Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс
план-конспект урока истории (11 класс) по теме

Угольникова Елена Владимировна

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила:

Угольникова Е.В.

учитель истории

МБОУ – СОШ №1 п. Степное

Советского района Саратовской области

Тема: Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

Цель урока: рассказать о развитии сельского хозяйства в пореформенной России».

Основные понятия: интенсивное хозяйство, отработочная система хозяйства

Оборудование урока: карта «Развитие капитализма в пореформенной России», «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»; схема 16 учебника, контурные карты.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

1) Тестирование

1. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось: а) в 1881 г.; б) в 1891 г.; в) в 1894 г.; г) в 1895 г.

2. Город, ставший центром железнодорожного строительства а) С – Петербург б) Москва в) Рязань г) Нижний Новгород

3. В 1869г. была вошла в строй дорога, соединившая Москву с: а) северными губерниями б) западными губерниями в) южными губерниями г) восточными губерниями

4. Самым мощным из промышленных районов был: а) Владимирский б) Петербургский в) Костромской г) Московский

5. Соотнесите промышленный район и специализацию: 1) Московский 2) Петербургский 3) Уральский и Южный а) металлургия б) текстильная промышленность в) металлообработка и машиностроение

6. Процесс укрупнения городов и усиления их роли и жизни общества называется: а) урбанизацией; б) конвенцией; в) консолидацией; г) индустриализацией.

7. Владельцы капитала, собственники орудий труда, использовавшие наемный рабочий труд: а) мещане; б) купцы; в) буржуазия; г) пролетариат.

8.Модернизация – это: а) замена бракованных деталей механизма на исправленные

б) процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к современному обществу в) использование моделей для рационализации способов  построения конструкций г) замена устаревшего оборудования на заводах и фабриках на новое.

9. Реставрация текста. Создать литературный вариант текста.

« Ж/д стр. – во в Р. нач. при Николае 1. 1.11.1851 ж/д Пг. – М-ва. В 60 – е гг. широко привлек – ся частный капитал. Ж/д стр – во ускорилось. 1.08.1862 ж/д М – ва – Н. Новг – д. В 1869 ж/д М – ва - Рязань- Козлов - Воронеж. От Ряз. линия продолжена до Урала. 1891 - 1904 стр-во ж/д Челябинск - Владив-к (Транссиб, маг-ль). После Р. -Яп. в-ны 1904 - 1905 гг. часть этой ж/д на тер-рии Китая оказ-сь под контр. Яп.-- необх-ть строить новую ж/д (получ.назв.Амурской) постр. 1916. Без нее Дальн.В-к м.б. потерян и колонизирован др. странами».

2) Фронтальный опрос:

- Что говорит об успешности развития промышленности России в первые пореформенные годы? (возникновение сети железных дорог, формирование основных промышленных районов, наконец, то, что в России протекал промышленный переворот).

- Какие особенности промышленности вы могли бы отметить?

- Назовите основные ступени в развитии промышленности.

- Что такое промышленный переворот? Когда он начался в России?

(Промышленный переворот – переход от мануфактурного ремесла к крупному промышленному производству с заменой ручного труда машин означает, что в России активно шло строительство фабрик и заводов, на которых использовались сложные станки. Все это сопровождалось резким повышением производительности труда. Происходило активное вложение капитала в российскую промышленность. Промышленный переворот начался в России в середине 19 века и завершился в целом к концу столетия. Особенности промышленного переворота в России: Россия все же продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Для Российской экономики характерна довольна резко выраженная многоукладность). 

- Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?

III. Изучение нового материала

План урока:

  1. Состояние помещичьего хозяйства после реформы.
  2. Состояние крестьянского хозяйства после реформы. Расслоение.
  3. Крестьянская община.

1. Учитель сообщает:

Мы продолжаем разговор о хозяйственном развитии в пореформенную эпоху, только сегодня сосредоточимся на сельском хозяйстве. Пореформенное развитие сельского хозяйства в России шло не так успешно как промышленное развитие. Хотя Россия продолжала удерживать лидерство по экспорту хлеба, который за 2 пореформенных десятилетия утроился, все же рост урожайности хлебов не был велик.

