Рабочая программа по биологии 7 -8 класс
методическая разработка по биологии (7 класс)

Гагарина Оксана Викторовна

Рабочая программа по биологии 7-8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_7-8_klass.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Могильно-Посельская СОШ

Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № 1 от «29» август 2023г

Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова

Приказ № 35 от «29» августа 2023г

Рабочая программа
основного общего образования
по биологии (ID 736270)
для
7класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Гагарина Оксана Викторовна

учитель биологии

С. Могильно-Посельско 2023- 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

  1. формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
  2. формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
  3. формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
  4. формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
  5. формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
  6. формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

  • приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  • овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
  • освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
  • воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 7 классе — 2 ч в неделю, всего - 68 часа.

Рабочая программа ориентирована на

Пасечник В.В. Биология. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе (DVD) / В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; под.ред. В.В.Пасечника; Рос. Акад. Наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 256 с.: ил.-(Академический школьный учебник) (Линия жизни).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:

  1. отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  1. готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  1. готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

  1. понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
  • осознание экологических проблем и путей их решения;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • адекватная оценка изменяющихся условий;
  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
  • планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – животных, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения животных: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию животных в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Предметные результаты обучения:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах органов животных; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах;
  • проведения наблюдений за состоянием животного организма.

В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты обучения

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Многообразие организмов, их классификация.

Тема 2. Вид основная единица систематики.

Тема 3. Бактерии - доядерные организмы.

Роль бактерия в природе и жизни человека.

Тема 4. Грибы — царство живой природы.

Многообразие грибов. Грибы -паразиты.

Тема 5. Лишайники -комплексные симбиотические организмы.

Тема 6. Многообразие растительного мира.

Общая характеристика водорослей. Многообразие.

Тема 7. Высшие споровые растения.

Моховидные, папоротниковидные, плауновидные.

Тема 8. Голосеменные.

Разнообразие хвойных растений.

Тема 9. Покрытосеменные.

Строение семян, виды корней, побег и почка, строение стебля, строение листа, соцветие, плоды, размножение, классификация, классы.

Тема 10. Общие сведения о мире животных

Зоология — наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема 11. Строение тела животных

Клетка. Ткани, органы и системы органов.

Тема 12 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Тема 13. Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Гидра – одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение. Особенности уровня организации по сравнению с простейшими.

Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы. Класс Сцифоидные, жизненный цикл. Значение в природе и жизни человека.

Тема 14. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

Тип Плоские черви, общая характеристика. Класс Ресничные черви, места обитания, черты строения на примере белой планарии. Более высокий уровень организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Особенности строения и жизненные циклы в связи с паразитическим образом жизни. Профилактика гельминтозов.

Тип Круглые черви, внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с образом жизни.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, места обитания, строение, уровень организации органов чувств свободноживущих кольчатых и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые. Особенности строения в связи с образом жизни. Роль в почвообразовании.

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Тема 15. Тип Моллюски

Общая характеристика: среда обитания, строение и жизнедеятельность, значение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс Головоногие, признаки более сложной организации в строении. Значение головоногих моллюсков.

Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Тема 16. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, среда обитания, особенности строения и размножения на примере речного рака.

Разнообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные, общая характеристика, особенности строения на примере паука-крестовика. Разнообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи – переносчики заболеваний человека и животных, профилактика энцефалита и чесотки, укусов ядовитыми пауками.

Класс Насекомые, особенности строения, размножение. Типы развития насекомых, роль каждой стадии развития насекомых. Общественные насекомые. Состав и функции обитателей пчелиной семьи координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые. Красная книга. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных методы борьбы с насекомыми-вредителями. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого».

Тема 17. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники, внешнее и внутреннее строение ланцетника, размножение и развитие. Черепные или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы, общая характеристика, особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Строение конечностей. Органы чувств. Внутреннее строение и размножение рыб, живорождение. Миграции. Черты более высокого уровня организации по сравнению с ланцетником.

