Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
статья по географии

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению географических знаний, приобретения умений и навыков.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика.

Для достижения планируемых результатов освоения учениками АООП по географии особо значима дифференциация учебного материала, в которой учитываются как общие образовательные потребности для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так и особенности, характерные для каждой из выделенных групп обучающихся.

Во ФГОС для обучающихся с особыми образовательными потребностями выделено два уровня (достаточный и минимальный) адаптированных основных образовательных программ (АООП). 

Дети с ОВЗ сильно отличаются по своим интеллектуальным, образовательным, поведенческим особенностям. Неоднородность нарушений и разнообразие форм их проявления у детей с интеллектуальными нарушениями требует учета всех сторон их личности, возможности каждого ученика.

На своих уроках я придерживаюсь условной дифференциации на четыре основные группы учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_geografiya.docx69.9 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа № 9 г. Туапсе

Тема «Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)».

(из опыта работы)

Подготовила:

учитель географии

Белоусова М.Ю.

Туапсе, 2024

Тема: Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)».

(из опыта работы)

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению географических знаний, приобретения умений и навыков.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика.

Для достижения планируемых результатов освоения учениками АООП по географии особо значима дифференциация учебного материала, в которой учитываются как общие образовательные потребности для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так и особенности, характерные для каждой из выделенных групп обучающихся.

Во ФГОС для обучающихся с особыми образовательными потребностями выделено два уровня (достаточный и минимальный) адаптированных основных образовательных программ (АООП).

Дети с ОВЗ сильно отличаются по своим интеллектуальным, образовательным, поведенческим особенностям. Неоднородность нарушений и разнообразие форм их проявления у детей с интеллектуальными нарушениями требует учета всех сторон их личности, возможности каждого ученика.

На своих уроках я придерживаюсь условной дифференциации на четыре основные группы учащихся.

Первую группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального объяснения учителя. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно, программный материал усваивают достаточно сознательно. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения могут применять на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная помощь взрослого.

Во вторую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе, но испытывают небольшие трудности, чем учащиеся 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, низкий темп работоспособности, допускают много ошибок, которые исправляют с помощью педагога.

К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи со стороны учителя. Их отличает низкая самостоятельность. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Темп усвоения материала у них низкий, их действия необходимо постоянно корректировать.

Четвертую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Такие учащиеся больше всего нуждаются в индивидуальном подходе. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Учащиеся не видят в собственных работах ошибок, каждое последующее задание выполняют как новое.

Класс

Количество обучающихся

Группы дифференцированного обучения.

I группа

II группа

III группа

IV группа

6

11 (из них 3 СИПР)

0

4

2

1

7

13

2

4

5

2

8

13 (из них 5 инд. обуч. на дому)

0

3

2

3

Согласно данным таблицы большинство учащихся с трудом усваивают программный материал и нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся, различные модификации методов и приемов обучения.

Методы обучения географии

  • Словесные (объяснение, рассказ, беседа, работа с тетрадью, работа с печатным источником информации)
  • Наглядные (демонстрация)
  • Практические (упражнения, наблюдения, опыты, видео экскурсии)
  • Дидактические игры (имитационные, условно-соревновательные, развивающие)
  • Самостоятельные работы (направленные на коррекцию структурных элементов деятельности, развитие самостоятельности, проверку знаний и умений).

На уроках географии учащимся предлагаются вариативные задания. Они позволяют сформировать и закрепить все компоненты общегеографических и общеучебных знаний, активизировать самостоятельную работу детей, повысить качество обученности.

На уроках использую:

  • викторины для всезнаек,
  • конкурс знатоков,
  • кроссворды, ребусы, занимательные задачи;
  • работа со словарём;
  • загадки;
  • выставки;
  • крылатые выражения;
  • логические задачи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Пример 1. Использование учебника.

Одним из примеров реализации дифференцированного подхода является использование заданий из самого учебника географии для 6-9 классов (авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина).

Для учащихся с минимальным уровнем знаний использую многочисленные иллюстрации и выводы, выделенные в конце основного текста в рамку, значение новых слов можно предложить прочитать как в тексте (они выделены шрифтом), так и в словаре в конце учебника.

