Обобщающий урок по теме "Биосфера-оболочка жизни", с презентацией
план-конспект урока по географии (6 класс)

Исмагилова Василя Хусаиновна

 Обобщающий урок по теме "Биосфера – оболочка Земли"   с использованием  примемов осмысленного чтения и денотатного графа, показывает возможность использования технологии критического мышления на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

6

Тема урока

Биосфера— оболочка жизни

Тип урока

Урок общения ранее изученного материала.

№ урока в рабочей программе

28

Наименование тематического раздела

Оболочки Земли

№ урока в тематическом разделе

6

Цели урока

Обучающие (образовательные)

Способствовать систематизации основных понятий темы: биосфера,.

Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы, роль живого вещества в биосфере.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты

#1059;мение понимать смысл биологических терминов и формулировать их определения (биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, ,);

2. умение объяснять структуру и взаимодействие компонентов биосферы.

Методы и приемы обучения

Репродуктивные, частично-поисковые, работа с учебной литературой, атласами.

Прием –денотатный граф

Вид используемых на уроке средств: УМК, ИКТ печатные издания, другое оборудование и средства.

  1. География, 5-6 классы/ Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
  2. Атлас, 6 класс, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Техническое обеспечение

Компьютер, телевизор

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цели:

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять биосферу с другими оболочками.

Цель – способ (метапредметный результат)

Формирование умений определять понятия; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; излагать свое мнение, аргументировать его; работать индивидуально, в паре и группе.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают важность сохранения и защиты биосферы

Формируемые УУД

Познавательные УУД

умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД

умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные);

умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач;

умение осознавать конечный результат своей деятельности;

умение корректировать результаты своей учебной деятельности;

умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.

Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;

умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;

умение задавать вопросы и отвечать на них.

Промежуточный контроль

Фронтальный контроль преподавателя, самооценка

Этап урока

Подэтап урока

Организационный этап.

Вхождение в контакт
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

Целеполагание и планирование

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Рефлексивно – оценочный

Поиск способа решения проблемной ситуации

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

Этап урока или другой формы УВП

Ситуация оценки образовательных результатов

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

Подэтап урока или другой формы УВП

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

  1. Организационный этап.
Вхождение в контакт
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Приветствие обучающихся:

«Здравствуйте! Рада видеть вас на уроке»

Проверяю готовность к уроку.

Отмечаю отсутствующих на уроке.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку.

Дежурный сообщает об отсутствующих.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

#1062;елеполагание и планирование

- Изучая географию мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета?

-Что отличает Землю от других планет?

-Какую оболочку Земли мы изучаем?

- В биосфере есть много удивительного, например:

Самая высокая в мире трава — бамбук. В тропиках за два месяца он вырастает до 20—30 м, а за сутки — иногда на целый метр. Цветёт бамбук один раз в несколько десятилетий. Цветение — предвестник гибели, после него погибает вся роща, связанная корневищами в один организм. Будучи тропическими и субтропическими растениями, в естественных условиях бамбук произрастает в Азии, Европе, в Северной и Южной Америке, Африке и Австралии, в Океании. ( Слайд №1)

Самая крупная рыбы в мире — китовая акула. Их длина 20—23 м, а масса их — 15—20 т. Питается китовая акула мелкими рачками, небольшой рыбой и кальмарами. Для человека неопасна. Китовая акула обитает в тёплых водах тропических широт по всему Мировому океану. ( Слайд №2)

Гепард носит титул самого быстрого наземного животного, способного разгоняться до 97 км/ч всего за несколько секунд. Гепард обитает на Африканском континенте.

( Слайд №3)

- И множество других растений и животных существуют на планете, и все это результат долгого развития биосферы.

- Какая же тема сегодняшнего урока?

-О чем пойдет речь на нашем уроке?

На какие вопросы нам необходимо найти ответы

( ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить знания о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ, о значении биосферы для человека)

  1. Вспоминают, что Землю отличает от других планет Солнечной системы наличие жизни.

#1054;пределяют тему урока: Биосфера – оболочка жизни.

( Слайд № 4)

(Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и цель урока)

Высказывают свое мнение

- что такое биосфера

- почему она нуждается в бережном отношении, от чего или от кого ее необходимо защищать

- для кого ее необходимо сохранить

( Слайд №5)

#1040;ктуализация знаний.

3. Выбор верного варианта решения

-Давайте вспомним:

#1063;то такое биосфера?

#1050;то из ученых ввел это понятие?

3. Когда и где началось развитие жизни на Земле?

3. На границе каких оболочек расположена биосфера?

4. Какие условия необходимы для жизни растений и животных?

5. Является ли человек частью биосферы? Обоснуйте свой ответ

6. Что такое расы? Какие бывают и на основе чего их выделяют?

