Авторская программа по краеведению "Край родной"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Жаксиликова Наталья Николаевна

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие  чувства патриотизма. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedenie-_2013_g._-_zhaksilikova_n.n.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа пос.Ильичевский

                          муниципального района Алексеевский Самарской области

Утверждаю

Директор ГБОУ ООШ

пос.Ильичевский

_____/Н.А.Звягинцева/

«___»_________2012 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

ГБОУ ООШ пос.Ильичевский

_________/Т.И.Парамонова/

«___»________2012 г.

Рассмотрено  

Руководитель  МО естественно-математического цикла

___________/С.П.Крючкова /

Протокол № ____ от

 «___»_________2012 г.

 

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«КРАЙ РОДНОЙ»    

         Автор

                                                                         Жаксиликова Наталья Николаевна

                                   учитель истории

                                                         1 квалификационная категория

                                                          ГБОУ ООШ пос. Ильичевский

2013 г.

 Предисловие

ФИО автора:                    Жаксиликова Наталья Николаевна

Место работы                   Самарская обл, Алексеевский р-он.,

                                             п. Ильичевский, ГБОУ ООШ пос. Ильичевский,

                                             ул. Молодежная, д.17А

Должность:                       учитель истории

Название работы             Программа по краеведению «Край родной»

и краткая аннотация:    Данная программа направлена на расширение  

                                            знаний учащихся о родном крае, развитие  

                                            чувства патриотизма.  

Категория учащихся:     5 – 6  классы

Учебник: нет

                             Пояснительная записка

                          

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

   Мной разработана  Программа по краеведению для учащихся 5- 6 классов общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся  под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и  историческими особенностями края.  

 В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Алексеевского района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры,  о пребывании  великого русского писателя Л.Толстого в Алексеевском крае.  Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках»,  о тружениках тыла, ветеранах труда.  Совершат заочные и очные  путешествия по селам и поселкам района, посетят школьные музеи и районный музей истории и краеведения. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений, откуда родом учащиеся нашей школы – это п. Ильичевский, с.Калашиновка, п.Сухая Ветлянка, п.Пушкарка, п.Ленинградский.

Главной целью данной Программы является -  систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации  учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа,  урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться  экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районные музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

По окончанию каждой четверти предлагается  проводить уроки контроля в виде  викторин,  конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам,  по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Нужно учесть, что проведение лекционных занятий в 6 классе не соответствует возрасту учащихся. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов.  Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.  При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.

    Курс «Краеведение» направлен на реализацию следующих целей и задач:

Цели  программы:

  1. сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
  2.  расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
  3.  формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
  4. воспитывать  патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:

  1. ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  2. овладение начальными навыками исследовательской работы;
  3. овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  2. углубление и систематизация знаний о своей семье;
  3. воспитание  обучающихся  на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  4. воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;
  5. воспитание бережного отношения к природе;
  6. воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:

  1. расширять знания учащихся по краеведению;
  2. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  3.  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
  4. развитие способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;
  5. развивать навыки при работе с картой.

                     Место предмета в Базисном учебном плане

       Районный компонент  базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Краеведение» в V классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

                                     Методические приемы

Основными методическими приемами являются:

  1. Исследовательская деятельность.
  2. Поисковая деятельность.
  3. Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
  6. Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

В основу программы положены следующие принципы образования:

природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы. 

                            Направленность программы:

  1. Формирование патриотического сознания  
  2. Формирование гражданского поведения и правовой культуры
  3. Формирование коммуникативной культуры
  4. Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
  5. Формирование опыта социально-значимой деятельности

                    Поисково-исследовательская направленность программы

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.

Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные  инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

 Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

  1. реализация творческих способностей обучающегося;
  2. создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
  3. развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

                            Просветительская направленность программы

Основная задача данного направления – вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  1. Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
  2. Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.
  3. Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

           Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район,  область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района,  основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.

Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте,  показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.

Основные направления по реализации Программы  по краеведению:  

  1. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
  2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
  3. Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.
  4.  Исследовательская деятельность.
  5. Экскурсионная,  просветительская работа с учащимися.
  6. Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
  7. Дней воинской славы России
  8. Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области,   с использованием ИКТ;
  9.  Освещение работы в местных СМИ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  1. Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
  2. Внешние результаты реализации программы:

– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению  
– увеличение направленности и разнообразия проектов;

  1. Внутренний результат:

- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

  1. Диагностика реализации программы:
             – наблюдения;
             – анкетирование;
             – собеседование с учащимися.

