Главные вкладки

    Разработка урока географии 7 класс
    материал по географии (7 класс) по теме

    Филь Марина Анатольевна

    План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и  Презентация к уроку. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_atlanticheskiy_okean.doc53 КБ
    Office presentation icon atlanticheskiy_okean.ppt2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока в 7-м классе на тему "Атлантический океан"

    Цели:

    Образовательная: Изучить географическое положение Атлантического океана, историю исследования, особенности природы и животного мира. Обратить внимание на виды хозяйственной деятельности в океане.

    Развивающаяся: Развивать навыки анализа и синтеза изучаемого материала

    Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, развивать умение воспринимать прекрасное в обыденном.

    Оборудование: Интерактивное наглядное пособие «Карта океанов», презентация по Атлантическому океану, мультимедийная установка, атласы, учебник, тетрадь на печатной основе И.В.Бариновой и В.В.Суслова.

    Ход урока

    1. Организационный момент. 

    - Продолжается великий час Океанов. Сегодня нам откроет свои тайны еще один океан – Атлантический (презентация, слайд).

     Постараемся же за 45 минут урока узнать больше тайн и загадок Атлантического океана. Ну, чтобы океан нам открылся, мы должны быть открыты к восприятию новых знаний.

    2 Повторение пройденного материала

    Цифровой  диктант  по  теме:  «Тихий  и  Индийский  океаны»

      -   Прослушав   утверждение, определите, о  каком  океане  идет  речь.  Если  речь  идет  о  Тихом  океане,  запишите  цифру  «1», если  об  Индийском – цифру  «2».

    Тихий  океан         -  1

     Индийский  океан  -  2

    (разъясняет задание) 

    1.    Третий  океан  на  Земле  по  величине.

    2)     Название  океану  дал  Ф. Магеллан.

    3)     В  этом  океане  расположен  Марианский  желоб.

    4)     Северной  частью  океан  омывает  материк  Евразия.

    5)     Одно  из  морей  океана  имеет  самую  высокую  соленость  в

    мире.

     6)     Этот  океан  соединен  с  Северным  Ледовитым  океаном    Беринговым  проливом.

    7)     Богатейшее  месторождение  нефти  на  шельфе  Персидского

            залива.

    8)     Самый  теплый  океан  по  температуре  поверхностных  вод.

    9)     На  западе  океан  омывает  Евразию,  на  востоке – Америку.

    10)   В  северной  части  океана – мощное  Муссонное течение

    Учащиеся сдают  листочки  с  ответами  на  проверку  учителю.

    2. Объяснение нового материала. 

    По какому плану мы изучаем океаны? ( в рабочих тетрадях или в тетрадях на печатной основе есть план, с которым уже ребята работали)

    Начнем изучение Атлантического океану с географического положения. (презентация, слайд). 

    Как и Тихий океан Атлантический вытянут от субарктических широт до Антарктиды, но уступает ему по ширине. Наибольшей ширины Атлантика достигает в умеренных широтах и сужается к экватору. Имеет С-образную форму.

    Происхождение океана связано с теорией литосферных плит ( вспомним ее положения). Так вот, примерно 200млн. лет назад океана не существовало, в те времена Америка, Африка и возможно, Антарктида составляли единый материк, а на месте Карибского моря была суша, затем согласно теории материк раскололся,  плиты стали раздвигаться, и образовалась впадина, на месте которой находится океан.

    Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо. Большая часть островов лежит близ материков. (презентация, слайд).

    Открываем тетради, записываем тему урока: «Атлантический океан».

     В тетрадях  сначала записываем визитную карточку океана, см в атласы: площадь, объём, средняя глубина, наибольшая глубина, средняя температура воды, течения (холодные и теплые).

    Следующий пункт плана?

    История изучения и открытия океана

    С древних времен Атлантический океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали легендарную Атлантиду, о географическом положении которой в океане до сих пор спорят учёные. Христофор Колумб - первый мореплаватель Нового Времени, который отважился пересечь Атлантический океан.

