Методическая разработка "Изображение на планах местности неровностей земной поверхности".
методическая разработка по географии (5 класс)

Овчинникова Светлана Робертовна

Разработка урока по географии по теме "Изображение на планах местности неровностей земной поверхности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Изображение на планах местности неровностей земной поверхности», 5 класс

    Цель: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах; познакомить учащихся с понятиями «абсолютная высота», «относительная высота», «бергштрихи», «горизонтали»; научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную высоту.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока.

– Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и равнины, холмы и овраги, но ведь топографический план плоский.

– Как на нем изобразить неровности земной поверхности?

– Решение этой проблемы и будет темой нашего урока.

Сегодня мы узнаем:

  • Что называют рельефом.
  • Как устроен нивелир.
  • Что такое относительная высота.
  • Как определить абсолютную высоту местности.
  • Для чего нам нужны горизонтали. 
  1. Изучение нового материала

Рельеф – это все неровности земной поверхности.

– Представьте, что Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров до уровня 2 метра. Зальет ли дом, который вам предложили купить?

– Почему мы не можем дать точный ответ? (Не знаем на какой высоте находится домик по отношению к реке.)

Решить эту задачу нам поможет нивелир.

– Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

– Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу.

Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте 3 метров.

Теперь мы можем ответить на вопрос:

– Зальет ли домик при половодье? (Нет.) 

– Мы нашли высоту домика относительно реки. Прочтите следующие определение и, подумайте какую высоту мы с Вами нашли – относительную или абсолютную?

Относительная высота – это превышение одной точки над другой.. 

– Итак, у западного склона относительная высота 3 м, а у восточного – 2 м. Так какая же все-таки высота этого холла? Мы должны знать еще и о втором типе высоты – абсолютной высоте

Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.

В России абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от среднемноголетнего уровня Балтийского моря, определенного от нуля футштока в Кронштадте.

– Чего не хватает на нашем рисунке? (Уровня мирового океана)

– Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы.

– Взгляните на топографическую карту, как изображается там высота местности? (Точками отметок высот).

  • Определим абсолютную высоту холма (159,3м)
  • Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)
  • Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)
  • Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
  • Относительная высота – относительно его подошвы.

Итак, подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.

Абсолютная высота измеряется относительно уровня.

Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.

– Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).

 – Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте).

– Определите абсолютную высоту точки А.

– Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой).

– Горизонтали на топографической карте проводят через 1,5,10,15,25,50 метров.

– Представьте, что вы пошли на экскурсию с классом.

– Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (Линии).

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м, то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м, то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.

– Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче. (Круче северный склон, т.к. расстояние между горизонталями минимально)

  – Чем отличаются эти два изображения? (На каждом из них есть черточки, которые расположены по разному)

Эти черточки называются бергштрихами.

Это короткие линии, которые показывают направление склонов.

Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

Бергштрихи – черточки  у  горизонталей, показывающие направление вниз по склону.

Определим:

1) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?

(холм, бергштрихи показаны наружу).

2) Через сколько метров проведены горизонтали? (через 5 м)

3) Какова максимальная высота этой формы рельефа? (17 метров).

5. Закрепление изученного материала.

Выполните задания:

Задание 1. Выберите правильный ответ.

Абсолютная отметка высоты – это:

А) величина, показывающая превышение высоты этой точки над высотой любой другой;

Б) число рядом с соответствующей точкой, показывающее абсолютную высоту в метрах над уровнем моря.

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Горизонтали – это:

А) условные линии, соединяющие точки земной поверхности с любой высотой;

Б) величины, показывающие абсолютную высоту точки над уровнем любого водоёма на суше;

В) условные линии, которые соединяют точки земной поверхности с одной и той же абсолютной высотой.

Задание 3. Выберите правильные утверждения:

А) Вершины цифр (верхняя их часть), показывающих отметки высот горизонталей, всегда направлены в сторону понижения склона.

Б) Бергштрихи (нем. берг – гора и штрих – черта) – это короткие штрихи, указывающие направление вниз по склону.

В) Если горизонтали расположены близко друг к другу (сгущаются), то склон в этом месте крутой.

Задание 4. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены. Выберите правильный ответ.

А) А, Б, В  – холмы;

Б) А – впадина, Б, В –холмы;

В) А и Б – впадины, В - холмы.

C:\Users\Даша\Desktop\3.jpg

Задание 5.

Даны три описания неровностей земной поверхности. Определите, к какому изображению подходит каждое из них.

1) Холм высотой 20 м вытянут с запада на восток. Он имеет пологий западный склон, все остальные его склоны крутые.

2) Холм имеет две вершины. Западный склон крутой.

3) Котловина вытянута с севера на юг. Она имеет крутой восточный склон.

6. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

§ 11, стр. 41 (ответить на вопросы устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неровности земной поверхности

демонстрационный материал для 6 класса. тема "Рельеф"...

Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....

Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Урок с применением технологии проблемного обучения....

География 6 класс Изображение на плане неровностей земной поверхности

Презентация к уроку географии 6 класс. Изображение на плане неровностей земной поверхности...

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...

урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.

В данной разработке  представлена  структура и ход  урока. Использованы материалы Интернет-ресурса....

Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Технологическая карта урока географии в 5 классеТема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»...