Программа индивидуально-группового сопровождения по географии «Подготовка к ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (11 класс)

Пояснительная записка

 

Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.

Программа составлена для обучающихся 10-11-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

Данный курс предполагает отработку умений и навыков, которым мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География», углубленное изучение некоторых вопросов, повторение некоторых тем, требующих особого внимания, решение задач, а также подготовку обучающихся  к сдаче экзамена по географии в форме ЕГЭ.

Программа  направлена на формирование у  школьников основ географической  культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как взаимодействие с другими людьми, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.

Курс рассчитан на 35часов, по одному часу в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом

 объединении

Протокол №  

от             .2021г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол №  

от               .2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________ г.

____________ Казанцева Н.В.

«Утверждаю»

Директор школы

Куклина И.В.

Приказ №  

от  2021г.

Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения

по географии  «Подготовка к ЕГЭ»

для обучающихся 11 класса

Составители: Холманских Т.Д..

учитель географии

высшей квалификационной категории

2021г

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.

Программа составлена для обучающихся 10-11-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

Данный курс предполагает отработку умений и навыков, которым мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География», углубленное изучение некоторых вопросов, повторение некоторых тем, требующих особого внимания, решение задач, а также подготовку обучающихся  к сдаче экзамена по географии в форме ЕГЭ.

Программа  направлена на формирование у  школьников основ географической  культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как взаимодействие с другими людьми, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.

Курс рассчитан на 35часов, по одному часу в неделю.

Цели и задачи программы

Цель:

формирование   представления о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами.

Задачи программы:

  • повторить и обобщить знания по географии  за курс основной общеобразовательной школы;
  • систематизировать информационный материал по разделам;
  • выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Определение места и роли учебного курса.

Материал, включенный в программу, интересен и полезен для обучающихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс географии.

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки обучающихся, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений.

Сроки реализации программы

На изучение курса отводится 35 часов в год, по 1 часу в неделю.

Планируемые результаты обучающихся

Обучающиеся должны:

Знать / понимать:

  • основные географические понятия и термины;        
  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;        
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;        
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;        
  • географическую зональность и поясность;        
  • географические особенности        природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,        природными        условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;        
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства        Российской        Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;        
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь:

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;        
  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
  • описывать существенные признаки географических объектов и явлений;        
  • объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;        
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
  • приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;        
  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;        
  • анализировать информацию, необходимую для        изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;        
  • представлять результаты измерений в разной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени;
  • чтения карт различного содержания;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

Содержание учебного предмета

География как наука. Современные методы географических исследований; источники географической информации (5 часов)

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

Природа Земли и человек (5 часов)

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.        

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли        

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, ее взаимосвязи с        другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов        .

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные        

Население мира (4 часа)

Численность и воспроизводство населения мира, половая и возрастная  структура населения мира, размещение и миграции населения мира, городское и сельское население мира, урбанизация, Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.  Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

Мировое хозяйство (5 часов)

Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной продукции. Факторы размещения производства. Ведущие страны – экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм. Интеграционные отраслевые и региональные союзы.

Природопользование и геоэкология (2 часа)

Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Регионы и страны мира (5 часа)

Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию.

География России (9часов)

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы.         Часовые зоны. Административно-территориальное устройство России. Природа России.         Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.   Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны        . Природно-хозяйственные различия морей России.         Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.        Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Население России        . Численность, естественное движение населения.        Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции.        Народы и основные религии России.        Городское и сельское население. Крупнейшие города.         Хозяйство России.        Природно-хозяйственное        районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал        

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

География как наука. Современные методы географических исследований; источники географической информации

5

2

Природа Земли и человек

5

3

Население мира

5

4

Мировое хозяйство

4

5

Природопользование и геоэкология

2

6

Регионы и страны мира

5

7

География России

9

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. География как наука. Современные методы географических исследований;

источники географической информации (5 часов)

Познавательные: описывать заданный маршрут, владеть понятиями, владеть основными условными знаками, раскрывать на конкретных примерах значение градусной сети, владеть навыками нахождения координат, уметь характеризовать основные этапы формирования карты в век географических открытий

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, умение организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

1

1.1

Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.

1

Комбинированный

2

1.2

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

1

Комбинированный

3

1.3

Определение географических координат и расстояний по карте

1

Практикум

4

1.4

Анализ плана местности, построение профиля местности по плану.

1

Комбинированный

5

1.5

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

Практикум

Раздел 2. Природа Земли и человек (5 часов)

 Познавательные: выдвигать гипотезы, выявлять зависимость продолжительности  суток от вращения Земли вокруг оси и солнца, сопоставлять истинные размеры планеты

Коммуникативные: формировать собственное мнение, позицию, учиться работать в малой группе над общими задачами работать в группе , устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию.

Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона),осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Внеурочная деятельность: работа с источниками информации

6

2.1

Земная кора и литосфера. Геологическая хронология.

1

Комбинированный

7

2.2

Гидросфера.

1

Комбинированный

8

2.3

Атмосфера.

