«Деятельность – единственный путь к знанию»
материал по географии

Углова Елена Александровна

Опыт работы представленный на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_opyt_raboty.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 20

имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

Выступление на методическом объединении

в рамках конкурса «Учитель года- 2017»:

«Деятельность – единственный путь к знанию»

(Опыт работы)

Подготовила:

Учитель географии

Е.А. Углова

2017 год.

  1. Конкурсное испытание «Методическое объединение»

«Деятельность – единственный путь к знанию»

 Б.Шоу 

        По словам великого английского писателя и мыслителя Бернарда Шоу, только в результате деятельности человек познает окружающий мир, общество и самого себя.

Я согласна с такой точкой зрения. Ведь сидя на одном месте невозможно научиться чему-то новому. Люди всегда учились в процессе деятельности, причем деятельность не всегда бывала правильной. Людям свойственно ошибаться и учиться на ошибках, это и делает людей людьми.

  1. Здравствуйте! Меня зовут Углова Елена Александровна, я - учитель географии первой категории, МОУ гимназия №20г. Люберцы образование высшее, общий педагогический стаж работы – более 19 лет,

стаж учительской деятельности – 4 года.

Целью своей педагогической деятельности считаю: 

Создание условий для развития у обучающихся качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе: инициативности, предприимчивости, коммуникабельности.

  1. Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности

Технология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)

Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать  чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.

Урок – это «сценарий» деятельности учителя.

 Моя роль на уроке – сценарист, режиссер, партнёр.

Пересматривая опыт моей работы, могу сказать, что наряду с традиционными я,  активно использую новые педагогические технологий, инновационные  формы и методы работы, которые направлены на формирование мыслительной деятельности и коммуникативности.

  1.  Современные образовательные технологии,  которые я применяю на своих уроках географии:
  • Игровые технологии
  • Технологии группового обучения
  • Информационные технологии
  • Технологии здоровьесбережения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии дифференцированного обучения
  • Технология проектного обучения

  1. Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в политике, экономике и т.д. Учитель должен учиться всему постоянно, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от  уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен расти постоянно, и также неоспоримо то, что это невозможно без самообразования. Для этого  я  использую различные средства для профессионального развития: курсы повышения квалификации, семинары, предметные журналы, Интернет-ресурсы. Новые знания, идеи помогают мне повышать развиваться в профессии.

Темой самообразования я выбрала «Применение игровой технологи на уроках географии в аспекте реализации ФГОСС».

 «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания.»

Я считаю эту тему актуальной, т. к. важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий» – формирование умения учиться.

  1. Игровая технология формирует:
  • коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
  • познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
  • личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
  • регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Цель применения игровых технологий для реализации ФГОС

 – развитие устойчивого познавательного интереса ребёнка к многообразия явлений жизни.

  1. Игры способствуют становлению творческой личности ученика.

             Формируют умение выделять проблемы и принимать решения.

             Развивают познавательный интерес к предмету.

             Формируют черты характера.

             Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций.

Условия использования игровой технологии на уроках:

  1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. Доступность для учащихся данного возраста;
  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

  1. Виды уроков с использованием игровой технологии:
  1. Ролевые игры на уроке;
  2. Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
  3. Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий, которые обычно предлагают на традиционных уроках;
  4. Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление, повторение и систематизация изученного);
  5. Различные виды внеклассной работы (вечера, экскурсии, олимпиады), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

  1. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени.

10. Игра на уроке является комплексным носителем информации.

1.«Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов,  например Амазонка, Байкал, Лена.

2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева,  Париж – Сена и т.д…?

3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…,   Криками называют ….

4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

 Переход к 11 слайду

12. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

(Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.)

13. Пример Синквейна « Земля во Вселенной».

14. Собственный опыт педагогической практики в школе, а так же посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.

Однако,  в применении игровой деятельности на уроках географии есть определённые недостатки и достоинства:

 Достоинства

 Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

6. Разрядка напряжения, смена

деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности

10. Хороший способ закрепления

15. Применение игровых технологий в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету и повышению (стабилизации) уровня знаний у обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ использования современных образовательных технологий:

  • «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
  • «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • умение взять ответственность на себя, умение детей самостоятельно решать небольшие проблемы, исследовать их, аргументировать свои решения;
  • более легкое и прочное усвоение программного материала;
  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
  • умение работать с разными источниками информации;
  • умение организовать не только свою работу, но и работу по парам

(в группах).

 Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;

- помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека, а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.

Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

16. В заключении хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, о изучении географии в школе:

 «География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений»  (В.В.Путин) на съезде РГО

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внедрение проектной деятельности как путь повышения знаний учащихся по иностранным языкам»

Основная цель  проектной методики - формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод уч...

Урок развития речи в 7 классе "Язык - путь к знаниям"

Урок способствует углублению знаний учащихся о главных, принципиальных законах  хорошей,               культурной речи...

Единственный путь, ведущий к здоровью.

Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести,Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить&helli...

Мастер-класс «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16713401","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"311","width":"480"}}]]...