Основные систематические группы рыб. Место Кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Промысловые рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация рыб, аквариумные рыбы. Значение рыб в биоценозах и жизни человека.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Тема 18. Класс Земноводные, или Амфибии

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности кожного покрова, опорно-двигательная система, системы внутренних органов. Более прогрессивные черты строения земноводных по сравнению с рыбами. Признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Годовой жизненный цикл земноводных, размножение и развитие. Доказательства происхождения.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека. Охрана, Красная книга.

Тема 19. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.

Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.

Тема 20. Класс Птицы

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции. Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Тема 21. Класс Млекопитающие, или Звери

Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.

Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.

Лабораторная работа № 7 «Строение скелета млекопитающих».

Тема 22. Эволюция растений и животных, их охрана.

Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

По плану

1

Многообразие организмов и их классификация

1

РЭШ, инфоурок

2

Вид -основная единица систематики

1

РЭШ, инфоурок

3

Бактерии -доядерные организмы

1

РЭШ, инфоурок

4

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

РЭШ, инфоурок

5

Грибы — царство живой природы

1

РЭШ, инфоурок

6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

1

РЭШ, инфоурок

7

Грибы -паразиты растений, животных, человека

1

РЭШ, инфоурок

8

Лишайники — комплексные симбиотические организмы

1

РЭШ, инфоурок

9

Многообразие растительного мира. Общая характеристика водорослей.

1

РЭШ, инфоурок

10

Многообразие водорослей

1

РЭШ, инфоурок

11

Значение водорослей и природе и жизни человека. Лабораторная работа № 2 «Строение зеленых водорослей»

1

РЭШ, инфоурок

12

Высшие споровые растения

1

РЭШ, инфоурок

13

Моховидные. Лабораторная работа № 3 «Строение мха»

1

РЭШ, инфоурок

14

Папоротниковидные

1

РЭШ, инфоурок

15

Плауновидные. Хвощевидные

1

РЭШ, инфоурок

16

Голосеменные -отдел семенных растений

1

РЭШ, инфоурок

17

Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа № 3 «Строение хвои и шишек хвойных»

1

РЭШ, инфоурок

18

Покрытосеменные, или царство цветковых

1

РЭШ, инфоурок

19

Строение семян. Лабораторная работа № 4 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

1

РЭШ, инфоурок

20

Виды корней и типы корневых систем

1

РЭШ, инфоурок

21

Видоизменение корней. Лабораторная работа № 5 «Стержневая и мочковая корневая системы»

1

РЭШ, инфоурок

22

Побег и почки. Лабораторная работа № 6 «Строение почек. Расположение на стебле»

1

РЭШ, инфоурок

23

Строение стебля. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение ветки дерева»

1

РЭШ, инфоурок

24

Внешнее строение листа

1

РЭШ, инфоурок

25

Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 8 «Строение кожицы листа»

1

РЭШ, инфоурок

26

Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 9 «Строение клубня и луковицы»

1

РЭШ, инфоурок

27

Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №10 «Строение цветка и соцветие»

1

РЭШ, инфоурок

28

Соцветие

1

РЭШ, инфоурок

29

Плоды. Лабораторная работа № 11 «Классификация плодов»

1

РЭШ, инфоурок

30

Размножение покрытосеменных растений

1

РЭШ, инфоурок

31

Классификация покрытосеменных

1

РЭШ, инфоурок

32

Класс двудольные. Лабораторная работа № 12 «Семейства двудольных»

1

РЭШ, инфоурок

33

Класс однодольные. Лабораторная работа № 13 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

1

РЭШ, инфоурок

34

Многообразие животного мира. Общие сведения о животном мире. Лабораторная работа № 14 «изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

1

РЭШ, инфоурок

35

Одноклеточные животные, или простейшие

1

РЭШ, инфоурок

36

Паразитические простейшие. Значение простейших. Лабораторная работа № 15 «Изучение мела под микроскопом»

1

РЭШ, инфоурок

37

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Лабораторная работа № 16 «изучение многообразия тканей животных»

1

РЭШ, инфоурок

38

Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа № 17 «Изучение пресноводной гидры»

