игры на уроках
статья по географии

игры на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_na_urokah_geografii.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

      «Игра на уроке географии, как один из способов интерактивного обучения».

         В последнее время постоянно говорится о том, что сегодня в школе приоритетной стороной является личностно-ориентированное обучение и воспитание. В основе лежит принцип гуманизации, когда на первый план ставятся ценности человека, его личность. Поэтому важную роль в деятельности учителя играют методы и формы организации учебной деятельности, направленные на развитие личности ученика.

         Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. Игра дополняет традиционные формы обучения, способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

         Игры в сочетании с другими методами и приёмами повышают эффективность преподавания многих предметов, а особенно, на мой взгляд, географии, науки, знакомящей детей с реальностью, с тем миром, в котором они живут; делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала; развивают познавательные способности учащихся, формируют навыки коллективной работы. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, а это очень важно, развивают самостоятельность учащихся, их самоуправление.

         Игра – это активная форма обучения. Использование игр в учебном процессе решает множество задач одновременно: игра способствует становлению творческой личности ученика, формирует умение видеть проблемы, принимать собственные решения. Но для получения результата, игры необходимо использовать в учебном процессе в системе. Время проведения игры может быть различно – урок (45 мин.), или игровые элементы, причем с продолжением от 10-15 минут и более.

         Игра открывает перед учителем обширное поле деятельности. Это метод не только обучения, но и воспитания. Во время игры ученик не ощущает себя объектом прямого воздействия учителя, он должен организовать себя сам на решение поставленных перед ним задач. Важным элементом удачности игры является сотрудничество между учителем и учеником, учителем и классом, учеником и учеником. Учитель в игре выступает в роли инструктора, судьи, тренера, ведущего.

         В своей работе я использую разнообразные игры, в зависимости от темы, возраста, целей и задач при изучении материала.

        Первоначально я проводила различные игры на уроках обобщения для проверки знаний по заданной теме, но затем стала проводить игры при изучении нового материала. Особенно удачно проходят такие уроки в курсе физической географии.

Существует много различных видов игр. Например, ролевые игры, деловые игры.

        Игры-путешествия: экипаж судна или члены научной экспедиции отправляются в путь на поиски неизведанных высот, глубин, неизвестных цивилизаций. И здесь, в целях познавательного интереса к предмету я использую работу с художественной литературой. Это Ж.Верн: «Дети капитана Гранта», Д.Дефо: «Робинзон Крузо», В.Каверин: «Два капитана», В.Бианки: «Зеленая аптека» А.Рыбаков: «Кортик. Бронзовая птица.» и др. Из произведений можно взять описания природы, исторические справки, координаты таинственных островов… Также использую видеозаписи. Причем в их подготовке принимают участие все желающие.

        При изучении в 6 классе темы «План и карта» провожу игры на местности. Например: «В поисках клада», «Таинственный парк». Учащиеся по заданиям-загадкам проходят маршрут в парке, отвечают на вопросы на станциях, по дороге вычерчивают план парка и в результате находят клад (сладкий приз, хорошие оценки…)

       Достаточно часто провожу различные викторины по аналогии с телевизионными передачами: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «О, счастливчик».

      «Интеллектуальное казино». Валюта – «гео». Составляются вопросы по тематическим группам. В каждой группе есть вопросы разной сложности, они имеют разную цену. Торг уместен.

        Наиболее интересной формой, на мой взгляд, всегда являлся КВН. Ребята заранее подготавливают творческие визитки и другие задания на заданную тему. В ходе игры они представляют какой-либо народ или представителей фауны какой-либо территории. Но, можно на уроках обойтись и без домашних заготовок.

       Чтобы заинтересовать учащихся необходимо во все задания вносить творчество. При изучении той или иной темы, чтобы лучше запомнить основные понятия учащиеся составляют кроссворды, ребусы.

С помощью пантомимы можно разбирать течение разнообразных природных процессов. Например, учащиеся изображают водопад, извержение вулкана, землетрясение, это повышает мотивацию обучения, ребятам интересно узнать, а как же происходит это на самом деле.

        В старших классах на уроках я использую элементы деловых игр при решении тех или иных проблем. Особенно эффективно такие уроки проходят при изучении отраслей экономики.

       Игры всегда заинтересовывают учащихся, развивают их творческие способности, развивают кругозор учащихся. Все задания способствуют развитию умения работать с разнообразными источниками, работать в команде, выступать публично. Все это положительно сказывается на развитии личности ребенка.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...

Урок - игра.Тема урока: «Развитие двигательных способностей учащихся».

Цель:  развитие двигательных способностей:  силы, гибкости,  ловкости, прыгучести.Задачи: 1. Закрепить прыжок в длину с места...

Урок-игра "Профсоюзный урок".

Этот урок был представлен на конкурс на лучшую методическую разработку профсоюзного урока. Номинация "Урок в 9 классе. Российские профсоюзы. История и современность". Урок сделан в формате телеигры "С...