ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
методическая разработка (история, 8 класс) по теме

Ходжер Елена Владимировна

 

Технологическая карта урока по истории России

тема: «Александр II. Отмена крепостного права»

8 класс

 

Цели для ученика:

Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.

Понять историческое значение реформы для страны.

 

Цели для учителя:

Познакомить учащихся с личностью Александра II.

Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крестьянского права.

Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщат, определять и объяснять понятия.

Тип урока: урок изучения нового

Технология: проблемного обучения

Опорные понятия, термины:  крепостное право, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc81 КБ
Файл otmena_krepostnogo_prava.pptx1011.85 КБ
Файл osnovnye_polozheniya_manifesta.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Технологическая карта урока по истории России


тема: «Александр II. Отмена крепостного права»


8 класс

ВЫПОЛНИЛА:

Ходжер Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания

2013

Цели для ученика:

Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.

Понять историческое значение реформы для страны.

Цели для учителя:

Познакомить учащихся с личностью Александра II.

Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крестьянского права.

Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщат, определять и объяснять понятия.

Тип урока: урок изучения нового

Технология: проблемного обучения

Опорные понятия, термины:  крепостное право, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Типы и виды образовательных ресурсов, в том числе ЭОР

их содержание

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Целевой

3 мин.

Организатор-фасилитатор


- Какие проблемы оставил Александру II его отец?

Активные формы

Отвечают на вопрос


Тяжелое экономические, социальное положение в стране, разруха, нестабильность, крепостное право…

Слайд № 1

18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I.

«Сдаю тебе мною команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил умирая Николай I своему сыну.

Учебно-организационные: определение индивидуальных и коллективных учебных задач

Учебно-интеллектуальные: выявление существенных признаков объекта, формулирование проблемы

Создание мотивационной среды для дальнейшей работы

Активизация внимания

2.Содержательный

10 мин.

Информатор



Александр Николаевич родился 17 апреля 1818г.


Получил  блестящее воспитание. Поэт В.А.Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды.

М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин – экономику.

- Как воспитание Александра II повлияло на его характер?

- Назовите главную задачу с которой должен был справится император?

Активно-пассивные формы

(активное слушание)


Записывают название нового раздела

Императора, годы правления









Отмена крепостного права

Записывают тему урока




Слайд № 2

Россия в годы правления

 Александра II

(1855 —1881)


Слайд № 3

Портреты В.А. Жуковского, М.М. Сперанского,

 Е.Ф. Канкрина и молодого Александра II






Слайд № 4

Учебно-интеллектуальные: выявление существенных признаков объекта, классификация информации

Получены знания об императоре.

Определена тема и цель урока

Организатор-фасилитатор

- Что такое крепостное право?

- Какого было положение крепостных крестьян?

- Попробуйте назвать предпосылки отмены крепостного права.

Активные формы



Высказывают предположения.

Записывают предпосылки.



Слайд № 5


Предпосылки отмены крепостного права:

1) Поражения в Крымской войне.

2) Массовое крестьянское движение.

3) Военно-техническое и социально-экономическое отставание России от европейских государств.




Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение культурой речи

Учебно-интеллектуальные: установление причинно-следственных связей

Систематизированы знания о крепостном праве, сформированы предпосылки отмены крепостного права

3.Операционно-деятельностный

18 мин.

Организатор

- Из пазла вы должны собрать фразу, которую сказал Александр II 30 марта 1854 г., выступая перед дворянами.

- Как вы понимаете эту фразу?

Деятельностные формы

Собирают пазл

Если не отменить крепостное право сейчас, то начнутся волнения. Восстания, беспорядок … который приведет к разрухе ...

Слайд № 6

«…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу»




Учебно-интеллектуальные: установление причинно-следственных связей

Учебно-коммуникативные: организация совместной деятельности

Сформировано понимание необходимости реформы

Организатор-фасилитатор

- Как Вы думаете, какой вариант избрал император и почему?