1

РЭШ, инфоурок

39

Многообразие кишечнополостных

1

РЭШ, инфоурок

40

Общая характеристика червей. Тип плоские черви

1

РЭШ, инфоурок

41

Тип Круглые черви и тип кольчатые черви. Лабораторная работа № 18 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

1

РЭШ, инфоурок

42

Брюхоногие и двустворчатые моллюски

1

РЭШ, инфоурок

43

Головоногие маллюски. Лабораторная работа № 19 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

РЭШ, инфоурок

44

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 20«Внешне строение ракообразных»

1

РЭШ, инфоурок

45

Класс Паукообразные

1

РЭШ, инфоурок

46

Класс Насекомые. Типы развития. Лабораторная работа № 21 «Внешнее строение насекомого»

1

РЭШ, инфоурок

47

Многообразие насекомых

1

РЭШ, инфоурок

48

Тип Хордовые

1

РЭШ, инфоурок

49

Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа № 22 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

1

РЭШ, инфоурок

50

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1

РЭШ, инфоурок

51

Класс Земноводные. Лабораторная работа №23 «Строение и функции внутренних органов земноводных»

1

РЭШ, инфоурок

52

Класс Пресмыкающие

1

РЭШ, инфоурок

53

Класс птицы. Лабораторная работа № 24 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

РЭШ, инфоурок

54

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Лабораторная работа № 25«Строение скелета птицы»

1

РЭШ, инфоурок

55

Класс Млекопитающие, или звери

1

РЭШ, инфоурок

56

Многообразие зверей

1

РЭШ, инфоурок

57

Домашние млекопитающие

1

РЭШ, инфоурок

58

Эволюция растений и животных, их охрана. Этапы эволюции органического мира

1

РЭШ, инфоурок

59

Освоение суши растениями и животными

1

РЭШ, инфоурок

60

Охрана растительного и животного мира

1

РЭШ, инфоурок

61

Экосистема

1

РЭШ, инфоурок

62

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

РЭШ, инфоурок

63

Биотические и антропогенные факторы

1

РЭШ, инфоурок

64

Искусственные экосистемы

1

РЭШ, инфоурок

65

ВПР

1

66

Задание на лето.

3

Всего

68 ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения урока

По плану

1

Многообразие организмов и их классификация

1

2

Вид -основная единица систематики

1

3

Бактерии -доядерные организмы

1

4

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

5

Грибы — царство живой природы

1

6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лабораторная работа № 1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

1

7

Грибы -паразиты растений, животных, человека

1

8

Лишайники — комплексные симбиотические организмы

1

9

Многообразие растительного мира. Общая характеристика водорослей.

1

10

Многообразие водорослей

1

11

Значение водорослей и природе и жизни человека. Лабораторная работа № 2 «Строение зеленых водорослей»

1

12

Высшие споровые растения

1

13

Моховидные. Лабораторная работа № 3 «Строение мха»

1

14

Папоротниковидные

1

15

Плауновидные. Хвощевидные

1

16

Голосеменные -отдел семенных растений

1

17

Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа № 3 «Строение хвои и шишек хвойных»

1

18

Покрытосеменные, или царство цветковых

1

19

Строение семян. Лабораторная работа № 4 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

1

20

Виды корней и типы корневых систем

1

21

Видоизменение корней. Лабораторная работа № 5 «Стержневая и мочковая корневая системы»

1

22

Побег и почки. Лабораторная работа № 6 «Строение почек. Расположение на стебле»

1

23

Строение стебля. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение ветки дерева»

1

24

Внешнее строение листа

1

25

Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 8 «Строение кожицы листа»

1

26

Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 9 «Строение клубня и луковицы»

1

27

Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №10 «Строение цветка и соцветие»

1

28

Соцветие

1

29

Плоды. Лабораторная работа № 11 «Классификация плодов»

1

30

Размножение покрытосеменных растений

1

31

Классификация покрытосеменных

1

32

Класс двудольные. Лабораторная работа № 12 «Семейства двудольных»

1

33

Класс однодольные. Лабораторная работа № 13 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

1

34

Многообразие животного мира. Общие сведения о животном мире. Лабораторная работа № 14 «изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

