конспект урока географии в 5 классе по теме "Как люди открывали Землю"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Гордиенко Людмила Васильевна

Цели:

- познакомить учащихся с историей накопления географических знаний о Земле;

- показать, как с течением времени расширялся географический кругозор человечества, и менялось представление о Земле;

- познакомить с некоторыми выдающимися путешественниками и  географами; объяснить значение современных географических исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5_klass_geografiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Моготская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского муниципального округа  Амурской области

Конспект

урока  географии  по теме:

«Как люди открывали Землю».

5 класс

Учитель географии: Гордиенко Л.В.

П.Могот-2023

       Урок по данной теме проводится вторым по счету, согласно календарно — тематическому планированию. Поэтому учителю важно заинтересовать обучающихся в изучении нового для них предмета. В этом,  конечно же,  помогает наглядность (использование презентации), включение обучающихся в поисковую деятельность (подготовка сообщений о путешественниках), делают более увлекательным,  и даже веселым,  урок  сюжеты из сказок.

Цели:

- познакомить учащихся с историей накопления географических знаний о Земле;

- показать, как с течением времени расширялся географический кругозор человечества, и менялось представление о Земле;

- познакомить с некоторыми выдающимися путешественниками и  географами; объяснить значение современных географических исследований.

Ход урока

  1. Проверка знаний
  1. Фронтальный опрос:

-Что означает в переводе с греческого «география»?

-Из каких источников можно получить географические знания?

  2) Вопрос на размышление:

Герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка  говорит своему учителю: «Зачем мне география? Куда надо, извозчик довезет». А какое ваше мнение?

  1. Изучение нового материала

Представления о Земле древних людей.

       Учитель подчеркивает, что география  древняя наука,  которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории.  Рассказывает  как люди получили первые знания (собирательство – наблюдали, запоминали; с появлением судов стали путешествовать); Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Дополняет новыми сведениями.

Чтение отрывка сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч»:

На вопрос учительницы географии: «-Разве тебе неизвестно, что Земля – шар?» Волька ответил:

-Если бы Земля была шаром, воды стекли бы вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля… имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной  рекой, называемой Океан. Земля покоится на  шести слонах,  а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!» Почему Волька ответил именно так? Ответ на предыдущий вопрос поможет разобраться вам и в этом.

«-Расскажи, что такое горизонт?  

–Горизонтом  называется воображаемая линия, которая… Горизонтом, - поправился он, - я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.

- Значит, как же? – все еще не веря своим ушам Варвара Степановна.  – Значит, небо, по-твоему , - твердый купол?

-Твердый.

- И, значит, есть такое место, где Земля кончается?

-Есть такое место». А вот отрывок из сказки П.П. Ершова «Конек - горбунок»

Только скоро я узнал,

Что конек туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с Землею.

………………………….

Тут Иван с землей простился и на небе очутился.

Почему у героев этих сказок сложилось такое представление о Земле и небе? Как представляли Землю древние народы?  

           Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

           С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли.

          Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях.

         Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы. Далее учитель доводит до сведения ребят следующие факты:

-1-я книга «Географика» - автор Эратосфен (3 век до н.э.)

-Птолемей создатель труда «Руководство по географии» в 8 томах (2 век до н.э)

-6 век до н.э. карта Анаксимандра представляла  собой круг, со всех сторон окруженный водой.

- Больше 3-х тысяч лет назад в столицу Китая с ценными подарками прибыли послы с юга – из страны, где сейчас находится Вьетнам. Китайцы радушно приняли гостей и, щедро наградив их, отпустили с миром. Однако вскоре послы вернулись: они не могли найти дорогу к себе на родину. Тогда китайцы подарили им интересного провожатого – Чи-нана – деревянного человечка с вытянутой вперед правой рукой. Человек был укреплен на передке тележки. Куда бы не поворачивалась тележка, рука фигурки неизменно указывала на юг, т.к. внутри ее находился магнитный «камень». Это был прототип современного компаса – указатель юга.

-1-й атлас создан голландским картографом Ортелием.

- 1-й глобус создан немецким ученым Мартином Бехаймом  в 1492 году.

(рис 2, стр.6 учебника)

Чем отличается модель Земли Бехайма от современной? (На глобусе изображены Европа, Азия, Африка, которые занимают около половины поверхности Земли и нет Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии. Атлантический и Тихий океан представляют собой единое водное пространство, а на месте Индийского океана расположено Восточный Индийский океан и Бурное Южное море. Очертания материков только отдалено напоминают  современные очертания материков).

- Посмотрите на изображение одной из первых карт (карта Эратосфена –). Откройте физическую карту полушарий в атласе и найдите черты сходства и отличия между этими двумя картами (Соотношение воды и суши; разделение суши на части; разделение  океана).

Практическое задание:

Вы путешествуете в машине времени. В руках у вас древняя карта Эратосфена. Сравните ее с современной картой и установите названия объектов, нанесенных на карту Эратосфена.

Названия географических объектов на карту Эратосфена

Современные названия.

Остров Альбиона

Остров Йерне

Пролив Геркулесовых столбов

Понт Эвксинский

Остров Тапробан

Река Танаис

Река Истр

Путешествия. Открытие Земли.

