Технологическая карта "Электроэнергетика России"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Савосина Лариса Викторовна

Цель урока

 Раскрыть значение, особенности развития, размещения и проблемы различных типов электростанций России.

 

Задачи урока

Образовательные:

- Создание условий для формирования знаний о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны, об основных типах электростанций – их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.

 

Развивающие:

- Развитие у обучающихся умений работать с различными источниками географической информации;

- Развитие познавательной активности обучающихся;

- Развитие коммуникативных качеств обучающихся, умение выделять главное, делать выводы, ставить и разрешать проблемы,   умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

 

Воспитывающие:      

- Развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны;

- Воспитание чувства дисциплинированности

Планируемые

результаты

Предметные:

- Сформировать знания о различных видах электростанций, работающих на территории России, анализировать с помощью карты особенности их размещения, уметь понимать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

Метапредметные:

Познавательные: умение  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения познавательных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности  и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroenergetika_9_klass.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

                                    363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

                                    E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

                                    Исх.  от « 09 » января  2024 г.   №14

Технологическая карта урока в 9 классе

Образовательная организация

МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка

Учитель

Савосина Л.В

Предмет

География

Класс

9

Тема урока

Топливно- энергетический комплекс. Электроэнергетика России.

Дата проведения урока

13.12.2021 г

Тип урока

Комбинированный

Используемый УМК

учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев  «География. Население и хозяйство России»,  учебник для 9 класса. М.; «Русское слово», 2022 г; атлас для 9 класса; презентация к уроку.

Цель урока

 Раскрыть значение, особенности развития, размещения и проблемы различных типов электростанций России.

Задачи урока

Образовательные:

- Создание условий для формирования знаний о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны, об основных типах электростанций – их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.

Развивающие:

- Развитие у обучающихся умений работать с различными источниками географической информации;

- Развитие познавательной активности обучающихся;

- Развитие коммуникативных качеств обучающихся, умение выделять главное, делать выводы, ставить и разрешать проблемы,   умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Воспитывающие:        

- Развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны;

- Воспитание чувства дисциплинированности

Планируемые

результаты

Предметные:

- Сформировать знания о различных видах электростанций, работающих на территории России, анализировать с помощью карты особенности их размещения, уметь понимать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

Метапредметные:

Познавательные: умение  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения познавательных задач.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности  и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, парная

Методы работы

словесный,  наглядный (работа с рисунками, таблицами); практический (поиск информации, работа с учебником, составление описания гор );  частично-поисковый, проблемный.

Оборудование

Карта «Электроэнергетика России», атласы, презентация

Этапы урока

 

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность  

обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный  момент

 

Организованное начало урока.

Приветствует обучающихся,  проверяет готовность  к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

II. Актуализация знаний

Проверочный тест по теме «Топливная промышленность» (см. Приложение 1)

Организует выполнение проверочного теста.

Выполняют проверочный тест.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных

связей; синтез как

составление  целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность;    

 Регулятивные:

развитие умений

определять

способы

действий в рамках предложенных

 условий

III.  Постановка целей и задач

- Какой межотраслевой комплекс мы изучаем?

- Назовите отрасли, входящие в состав ТЭК.

- Какую отрасль изучили?

- Назовите тему урока и поставьте цель урока.

Подводит к формулировке   темы урока его целей и задач. Ставит проблемный вопрос «Почему электроэнергетика важная отрасль хозяйства страны? »

Слушают и обсуждают тему, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Коммуникативные:

участвовать в

коллективном

обсуждении

 проблемы,

интересоваться

чужим мнением и высказывать свое.

Личностные :

проявлять интерес к новому материалу,

содержанию.

Регулятивные :

определять и

осознавать цели учебной

деятельности.

IV. Изучение нового материала

Беседа о значении электроэнергетики в хозяйстве страны.

Формулировка понятия «электроэнергетика». Определение типов электростанций.

Дает обучающимся задание определить значение электроэнергетики в хозяйстве страны. Пользуясь текстом учебника с. 129, сформулировать определение понятия «электроэнергетика». Назвать типы электро-       станций, пользуясь рис. 58 на с. 130 учебника.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные :

самостоятельное выделение и

формулирование

главные мысли

Коммуникативные:

самостоятельно

 работать с

различными

 источниками

информации.

формирование умения работать в

парах

Регулятивные:

планировать

решение учебной задачи.

Работа в тетради по материалам учебника, карте атласа «Электроэнергетика».   Работа по группам:

1 группа – ТЭС,

2 группа – ГЭС,

3 группа  – АЭС.

Дает задание прочитать текст учебника на с. 130 – 134, рассмотреть рис. 58, таблицу 9 на с. 130-131 и заполнить таблицу «Электроэнергетика России» (см. Приложение 2)

Работают с учебником, заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя.