    С эпохи Великих географических открытий Атлантический океан стал главным водным путём на Земле. (презентация слайд)

    - Переходим к рельефу дна Атлантического океана (презентация слайд № 5). Слушаем рассказ и по ходу рассказа заполняем таблицу. Рельеф дна океана.

    Форма рельефа

    Характеристика

    шельф

    материковый склон

    котловины

    СОХ

    желоба

     Согласно теории литосферных плит Атлантический океан сравнительно молод. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.

    Шельф занимает около 1\3  подводных окраин материков. Он обрамляет весь океан, но имеет разную ширину. В Западной Атлантике шельф развит в районах Лабрадора, Ньюфаундлена и Флориды. Южнее несколько уже, только у берегов Аргентины значительно расширяется. На востоке Атлантики обширный шельф распространен в северной части, но охватывает Северное и Исландское моря. Узкий – обрамляет Западную Африку.

     Материковый склон сравнительно крутой в западной части Атлантики, его крутизна несколько меньше в восточной части. Материковому склону США свойственны многочисленные подводные каньоны. Крупнейший каньон Конго расположен в районе устья одноименной реки Африки.

    Ложе океана характеризуется сочетанием глубоководных равнин, подводных поднятий и гор. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность-это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части, его длина 17000км, ширина 1000км. Гигантский раздробленный вал занимает треть океана. А по обе стороны от хребта лежат относительно выровненные котловины.  Основных котловин 15, подводных хребтов – 6, желобов – 2, морей – 9.

    Проверим, что у вас получилось ( 1-2 ученика зачитывают таблицу ). Исправление и дополнение по необходимости.

    Итак,  следующий пункт плана -  климат Океана (презентация слайд).

    Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. В северной Атлантике, ощущается холодное дыхание Арктики,  в северо-западную часть океана поступают холодные льды и воды Северного Ледовитого океана. Северо-восточная часть теплее, поскольку ее согревают теплые течения.

    Умеренные широты – это область частых, сильных  штормов и прохладных вод. Тропическая часть находиться под воздействием пассатов, преобладает теплая ясная погода, воды океана имеют повышенную солёность, что обуславливается сильным испарением. Здесь зарождаются ураганы.

    Экваториальная часть – это океан теплых вод, жаркой и влажной погоды, сильных ливней.

    В северной и южной части Атлантического океана образуются айсберги, основные поставщики  – Антарктида и о. Гренландия. (презентация слайд)

    Зимой над северной Атлантикой усиливаются западные ветры. С мая по ноябрь в районе тропиков бывают тропические ураганы, скорость ветра может достигать 50м/с, но повторяемость таких ветров мала.

    Южная Атлантика довольно бурная, особенно в районе 40 градусов ю.ш., в этой части преобладают западные ветры и широты называют « ревущими 40-ми»

     А какова температура воздуха над океаном и отчего будет зависеть температура поверхностных вод?

    В результате вышеперечисленного, в Атлантическом океане сформировались течения – какие? Перечислить

     Течения двигаются в основном в меридиональном направлении, формируют кольцеобразное движение (презентация слайд)

    Перечислите какими свойствами обладают воды океана?

    Отчего зависит соленость? Какова соленость воды Атлантического океана? Почему его можно назвать самым соленым? Запись в тетрадь: Свойства воды Атлантики – температура: с, ю – (-20,-24-зимой, +18, +20 –летом), экватор и тропики-(+22,+24 градусов в течении года); соленость – средняя – 35,3 промилли, мак. – 37,5 промилли.

    Заканчиваем изучение - органическим миром и использование океана человеком

    Комплексное исследование природы Атлантического океана началось только в конце XIX века. Английская экспедиция на судне «Челленджер» произвела промеры глубин, собрала материалы об органическом мире океана. (презентация слайд)

    Богат органический мир Атлантического океана: морской салат, морской мох, ламинарии, летучие рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди, кефали, район Канарских островов богат лангустами, анчоусами, в северной части встречаются морские ежи, моллюски.

