⠀Исследовательский проект на тему: «Молодежная миграция: кто, куда и зачем едет?»
проект по географии (7 класс)

Шафигуллина Наталья Рамильевна

Проект "Молодежная миграция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodezhnaya_migratsiya_1.docx59.85 КБ
Файл migratsiya.pptx535.15 КБ
Файл buklet.docx596.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательский проект на тему:

 «Молодежная миграция: кто, куда и зачем едет?»

Автор проекта: Гайдамак Полина, обучающаяся 7 В класса

МБОУ «СОШ № 9» г. Троицк

Наставник проекта: Шафигуллина Наталья Рамильевна,

учитель географии

           

                                                       Г.Троицк 2022 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

1.Понятие  молодёжи……………………………………………………4

2. Миграция и ее виды………………………………………………….5

3.Причины миграции……………………………………………………7

4.Пути решения миграции молодежи………………………………….8

Практическая часть………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………12

Приложение

Введение

 Актуальность

 Население крупных городов постоянно пополняется за счет приезжих. Значительную часть из них составляют молодые люди из малых городов России. Причем, не всегда экономика этих малых городов является не развитой. Отток молодежи из малых городов имеет ряд негативных последствий для городской структуры, а именно приводит к сокращению численности, старению населения, снижению интеллектуального потенциала.

Целью данного проекта является выявление причин миграции молодёжи

Задачи:

Изучить что такое миграция и в чём её причины;

Изучить виды миграций;

Изучить влияние миграций на демографическую ситуацию в России.

Обьект исследования Молодежная миграция

Предмет исследования Причины оттока молодежи.

1. Понятие молодёжь.

     Молодёжь является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа

     Молодёжь — социально-возрастная категория, отличающаяся возрастными рамками и собственным статусом в обществе: переход от детства и молодости к социальной ответственности. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, отличаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная грань молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 годами.

    Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

   Одними из главных проблем молодежи считают: получение образования, трудоустройство и самореализацию, материальные и социально- бытовые проблемы.

Для их решения многие молодые люди меняют место жительства.


2. Миграция и ее виды.

Миграции населения – это переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграция населения всегда отождествлялась с поиском людьми лучшего места и качества жизни. Общие причины и тенденции миграции понятны и всегда закономерны. К ним относится масштабные исторические тренды переселения из сельской местности в города, далее в мегаполисы - экономические и культурные центры.

Виды миграции:

https://nashaucheba.ru/docs/33/32166/conv_1/file1_html_ec2e3f2.gif

3. Причины миграции

Причины миграции могут быть разными, но наиболее распространенными являются:

- экономическая

- политическая

- социальная

- семейная

 -национальная

- расовая

- религиозная

   К числу главных причин миграции молодёжи из малых городов эксперты относят необходимость получения образования, возможность более перспективного трудоустройства и достойного уровня заработной платы, отсутствие инфраструктуры, низкий уровень досуга и невозможность профессиональной реализации на сформированном рынке труда, а также неблагоприятная экологическая обстановка. Кроме того, существенное влияние оказывает информация, которую молодёжь получает из интернета. Там прослеживаются чёткие установки на успешную и комфортную жизнь, потребительское поведение и на жизнь в большом городе.

Таким образом, к основным видам миграционных процессов молодёжи можно отнести: образовательную, трудовую и экономическую миграцию.

Образовательная миграция

       По данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС отток молодежи из малых городов России имеет значительные масштабы и в основном связан с выездом на  учебу в крупные города. Одной из причин такой миграции в крупные города и другие агломерации является недостаток или отсутствие учреждений средне-специального и высшего образования в малых городах. Как показывают различные исследования, для молодёжи образование – это абсолютная ценность, способствующая её социально-культурному развитию. Кроме того, молодёжь стремится получить

бюджетное средне-специальное и высшее образование, рассматривая его в качестве инвестиций в будущее профессиональное развитие. В этом случае региональные центры предоставляют на порядок больше возможностей, связанных с реализацией образовательных  и профессиональных стратегий. Миграция молодых людей не является их спонтанным решением, установки на отъезд с целью учебы формируются задолго до окончания школы. Семьи готовы оказывать весомую поддержку молодежи при миграции в крупные города. При выборе направления миграции учитывается престижность вуза и наличие в нем выбранной специальности, но в большей мере— перспективы остаться на постоянное проживание в том городе, в который молодой человек отправляется на учебу.

     Возвратная миграция в малые города после окончания учебы невелика по масштабам, и  связана, чаще всего, либо с  наличием хорошего рабочего места, либо с  неудачным опытом обустройства в крупном городе.

Трудовая и экономическая миграции

    Занятость молодёжи после окончания учёбы – это один из актуальных вопросов на сегодняшний день. Отсутствие реальной возможности трудоустройства в родном городе – серьёзный фундамент для устойчивого оттока молодёжи из малых городов.