Учащиеся отвечают:

  1. Оболочка, населённая живыми организмами
  2. Вернадский В.И. ( Слайд № 6)
  3. Атмосферы, гидросферы, литосферы( Слайд № 7)
  4. Пища, вода, солнечный свет, воздух ( Слайд № 8)
  5. Человек часть бииосферы? Существование человека вне биосферы не возможно
  6. Расы- это группы людей объеденных общими внешними признаками. Расы: европеоидные, негроидные, монголоидные (Слайд № 9)

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и

их коррекция.

Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

- У вас на партах опорные карты к нашему уроку. Прочитайте текст к заданию №1 и выполните задание.

( см. приложение1 ) Первое предложение - это явная экспозиция, которая знакомит читателя с главным "героем" текста. Оно нам не подходит. Второе предложение сообщает о расположении биосферы, но не говорит о ее значении. А вот предложения с третьего по шестое как раз подробно информируют о взаимодействии биосферы с другими оболочками, то есть, о ее значении в поддержании жизни на планете. Может сбить с толку последнее предложение, поскольку в нем говорится о фотосинтезе, но этот процесс является неотъемлемой составляющей биосферы, поскольку в нем участвуют растения

Правильные ответы: № 3, 4, 5, 6.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом, обосновывают выбор ответов ( Слайд № 10)

( Слайд № 11)

- Предлагаю вам систематизировать наши знания по теме Биосфера, через представление схемы «Денотатный граф»

( знакомит с понятием «Денотатный граф», что это схема, где ключевое понятие связано с глаголами, а те в свою очередь с существительными , поясняющими ключевое слово Демонстрирует пример )

( Слайд № 12)

(Проверяет выполнение задания, демонстрирует образец)

Читают текст. Выполняют задание. Совместно обсуждают полученный результат.

5. Рефлексия

Обсуждение, подведение итогов

Облако «тегов»

На уроке я узнал (а)….

Было трудно….

Я понял (а)…

Я на учился (лась)….

Меня удивило…

Мне захотелось…

Отвечают, делятся впечатлениями, поясняют свое отношение к уроку

#1044;омашнее задание

Получение задания

Повторить пар. 49, задание 3 в опорных картах , сообщение «Что можно сделать для сохранения биосферы?»

Записывают д/з в дневники

Приложение1

Опорная карта урока по теме: «Биосфера – оболочка жизни»

Ученик (ца) ФИ____________________

Класс__________________

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Биосфера – это всё пространство, где существует или когда-либо существовала жизнь. (2)Она охватывает нижние слои атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. (3)Процессы, протекающие в биосфере, влияют на другие оболочки нашей планеты. (4)Живые организмы способствуют естественному очищению гидросферы, участвуют в формировании почвы, а из останков организмов формируются горные породы. (5)В Мировом океане живые организмы поддерживают солевой состав воды. (6)В процессе фотосинтеза ежегодно поглощается 170 млрд тонн углекислого газа, а запасы кислорода постоянно пополняются.

По каким предложениям можно сделать вывод о значении биосферы? Запишите номера предложений.

Ответ:___________________________

Задание 2. Составьте денотатный граф, на основе приведённого текста

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера образовалась, позже других оболочек, около 3 млр. лет назад. Термин «биосфера» (греч. «биос» – жизнь, «сфера» – шар) ввел геолог Э. Зюсс, но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В.И. Вернадским. Он первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.

Живые организмы в сумме составляют живое вещество.

Биогенное вещество создается в процессе жизнедеятельности живых организмов.

Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы ( до высоты озонового экрана).

Наибольшая концентрация жизни сосредоточена у поверхности суши и океана, у границ соприкосновения литосферы и атмосферы, гидросферы и атмосферы, гидросферы и литосферы, в местах, где много света, тепла, пищи, воздуха.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые лишь приблизительно подсчитали, что их боле млн. видов. Все вместе они образуют органический мир нашей планеты. Все организмы на Земле тесно взаимосвязаны через круговорот веществ в биосфере. Главная черта биосферы ее постоянное обновление. И хотя масса биосферы в миллионы раз меньше, чем например масса литосферы, она пропускает через себя огромные объемы вещества и энергии. Основную часть биомассы растений составляют деревья, поэтому основное накопление биомассы на планете определяется распространением лесов на континентах. Наибольшее сгущение и разнообразие растений имеет место во влажных тропических лесах. Разнообразие и численность видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору.

Денотатный граф «Биосфера»

C:\Users\Камилла\Desktop\схема.jpg

Задание №3

В параграфе 49 на стр. 158 найдите стран, реки, полуострова и отметьте их на контурной карте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бамбук- самая высокая трава (20-30 м). За сутки вырастает на 90 см

Слайд 2

Китовая акула- самая большая рыба. длина 20—23 м, масса— 15—20 т.

