Формирование читательской грамотности на уроках географии
опыты и эксперименты по географии

Агишева Резеда Мансуровна

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Уроки географии не исключение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_1.docx32.76 КБ
Файл chitatelskaya_gramotnost.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Мастер – класс для учителей географии по теме «Формирование читательской грамотности на уроках географии»

 

Уважаемые коллеги, как здорово, что нам удается с вами встретиться очно, обсудить насущные проблемы, найти ответы на актуальные вопросы.

Давайте в начале нашей встречи проверим наше понимание данной темы!

Предлагаю обратить внимание на слайд (слайд 2)

Как вы себя ощущаете?

Мне хочется, чтоб к концу нашей встречи мы все себя ощутили на вершине горы.

 

Давайте с вами сформулируем проблему, а нужно ли нам развивать функциональную грамотность? Читательскую грамотность? Для чего необходимо ее развивать при изучении географии в школе? (слайд 3)

 

Я бы сформулировала проблему таким образом:

Среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать тексты. При сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим выполняют неправильно задания.

 

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

 

(слайд 4) Первое читательское умение: умение находить и извлекать информацию из текста, концентрировать внимание читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.

Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное (т.е. читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает). Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.

(слайд 5) Третье читательское умение: осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать.

Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы при выполнении разных учебных заданий.

(слайд 6) На уроках географии работа ведется как со сплошными (без визуальных изображений), так и с и несплошными текстами (с визуальными изображениями). К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы.

Виды текстов

СПЛОШНЫЕ

НЕСПЛОШНЫЕ

Описание

Карты

Объяснение, определение

Диаграммы

Аргументация, научное обоснование

Графики

Инструкция

Картосхемы

Повествование

Статистические таблицы

 

Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, как говорила ранее - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Хочу поделиться приёмами работы со сплошными текстами, которые помогают мне. (слайд 7)

 

Приём «ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ»

Одним из приёмов работы с текстом – это составление вопросов-суждения. Этот приём можно постепенно вводить в 5-6 классах, задавая вопросы-суждения ребятам и научить их отвечать на вопросы полным ответом. Уже позже ребята их составляют самостоятельно.

Для примера, давайте обратим внимание на текст параграфа по теме «Ветер». (слайд 8)

 

Почему дует ветер

Те из вас, кто бывал на морском или речном берегу в жаркий летний день, вспомнят, что в середине дня песок или галька раскаляются на солнце, а вода ещё довольно прохладная — она медленнее нагревается. А вечером или ночью наоборот: песок уже холодный, а вода ещё тёплая. Это происходит потому, что суша и вода нагреваются и остывают по-разному.

Суша нагревается быстрее, а вода — медленнее.

Ветер — это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления.

Чем больше разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем сильнее ветер.

В это время:

— суша, здания на ней, а от них и воздух нагреваются быстрее воды; тёплый воздух над сушей поднимается вверх, и давление над сушей уменьшается;

— воздух над водой не успевает нагреться, давление его пока выше, чем над сушей, и воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление.

С моря на сушу подул ветер.

Ночью поверхность Земли начинает остывать. Суша и воздух над ней остывают быстрее, чем вода, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остаётся тёплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Ветер начинает дуть с суши на море. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом (в переводе с французского — лёгкий ветер). Бризы дуют на берегах морей, озёр.

 

(слайд 9) Вот пример составления вопросов-суждения к предложенному тексту:

Почему ночью давление над морем уменьшается?

Вследствие чего ветер на морском побережье меняет свое направление два раза в сутки?

(слайд 10) Приём «РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА»

Эффективен для закрепления пройденного материала или для проверки домашнего задания.

Предлагается собрать текст из разрозненных частей или вставить пропущенные слова.

Если ребята недостаточно уверенны в своих знаниях, то вначале желательно предлагать варианты ответа.

 

Ветер, меняющий своё направление по сезонам, называется _____________.

Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется _________.

Суша нагревается ___________ , а вода _____________.

(медленнее/слабо/быстрее/сильно)

Чем ____________ разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем ______________ ветер.

(Сильнее/больше/слабее/меньше)

Ветер – это горизонтальное движение воздуха из области _________ давления в область ____________ давления.

 

(слайд 11) Приём «МАРКИРОВКИ ТЕКСТА»

Приём необходимо систематически использовать на уроках, иначе ребята будут испытывать трудности при выполнении заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Например, задание «Определи регион России по его краткому описанию» 

В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов/районов/стран/городов…

Этот приём необходим также при чтении задания, так как зачастую ребята просто забывают выполнить часть задания.