     Ограниченные возможности рынка труда и ресурсной базы малых городов России заставляет молодёжь уезжать в региональный центр. Этот процесс заметен по всей стране, идёт большой отток молодёжи из муниципальных образований в силу отсутствия возможности трудоустройства после получения профессионального среднего или высшего образования.

   Так, если нет рабочих мест по той специальности, которую молодой человек получил, то он вынужден либо устраиваться на работу не по профилю, либо уехать из города. Как правило, места локации – крупные города, областные центры, Москва, Санкт-Петербург.

Таким образом, существует несколько причин трудовой миграции молодёжи:

1 Нет перспективы для развития.

2 Молодые люди не хотят идти на производство.

3 Ограниченность направлений профессиональной деятельности для молодёжи.

4 Низкий уровень заработной платы.

5 Требование опыта при устройстве на работу.

   

 

4.Пути решения миграции молодежи.

     Молодёжная политика – программа государства, направленная на формирование условий для реализации молодёжи. Целью политики является развитие молодёжной группы, способствующей усилению позиций государства.

   Таким образом, для молодёжи должна быть создана комфортная среда для проживания. Для того чтобы молодые люди оставались на своей малой родине и способствовали ее развитию, необходимо создание условий для экономического, социального и культурного развития города.

   Государственная политика управления развитием малых городов в регионах

должна концентрироваться на следующем:

во-первых, обеспечить доступ молодёжи к среднему и высшему профессиональному образованию;

во-вторых, способствовать развитию инфраструктуры для воспроизводства качественного кадрового потенциала развития города, восстановлению, сохранению и развитию городских предприятий;

в- третьих, способствовать сохранению и развитию "своей уникальности" малых городов.

   Кроме того, необходимо изменить отношение молодёжи к перспективе

жизни в малом городе. Сейчас считается не престижным оставаться в малом

городе, четко прослеживается влияние идеологии развития, ориентированной

на большой город, часто не помогает даже предоставленное жильё и деньги.

Таким образом, только при условии заинтересованности государства в

развитии малых городов с научно-образовательными и культурными центра-

ми, транспортной доступностью и обеспеченностью населения системой здра-воохранения,  созданием рабочих мест и не в угоду корпоративным предпри-

ятиям, а для развития территорий страны, можно говорить о благоприятных

перспективах.

Практическая часть.

   Я проживаю в городе Троицке Челябинской области. На 2021 год население города составило 72723 (данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистической системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru ). Город Троицк по количеству жителей относится к средним городам, но мы видим неуклонную тенденцию к снижению населения. На январь 2021 по числу жителей Троицк занимал 225 место из 1117 городов РФ.

C:\Users\Admin\Desktop\troicknewchelyab.png

   Уменьшение численности населения Троицка связано с отрицательным демографически приростом и молодежной миграцией.

    Я провела социологическое анкетирование в 9б и 10а классах нашей школы. Обработав результаты я смогла сделать вывод, что большая часть респондентов не намерена связывать свою жизнь с нашим городом и планирует уехать.

    Главной целью отъезда большая часть учащихся назвала получение образования и престижной должности.

    Основная часть анкетируемых назвала город скучным и неразвивающимся, отметив отсутствие рабочих мест и низкую заработную плату.

    Решением проблем города многие назвали развития малого и среднего предпринимательства и открытие новых производств. И тогда молодежь сможет реализовать свои возможности карьерного роста саморазвития и самореализации, заинтересованности в результатах своего труда и желании трудиться не только для своего собственного блага, но и для блага города. И тогда, у нашего города обязательно будет будущее!

Заключение

     Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Молодёжь - это большой трудовой и экономический потенциал страны.  Она перспективна, схватывают на лету информацию о новых технологиях и всегда стремиться повысить качество собственной жизни. Легко адаптируется к новым условиям, опыт прошлых поколений на нее практически не воздействует, в связи с ее высокой динамичностью и мобильностью.

   Современное общество должно понимать и способствовать развитию молодёжи - это и уклон в сторону образования и науки, и улучшения здоровья по средствам спорта, физической культуры и здорового образа жизни, родители и педагоги должны помогать в формировании стрессоустойчивой  личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, развивать тип здорового поведения, а политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.

   Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.

    Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.

   В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.

Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам

многолетних исследований: [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М: ФНИСЦ

2. Мкртчян Н.В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг

общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017 № 1 ( 137 ).

3. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и

результаты исследований: [монография] / [Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко

и др.]. M.: ИС РАН, 2017 190 с. С. 54–77.

4.Сайт Администрации города Троицка

5. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007, С, 44

Приложение 1

Анкета «Миграция молодежи города Троицка»

1. Какой у Вас пол?

2.Ваш возраст?

3. Где вы обучаетесь?