1

35

Одноклеточные животные, или простейшие

1

36

Паразитические простейшие. Значение простейших. Лабораторная работа № 15 «Изучение мела под микроскопом»

1

37

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Лабораторная работа № 16 «изучение многообразия тканей животных»

1

38

Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа № 17 «Изучение пресноводной гидры»

1

39

Многообразие кишечнополостных

1

40

Общая характеристика червей. Тип плоские черви

1

41

Тип Круглые черви и тип кольчатые черви. Лабораторная работа № 18 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

1

42

Брюхоногие и двустворчатые моллюски

1

43

Головоногие маллюски. Лабораторная работа № 19 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

44

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 20«Внешне строение ракообразных»

1

45

Класс Паукообразные

1

46

Класс Насекомые. Типы развития. Лабораторная работа № 21 «Внешнее строение насекомого»

1

47

Многообразие насекомых

1

48

Тип Хордовые

1

49

Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа № 22 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

1

50

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1

51

Класс Земноводные. Лабораторная работа №23 «Строение и функции внутренних органов земноводных»

1

52

Класс Пресмыкающие

1

53

Класс птицы. Лабораторная работа № 24 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

54

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Лабораторная работа № 25«Строение скелета птицы»

1

55

Класс Млекопитающие, или звери

1

56

Многообразие зверей

1

57

Домашние млекопитающие

1

58

Эволюция растений и животных, их охрана. Этапы эволюции органического мира

1

59

Освоение суши растениями и животными

1

60

Охрана растительного и животного мира

1

61

Экосистема

1

62

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

63

Биотические и антропогенные факторы

1

64

Искусственные экосистемы

1

65

ВПР

1

66

Задание на лето.

3

Всего

68 ч


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

под редакцией В.В.Пасечника. Биология: 7класс: базовый уровень: учебник/ В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под.ред. В.В.Пасечника. - Москва: Просвещение, с.: ил.- (Линия жизни).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Книгопечатная продукция:Биология: 7 класс: базовый уровень: учебник/ В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под.ред. В.В.Пасечника. - Москва: Просвещение, с.: ил.- (Линия жизни).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

01%5D %5BIL 03%

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Омской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Могильно- Посельская СОШ»

Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № 1 от «29» август 2023г

Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова

Приказ № 35 от «29» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 713476)

учебного предмета
«Биология»
для 8 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Гагарина Оксана Викторовна

учитель биологии

с. Могильно-Посельское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

  1. формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
  2. формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
  3. формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
  4. формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
  5. формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
  6. формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

  • приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  • овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
  • освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
  • воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 8 классе — 2 ч в неделю, всего - 68 часа.

Рабочая программа ориентирована на

Латюшин, В.В Биология: Животные: Линейный курс: 8 класс: учебник. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе (DVD) / В.В.Латюшин, В.А. Шапкин, Ж.А. Озерова. - М.: Дрофа, 2020.- 416с.: ил.-(Российский учебник).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:

  1. отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  1. готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  1. готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

  1. понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
  • осознание экологических проблем и путей их решения;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • адекватная оценка изменяющихся условий;
  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.

Планируемые результаты учащихся

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – животных, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения животных: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию животных в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Предметные результаты обучения:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах органов животных; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах;
  • проведения наблюдений за состоянием животного организма.

В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты обучения

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Многообразие животных и их систем.

Тема 2. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Тема 3. Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Гидра – одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение. Особенности уровня организации по сравнению с простейшими.

Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы. Класс Сцифоидные, жизненный цикл. Значение в природе и жизни человека.

Тема 4. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

Тип Плоские черви, общая характеристика. Класс Ресничные черви, места обитания, черты строения на примере белой планарии. Более высокий уровень организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Особенности строения и жизненные циклы в связи с паразитическим образом жизни. Профилактика гельминтозов.

Тип Круглые черви, внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с образом жизни.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, места обитания, строение, уровень организации органов чувств свободноживущих кольчатых и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые. Особенности строения в связи с образом жизни. Роль в почвообразовании.