Для примера давайте рассмотрим одно из заданий ОГЭ.

 

Вся территория этой страны находится в Южном полушарии.

На востоке она омывается водами Атлантического океана, вдоль её юго-восточного и восточного побережья проходит одно из холодных течений.

Территория вытянута в меридиональном направлении.

Вдоль всей западной границы простираются горы.

Разведаны месторождения медных, железных, урановых, марганцевых руд, природного газа и нефти.

Большая часть территории расположена в природной зоне степей (пампы), полупустынь и пустынь.

 

С ребятами в процессе беседы обсуждаем, какие словосочетания будут являться своеобразными флажками для выполнения задания. Стараемся послушать мнения большинства ребят, как правильно есть несколько точек зрения. Замечательно, что ребята учатся обсуждать, доказывать, прислушаться к мнению.

 

Правильная организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник – это не самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное. 

 

(слайд 12) Большую роль на уроках географии отвожу обучению детей работе с несплошными текстами. К несплошным текстам по географии относятся географические карты, планы местности, графики, диаграммы, климатограммы, таблицы, схемы и др.

Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся. В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность.

(слайд 13,14) Вот несколько примеров подобных заданий

 ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ

УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

Чтобы обучающийся научился извлекать информацию из несплошных текстов, считаю, что его нужно научить выполнять задания с помощью определённого алгоритма действий. Приведу примеры работы с графиками и диаграммами, которые я применяю в образовательном процессе. (слайд 15)

Динамика естественного прироста населения в России 

Задание: определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий.

Алгоритм действий при работе с графиками:

1.Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.

2.Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом

3.Объяснить причины изменения процесса.

(слайд 16) Алгоритм действий при работе с диаграммами, климатограммами:

1.Читаем название диаграммы.

2. Выясняем, что отображено на диаграмме.

3.Знакомимся с условными обозначениями.

Выполняем различные задания.

Какое из утверждений верно

  1. Январь самый холодный месяц года
  2. Максимальное количество осадков выпадает в августе
  3. Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров


     Также обучаю детей выполнять задания по географии раздела «План местности» с помощью алгоритмов действия
(слайд 17,18) При подготовке к ОГЭ,  выполняя задания 9 и 11, проговариваем алгоритм их решения

При работе с географическими картами также применяю алгоритмы действий. Приведу образец выполнения задания по географической карте: (слайд 19)

Задание:

Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

  

1) 

Магаданская область

2) 

Пермский край

3) 

Воронежская область

Алгоритм выполнения (слайд 20)

  1. Найти города на карте (административная карта России)
  2. Расположите регионы РФ с запада на восток:

(запад) Воронежская область, Пермский край, Магаданская область (восток)

Солнцеhttps://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/17/s_61e54d2ebb179/phpRLTde6_Rabota-s-nesploshnymi-tekstami-na-urokah-geografii_html_2dbe6b85d80c61da.gif


  1. Солнце «идёт» с востока на запад

Поэтому, Новый год в нашей стране встречают первыми те регионы, которые находятся восточнее.

Ответ

1

2

3

Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые УУД, функциональную, читательскую грамотность, а также показать хорошие результаты на  ГИА

Говоря о работе с текстом на уроке географии, мы должны понимать, что все выпускники основной и средней школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной.
По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных. 
Процесс обучения смысловому чтению является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения.

Также при формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках.

Приёмов существует множество, я думаю, надо подобрать те приёмы, которые подходят именно вам. Так же в определенной группе детей приемы работают по-разному. Необходимо применять приёмы в системе, часто ребята даже сами предлагают использовать тот или иной приём. От этого становится особенно приятно, в такие моменты понимаешь, что твой урок важен и интересен ребятам.

 

(слайд 21) Хочу снова обратиться к рисунку с альпинистами. Скажите, пожалуйста, как вы себя ощущаете сейчас? Что полезного вы взяли для себя?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности на уроках географии Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №7 г Охи им. Д.М.Карбышева Агишева Резеда Мансуровна

Слайд 2

Как вы себя ощущаете?

Слайд 3

Среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать тексты. При сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и, в связи с этим, выполняют неправильно задания.