4. Где вы планируете жить?

5. Собираетесь ли вы уехать из родного города?

6. Если собираетесь уехать, то с какой целью?

7. Что Вас не устраивает в родном городе?

8. Как вы считаете возможно ли что-то изменить, чтобы Ваш город стал привлекательным для молодежи?

9. Если возможно, то что? Если нет, то почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Молодежная миграция: кто, куда и зачем едет? Автор проекта: Гайдамак Полина у ченица 7а Наставник проекта: Шафигуллина Н.Р., учитель географии

Слайд 2

Целью данного проекта является выявление причин миграции молодёжи Задачи: Изучить что такое миграция и в чём её причины; Изучить виды миграций; Изучить влияние миграций на демографическую ситуацию в городах. Объект исследования Молодежная миграция Предмет исследования Причины оттока молодежи

Слайд 3

Молодежь социально-возрастная категория, отличающаяся возрастными рамками и собственным статусом в обществе: переход от детства и молодости к социальной ответственности . Возрастные рамки: нижняя возрастная грань молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 годами.

Слайд 5

основные виды миграционных процессов молодёжи : образовательная, трудовая и экономическая миграции .

Слайд 7

Анкета «Миграция молодежи города Троицка» 1 . Какой у Вас пол? 2.Ваш возраст? 3. Где вы обучаетесь? 4. Где вы планируете жить? 5. Собираетесь ли вы уехать из родного города? 6. Если собираетесь уехать, то с какой целью? 7. Что Вас не устраивает в родном городе? 8. Как вы считаете возможно ли что-то изменить, чтобы Ваш город стал привлекательным для молодежи? 9. Если возможно, то что? Если нет, то почему?

Слайд 8

Где вы планируете жить?

Слайд 9

Собираетесь ли вы уехать из родного города?

Слайд 10

Если собираетесь уехать, то с какой целью?

Слайд 11

Что Вас не устраивает в родном городе?

Слайд 12

Как вы считаете возможно ли что-то изменить, чтобы Ваш город стал привлекательным для молодежи?

Слайд 13

Если возможно, то что? Если нет, то почему?

Слайд 14

Целью данного проекта является выявление причин миграции молодёжи Задачи: Изучить что такое миграция и в чём её причины; Изучить виды миграций; Изучить влияние миграций на демографическую ситуацию в городах. Объект исследования Молодежная миграция Предмет исследования Причины оттока молодежи

Слайд 15

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\Arka_1743_Troitsk.jpg

Троицк, город, районный центр  в Челябинской области.

Троицкий педагогический колледж

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 19

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 кл.) и на базе среднего общего образования (11 кл.)

Бюджетные места

44.02.01

Дошкольное образование: Воспитатель детей дошкольного возраста. Воспитатель детей дошкольного возраста в соответствии с программой дополнительной подготовки.

44.02.02

Преподавание в начальных классах: Учитель начальных классов. Учитель начальных классов в соответствии с программой дополнительной подготовки.

44.02.04

Специальное дошкольное образование: Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, с сохранным развитием и дополнительной подготовкой.

44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учитель начальных классов, начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, с дополнительной подготовкой.

Троицкий медицинский колледж

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 кл.) и на базе среднего общего образования (11 кл.)

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Климова, д. 17

Бюджетные места

31.02.01

Лечебное дело: Медицинская сестра (медицинский брат). Фельдшер.

34.02.01

Сестринское дело: Медицинская сестра (медицинский брат). Медицинский лабораторный техник. Младшая медицинская сестра по уходу за больными. Фельдшер.

Троицкий технологический техникум

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 кл.) и на базе среднего общего образования (11 кл.)

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Крахмалёва, д. 14

Бюджетные места

08.02.01        

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений: Техник. Старший техник.

08.02.08        

Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения: Техник. Старший техник.

13.02.03        

Электрические станции, сети и системы: Техник-электрик. Старший техник-электрик.

15.01.05        

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Сварщик: ручной дуговой сварки плавящимся и неплавящимся электродом; полимерных материалов; механизированной сварки; термитной сварки.

19.02.10        

Технология продукции общественного питания:

Техник-технолог. Старший техник-технолог.

Помощник машиниста тепловоза; электровоза; электропоезда. Слесарь по ремонту подвижного состава

22.02.06        

Сварочное производство: Техник. Специалист сварочного производства. Старший техник.

23.02.03        

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта: Старший техник. Техник. Специалист.

23.02.07        

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей: Слесарь по ремонту автомобилей. Техник. Специалист.

35.01.13        

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства: Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Водитель автомобиля.

43.01.02        

Парикмахер: Парикмахер. Парикмахер со специализацией: лечение и уход за волосами.

43.01.09        

Повар, кондитер        Повар. Кондитер.