     Открыть атласы на странице 34. (презентация слайд)

    По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

    Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых. (презентация слайд)

    Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти, соли и других полезных ископаемых. Через Атлантический океан проходят самые важные морские пути. . (презентация слайд)

    Все это используется людьми. Богатства Атлантического океана используются давно и слишком интенсивно, что уже привело к сокращению рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей, уже требует немедленного вмешательства. Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами и.т.д. (атлас стр. 35) Кроме того моря Атлантического океана используются как основное место отдыха: Черное, Средиземное, Карибское моря.

    3. Обобщение изученного материала.

    Атлантический океан бывает очень разным, этим он и прекрасен. Представляете, а кто-то живет рядом с океаном и каждый день видит это, и уже не замечает этой безумной красоты. Хотя мы тоже, не замечаем красоты того, с чем встречаемся каждый день. Может нам быть внимательнее и тогда мир окажется еще прекрасней.

     Итак, какой же Атлантический океан самый…, что его выделяет среди других?

    Он еще много тайн хранит в себе, как и те сундуки с золотом и серебром, лежащие на дне океана.

    4. Домашнее задание. 

    Найдите информацию о загадочных и необычных явлениях Атлантического океана и если вы меня сможете удивить, то обещаю вам «5».

    Учебник параграф№19, тетрадь на печатной основе Тема№6- Океаны

    Презентацию можно использовать как по ходу рассказа, так и в конце урока в обобщении изученного.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Атлантический океан

    Слайд 2

    Географическое положение океана Второй по величине океан. Площадь 91,6 млн.кв.км. Объём 329,7 млн. км³. Солёность 34–37,3 %. Имеет широкое водное сообщение с холодными арктическими и антарктическими водами.

    Слайд 3

    Географическое положение Между какими материками расположен Атлантический океан? Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

    Слайд 4

    Моря Саргассово море Карибское море Средиземное море Балтийское море

    Слайд 5

    Интересные факты Карта Атлантиды 1665 г. Где-то здесь находится затонувшая Атлантида

    Слайд 6

    Строение дна океана Самый молодой океан: образовался около 160 млн. лет назад при распаде Гондваны. Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет. Длина хребта более 17000 км. Ширина – 1000 км. Срединно-Атлантический хребет – главная форма рельефа дна океана.

    Слайд 7

    Существует гипотеза, что между Флоридой, Кубой и Бермудами есть некое странное загадочное место, иначе говоря – аномальная зона. Что вы знаете о ней?

    Слайд 8

    Взаимодействие океана, атмосферы и суши В водах Атлантики имеются тёплые и холодные течения. Перечислите их. Что представляют собой течения? Какое воздействие они оказывают на океан и климат прибрежных территорий?

    Слайд 9

    Объясните подобное распределение температур поверхности Атлантического океана. Климат

    Слайд 10

    ЧЕРНЫЙ АЙСБЕРГ Плавучая чёрная ледяная гора, покрытая толстым слоем вулканической пыли. С таким столкнулся «Титаник» в 1912 г. Для океана характерны айсберги. Что вы знаете о них?

    Слайд 11

    Рыба - шар Рыба - утюг Рыба - молот Скат Морская звезда Зеленая черепаха Дельфин Альбатросы Пингвины Органический мир океана

    Слайд 12

    Хозяйственное использование Между 35-40 и 55-60 северными широтами проходят самые оживлённые морские пути не только в Атлантике, но и в Мировом океане. Назовите крупные порты. В Атлантическом океане много промысловых рыб и морепродуктов. Каких? На шельфе идёт добыча нефти. Где именно? На берегах и островах находятся многочисленные районы отдыха и туризма. Назовите те, которые вам известны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"

    Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....

    Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

    Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

    разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс

    Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...

    Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

    Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

    Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

    Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

    Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

    Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

    Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

    Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...