Для учащихся с достаточным уровнем могу предложить найти ответ на вопрос в параграфе, выделить главные мысли, дать характеристику изучаемым явлениям, процессам. А также могу предложить прочитать и пересказать фрагмент или целиком рассказ под рубрикой «Для любознательных», размещенный после основного текста.

Вопросы и задания до и после параграфа тоже можно предложить для учащихся в соответствии с уровнем сформированности географических знаний и умений.

География 6 класс. Например, при изучении темы «Формы поверхности Земли», объяснение нового материала:

1. Учащиеся I дифференцированной группы выполняют задание:

а) Самостоятельно найти в тексте учебника стр. 28 определение, что такое равнины, прочитать и списать в тетрадь.

б) Самостоятельно, после рассказа учителя заполнить схему «Строение холма», подписать части холма на доске.

2. Учащиеся II группы:

а) Выписывают в тетрадь определение из словаря в конце учебника стр. 182, после того, как его нашли и прочитали учащиеся I группы.

б) Списывают схему с доски.

3. Ребята III группы:

а) Списывают с доски схему «Равнина».

б) Моделируют из пластилина макет холма, расставляют таблички с названиями: вершина, склон, подошва.

4. Ребята IV группы:

а) По картинкам стр. 28 находят и показывают плоскую и холмистую равнину.

б) По контуру обводят и раскрашивают холмистую равнину.

Пример 2. Использование рабочих тетрадей на печатной основе по географии.

Более подробно в дифференцированный подход представлен в рабочих тетрадях по географии для учащихся 6–9 классов. В рабочей тетради на печатной основе даны не только вопросы, но и деформированные тексты, таблицы, схемы, кроссворды, загадки, тесты, упрощенные контурные карты.

Автором разработаны от 7 до 12 заданий для каждой темы урока, отличающиеся степенью сложности: от простых, где необходимо просто назвать, найти, показать и т. д., до сложных, где необходимо объяснить, сравнить, классифицировать, установить причинно-следственные связи.

Тема: «Материки на глобусе и карте полушарий» География 6 класс (стр. 81).

1. Учащиеся I группы:

а) Допиши определение и дополни предложение.

Материк – это_____________________________________

Всего на Земле _____________ материков.

2. Учащиеся II группы:

а) Нанеси на контурную карту полушарий названия материков. Обведи карандашом границу между Европой и Азией (стр. 82)

3. Ребята III группы:

а) Отгадай по контуру названия материков (стр. 80). Напиши их.

__________ _______________ ________________

4. Ребята IV группы: индивидуальное задание. Наклей животных Африки на контур материка.

Такое разнообразие модифицированных заданий облегчает подготовку к уроку. Я выбираю задания из рабочей тетради, ориентируясь на особенности и возможности учащихся данного класса. Задания из рабочей тетради я предлагаю в форме дидактической карточки на разных этапах изучения географии (в период проверки знаний, во время закрепления или в качестве домашнего задания), но обязательно после предварительного объяснения учителем и соответствующих указаний.

Пример 3. Использование географических карат, атласов, контурных карт.

Дифференциация требований к знаниям умственно отсталых учащихся заложена и в адаптированные для данной категории детей географические атласы, которые даны в качестве иллюстрированного приложения к учебникам.

Например, в картах, размещенных на страницах самого учебника (7 класс, стр. 53), нарисованы небольшие темные контуры животных, а в атласах (стр. 10) даны натуралистические цветные изображения в увеличенном размере. Используя их, учащиеся могут дать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

Для обучающихся III уровня предлагаю частично заполненную контурную карту в рабочей тетради, которая имеют меньшую географическую нагрузку, чётко выделенные контуры отмеченных объектов, пунктирные и цветовые подсказки.

При этом для детей более I иII уровня контурная карта предлагается в чистом виде, требующая классического заполнения и раскрашивания.

Тема: Разнообразие рельефа и полезные ископаемые России. География 7 класс.

1. Учащиеся I дифференцированной группы выполняют задание:

а) Покажите на физической карте России изученные формы рельефа (равнины, возвышенности, плоскогорья, горы).

б) Нанесите на контурную карту все выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты.