Троицкий авиационный технический колледж - филиал (МГТУ ГА)

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 кл.) и на базе среднего общего образования (11 кл.)

457100, Челябинская областьТроицк, улица им Ю. А. Гагарина, 1

Бюджетные места

25.02.01

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

25.02.03

Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов

25.02.06

Производство и обслуживание авиационной техники

23.02.07

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

09.02.07

Информационные системы и программирование

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

https://xn--j1ahdg.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/10/DSC00999.jpg                  https://upload-ca0451ed212bdd32f8d9e1cd64bf8c77.hb.bizmrg.com/iblock/216/2165e093ded17e6aab697e6e1ef1fb69/a4ddb8744b1bbd172d8c12ac8b04dcdc.jpg

Челябинский государственный университет — филиал в г. Троицк.

https://ic.pics.livejournal.com/yuvlatyshev/22714000/4415767/4415767_800.jpg

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Разина, д. 9 ауд. 209

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 кл.) и на базе среднего общего образования (11 кл.)

Бюджетные места есть

01.03.02

Прикладная математика и информатика Бакалавриат

02.03.02

Фундаментальная информатика и информационные технологии. Бакалавриат

37.03.01

Психология. Бакалавриат

38.03.01

Экономика. Бакалавриат

38.03.02

Менеджмент. Бакалавриат

38.03.04

Государственное и муниципальное управление. Бакалавриат

38.05.01

Экономическая безопасность. Специалитет

38.05.02

Таможенное дело. Специалитет

40.03.01

Юриспруденция. Бакалавриат

40.05.01

Правовое обеспечение национальной безопасности Специалитет

40.05.02

Правоохранительная деятельность. Специалитет

44.03.02

Психолого-педагогическое образование. Бакалавриат

44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование. Бакалавриат

44.05.01

Педагогика и психология девиантного поведения. Специалитет

45.03.01

Филология. Бакалавриат

46.03.01

История. Бакалавриат

Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения  58.46

Южно-Уральский государственный аграрный университет.

https://vuzomaniya.ru/wp-content/uploads/2018/10/e2cd982521ca383da8b08711b14b0ad4.jpg

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 13

Прием осуществляется на базе основного общего образования (9 кл.) и на базе среднего общего образования (11 кл.)

Бюджетные места есть

5.03.06

Экология и природопользование. Бакалавриат

05.04.06        

Экология и природопользование. Магистратура

06.03.01        

Биология. Бакалавриат

19.03.01        

Биотехнология. Бакалавриат

35.03.07        

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Бакалавриат

35.03.08        

Водные биоресурсы и аквакультура.        Бакалавриат

36.03.01        

Ветеринарно-санитарная экспертиза. Бакалавриат

36.03.02        

Зоотехния. Бакалавриат

36.04.01        

Ветеринарно-санитарная экспертиза        . Магистратура

36.04.02        

Зоотехния. Магистратура

36.05.01        

Ветеринария. Специалитет

38.03.07        

Товароведение неаккредитовано .Бакалавриат

Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения   55.75

Сайт для абитуриентов

https://postupi.online/

https://proxy.imgsmail.ru/?email=pretty.shapovalova%40mail.ru&e=1493561515&h=a6n4vB4hD61M5If432TMaA&url171=Z2FsbGVyeS5tYWlsY2hpbXAuY29tLzAyZDM1MTc2YzZjZDgyM2ZkYjdlMjE2YTgvaW1hZ2VzL2JmYmRiODZkLTkxOTQtNDU1Ni04YThiLTAzN2RhYmY4ODY3ZC5wbmc~&is_https=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Куда бежишь, родничок?"

Методический паспорт проекта. Проект: «Куда бежишь, родничок?»Предмет: География 6 класс тема: «Реки и озёра России»Тип проекта: долгосрочный (октябрь – ноябрь 2012 г.), групповой, исследовательс...

Исследовательский проект. Немцы Поволжья: откуда, куда и почему?

Исследовательский проект посвящен вопросу депортации немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Дана краткая историческая справка истории Немецкого Поволжья и на основе краеведческого материа...

социальный исследовательский проект "Зачем человеку семья?"

Проект направлен на исследование роли семьи в современном обществе и её значение для людей разных поколений....

Исследовательский проект КАК И ЗАЧЕМ ВЫРАЩИВАЮТ ЛУК ЗИМОЙ

Презентация даёт представление о том, как учащиеся поэтапно знакомились с растением, с применением лука в медицине, с этапами выращивания лука в домашних условиях....

Исследовательский проект "Трудовая миграция в России"

Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят сво...

Индивидуальный ученический исследовательский проект на тему: "Зачем и как правильно питаться".

В документе были раскрыты вопросы, касаемые структуры и функций, причин нарушений, способов профилактики здоровья, связанных с питанием, а также проведены практические работы, такие как анкетирование,...