Обобщающий урок по теме "Причастие" (конспект и презентация)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Циунчик Светлана Георгиевна

Цели урока:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».
  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Открытый урок, 7 класс492.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».
  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Оборудование: экран, компьютер, презентация.

                                               Ход урока

1.Оргмомент.

- Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Вспомним  золотое правило на уроке. (Быть дисциплинированными, внимательными, отвечать чётко, громко и правильно).

  2. Начнем урок с проверки домашнего задания.

– Вспомним, что было задано на дом. (Ученики отвечают).
Слайд №2. Консультанты, проверьте, пожалуйста, наличие домашней работы. (Консультанты проверяют по рядам домашнюю работу). Послушаем несколько ребят, написавших мини-текст. (Слушаем по 1 работе с каждого ряда. После чтения мини-текста, учащиеся называют причастия, которые они использовали в своих работах).

- К какому типу речи относятся ваши тексты? (Описание).

- Благодаря каким словам получилось описание?  (Благодаря причастиям)

 - Ребята, какую роль играют причастия в речи? ( Ответы обучающихся).

3.На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал. 

Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». . Слайд №3.

– Сформулируйте цель нашего урока. Слайд №4

Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

3. Поговорим  о культуре речи. (Работа устная). Мы прочитаем и правильном произнесём причастия, которые написаны на экране. . Слайд №5.. 

– Что означает слово сервированный? (Готовить стол для обеда, ужина, чая., расставляя определённым образом посуду, кушанья). От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что вы запомните, как правильно произносить эти причастия.

– И все же, почему мы можем утверждать, что данные слова  причастия? ( Учащиеся приводят доказательства ). Что такое причастие? (Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Слайд №6.

4. А теперь устная разминка - игра «Веришь или не веришь»? Прошу вас отвечать, чётко, быстро, громко. (Это упражнение поможет узнать, как дети усвоили теоретические сведения о причастии).

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

5. Работа с текстом. На слайде записаны предложения. Слайд №7.                                                                                                                                            В каком порядке они должны следовать, чтобы получился текст. (Проговорить устно.) Вспомним, что такое текст.                                                                                                                                           - Запишите текст в тетради, поставьте, где нужно запятые.                                                                                                                                          

Наступила зима. Деревья, одетые в снежные покрывала, уснули до весны. Побелевшие от снега поля поражают своей белизной.

– Какова тема текста?  (О красоте природы).

– Определите тип речи? (Описание.)

– Выделите графически причастные обороты в предложениях.

– В каком предложении нужен знак препинания? Проверяем. Слайд №8

– Начертите схемы причастных оборотов.

http://festival.1september.ru/articles/557367/img2.gif

(Ученик у доски чертит схемы, комментирует их.)

-Вспомним, что такое причастный оборот? Когда он выделяется запятыми, когда нет?

6. Самостоятельная работа.

У  каждого из вас лежит карточка, подпишите её, прочитайте задание (один ученик читает вслух задание), выполните задание и сдайте работу.
 
                                         КАРТОЧКА №1

Выделите графически  в тексте  причастные обороты, определяемые слова.

Тихо бормочущий в овражке ручеёк весело бежал по камешкам, и мне хотелось увидеть его при свете солнца, пока ещё прячущегося за горизонтом. Постепенно угасал наш костёр, и вот исчез последний огонёк, и с ним словно сразу рухнули и растворились тёмные воды, окружавшие нас. Широкое небо приподнялось, и туманная даль, подсвеченная сиянием  звёзд,  прояснилось и стала почти видимой.

7.Творческое задание. ( Для обогащения синтаксической речи) Слайд№9

8. А теперь – ОРФОГРАММЫ ПРИЧАСТИЯ.

- Ребята, какие орфограммы для вас были самые сложные?

СЛЕПАЯ СХЕМА

Определите, какое правило зашифровано в схеме. Расскажите правило.

Слайд №10

- Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Проверьте. Слайд №11,12

Ещё одна орфограммы «Н и НН в суффиксах причастия». Сформулируем правило.

Запишите словосочетания, раскройте скобки. Слайд №13 Проверяем. Слайд№14.

9. В заключении создадим  рассказ на лингвистическую тему. Слайд №15

Возьмите карточки, вставьте нужные слова. Взаимопроверка. (Над каждым правильно вставленным словом или сочетанием слов ставим +). Проверяем.

                                               ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся ------------. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.

 Проверяем. Слайд №16.

Ставим оценку.

Спасибо за урок.  ( Выставление оценок). Запишите в дневник домашнее задание.

10. Домашнее задание.

Упр. 156. Слайд №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Презентация к уроку истории в 5 классе "Обобщающий урок по теме "Древний Египет"

В этой презентации использованы различные задания для повторения материала по теме....

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение." (презентация)

Урок построен в форме телевизионной игры "Своя игра". Вопросы позволяют повторить, систематизировать пройденный материал по данной теме, развивают умения мыслить логически....

Презентация + план конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок.

Материал содержит презентацию и план - конспект урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" - обобщающий урок....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Повторительно-обобщающий урок по теме Древняя Греция ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тип урока: повторительно-обобщающий.Форма урока: урок обобщенияСредства обучения: Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 класс, -М.: Просвещение, 2010. 287 с.Презентация Microsoft PowerP...