- в своем историческом труде «История в 9 книгах» Геродот  (5век до н.э.)сделал ценное для географии описание всех городов и стран, в которых побывал. Неутомимый путешественник, посвятивший 9 лет своей жизни  путешествиям, он собрал много интересных географических сведений о землях Европы, Малой Азии, Сирии, Вавилонии, в которых побывал. Он изъездил всю территорию Междуречья, побывал во многих странах Средиземноморья, исколесил всю Малую Азию, поднялся вверх по Нилу и поведал миру о народах, населяющих эти неизвестные земли. Но самым далеким его путешествием стало путешествие в скифские земли. Достигнув Северного Причерноморья, он посетил греческие поселения в Таврии (Крым) и на берегу Бугского лимана, за которыми начинались степи диких скифов и сарматов о которых никто ничего не знал.

- А вот в рассказы древнегреческого ученого и путешественника и землепроходца Пифея Питеаса никто не поверил. В 320 г, вернувшись после путешествия он заслужил репутацию обманщика. «Подумайте, - возмущались они, - этот человек утверждает, что во время бури он видел волны высотой до 60 локтей…»

  Кто может поверить такому преувеличению? Он уверяет, что добрался до таких мест, где море свернулось, и его вода тверда и холодна. Что воздух там похож на густую смесь в виде морской пены, а солнце только на два часа прячется в воды океана, давая отдых дню. Может ли быть такое?» А как думаете вы?

Великие географические открытия.

         Открытия особенно большого значения были сделаны в XV-XVIII столетиях. Это была эпоха Великих географических открытий. Географические открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров. Торговлю с восточными странами европейские города вели через купцов. Много сделал для укрепления связей Запада с Востоком один из этих купцов – Марко Поло.Одним из первых россиян, побывавших в Индии, и подробно рассказавший о далекой стране в книге «Хождение за три моря» был Афанасий Никитин.

       Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии.Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении.

       В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан.

       В XVIII в. англичанин Джеймс Кук открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область.

        И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву, удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.

А теперь мы отправимся с вами на «добычу знаний».  Поработав с текстом учебника с.5-6 и заслушав сообщения, нам необходимо заполнить таблицу.

Путешественники,

учёные-географы

Время открытия

    Географические открытия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Геродот

……………….

Птолемей

Пифей Питеас

Марко Поло(сообщение учащегося)

Афанасий Никитин(сообщение учащегося)

Васко да Гама (сообщение учащегося)

Христофор Колумб(сообщение учащегося)

Фернан Магеллан, (сообщение учащегося)

Джеймс Кук

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев

5-й в. до н.э.

3 в. до н.э.

2 в. до н. э.

4в. до н.э.

1271

1471-1474

1497-1499

1492

1519

……….

………..

Основоположник описательного страноведения.

Первая географическая карта

Градусная сетка

…………………….

…………………….

Из г. Тверь в Индию «Хождение за три моря»

……………………

Открытие Америки

…………………….

………………………..

Первыми достигли берегов Антарктиды

(заполнение таблицы ведётся с дополнительным рассказом учителя и сообщениями учащихся  о путешественниках)

Афанасий Никитин (сообщение учащегося) «Описал я грешное свое хождение за море Дербенское – море Хвалынское (Каспийское море), второе море Индийское – море Индостанское (Аравийское), третье море Стамбульское (Черное)»

Современные исследования.

           В наши дни все территории суши достаточно исследованы и описаны. Теперь внимание ученых устремилось в верхние слои атмосферы и в глубины Земли. Результаты географических исследований используются в промышленности и сельском хозяйстве.

        Современные исследования в области географии не менее опасные и значимые: 1957г. – измерение рекордной глубины в океане научно-исследовательским судном «Витязь»; покорение самых высоких вершин мира, исследование поверхности дна самого глубокого озера на Земле – оз. Байкал, а также дна Северного Ледовитого океана.

Закрепление изученного материала.

Тест по теме «Как люди открывали Землю».

  1. Кто впервые ввёл термина «география»:

А) Пифей  б) Геродот в) Аристотель г) Эратосфен

  1. В древности южную часть России назвали:

а) Ливия  б) Норвегия  в) Скифия г) Месопотамия

  1. Создал первый большой глобус мира

а) Пифей б) Гекатей в) Птолемей г) Бехайм

  1. Первым кругосветное путешествие совершил:

а) Х. Колумб б) М. Поло  в) М. Лазарев  г) Ф. Магеллан

            5. Написал книгу «Хождение за три моря»____________________________

  1. Они первыми достигли Антарктиды_______________________________
  2. Как в древности называли материк Африка:

а) Ливия б) Норвегия  в) Скифия г) Месопотамия.

  1. Васко да Гама первым из европейских путешественников:

а) достиг южной точки Африки  б) обогнул Африку и нашёл путь в Индию

в) совершил кругосветное путешествие г) открыл Австралию

  1. Какое путешествие было совершено в 1492 году?

а) в Индию б) на остров Куба в) в Северную Европу  г) в Китай

рефлексия  (5 мин)

Я запомнил------------------

Я закрепил----------------------

Я  добился  ------------------------

Я смогу применить..----------------------

Мне понравилось---------------------

Было непросто-------------------------

Домашнее задание: с. 10-12, учебника  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока географии 5 класс "Оболочки Земли"

Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 7 класс "Рельеф Земли"

Сведения об автореПьянкова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии,  МБСКОУ школа-интернат № 4 Предмет, класс География, 7 кл...

Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"

конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....

Конспект урока географии. 6 класс. Распределение солнечного света и тепла на Земле,

Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.Образовательная задача: изучить закономерности  освещения и нагревания Земли в дни солнцесто...