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Тема 5. Тип Моллюски

Общая характеристика: среда обитания, строение и жизнедеятельность, значение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс Головоногие, признаки более сложной организации в строении. Значение головоногих моллюсков.

Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Тема 6. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, среда обитания, особенности строения и размножения на примере речного рака.

Разнообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные, общая характеристика, особенности строения на примере паука-крестовика. Разнообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи – переносчики заболеваний человека и животных, профилактика энцефалита и чесотки, укусов ядовитыми пауками.

Класс Насекомые, особенности строения, размножение. Типы развития насекомых, роль каждой стадии развития насекомых. Общественные насекомые. Состав и функции обитателей пчелиной семьи координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые. Красная книга. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных методы борьбы с насекомыми-вредителями. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого».

Тема 7. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники, внешнее и внутреннее строение ланцетника, размножение и развитие. Черепные или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы, общая характеристика, особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Строение конечностей. Органы чувств. Внутреннее строение и размножение рыб, живорождение. Миграции. Черты более высокого уровня организации по сравнению с ланцетником.

Основные систематические группы рыб. Место Кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Промысловые рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация рыб, аквариумные рыбы. Значение рыб в биоценозах и жизни человека.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Тема 8. Класс Земноводные, или Амфибии

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности кожного покрова, опорно-двигательная система, системы внутренних органов. Более прогрессивные черты строения земноводных по сравнению с рыбами. Признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Годовой жизненный цикл земноводных, размножение и развитие. Доказательства происхождения.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека. Охрана, Красная книга.

Тема 9. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.

Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.

Тема 10. Класс Птицы

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции. Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Тема 11. Класс Млекопитающие, или Звери

Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.

Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.

Лабораторная работа № 7 «Строение скелета млекопитающих».

Тема 12. Эволюция животного мира

Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

По плану

1

Зоология – наука о животных

1

РЭШ, инфоурок

2

Многообразие животных и их систематика

1

РЭШ, инфоурок

3

Особенности строения организма животных

1

РЭШ, инфоурок

4

Подцарство одноклеточные .Тип Амёбовые и Эвгленовые.

2

РЭШ, инфоурок

5

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки»

2

РЭШ, инфоурок

6

Разнообразие и значение простейших

1

РЭШ, инфоурок

7

Тип губки

1

РЭШ, инфоурок

8

Тип Кишечнополостные.

1

РЭШ, инфоурок

9

Многообразие и значение Кишечнополостные.

1

РЭШ, инфоурок

10

Тип Плоские черви

1

РЭШ, инфоурок

11

Тип Круглые черви

1

РЭШ, инфоурок

12

Многообразие и значение свободноживуших плоских и круглых червей

1

РЭШ, инфоурок

13

Особенности строения и процессов жизнедеятельности паразитических червей

1

РЭШ, инфоурок

14

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

2

РЭШ, инфоурок

15

Многообразие и значение кольчатых червей

1

РЭШ, инфоурок

16

Тип моллюски. Класс Брюхоногие моллюски

1

17

Особенности строения представителей классов двустворчатых и головоногих. Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

2

РЭШ, инфоурок

18

Многообразие и значение моллюсков

1

РЭШ, инфоурок

19

Тип членистоногие. Общая характеристика.

1

РЭШ, инфоурок

20

Класс Ракообразные

1

РЭШ, инфоурок

21

Класс Паукообразные

1

РЭШ, инфоурок

22

Класс Насекомые. Типы развития. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого»

2

РЭШ, инфоурок

23

Многообразие насекомых

1

РЭШ, инфоурок

24

Тип иглокожих

1

РЭШ, инфоурок

25

Класс костные Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

2

РЭШ, инфоурок

26

Многообразие и значение костных рыб

1

РЭШ, инфоурок

27

Класс хрящевые рыбы

2

РЭШ, инфоурок

28

Класс земноводные. Строение и функции внутренних органов земноводных. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности лягушки»

2

РЭШ, инфоурок

29

Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся

1

РЭШ, инфоурок

30

Многообразие и значение пресмыкающихся

1

РЭШ, инфоурок

31

Класс Птицы. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 7«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