Источники составления программы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,
  3. Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.
  4. Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.
  5. Государственная программа  «Патриотическое воспитание

      граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»

  1. Программа развития  ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
  2. Устав  ГБОУ ООШ пос. Ильичевский

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Учебный период:   34 часа

Количество занятий в неделю: 1  занятие

     Учебно-тематический план  

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

                                               Раздел  I. Введение (1 ч.)

1

Вводное занятие. 

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

1

                                   Раздел  II.  Природа родного края (7 ч.)

2

Растительный мир степей.  Растения, занесенные в Красную книгу.  

1

1

3

Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов

1

1

4

Лекарственные растения. Грибы.

1

1

5

Культурные растения нашего района

1

1

6

Животный мир степей.

Животные, занесенные в Красную книгу

1

1

7-8

Обобщающий урок. Защита проектов.

2

1

1

                                   Раздел III. «Родословная» (4 ч.)

9-10

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

2

1

1

11

Семейные праздники и традиции

1

1

12

Обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

1

1

                         Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)

13

Географическое положение,  границы поселения и их изменение

1

1

14

История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания  и сказания о населенном пункте)

1

1

15

Верования и религии, история храма

1

1

16-17

Л.Толстой в Алексеевском крае

2

1

1

18-19

История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда.

2

1

1

20

История создания и развития школы

1

1

21

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край.

1

1

22

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг.

1

1

23-26

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.

4

1

3

27-

28

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

2

1

1

29

Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)

1

1

Раздел  V. Творческая работа (5 ч.)

30-31

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

2

32-34

Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской  работы

3

3

Поиск необходимой информации в интернете.

Работа с литературой  в библиотеке.  

В течение года по необходимости

Итого

34

15

19

Содержание программы  по краеведению

Раздел  I. Введение. (1ч.)

Содержание и задачи работы  на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и  при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  Power Point.

Раздел  II. Природа родного края. (7 ч.)

Географическое положение. Растительный мир степей. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района.  Животный мир степей. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Раздел III. «Родословная» (4 ч.)

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.

Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)

Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма. 

Л.Толстой в Алексеевском крае.

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.

История создания и развития школы.

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки,  встречи с интересными людьми малой родины.

Раздел V. Творческая работа. (5 ч.)

Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников  о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте   и т.д. Публикация материалов в районной газете.  

 

                        К концу года обучения учащиеся

должны знать:

  1. историю родного края;
  2. о  народах, заселявших родной край;
  3. административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
  4. историю основания села  Алексеевка и первых ее жителях;
  5. краткую историю близлежащих деревень;
  6. историю религии родного края;
  7. о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
  8. о семейных традициях, о своей родословной;
  9. историю создания и развития школы;
  10. о развитии сельского хозяйства в районе;
  11. о растительном и животном мире степей;
  12. о земляках, участниках и тружениках тыла  Великой Отечественной войны.

Должны уметь и овладеть:

  1. основами исследовательской работы;
  2. навыками работы на персональном компьютере;
  3. бережно обращаться с музейными экспонатами;
  4. навыками интервьюирования.

Средства, необходимые для реализации Программы:

-  Канцелярские принадлежности;

-  Фотоаппарат;

-  Видеокамера;

-  Магнитофон;

-  Компьютер;

-  Ксерокс.

Литература:

1. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

3. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан,  И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

4. Валкин М.Х. Историческое краеведение  2001 г. Ульяновск.

5. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

6. Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.

7.Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с.

8.  Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с.

9. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.

 

                                          Интернет - ресурсы

  1. http://samara-kraeved.ru/
  2. http://www.alabin.ru/alabina
  3. http://www.samara-history.ru/
  4. http://oldsamara.samgtu.ru/
  5. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.

 Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...

Авторская программа художественно-эстетической направленности "Родничок"

Данная программа по хореаграфии "Родничок" разработана для детей младшего возраста и расчитана на трех годичный курс...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"

Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование....

Авторская программа учебного курса "Родная литература (русская)"

Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...