1

Практикум

9

2.4

Биосфера

1

комбинированный

10

2.5

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

Практикум

Раздел 3. Население мира  (5часов)

Предметные: формирование представлений   и основополагающих теоретических знаний об особенностях, населения, формирование знаний о численности и воспроизводстве населения, естественном приросте населения и его типах, демографической политике, половом, возрастном, этническом составе населения, об этнополитических и религиозных  конфликтах, международных миграциях, урбанизации  и ее формах, темпах и  уровнях, об уровне  качества  жизни населения крупнейших стран мира.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков

Метапредметные: формирование умений работать с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами, устанавливать причино-следственные связи, строить логические размышления и делать выводы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

11

3.1

Географические особенности размещения населения.

1

Комбинированный

12

3.2

Динамика численности населения. Демографическая политика.

1

Комбинированный

13

3.3

Урбанизация. Миграция.

1

Комбинированный

14

3.4

Этнический состав  населения и религии мира

1

Комбинированный

15

3.5

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

Практикум

Раздел 4.  Мировое хозяйство(4 часа)

Предметные: формирование об особенностях отраслевой структуре мира, ресурсообеспеченности, международной интеграции.

Метапредметные: формирование умений: 1) искать и отбирать информацию по теме; 2) работать с текстом и географическими картами.

Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления..

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

16

4.1

Отраслевая структура хозяйства мира

1

Комбинированный

17

4.2

Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

1

Комбинированный

18

4.3

Международные экономические отношения.

Интеграционные отраслевые и региональные союзы.

1

Комбинированный

19

4.4

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

Практикум

Раздел 5.  Природопользование и экология(2 часа)

Предметные: формирование знаний о видах природных ресурсов, обеспеченности природными  ресурсами стран мира, рациональном и нерациональном природопользовании, причинах и последствиях  загрязнения окружающей среды

 Метапредметные: формирование умений: 1) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 2) использовать учебную информацию для достижения результата; 3) анализировать карты  графики  и делать самостоятельные выводы.

Личностные: понимание значимости районирования

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

Внеурочная деятельность: работа с источниками информации

20

5.1

Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение.

1

Комбинированный

21

5.2

Рациональное и нерациональное природопользование.

Раздел 6. Регионы и страны мира  (5 часов)

Предметные: формирование об особенностях географического положения регионов и стран мира, столиц и городов.

Метапредметные: формирование умений: 1) искать и отбирать информацию по теме; 2) работать с текстом и географическими картами.

Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

воспитание чувства гордости за свою Родину

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

22

6.1

Многообразие стран мира. Основные типы стран.

1

Комбинированный

23

6.2

Современная политическая карта мира.

1

Комбинированный

24

6.3

Столицы и крупные города.

1

Практикум

25

6.4

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира

1

Комбинированный

26

6.5

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

Практикум

Раздел 7. География  России (9 часов)

Предметные: формирование знаний о географических и экономических регионах России, их особенностях, хозяйстве, экономических отношениях.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;3) определять по политико-административной карте соседей России.

Личностные: осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе

Внеурочная деятельность: работа с интернет -ресурсами

27

7.1

Особенности географического положения России. Часовые зоны.

1

Дискуссия

28

7.2

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

1

Комбинированный

29

7.3

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

1

Комбинированный

30

7.4

Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России.

1

Комбинированный

31

7.5

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

Комбинированный

32

7.6

Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Народы и основные религии России.

1

Практикум

33

7.7

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

1

Комбинированный

34

7.8

География отраслей промышленности и сельского хозяйства.

1

Практикум

35

7.9

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

1

Практикум

Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

Олейник А.П. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва 2014

Атлас. География 6,7,8-9, 10  классы. Издательство «Дрофа», М., 2020г

Атлас. География 6,7,8-9 , 10 классы. Издательство «Дрофа», М., 2020г

Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. ЕГЭ 2019. География. Готовимся к итоговой аттестации. Издательство: «Интеллект – Центр» М.: 2019. - 224 с. https://drive.google.com/open?id=1a8HYUJd2XXF1RXxDaZXuC1nLau_cx5J5 

Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. ЕГЭ 2019. География. Готовимся к итоговой аттестации. Издательство: «Интеллект – Центр» М.: 2019. - 224 с. https://drive.google.com/open?id=1a8HYUJd2XXF1RXxDaZXuC1nLau_cx5J5 

Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.

Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.

Максаковский В.П. География. Профильный уровень.11 класс: учеб. для общеобразоват. Учереждений. В 2кн. М.: Просвещение 2017.-415с.

Максаковский В.П. География 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень. М.: Просвещение 2017.-415с.

Холина В.Н. География 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень. М.: Дрофа 2012.-334с.

http://www.fipi.ru,

https://postnauka.ru/themes/geografiya?page=2 

https://geo-ege.sdamgia.ru/

https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Floadmap.net%2Fru 

https://postnauka.ru/themes/geografiya?page=2

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fplay.google.com%2Fstore%2Fapps%2Fdetails%3Fid%3Dcom.do_apps.catalog_131%26amp%3Bhl%3Dru 

https://vk.com/geolibrary 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математике, раздел "Геометрия"...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по подготовке к ГИА по английскому языку (9 класс)

 Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся  9классов, планирующих сдавать экзамен по англий...

Программа индивидуально-группового сопровождения по географии "Подготовка к ОГЭ"

Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.Програм...