Слайд 4

* Умение находить и извлекать информацию из текста * Интегрировать и интерпретировать прочитанное

Слайд 5

* Осмысление и оценка

Слайд 6

Виды текстов СПЛОШНЫЕ НЕСПЛОШНЫЕ Описание Карты Объяснение, определение Диаграммы Аргументация, научное обоснование Графики Инструкция Картосхемы Повествование Статистические таблицы

Слайд 7

Приём «ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ»

Слайд 8

Почему дует ветер Те из вас, кто бывал на морском или речном берегу в жаркий летний день, вспомнят, что в середине дня песок или галька раскаляются на солнце, а вода ещё довольно прохладная — она медленнее нагревается. А вечером или ночью наоборот: песок уже холодный, а вода ещё тёплая. Это происходит потому, что суша и вода нагреваются и остывают по-разному. Суша нагревается быстрее, а вода — медленнее. Ветер — это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления. Чем больше разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем сильнее ветер. В это время: — суша, здания на ней, а от них и воздух нагреваются быстрее воды; тёплый воздух над сушей поднимается вверх, и давление над сушей уменьшается; — воздух над водой не успевает нагреться, давление его пока выше, чем над сушей, и воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление. С моря на сушу подул ветер. Ночью поверхность Земли начинает остывать. Суша и воздух над ней остывают быстрее, чем вода, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остаётся тёплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Ветер начинает дуть с суши на море. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом (в переводе с французского — лёгкий ветер). Бризы дуют на берегах морей, озёр.

Слайд 9

Вот пример составления вопросов-суждения к предложенному тексту: Почему ночью давление над морем уменьшается? Вследствие чего ветер на морском побережье меняет свое направление два раза в сутки?

Слайд 10

Приём «РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА» Эффективен для закрепления пройденного материала или для проверки домашнего задания. Предлагается собрать текст из разрозненных частей или вставить пропущенные слова. Если ребята недостаточно уверены в своих знаниях, то вначале желательно предлагать варианты ответа. Ветер, меняющий своё направление по сезонам, называется _____________. Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется _________. Суша нагревается ___________ , а вода _____________. (медленнее/слабо/быстрее/сильно) Чем ____________ разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем ______________ ветер. (Сильнее/больше/слабее/меньше) Ветер – это горизонтальное движение воздуха из области _________ давления в область ____________ давления.

Слайд 11

Приём «МАРКИРОВКИ ТЕКСТА» Вся тер­ри­то­рия этой стра­ны на­хо­дит­ся в Южном по­лу­ша­рии. На во­сто­ке она омы­ва­ет­ся во­да­ми Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на, вдоль её юго-во­сточ­но­го и во­сточ­но­го по­бе­ре­жья про­хо­дит одно из хо­лод­ных те­че­ний. Тер­ри­то­рия вы­тя­ну­та в ме­ри­ди­о­наль­ном на­прав­ле­нии. Вдоль всей за­пад­ной гра­ни­цы про­сти­ра­ют­ся горы. Раз­ве­да­ны ме­сто­рож­де­ния мед­ных, же­лез­ных, ура­но­вых, мар­ган­це­вых руд, при­род­но­го газа и нефти. Боль­шая часть тер­ри­то­рии рас­по­ло­же­на в при­род­ной зоне сте­пей (пампы), по­лу­пу­стынь и пу­стынь.

Слайд 12

Большую роль на уроках географии отвожу обучению детей работе с несплошными текстами.

Слайд 13

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С° АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С° САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С°С САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С° САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Слайд 15

Динамика естественного прироста населения в России

Слайд 16

Какое из утверждений верно 1. Январь самый холодный месяц года 2. Максимальное количество осадков выпадает в августе 3. Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров Алгоритм действий при работе с диаграммами, климатограммами : 1.Читаем название диаграммы. 2. Выясняем, что отображено на диаграмме. 3.Знакомимся с условными обозначениями. Выполняем различные задания.

Слайд 17

При выполнение любого задания ребята проговаривают алгоритм решения Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до родника. Измерения проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Слайд 18

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А−В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Слайд 19

При работе с географическими картами также применяю алгоритмы действий. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр . 1. Магаданская область 2. Пермский край 3. Воронежская область

Слайд 20

Алгоритм выполнения Найти города на карте (административная карта России) Расположите регионы РФ с запада на восток : (запад) Воронежская область, Пермский край, Магаданская область (восток) Солнце Солнце «идёт» с востока на запад Поэтому, Новый год в нашей стране встречают первыми те регионы, которые находятся восточнее.

Слайд 21

Скажите, пожалуйста, как вы себя ощущаете сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской  грамотности необходимо внедрять разнообразные новые при...

Формирование читательской грамотности на уроках географии

В представлении опыта по формированию функциональной грамотности  рассмотрены практические  подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена знач...