)

(физминутка)

Озеро – первоисточник  пресной воды.

- Как  использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

- А как вы думаете, почему она не заканчивается?

- Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

 -Обратите внимание на то, что реки могут впадать  в озера и вытекать.

Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете. Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Слайд 18

Найдите на карте несколько примеров и запишите.

У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. 

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. 

-А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

-Что означает эта окраска?

Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные и  соленые. Слайд 19

(Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые -  розовым).

 

- Вот два озера (учитель дает розовый овал и голубой), как вы думаете, какое из этих озер будет соленым какое пресным. (учащиеся должны подставить к схеме сточное, бессточное озеро правильный овал.

Ребята со временем озера могут обмелеть и реки принесут в них много ила и песка, озеро начнет зарастать и образуется болото. Слайд 20.

Ребята, а давайте подумаем, что же такое болото? Как оно образуется? Где они формируются?

Болото- избыточно увлажненные участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью. Какое болото самое большое на нашей планете? Найдите его на карте

Ребята, а какой вред и какую пользу приносят болота?

Озеро- скопление воды на суше в естественных углубления земной поверхности. Работают с маршрутным листом.

Ученики отвечают:

-из-за того,  что они находятся в разных местах;

-из-за ГП;

- зависит от климата;

-от того, как образовались

Дети отвечают:

- выход в интернет

- учебник

Выполняют задание с помощью ссылок на интернет источники.

Отвечают у доски.

Дети отвечают:

- происхождение котловин определяет особенности каждого озера.

Называют типы озерных котловин

Искусственные озера называются водохранилищами

Физминутка

-ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья

-

Предполагают, выдвигают гипотезы

-осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек

Работают с маршрутным листом, изображают сточные и бессточные озера

Работают с картой

-Записывают новые понятия в маршрутный лист, работают с атласом.

Подставляют к схеме сточное и бессточное озеро

Определяют понятие болото, факторы образования. Болота формируются в местах избыточного увлажнения,  в долинах рек и озер.

Вред болот:

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

Польза болот:

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды.

3. Отработка и закрепление  

Цель: "Включение" в тренировочную деятельность

Проекты:

Мы с вами сегодня узнали много нового, сейчас вы закрепите свои знания, создав проекты. Разделимся на 2 группы. 1 группа – озеро Байкал, 2 группа- Каспийское море-озеро.

Оцениваем проекты. Молодцы, справились с заданием.

На партах лежат заранее подготовленные два ватмана, набор слов про озера, картинки озер, учащиеся самостоятельно заполняют ватман, учитывается правильность заполнения по изученному материалу.

Оцениваем проекты.

Выступление учащихся с проектами.

4. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия

Проверочная работа:

1 вариант

1. Что не относится к водам суши?

а) подземная вода; б) озера; в) моря; г) ледники.

2. Определите соответствия:

1) исток а) низкий уровень воды в реке

2) приток б) начало реки

3) водораздел в) река, впадающая в главную реку

4) межень г) граница между речными системами

3. Скопление воды в природной котловине- это...

а) река б) озеро в) болото г) море

4. Какая река самая длинная на Земле?

а) Амазонка; б) Нил; в) Миссисипи; г) Янцзы.

5. Почему сточные озера, как правило, пресные, а бессточные соленые?

2 вариант

1. Внезапный подъем уровня воды в реке, называется:

а) половодье; б) паводок; в) наводнение; г) все ответы верны.

2. Найдите соответствие:

1) питание а) углубление, по которому течет река

2) половодье б) поступление воды в реку

3) устье в) поднятие уровня воды в реке

4) русло г) место впадения реки в озеро, море ...

3. Озеро, из которого вытекает хоть одна река – это..

а) бессточное б) сточное

4. Самое глубокое озеро на Земле?

а) Ладожское; б) Байкал; в) Виктория; г) Онежское.

5. Чем отличается озеро от моря?

Критерии оценивания

«5» за 4-5 правильных ответов

«4» за 3 правильных ответов

«3» за 2 правильных ответов

Домашнее задание :п.35, стр.92-93, (слайд 22), заполнить до конца маршрутные листы, описать озеро по плану на выбор.

Рефлексия

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье,

Чтобы всё вам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить.

Повторенье – мать ученья, так уж говориться,

И для усвоения лучше повториться.

Решают тест, обмениваются ответами с соседом по парте, проверяют и ставят баллы

Записывают домашнее задание.

Заполняют анкеты.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ «ОЗЕРА И БОЛОТА»

1.Дайте определение понятию

Озеро-

2. Сопоставьте тип озерной котловины со схемой

Тектоническая                                                                      

Остаточная

Вулканическая

Ледниковая

Подпрудная

Озеро- старица 

 

3.Изобразите стрелками схему сточных и бессточных озер и запишите эти понятия.

         Сточное                                                                    Бессточное

Сточное озеро- это

Бессточное озеро- это

4.Запишите вред и пользу болот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Разработка урока географии 7 класс

План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и  Презентация к уроку....

Разработка урока географии 9 класс Европейский Север

В Данной презентации рассматривается характерисика ГП и ЭГП экономического района....

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....