- Какой характер носило развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период, если посевные площади в стране увеличились в 1861 – 1900 гг. с 72,2 млн десятин до 103 млн десятин, т. е. в 1,43 раза, а сбор зерновых за те же годы возрос с 1,9 млрд пудов до 3,3 млрд пудов, т.е. в 1,73 раза?

Учащиеся делают вывод об экстенсивном развитии сельского хозяйства России.

Существуют прусский и американский пути развития сельского хозяйства. Теорию о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве разработал В.И. Ленин.

- Под американским путем он понимал капиталистическое развитие фермерского хозяйства при отсутствии помещичьих латифундий.

- Прусским путем был назван переход к капиталистическому хозяйствованию на основе развития крупного помещичьего хозяйства, с сохранением небольшого количества крепких крестьянских хозяйств, при обезземеливании большинства крестьян и их превращении в сельскохозяйственных наемных рабочих. Еще они называются экстенсивный и интенсивный пути развития сельского хозяйства.

- Почему в России развивался именно прусский путь?

(сохранение крупного помещичьего землевладения, сохранение общины, наличие большого количества неосвоенных территорий, сохранение системы отработок).
Некоторые помещики пытались приспособиться к рыночным отношениям, превратить поместья в капиталистическое аграрное предприятие с наемным трудом, использовать машины, удобрения, прогрессивные технологии. Однако даже самые передовые их них применяли отработки и почти бесплатный труд крестьян на отработках, дополняя его на отдельных высокотехнологичных участках наемным трудом.

В то же время структура помещичьего хозяйства, уровень технического развития, применявшиеся методы не позволяли владельцам имений полностью отказываться от такого труда. Крупное земельное хозяйство в большинстве районов России, основанное лишь на наемном труде, оказалось бы нерентабельным, так как производило бы хлеб по цене более высокой, чем цена продажи.

Увеличение сборов зерна достигалось в основном за счет распашки новых земель.

Запись в тетрадях:

Преимущественно экстенсивное развитие сельского хозяйства в России.

- Какое хозяйство было больше связано с рынком - помещичье или крестьян ское?

(Помещичье. Малотоварное крестьянское хозяйство в значительной степени работаю на себя, дабы прокормить большую крестьянскую семью.)

Учитель продолжает:

Главным поставщиком хлеба на экспорт продолжало оставаться помещичье хозяйство, хотя роль крестьянского возрастала. Внутри помещичьего хозяйства происходили различные процессы в разных регионах России:

Ознакомимся с мнением историка.

Помещичье хозяйство после отмены крепостного права

Собственно, на дворянстве ликвидация крепостного права отозвалась не одинаково в разных местностях. В черноземных губерниях, хотя помещики и пережили довольно трудное время благодаря трудным для них условиям барщинного периода, в конце концов они остались хозяевами своих имений. Большая часть земли осталась у них, свободных рабочих рук было достаточно, цена на эти рабочие руки установилась, благодаря населенности этой полосы России и отсутствию заработков неземледельческих, небольшая, и хозяйство было вести нетрудно, и они еще получили выкуп и могли этот выкуп или употребить на улучшение хозяйства или уплату своих долгов, что было для них особенно важно. Можно было, наконец, и не вести своего хозяйства, а сдавать землю в аренду, причем арендные цены росли чрезвычайно быстро вследствие недостаточности крестьянских наделов.

Но в полосе нечерноземной, промышленной помещики, раз лишившись крепостного права  и получив выкуп, мало – помалу в большинстве случаев совершенно ликвидировали свои связи с данной местностью; очень немногие удержались на земле и стали или заводить хозяйства там, где их не было, или поддерживать прежние хозяйства. Обрабатывать свои земли здесь было трудно, так как промышленное население нелегко было нанять на земледельческие работы, ибо легко находило заработок на стороне и очень мало было заинтересовано в найме на сельскохозяйственные работы. Таким образом, большая часть помещиков этих губерний принуждена была здесь ликвидировать свое помещичье хозяйство и употребить полученные капиталы, если они не были просто прожиты, на какие-нибудь промышленные цели. Благодаря этому обстоятельству отмена крепостного права повлияла и в этом отношении благотворно на развитие промышленности, так как явились новые свободные капиталы, которые могли быть употреблены на промышленные цели.

А. А. Корнилов. Курс истории России XIX в. - М, 1993. - С. 230.