Беседа об альтернативных источниках энергии. Работа с учебником и картой атласа «Электроэнергетика»

Дает задание прочитать текст учебника на с. 134 и выписать в тетрадь название альтернативных источников энергии, по карте определить районы их размещения.

Работают с текстом и картой атласа. Записывают виды альтернатив-ных источников энергии, определяют по карте районы их размещения.

Рассказ учителя о способах передачи электроэнергии.

Знакомит обучающихся с основными способами передачи электроэнергии. Дает понятие об Единой энергетической системе.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Фронтальная беседа

Организует фронтальную беседу по вопросам:

- Назовите основные типы электростанций.

- На каком виде топлива работают ТЭС?

- На каких реках построены крупнейшие ГЭС?

- Какой тип электростанций развит на Камчатке и почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: 

применение

методов

информационного

поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств;

 воспроизводить по

 памяти информацию, необходимую для решения

учебной задачи;

Регулятивные:

организация

 учащимся своей учебной  

деятельности;  

коррекция полученных знаний;

 целеполагание.

Коммуникативная: 

умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью, выделения особенностей.

Работа с учебником. Выполнение заданий рубрики «От теории к практике» на с. 135.

Организует выполнение задания.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя.

Работа с контурной картой.

Организует выполнение работы.

Обозначают на контурной карте основные типы электростанций и альтернативные источники энергии.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке знаний.

Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос  «Почему электроэнергетика важная отрасль хозяйства страны?

Высказывают свои мысли, делают выводы по уроку.

Коммуникативные: адекватно

отображать свои чувства, мысли.

Регулятивные:

оценивать

правильно

выполнения

действий, адекватно

воспринимать

 оценку учителя и товарищей

Личностные:

оценивать

 собственную

 учебную

деятельность, свои достижения.

VII. Домашнее задание.

 

Организованное окончание урока.

Конкретизирует домашнее задание: параграф 20, закончить работу по заполнению контурной карты.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: 

анализ

компонентов  с

целью выделения

 особенностей.

Регулятивные: 

коррекция

полученных знаний.

Приложение 1

Проверочный тест:

1. По добыче какого топливного  полезного ископаемого Россия в мире занимает первое место?

    А) каменного угля             Б)  природного газа                 В) нефти                   Г)  торфа

2. Сырьевой фактор является определяющим при размещении электростанций:

    А) тепловых              Б) атомных             В) гидравлических            Г) альтернативных

3. Назовите  вторую  по значению нефтедобывающую базу.

   А) Западно-Сибирская                    В) Прикаспийская

  Б) Волго-Уральская                         Г) Тимано-Печорская

4. Какой из типов электростанций имеет наибольшую стоимость и время строительства?

   А) ТЭС            Б) ГЭС                   В) АЭС                           Г) ПЭС    

5. Установите соответствие

а) каменный уголь

1) Канско-Ачинский

б) бурый уголь

2) Кузбасс

3) Донбасс

4) Подмосковный

5) Печорский

6) Южно - Якутский

 Ответы: 1-Б;  2-А;  3-Б;  4-Б;  5: А-2,3,5,6;   Б-1,4

Приложение 2

Электроэнергетика России

Типы электростанций

Объемы

производства электроэнергии

Используемый вид топлива и энергии

Примеры

Преимущества

Недостатки

       Тепловые

электростанции

(ТЭС)

        65%

уголь, газ, мазут

Сургутская,

Костромская, Рефтинская

Простота конструкции.  Невысокая стоимость строительства. Свободное размещение.

Зависимость от поставок большого количества топлива. Использование невозобновимых топливных ресурсов. Экологически грязное производство.

Гидроэлектростанции

(ГЭС)

20%

энергия падающей воды

Саяно-Шушенская,   Красноярская,  Братская,

Усть-Илимская,  Волжская.  

Самая дешевая электроэнергия.

Очень сложное и дорогое строительство. Привязанность к рекам. Тяжелые экологические последствия для рек.

Атомные электростанции

(АЭС)

15%

ядерное топливо  (уран, плутоний и др.)

Балаковская,

Ленинградская, Курская,

Смоленская

Дешевая электроэнергия. Свободное размещение. Экологически чистое производство.

Потенциальная опасность аварий. Негативное отношение населения к их строительству.

 

                                                                               Директор МБОУ СОШ №1 г. Моздок ___________________И. М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»

Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...

Технологическая карта урока в 5 классе "Известные личности России и Великобритании"

технологическая карта урока  по английскому языку в 5 классе по теме "Знаменитые люди""...

Разработка технологической карты урока "Водные ресурсы России"

Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России" с использованием ЭОР. Расписаны все этапы урока. Использованы гипер сылки на презентации...

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...