Слайд 3

Гепард-самое быстрое животное (скорость от 97 до 110 км/ч)

Слайд 4

Биосфера –оболочка жизни Урок обобщения знаний

Слайд 5

Цель урока Обобщить знания о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ, о значении биосферы для человека.

Слайд 6

Учение о биосфере разработано российским ученым, академиком В.И.Вернадским (1863 — 1945).

Слайд 10

Прочитайте текст и выполните задание. ( 1)Биосфера – это всё пространство, где существует или когда-либо существовала жизнь. (2)Она охватывает нижние слои атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. (3)Процессы, протекающие в биосфере, влияют на другие оболочки нашей планеты. (4)Живые организмы способствуют естественному очищению гидросферы, участвуют в формировании почвы, а из останков организмов формируются горные породы. (5)В Мировом океане живые организмы поддерживают солевой состав воды. (6)В процессе фотосинтеза ежегодно поглощается 170 млрд тонн углекислого газа, а запасы кислорода постоянно пополняются. По каким предложениям можно сделать вывод о значении биосферы? Запишите номера предложений.

Слайд 11

Правильные ответы О значении биосферы говорится в предложениях № 3, 4, 5, 6.

Слайд 12

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу) предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Внимание ! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Слайд 14

Рефлексия Облако «тегов» На уроке я узнал (а)…. Было трудно…. Я понял (а)… Я на учился ( лась )…. Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 15

Домашнее задание Повторить параграф 49, задание №3 ( в опорной карте) Сообщение на тему : «Что можно сделать для сохранения биосферы?»

Слайд 16

https:// yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fscontent-hel3-1.cdninstagram.com%2Fv%2Ft51.2885-15%2F290430914_5250970758331772_8557083548337064599_n.jpg%3Fstp%3Ddst-jpg_e35_s1080x1080%26_nc_ht%3Dscontent-hel3-1.cdninstagram.com%26_nc_cat%3D108%26_nc_ohc%3DZP4JxsWYARAAX-vTruq%26edm%3DABfd0MgBAAAA%26ccb%3D7-5%26oh%3D00_AT8jfud7tjqPg5ebtOXyqaW8l0-pwhDwQVN PCjAnrkKVhg%2https://yandex.ru/images/ search?from = tabbar&img_url =https%3A%2F%2Fsun9-75.userapi.com%2Fimpf%2Fw-5a2VMyEJbuSU0y9AXLYdsaibzclN0PZJEotA%2FC-dGnUGAYaU.jpg%3Fsize%3D560x373%26quality%3D96%26sign%3D8bce9cbd1de68351574bb8d69de153a9%26c_uniq_tag%3DGc2Bw3IUJny7VyuczU-7p18G2R2zI_EyASQpKP3v9-c%26type%3Dalbum&lr=48&pos=14&rpt= simage&text = гепард 6oe%3D62C0C54D%26_nc_sid%3D7bff83&lr=48&pos=14&rpt= simage&text = бамбуковая%20роща https://biographe.ru/uchenie/vladimir-vernadskiy/? gallery=photo&id=0 https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcf.ppt-online.org%2Ffiles%2Fslide%2Fv%2FVswF3BUa4SDfdlgp2P5zYkGTjxHmteXKL81OMh%2Fslide-2.jpg&lr=48&pos=6&rpt=simage&source=serp&text= границы%20биосферы%20схема https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fklev.club%2Fuploads%2Fposts%2F2023-10%2F1698691637_klev-club-p-kartinki-rasi-cheloveka-8.jpg&lr=48&pos=1&rpt=simage&text= расы%20людей%20на%20земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "School life"(Школьная жизнь) 5 класс по УМК Биболетовой М.З."Английский с удовольствием"

Обобщающий урок на закрепление изученных лексических единиц по теме и грамматических конструкций...

Обобщающий урок по теме "Причастие" (конспект и презентация)

Цели урока:Диагностика усвоения темы «Причастие».Орфографический и синтаксический повтор.Задачи:Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при ...

презентация к обобщающему уроку "Жизнь древних людей" 5 класс

В данной презентации указаны задания, выполнение которых предполагает работу в группах....

Конспект обобщающего урока по теме «Политическая жизнь современной России: общее и особенное»

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера»Задачи:- определить значение основных понятий темы: власть, государство, централизованное государство, формы п...

Обобщающий урок по основам социальной жизни в 5 классе "Об одежде и в шутку и всерьёз!"

Данный урок может быть использован как урок-обобщение по разделу "Одежда и обувь" в 5 классе....