Запись в тетрадях:

Черноземный район преобладание помещичьего хозяйства.

Нечерноземный — постепенная ликвидация помещичьего хозяйства.

Учитель сообщает:

По условиям реформы 1861 г. основной массив сельскохозяйственных угодий остался в руках помещиков. В общей массе помещичьих земель велика была доля латифундий (крупных владений – свыше 500 десятин). После реформы помещикам приходилось выживать в новых условиях и перестраивать хозяйство на рыночных началах. Однако перестройка помещичьего хозяйства на новый экономический лад заняла долгие годы.

- Вспомните, что произошло с крестьянскими наделами в результате реформы? (По-преимуществу они были уменьшены)

- Можно ли было прокормиться с этих уменьшенных наделов? (Обычно - нет.) Крестьянам оставалось одно - арендовать землю у помещиков. Но в качестве платы крестьяне, не имевшие денег, могли предложить только свой труд. С другой стороны, сами помещики зачастую были заинтересованы не в деньгах за аренду, а в дешевой рабочей силе. Возникала Отработочная система хозяйства.

Запись на доске и в тетрадях:

Отработочная система хозяйства.

При этой системе за арендуемую землю крестьяне были обязаны обрабатывать помещичью землю своими лошадьми и инвентарем. Таким образом, повторялась

Запись в тетради:

Крестьянское малоземелье.

Работа с учебником. Чтение учебника: прочтите отрывок о взаимоотношениях помещиков и крестьян (§ 75, с. 233, мелким шрифтом).

- Как вы думаете, почему большинство помещиков не спешило перестраивать свои хозяйства на капиталистической основе? (Перевод хозяйств на капиталистические рельсы требовал больших денежных затрат. Помещику необходимо было иметь свой инвентарь, рабочий скот, свободный денежный фонд, чтобы платить наемным работникам заработную плату. В большинстве случаев всего этого у помещиков не было, поскольку барская земля обрабатывалась крестьянами при помощи собственных орудий труда. В то же время многочисленные крепостнические пережитки, сохраненные реформой 1861 г., лишали помещиков необходимого стимула для перестройки своих хозяйств, открывали перед ними более легкий и привычный способ дальнейшего существования.)

Учитель дополняет ответы учащихся. Выкупные суммы, полученные помещиками от государства, зачастую проматывались. Кроме того, при выдаче этих сумм правительство удерживало из них все имеющиеся задолженности. Надо учитывать, что многие помещики не обладали необходимыми знаниями, навыками и смекалкой для ведения собственного хозяйства.

Работа с контурной картой.

Работа со схемой учебника 16 (см. вклейку): ученики изучают схему, отмечают районы с разными формами организации труда в поместьях на контурных картах.

Работа по вариантам:

1в. – отмечает районы с вольнонаемной системой труда

2в. – отмечает районы с отработочной системой труда

3в. – отмечает районы со смешанной системой оплаты труда.

Все варианты – районы, где помещичье хозяйство играло незначительную роль и отсутствовало.

Учитель сообщает: Однако в некоторых районах все же стали развиваться более передовые, капиталистические формы ведения хозяйства. Так было в Заволжье и на Северном Кавказе. Эти районы постепенно становились житницей России и постав щиками хлеба на экспорт. Именно сюда наряду с Сибирью идет основные потоки переселенцев.

- Как вы думаете, с чем это связано?

(В этих районах помещичье хозяйство было невелико, поэтому сельскохозяйственное развитие там не было придавлено пережитками крепостнической эпохи)

Составление схемы:

Два пути пореформенного развития с/х

Фермерский, капиталистический путь развития с вольнонаемным трудом (Степное Заволжье, Северный Кавказ)

Сохранение крупных поместий. Отработочная система хозяйства (Центрально – земледельческий район)

2. Учитель сообщает:

Посмотрим теперь, что происходит в крестьянской среде.

Там еще задолго до отмены крепостного права началось расслоение. Образовался слой «капиталистых» крестьян, наживших капиталы, занимаясь промыслами. Тем не менее, то, что все крестьяне зависели от своих хозяев, смягчало различия, поскольку все, что зарабатывал крепостной, хозяин мог изъять в свою пользу. После отмены крепостной зависимости социальный статус стал закрепляться, имущественное расслоение углубляться, а контрасты усилились. Накопивший деньги крестьянин стал передавать имущество по наследству. Многие из них, уходя в город на заработки стали выбиваться «в люди» - становились купцами, промышленниками, богатели.

