Конспект урока "Природные зоны России " 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Баженова Ольга Георгиевна

Т: Описание природных зон по плану.

Цель: изучить карту природных зон , описывать прир. зоны

Задачи: Познакомить  учащихся с размещением природных зон на карте России.

-Коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей в процессе работы с картой, текстом учебника.

тренировать зрительную и слуховую память;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Речевой материал: природные  зоны, степи, леса, тундры, пустыни, субтропики, лесостепи, лесотундра.

Оборудование: карта природных зон России, контурные карты, карандаши, видеоролик  « Природные зоны».

Тип урока: Комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т: Описание природных зон по плану.

Цель: изучить карту природных зон , описывать прир. зоны

Задачи: Познакомить  учащихся с размещением природных зон на карте России.

-Коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей в процессе работы с картой, текстом учебника.

тренировать зрительную и слуховую память;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Речевой материал: природные  зоны, степи, леса, тундры, пустыни, субтропики, лесостепи, лесотундра.

Оборудование: карта природных зон России, контурные карты, карандаши, видеоролик  « Природные зоны».

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока.

IОрг.момент.

Приветствие,  , проверка готовности к уроку, настрой на работу, оценочный лист.

-Сядет тот, кто скажет, какая бывает погода  (ясная, дождливая, морозная и т.д.) Вы   произнесли много слов, которые характеризуют погоду. Какая погода преобладает в нашей местности?

IIАктуализация знаний, сообщение темы и цели урока

1.Вопросы и задания:

-  От чего зависит погода? На что влияет погода?

Задание: выстройте цепочку   влияния климата на деятельность человека.

На  доске прикреплены карточки: почва, растительный мир, животный мир, занятия человека почва.(В природных зонах все взаимосвязано: климат, растительность, животный мир, почва. От климата изменяется растительность, а с изменением растительности видоизменяется животный и растительный мир и почва)

Как вы можете объяснить  различие климата в разных районах нашей страны?

2.Проверка д\з

Солнце неравномерно освещает  Землю в разных частях России, поэтому на территории  России климат разный. Климат  влияет на природу. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по карте  с севера на юг. У вас на партах лежат воздушные шарики, пожалуйста, надуйте их. На что они похожи (планета Земля), а их окраска о чем говорит ( цвет природных зон на карте).

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока:«  Описание природных зон по плану»

Давайте вместе с вами, определим цель урока.

Сегодня на уроке  мы познакомимся с размещением природных зон на карте.

III Изучение нового материала

-На самом севере России расположена зона Арктических пустынь, которая занимает большую часть островов Арктики.

-Назовите эти острова. (о-в Новая Земля, о-в Северная Земля, Новосибирские о-ва, о.Врангеля

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Какая погода в зоне арктических пустынь?»

Обобщение ответов учащихся.

Работа с картой и учебником

- Южнее зоны арктических пустынь расположена зона тундры. Она протянулась узкой полосой вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

- Каким цветом обозначена зона тундры на карте?

-Узнаем, какой там климат?

-Прочтите в тексте учебника на характеристику климата тундры.

- Двигаясь на юг по тундре,  мы видим, что среди небольших кустарников появляется одно дерево, другое, небольшой лесок. Так зона тундры переходит в лесотундру.

В этой природной зоне живут  коренные жители- эскимосы. На земле их осталось очень мало. У них есть интересный обычай. Каждое утро они здороваются со всеми сторонами света и делают это стоя на одной ноге. Давайте и мы с вами поздороваемся со всеми сторонами горизонта.

физминутка

( Дети  встают лицом на юг, подгибают одну ногу, как цапля, руки складывают  ладонями друг к другу перед собой и выполняют по три поклона, поворачиваясь на восток, затем на север и запад).

4.Продолжение работыс картой и учебником

Отправляемся дальше.  Посмотрите на карту и по условным цветам определите, какая самая обширная зона? Каким цветом она обозначена?

- Как вы думаете, будет,  ли отличатся,  климат в зоне лесов от климата в зоне тундры?

 Найдите ответ в тексте учебника  прочтите самостоятельно и  расскажите своими словами.

-  К  югу лес сменяется лесостепью и степью. Сравните  по картинкам растения зоны лесов и зоны степей?

- Чем они отличаются?

-Почему растения разные?

- Где разнообразнее растительность?

- Сделайте вывод о том, где наиболее благоприятный климат для растительного мира?

 Почему?

- Рассмотрите карту. Какая природная зона обозначена жёлтым цветом? (пустыни)

- Подумайте и ответьте на вопрос: « Если мало растительности, она скудная, то какой климат в зоне пустыни?

- Посмотрите на карту. Какие две природные зоны ещё расположены на территории России?

- Зона субтропиков- это море, солнце, теплый климат.

Просмотр видеофрагмента.

- Горы- самая  интересная, уникальная природная зона. Двигаясь от подножью к вершине можно пройти все природные зоны, которые мы с вами прошли с севера на юг в обратном порядке. Эту природную зону называют зоной  высотной поясности в горах.

Вывод по теме.

IVЗакрепление пройденного материала.

Беседа по вопросам:

- О каких природных зонах вы узнали сегодня на уроке?

-Почему изменяется животный и растительный мир, почва с севера на юг?

Покажите на карте природные зоны России?  

- Имеют ли природные зоны четкие границы?

- Почему на территории России смена природных зон происходит с севера на юг.

Посмотрите на карту и скажите:

В какой природной зоне мы живем?

Задание:На доске рисунок горы:

        

Подпишите природные зоны от основания горы к вершине.

Один ученик выполняет работу у доски.

 Ученики класса работают на индивидуальных карточках.

- Сравните свой ответ с образцом на доске.

Итог урока.

О чем шла речь на уроке?

Что нового вы узнали, с чем познакомились?

Мы справились с задачами урока?

Оцените свою работу на уроке. Комментарий оценок.

Что мы выполняли, что бы получить  такие результаты (работали с картой, смотрели фильм, работали с карточками, у доски..)

д\з стр.35-37 всем, учиться показывать природные зоны на карте.

Инд. Задание сообщение «Растительный и животный мир природной зоны г. Магнитогорска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

План-конспект. Окружающий мир 4 класс. Природные зоны России.

План -конспект разработан по требованиям ФГОС. Групповая форма работы на уроке....

Конспект урока "Природные зоны России" для 5 класса в соответствии с ФГОС

Конспект урока для 5 класса по ФГОС по теме "Природные зоны России". Автор учебника: Биология 5 класс.  И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.КорниловаТип урока:  изучение нового материала....

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Конспект урока " Природные зоны России " 8 класс

Цели урока :1.Углубить знания о природных зонахРоссии;2.Изучить особенности природных зон России,показать взаимосвязькомпонентов природы различных природных комплексов,связь природы и быта,хозяйственн...

Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Природные зоны России"

Структура урока традиционная , обеспечивающая реализацию системно-деятельностного подхода: повторение и закрепление материала предыдущего урока, благодаря которым происходит актуализация знаний и форм...