- Почему император выбирает второй вариант? Освобождение крестьян с землёй за выкуп 

Учитель сообщает дату подписания манифеста

- Прочитайте статьи манифеста и ответьте на  вопросы:

- Как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?

- Стал ли русский крестьянин благодаря манифесту собственником своей земли?


- Раскройте смысл терминов: временнообязанный крестьянин и выкупные операции (платежи)


Учитель просит найти и прочитать значение отмены крепостного права

Активные формы




Высказывают мнения

Записывают факт


Знакомятся с текстом











Озвучивают и записывают значения отмены крепостного права

Слайд № 7

«Варианты освобождения крестьян, слои общества, поддерживающие их»

1.Освобождение крестьян без земли

2.Освобождение крестьян с землёй за выкуп

3.Освобождение крестьян с землей без выкупа


Слайд № 8

19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

Слайд № 9

«Основные положения манифеста»











Слайд № 10

Значение отмены крепостного права

- Ликвидировано право собственности на людей

- Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России.

Учебно-интеллектуальные: владение компонентами доказательства, классификация информации

Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение приемами риторики.

Учебно-информационные: работа с документом

Обозначен вариант освобождения крестьян от крепостной зависимости

Выявлены плюсы и минусы крестьянской реформы; историческое значение реформы.

4.Рефлексивный

4 мин.

- Как вы понимаете слова Николая Алексеевича Некрасова?


Высказывают свое мнение

Слайд № 11

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину

Другим – по мужику?

Учебно-интеллектуальные: выявление существенных признаков объекта, установление причинно-следственных связей

Сформировано представление о крестьянской реформе 1861 г.

Домашнее задание

Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу.

Прочитать и ответить на вопросы к документам стр. 164-165


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I . « Сдаю тебе мною команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил умирая Николай I своему сыну. Николай I Александр II Какие проблемы оставил Александру II его отец?

Слайд 2

Россия в годы правления Александра II 1855 —1881

Слайд 3

Портрет Александра в юности Жуковский, Василий Андреевич ( русского язык) Канкрин , Егор Францевич (финансы) Сперанский, Михаил Михайлович (законодательство)

Слайд 4

Крестьянская реформа 1861г. Отмена крепостного права

Слайд 5

1) Поражения в Крымской войне. 2) Массовое крестьянское движение. 3) Военно-техническое и социально-экономическое отставание России от европейских государств. Предпосылки отмены крепостного права:

Слайд 6

Александр II 30 марта 1854г. Выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу» Александр II

Слайд 7

«Варианты освобождения крестьян, слои общества, поддерживающие их » Как Вы думаете, какой вариант избрал император и почему?

Слайд 8

19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Художник Б.М. Кустодиев. Освобождение крестьян. Чтение манифеста.

Слайд 9

Как вы думаете, к ак восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин благодаря манифесту собственником своей земли ? Раскройте смысл терминов: временнообязанный крестьянин и выкупные операции (платежи) «Основные положения манифеста » Художник Г.Г. Мясоедов. Чтение положения 19 февраля 1861 года.

Слайд 10

- Ликвидировано право собственности на людей - Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России. Значение отмены крепостного права

Слайд 11

Как вы понимаете эти строки Н.А . Некрасова Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину Другим – по мужику? Художник С . А. Виноградова . Нищие

Слайд 12

Домашнее задание: Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу . Прочитать и ответить на вопросы к документам стр. 164-165



Предварительный просмотр:

«Основные положения манифеста»

        

        Пункт 2

Порядок личного освобождения крестьян: лично свободны. Но! Сохранились: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.

        Пункт 6

Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.

        Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.

Выкупная операция:

25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.

        Пункт 17

Порядок управления крестьянской общиной.

        Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.

«Основные положения манифеста»

        

        Пункт 2

Порядок личного освобождения крестьян: лично свободны. Но! Сохранились: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.

        Пункт 6

Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.

        Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.

Выкупная операция:

25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.

        Пункт 17

Порядок управления крестьянской общиной.

        Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...

Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок;  рассмотреть, является ли самостоятельный п...