2. Учащиеся II группы:

а) Покажите на физической карте России крупные месторождения нефти и газа.

б) Нанесите на контурную карту полезные ископаемые России.

3. Ребята III группы:

а) Обвести по контуру и раскрасить условные знаки полезных ископаемых в рабочей тетради на стр. 18.

б) Прикрепить на географическую карту карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.

4. Ребята IV группы:

а) Какими цветами обозначают объекты на физической карте:

Цвета – зелёный, жёлтый, коричневый, синий.

б) Найди и покажи на карточках условных знаков: равнины, горы.

Пример 4. Использование ИКТ на уроках географии.

Программа по географии в коррекционной школе включает относительно сложный для учащихся с интеллектуальными нарушениями теоретический материал, поэтому более широко на уроках и внеклассных мероприятиях применяю ИКТ.

В своей работе наиболее часто использую элементы ИКТ:

-мультимедийные презентации,

- интерактивную доску,

- тестовые технологии,

- образовательные ресурсы Интернета,

- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

- видео и аудиовизуальные технологии,

- компьютерные игры.

Тестовые задания и индивидуальные разноуровневые карточки-задания.

Использование на уроке тестовых заданий помогают мне обеспечивать активную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь, учитывать индивидуальные особенности учащихся.Работа с тестом рассчитана на 30-35 минут. Учащимся разрешается пользоваться учебником и наглядными пособиями. Допускается помощь учителя при затруднении в выполнении заданий.

Учащиеся I и II уровня предлагается к каждому вопросу 3 варианта ответов.

Для учащихся III уровня развития предлагаются индивидуальные задания по выбору учителя, где вопросы теста сопровождаются иллюстрациями, варианты ответов сокращены до 2–х. Задания предлагаются не в виде предложений, а в виде игрового, занимательного задания (например, соединить точки и получить животное лесной зоны, написать его название).

Тест по географии 7 класс

Выберите верный ответ:

#1059;кажи самую большую по площади природную зону России:

А). Зона арктических пустынь.

Б). Зона лесов.

В). Зона степей.

2. Укажи климатический пояс, в котором находится лесная зона России:

А). Субарктический.

Б). Умеренный.

В). Субтропический.

3. Укажи самое морозоустойчивое в России дерево:

А). Ель.

Б). Берёза.

В). Лиственница.

4. Выбери правильное название северной части лесной зоны, где растут преимущественно хвойные деревья:

А). Смешанные леса.

Б). Тайга.

В). Широколиственные леса.

5. Укажи наиболее ценного пушного зверя в тайге:

А). Суслик.

Б). Песец.

В). Соболь.

Для накопления оценок и закрепления учебного материала применяю индивидуальные разноуровневые карточки-задания в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала за определенный отрезок времени (7-10 минут).

Карточка 1

Тема: Животный мир. 7 класс

1. Выберите животных, обитающих в лесной зоне. Обведи их цветным карандашом:

Белый медведь, жираф, бурый медведь, заяц, олень, рысь, гепард, кабан, дятел, глухарь, тигр, слон, пингвин, страус, комар, гадюка, лось, крокодил.

Карточка 2

#1050;акие природные зоны указаны на рисунке? Охарактеризуйте их.

Пример 6. Предметные недели географии.

Усвоенные на уроках географии знания и умения, учащиеся демонстрировали во время проведения предметной недели географии. Применялись игровые технологии и занимательные элементы, формирующие познавательный интерес учащихся к предмету. При подготовке заданий учитывались индивидуальные особенности детей. Учащиеся 5–11 классов совершенствовали практические навыки работы с различными источниками. Активно принимали участие во всех мероприятиях: конкурсах, викторинах, интеллектуальных и познавательных играх. Каждый ученик мог проявить свою фантазию, сообразительность, творчество и знания предмета.

Заключение. Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии, можно сделать вывод, что

данная технология должна широко использоваться в учебном процессе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.

В статье приводятся практические методы и приемы по обучению детей с умственной отсталостью (вариант 2)....

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Традиционные и нетрадиционные технологии обучения детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

знакомство педагогов с традиционными и не традиционными методами обучения...

Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...

"Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на заседании школьного дефектологического семинара "Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (...