Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
методическая разработка по географии (5 класс)

Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и предполагает изучение Оймяконского улуса и наслега Терють.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray_-_oymyakone.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа курса

«Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.

Черемкина Елена Гаврильевна

учитель биологии и географии

МБОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»

Оймяконский район РС(Я)

Пояснительная записка

Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и предполагает изучение Оймяконского улуса и наслега Терють.

Программа основана на принципах:

- подготовка к основной школе, обеспечение преемственности от курса природоведения к курсу географии

 - от простого к сложному

- краеведческий принцип овладения географическими знаниями

- гуманизация курса

- ознакомление с экологическими проблемами своей местности

-осуществление исторического подхода в изучении своей местности

Отсюда вытекают следующие задачи:

- формировать географические навыки и умения как подготовительный этап к переходу в курс физической географии.

- развивать пространственное восприятие окружающей среды своей местности.

- формировать систематические начальные сведения о природе, населении, хозяйстве своего родного края.

- показать особенности взаимодействия человека и природы своей местности.

- показать учащимся развитие родного наслега.

 - ознакомить учащихся с культурой и бытом, социальными проблемами и перспективами развития наслега.

Содержание курса  

«РОДНОЙ КРАЙ - ОЙМЯКОНЬЕ»  (5 кл., 34 ч.)

Введение (3 ч.)

1. Понятие родного края.

Родной край- это Оймяконье.

Знания:

Оймяконье на глобусе, на материке Евразия. Глобус - модель Земли.

Понятия - полюс, экватор, параллели /широты/. Полярная Звезда.

Умения:

Определение на глобусе экватора, тропиков, полярных кругов,

полюсов Земли. 'Определение положения Оймяконья. 1

2.  Оймяконье на карте России.

Практическая работа №1: равнины, горы, государственные границы.

Определение на карте России места Оймяконья. Удаленность от границ, океанов.

3. Оймяконье на карте Якутии.

Определение на карте Якутии территории Оймяконья, границы с улусами. Прослушивание рассказа об Оймяконье.

Тема 1. Прошлое Оймяконья  (2 ч.)

Быт и нравы коренного населения. Роль землепроходцев в изучении и освоении Оймяконья. Легенда об освоении Оймяконья якутами. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

 Знания, умения, навыки:

-ознакомление с историческим прошлым Оймяконья

 -ознакомление на карте с маршрутом первых землепроходцев

 -ознакомление с легендой о освоении Оймяконья

 -быт и жизнь предков

Тема 2. Ориентирование  (3 ч.)

Понятие о горизонте и сторонах горизонта на своей местности. Ознакомление с местными признаками определения сторон горизонта. Компас и определение направлений. Понятие различия плана и масштаба. Понятие масштаба. План местности. Понятие различия плана и карты. Назначение карт.

Знания, умения, навыки:  закрепить понятие горизонта и определение сторон горизонта.

 Научить простым способам определения сторон горизонта по местным признакам: по солнцу, полярной звезде, по кроне и лишайникам на деревьях, муравейнику, по годовым кольцам на пнях.

-ознакомить с устройством компаса и навыками работы по определению сторон горизонта и направлений по местности.

-умение ориентироваться по карте в сторонах горизонта.

-навыки работы по определению масштаба

Тема 3. Оймяконье и его поверхность  (3 ч.)

1. Понятие долины, поймы, горы.

2. Полезные ископаемые и их использование.

3. Практикум  «Знакомство с основными формами поверхности, с полезными ископаемыми».

Тема 4. Климат и погода Оймяконья  (3 ч.)

Знания:

Особенности климата Оймяконья. Первые наблюдения за погодой. Температура, безморозные дни. Осадки и его особенности. Атмос-сферные явления- туманы, заморозки. Ветры.

Климат и жизнь людей. Местные признаки погоды. Понятие «вечной мерзлоты». Влияние мерзлоты на стройки. Свайное строительство.

Умения:

 - определение погоды по местным признакам.

 - научить строить график суточного хода температуры,.

 - наблюдение мерзлотных явлений «бугров пучения».

Тема 5. Воды Оймяконья  (3 ч.)

Знания:

Понятие  частей реки- долина, пойма, притоки, протоки, рукава, острова. Ледоход и ледостав. Затапливаемые места.

Озера. Состояние озер. Легенды. Озеро Лабынкыр-охраняемая зона. Сытыган-Сылба- минеральный источник. Использование вод Оймяконья, охрана вод.

Умения:

Определение частей реки-долины, поймы, коренных берегов. Знание режима реки - время ледостава, ледохода.

Тема 6. Растительный и животный мир Оймяконья  (2 ч.)

Леса. Возраст деревьев и использование древесины. Стихи, рассказы, загадки о деревьях. Особое дерево- лиственница. Зарисовка разных пород деревьев. Кустарники и разнотравье- растительность лугов. Животный мир в лесах, водоемах Оймяконья.

Сокращение численности животных и растительности- результат хозяйственной деятельности человека. Ознакомление с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу Якутии. Использование лекарственных растений.

Тема 7. Охрана природы Оймяконья  (3 ч.)

Знания:

Понятие охраны природы у наших предков. Охрана лесов, растительности, животного мира. Охрана водоемов.

Умения:

-  основные загрязнители окружающей среды

-  хозяйство и бытовые отходы, транспорт. Причины загрязнения -основные меры и проблемы по устранению загрязнителей. Культура поведения, бережного отношения к окружающей среде в общественных местах, дома, на природе. Понятие экологии дома, здоровья. Экологические материалы дома, в одежде, питании.

Тема 8. Население и населенные пункты Оймяконья  (2 ч.)

Рост численности населения Оймяконья в разные годы. Состав населения. Национальный состав. Проблема жилья, школы, детсада, работы транспорта. Населенные пункты.

Тема 9. Хозяйство Оймяконья  (3 ч.)

П.  Усть-Нера - центр промышленности. Село Оймякон- центр «полюса холода». Природные богатства Оймяконья.  Энергетика /Магадан/. Обогатительная фабрика «Сарылах-сурьма». Добыча золота. Обслуживание населения. Подсобные хозяйства. Транспорт. Федеральная дорога. Перспективы развития хозяйства Оймяконья.

Тема 10. Культура и образование  (2 ч.)

Достопримечательности Оймяконья. Знаменитые жители Оймяконья.

Знания:

- роль культуры и образования

- знакомство с знаменитыми жителями Оймяконья

Умения:

-  формирование умения работать с текстом периодической печати.

-  составление сообщений о известных жителях Оймяконья, их оформление. Геоэкологический практикум. (1 ч.)

Обобщение (1 ч.)

Тематическое планирование

Родной край – Оймяконье, 5 класс, 34 ч.

№ урока

Содержание курса

теория

практика

1

Введение – 3 ч.  Понятие родного края

1

2

Оймяконье на глобусе

1

3

Оймяконье на карте

1

4

Тема 1. Прошлое Оймяконья - 2ч.

История заселения Оймяконья.

1

5

Прибытие русских. Исследование Оймяконья

1

6

Тема 2. Ориентирование – 3ч.

Определение сторон горизонта.

1

7

Карта Оймяконья

1

8

Ориентирование по местным признакам

1

9

Топонимика (географические названия)

1

10

Тема 3. Природа Оймяконья –13 ч.

Рельеф Оймяконья

1

11

ПР.   «Полезные ископаемые Оймяконья»

1

12

Климат Оймяконья

1

13

Погода. ПР  «Наблюдения за погодой»

1

14

Календарь. Приметы.

1

15

Зачет «Рельеф и климат Оймяконья»

16

Внутренние воды Оймяконья.

Реки Индигирка и Элги

1

17

Озера Оймяконья. Лабынкыр

1

18

Минеральные источники. Сытыган-Сылба. Тарыны.

1

19

Почвы Оймяконья

1

20

Зачет «Воды. Почва»

21

Растительный мир Оймяконья. Лекарственные растения

1

22

Животный мир Оймяконья.

1

23

Тема 4. Охрана природы. Состояние природы Оймяконья

1

24

Зачет «Природа – наш дом»

25

Тема 5. Население Оймяконья. Населенные пункты

1

26

Тема 6. Хозяйство Оймяконья. Промышленность

1

27

Сельское хозяйство

1

28

Транспорт

1

29

Зачет «Хозяйство Оймяконья»

30

Тема 7. Культура. Достопримечательности Оймяконья

1

31

Прославленные люди Оймяконья

1

32

Зачет «Чем знаменит Оймякон»

33

Геоэкологический практикум

1

34

Весенняя экскурсия «Окрестности с. Терють»

1

35

Всего

22

12

Литература

  1. Сборник нормативных документов «География» М. 2004
  2. Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. и др. Национально-региональный компонент образовательной области "Земля. География. Геоэкология" / Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 2. Основная школа. Старшая школа        Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2002.- С.210-226
  3. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Як. 1985
  4. Васильева Т.Е. Полюс холода Оймяконья. Як. 2005
  5. Иванов И.Е. Топонимика Верхневилюйского улуса. Як. 2005
  6. Качанова И.Л. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера. М. 1987
  7. Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии. Методическое пособие для учителя.
  8. Новгородов Е.П. Азбука природы Оймяконья. Як. 1999
  9. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М. 2000
  10. Вопросы географии в Якутии. Сборник научных трудов. Як.2005

11.Туристско-краеветческие кружки в школе. Под ред. В.В. Титова М. 1988

12. Словарь топонимов урочищ Тарын и Терють (материал краеведческого кружка «Ыллык»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Авторская программа по краеведению "Край родной"

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие  чувства патриотизма....

Авторская программа "Экология Алтайского края"

Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государст...

Рабочая учебная программа предпрофильного курса «Родное слово» для 9 классов

Программа направлена на развитие интереса учащихся к более глубокому изучению русского языка в профильной школе, представлена двумя модулями: "Секреты орфографии и пунктуации" (углубляет, расширяет и ...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...

Рабочая программа курса "Родной язык(русский)" 10 класс

  Рабочая программа ориентирована на использование учебникаРусский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л. М. Рыбченкова и др.]. – М.: П...