Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx17.8 КБ
Файл refleksiya.docx11.97 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx401.38 КБ
Файл 3_gruppa.docx16.82 КБ
Файл 2_gruppa.docx18.08 КБ
Файл 1_gruppa.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зовут Семен Иннокентьевич, я учитель истории и обществознания в Майинской школе имени Ф.Г. Охлопкова. Сегодня у нас будет урок истории.

Для начала я загадаю вам небольшую загадку:

Итак, перед вами самый обычный ящик.

  1. Но, то что находится в этом ящике, определило судьбу России на долгие годы. Возможно даже дало надежды на торжество добра и справедливости в XIX веке. Вопрос: Что находится в ящике?

Тогда давайте, я следующим вопросом, сужу круг поиска.

  1. Однажды император Александр II попросил всех выйти из кабинета и сказал: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ.  Какой документ находится в ящике? Ваши предположения…

Это «Манифест об отмене крепостного права». Возможно, вы уже знаете, что в 1861 году было отменено крепостное право в России.

Итак, попробуем выявить тему урока: тема связана с последствиями принятия этого документа. Давайте, нарисуем 4 сферы общественной жизни, которые мы изучаем в 8 классе по обществознанию (политическая, экономическая, социальная и духовная).

  1. Итак, какие слои населения затронула отмена крепостного права?

Прежде всего крестьян и помещиков-дворян. Вы знаете, что крестьяне и дворяне – это сословия, т.е. группа людей, которые отличаются по своему правовому положению и происхождению. К какой сфере относится сословия людей? (Социальная сфера-записывает на доске)

  1. А какой сфере относится реформа отмены крепостного права. Прежде всего-это экономическая сфера (записывает на доске.

(2 слайд) Итак, тема урока будет звучать, так…  «Социально-экономическое развитие после отмена крепостного права» На экране тема.

Главный вопрос, на который мы должны ответить на уроке: «Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?» Для того, чтобы нашу ответить на этот вопрос вы будете работать в группах.

(3 слайд) Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа – промышленники. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели развития капитализма в России. Модель можно представить в виде - корабля. Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли свои результаты, которые можно отразить на парусах корабля (раздает паруса).

(4 слайд) У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите заданиями и ознакомьтесь (раздает листы и делает паузу и ПЕРЕХОД). Итак, вам надо распределиться по ролям.

В каждой группе есть:

Теоретики и документалисты будут работать с различными источниками информации.

Понятисты - работают с историческими терминами.

Статисты -  со статистическими данными.

Хронограф следит за временем работы, оценивают и корректируют работу каждого в группе, а также заполняя оценочный лист по 5 бальной шкале.

Так как Вас в группе по шестеро, я решил объединить роли художника и аналитика.

Самая сложная задача у аналитиков. Аналитик должен скоординировать работу группы, обобщить ее и ответить на поставленный в начале урока вопрос. Дети из группы могут дополнять аналитика, что приветствуется. Все нашли свои роли? Чтобы работа была плодотворной, группа должна работать сообща. Готовы?  Можете приступать к выполнению заданий. (20 минут)

Итак, какая группа готова. Аналатики, пожалуйста, Вам слово (5-7 минут).

Подведём итоги сегодняшнего урока.  Аналитики, прикрепите ваши паруса (переход) и постарайтесь объяснить фактами, почему Вы выбрали красный, белый или синий цвет.

(5 слайд)

Красный цвет – Реформа 1861 года благоприятно сказалась для дальнейшего развития Российской империи.

Белый цвет – Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.

Итак, подведем общие итоги после отмены крепостного права.

  1. В сельском хозяйстве наблюдался спад (синий). Помещикам, чтобы нужно было иметь значительные денежные средства, чтобы платить наемным работникам зарплату и приобрести собственный инвентарь. Кризис переживали и крестьяне, которые получили недостаточно земли (синий)
  2. В первые годы после реформы быстрого роста промышленности не наблюдалось (синий) однако освоившись в новых условиях, российская промышленность стала набирать обороты (красный)
  3. В железнодорожном строительстве, наоборот наблюдалось быстрое развитие (красный).

Итак, молодцы… Сумели ли мы ответить на поставленный в начале урока вопрос? Очень хорошо. На этом урок окончен, всем спасибо и до свидания!

Самоанализ

Тема: «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права». Цель урока состояла в том, чтобы показать положительные и отрицательные стороны социально-экономическое развития после отмены крепостного права. Урок строился на групповой работе, и исследовательской деятельности учащихся с применением критического мышления. По универсальным учебным действиям 1) предметным: учащиеся должны были усвоить итоги отмены крепостного права и давать оценку историческим событиям 2) по метапредметным: находить нужную информацию и выделять причинно-следственные связи 3)  по личным результатам: умение работать в группе, доказывать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

  Рефлексия:

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

Рефлексия:

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…_

Рефлексия:

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Император Александр II (1855-1881)

Слайд 2

ТЕМА: Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права?