2

РЭШ, инфоурок

32

Многообразие птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы»

2

РЭШ, инфоурок

33

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих

1

РЭШ, инфоурок

34

Основные группы млекопитающих

1

РЭШ, инфоурок

35

Многообразие млекопитающих

1

РЭШ, инфоурок

36

Эволюция опорно- двигательной системы. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции

1

РЭШ, инфоурок

37

Эволюция пищеварительной системы

1

РЭШ, инфоурок

38

Эволюция дыхательной системы

1

РЭШ, инфоурок

39

Эволюция кровеносной системы

1

РЭШ, инфоурок

40

Эволюция выделительной системы

1

РЭШ, инфоурок

41

Покровы тела

1

РЭШ, инфоурок

42

Обмен веществ в организме животных

1

РЭШ, инфоурок

43

Эволюция нервной системы и органов чувств

1

РЭШ, инфоурок

44

Эволюция половой системы

1

РЭШ, инфоурок

45

Этапы развития животного мира на Земле.

1

РЭШ, инфоурок

46

Животные как компонент биоценозов

1

РЭШ, инфоурок

47

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1

РЭШ, инфоурок

48

Задание на лето. Резерв

3

РЭШ, инфоурок

Всего

68 ч

РЭШ, инфоурок


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения урока

По плану

1

Зоология – наука о животных

1

2

Многообразие животных и их систематика

1

3

Особенности строения организма животных

1

4

Подцарство одноклеточные .Тип Амёбовые и Эвгленовые.

2

5

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки»

2

6

Разнообразие и значение простейших

1

7

Тип губки

1

8

Тип Кишечнополостные.

1

9

Многообразие и значение Кишечнополостные.

1

10

Тип Плоские черви

1

11

Тип Круглые черви

1

12

Многообразие и значение свободноживуших плоских и круглых червей

1

13

Особенности строения и процессов жизнедеятельности паразитических червей

1

14

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

2

15

Многообразие и значение кольчатых червей

1

16

Тип моллюски. Класс Брюхоногие моллюски

1

17

Особенности строения представителей классов двустворчатых и головоногих. Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

2

18

Многообразие и значение моллюсков

1

19

Тип членистоногие. Общая характеристика.

1

20

Класс Ракообразные

1

21

Класс Паукообразные

1

22

Класс Насекомые. Типы развития. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого»

2

23

Многообразие насекомых

1

24

Тип иглокожих

1

25

Класс костные Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

2

26

Многообразие и значение костных рыб

1

27

Класс хрящевые рыбы

2

28

Класс земноводные. Строение и функции внутренних органов земноводных. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности лягушки»

2

29

Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся

1

30

Многообразие и значение пресмыкающихся

1

31

Класс Птицы. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 7«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

2

32

Многообразие птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы»

2

33

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих

1

34

Основные группы млекопитающих

1

35

Многообразие млекопитающих

1

36

Эволюция опорно- двигательной системы. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции

1

37

Эволюция пищеварительной системы

1

38

Эволюция дыхательной системы

1

39

Эволюция кровеносной системы

1

40

Эволюция выделительной системы

1

41

Покровы тела

1

42

Обмен веществ в организме животных

1

43

Эволюция нервной системы и органов чувств

1

44

Эволюция половой системы

1

45

Этапы развития животного мира на Земле.

1

46

Животные как компонент биоценозов

1

47

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1

48

Задание на лето. Резерв

3

Всего

68 ч

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Латюшин, В.В Биология: Животные: Линейный курс: 8 класс: учебник. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе (DVD) / В.В.Латюшин, В.А. Шапкин, Ж.А. Озерова. - М.: Дрофа, 416с.: ил.-(Российский учебник).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Книгопечатная продукция:Латюшин, В.В Биология: Животные: Линейный курс: 8 класс: учебник. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе (DVD) / В.В.Латюшин, В.А. Шапкин, Ж.А. Озерова. - М.: Дрофа, 416с.: ил.-(Российский учебник)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

01%5D %5BIL 03%

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....