Какой социальный принцип характеризуется такими процессами? (Принцип вертикальной мобильности.)

Однако большую часть крестьян составляли середняки и беднота – идет процесс разорения части крестьянства. Грань между этими слоями была слабой. Не последнюю роль в этом процессе сыграли условия освобождения крестьян в 1861г., аграрное перенаселение и практика деления надела (чем больше в семье было сыновей, на более мелкие части делился надел). Расслоение крестьянства приобретает наследственный характер.

3. Беседа по вопросам:

- Вспомните, что произошло с крестьянской общиной в результате реформы? (Она сохранилась и даже укрепилась, действовал принцип круговой поруки, удерживавший крестьян в ее составе.)

- Как называлась пореформенная община? (Сельское общество.)

Каковы были экономические и административные функции общины? (Распределение земли между своими членами, устанавливала правила пользования лесом и пастбищами, распределяла налоги, поддерживала порядок на ее территории.)

- Кто стоял во главе общины? (Сельский сход и избираемый им староста.)
- Можно ли назвать внутреннее устройство общины демократичным? (Несомненно.)

- Вспомните, как община традиционно распределяла земли среди своих членов? (Чересполосно, что позволяло собирать каждому крестьянину средний урожай.)

Работа по вариантам:

1в. В чем плюсы такого землепользования?

2в. В чем минусы такого землепользования?

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел о крестьянской общине (§ 75, с. 235, начиная с первого абзаца) и отвечают на вопросы:

- Какой процесс протекал в крестьянской среде в черноземной полосе? (Относительная зажиточность крестьянских общин вела к редким переделам земли в общине, что, в свою очередь, формировало у крестьян новое отношение к своим наделам как к своей (частной) собственности.)

- Что происходило в этом же отношении в нечерноземных губерниях? (Здесь земля (надел), не слишком плодородная и обложенная сверх меры, представлялась крестьянину обузой. Переделы были часты, росло число заброшенных, необработанных земель. Крестьянин в своих заработках все больше ориентировался на город.)

Практическая работа:

На основе данных составьте график или диаграмму и сделайте вывод.

Статистика распределения земли: помещики (1% землевладельцев) имели 34% земли, зажиточные крестьяне и кулаки (20% землевладельцев) имели 33% земли, середняки и крестьянская беднота (79% землевладельцев) имели 33% земли.(Сохранялось малоземелье крестьян)

III. Итог урока (подводится вместе с учениками)

Развитию сельского хозяйства в пореформенной России были свойственны сле дующие черты: сохранение по большей части неэффективного помещичьего хозяйства; крестьянское малоземелье; выкупные платежи, опутавшие крестьян; система отработок, которая являлась следствием крестьянского; незначительное развитие элементов капитализм; развитие фермерского хозяйства на свободных от помещичьего землевладения землях Заволжья и Северного Кавказа.

IV. Закрепление.

Развитие сельского хозяйства в пореформенной России характеризовалось следующим:

а) торжество капиталистического уклада в сельском хозяйстве

б) резкий рост урожайности

в) низкий рост урожайности

г) выход России на первое место по экспорту хлеба

д) превращение зажиточного крестьянина в основного поставщика товарного и экспортного хлеба

е) сохранение поземельной зависимости крестьянина от помещика

ж) сокращение экономической зависимости крестьянина от помещика

з) отработочная система

и) сокращение помещичьего землевладения

к) сохранение общинного землевладения

л) поэтапная ликвидация общинного землевладения

м) сохранение помещичьего землевладения

н) поэтапная ликвидация помещичьего землевладения

о) ускорение процесса расслоения крестьянства

п) преобладание помещичьих хозяйств капиталистического типа

р) преобладание помещичьих хозяйств смешанного типа

с) прусский путь развития капитализма на всей территории Российской империи

т) прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве Западного края

у) американский путь развития капитализма в степных районах Поволжья и Северного Казахстана

ф) американский путь развития капитализма в Центрально – земледельческом районе

V. Домашнее задание: § 75 учебника;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».

Урок направлен на формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   ...

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...