Слайд 3

1 группа 2 группа 3 группа ВЫЯСНИТЬ, КАКОВ БЫЛ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ ВЫЯСНИТЬ, КАК ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПОВЛИЯЛА НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЫЯСНИТЬ УРОВЕНЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Слайд 4

1 . Теоретик - работа с текстом учебника. 2 . Документалист – работа с текстом исторического источника. 3 . Понятист - работа с историческими терминами. 4 . Статист - работа со статистическими данными 5 . Художник – дополнение модели капитализма особенностями через цвет 6. Хронограф – контроль за временем ,оценка и корректировка работы в группе. 7. Аналитик – подведение итогов по ключевому вопросу.

Слайд 5

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России? Белый цвет – Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены. Красный цвет – Реформа 1861 года благоприятно сказалась для дальнейшего развития Российской империи.



Предварительный просмотр:

Задания третьей группы

Выяснить уровень железнодорожного строительства после реформы 1861 года

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу

  1. Теоретик

 Как повлияло железнодорожное строительство на социально-экономическое  развитие  России.

  1. Почему период с 1868 - по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? (по тексту учебника)

  1. Документалист

  Из программной записки министра финансов М. X. Рейтерна. 1866 г.

Сооружение железных дорог можно назвать не только настоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным исходом для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще; экономическое положение России может быть существенно улучшено также лишь посредством железных дорог, которые дадут ценность ее произведениям и, следовательно, достаточное вознаграждение труду и безбедный доход с земли; в финансовом отношении можно ожидать существенного увеличения доходов лишь от улучшения экономического быта, который находится в зависимости от улучшения путей сообщения; наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должна умножить силу России.

 Вопросы к документам: 1. В чем видится министру финансов России финансово-экономическое и политическое значение развития железнодорожной сети в стране?

  1. Понятист

Наёмный рабочий

Буржуазия

Стачка (забастовка)

Гражданские права

Пошлина

5.Статист

Сравните показатели развития железнодорожного строительства  до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

 

Развитие железнодорожного строительства

в пореформенный период (60 - 80-е годы XIX века).

Показатели железнодорожного строительства

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х -по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов, нефть-30%, лес, уголь - 40 %.

6.Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Реформа отмены крепостного права года благоприятно сказалась для дальнейшего развития Российской империи

Белый  цвет -  Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась  на той же ступени развития, что и до отмены.

7.  Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист по 5 шкале

Ф. И.

Умение работать в группе

Участие в реализации общей проблемы



Предварительный просмотр:

Задания второй группы

Определить, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.

  1. Теоретик

 Прочтите текст учебника - пункт «Промышленный подъем» (стр.162-164) и ответьте на вопросы:

1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности?      2. Почему российская промышленность, несмотря на успехи, испытывала трудности?

  

  1. Документалист

  Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

<.. .> Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. <...> Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Куприянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни были очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел <...> Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.

Термины:

полудничать - принимать пищу в промежуток времени между обедом и

ужином; Землячество - братство, кружок, братия.

Вопросы и задания к документу:

- Кто автор произведения?

- О каком времени он вспоминает?

- На каких предприятиях он трудился?

- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?

- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?

- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?

  1. Понятист

Объясните понятия:

Слои общества

Социальная структура

Промышленный переворот

Концессия

Кредит

Товарное производство

5.Статист

Сравните показатели развития промышленности  до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

 

Развитие промышленности    в пореформенный период. (60-70-гг. XIX века).

Показатели развития промышленности.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Свеклосахарная промышленность.

1,9 млн. пудов.

12,5 млн. пудов.

Выплавка чугуна.

20,5 млн. пудов.

88,7 млн. пудов.

Добыча каменного угля.

18,3 млн. пудов.

555,5 млн. пудов.

Добыча нефти.

500 тыс.

377 млн.

6.Художник 

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Реформа отмены крепостного права года благоприятно сказалась для дальнейшего развития Российской империи

Белый  цвет -  Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась  на той же ступени развития, что и до отмены.

7.  Хронограф

следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист по 5 бальной шкале

Ф. И.

Умение работать в группе

Участие в реализации общей проблемы



Предварительный просмотр:

Задания первой группы.

Выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенный период

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.

  1. Теоретик

1 .Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? (по тексту учебника стр. 158).

2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период? (по тексту учебника).

  1. Документалист

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта ответьте на вопросы:

1. Что такое отрезки?

2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?

Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских

хозяйств?

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

...Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрезки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...

У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями производства...

Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дворах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки... еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка...— чистое разорение.

  1. Понятист

Объясните понятия (учебник, интернет)

Аренда

Временнообязанные

«отрезки»

Надел

  1. Статист

Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

 

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60-70-гг. XIXвека).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Посевные площади.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

5 центнер.

7 центнер.

Средневаловой сбор хлебов.

31,2 млн. тонн.

54,1 млн. тонн

Дворянское землевладение.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

  1. Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Реформа отмены крепостного права года благоприятно сказалась для дальнейшего развития Российской империи.

Белый  цвет -  Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.

  1. Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист по 5 шкале

Ф. И.

Умение работать в группе

Участие в реализации общей проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....

«Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».

Урок направлен на формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве...

Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"

Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1.      Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2.      Характеристи...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...