Авторская программа по краеведению "Край родной"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie-_2013_g._-_zhaksilikova_n.n.docx | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
основная общеобразовательная школа пос.Ильичевский
муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю Директор ГБОУ ООШ пос.Ильичевский _____/Н.А.Звягинцева/ «___»_________2012 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ГБОУ ООШ пос.Ильичевский _________/Т.И.Парамонова/ «___»________2012 г. | Рассмотрено Руководитель МО естественно-математического цикла ___________/С.П.Крючкова / Протокол № ____ от «___»_________2012 г. |
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«КРАЙ РОДНОЙ»
Автор
Жаксиликова Наталья Николаевна
учитель истории
1 квалификационная категория
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
2013 г.
Предисловие
ФИО автора: Жаксиликова Наталья Николаевна
Место работы Самарская обл, Алексеевский р-он.,
п. Ильичевский, ГБОУ ООШ пос. Ильичевский,
ул. Молодежная, д.17А
Должность: учитель истории
Название работы Программа по краеведению «Край родной»
и краткая аннотация: Данная программа направлена на расширение
знаний учащихся о родном крае, развитие
чувства патриотизма.
Категория учащихся: 5 – 6 классы
Учебник: нет
Пояснительная записка
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.
С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.
Мной разработана Программа по краеведению для учащихся 5- 6 классов общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Алексеевского района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры, о пребывании великого русского писателя Л.Толстого в Алексеевском крае. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по селам и поселкам района, посетят школьные музеи и районный музей истории и краеведения. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений, откуда родом учащиеся нашей школы – это п. Ильичевский, с.Калашиновка, п.Сухая Ветлянка, п.Пушкарка, п.Ленинградский.
Главной целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.
Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районные музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.
По окончанию каждой четверти предлагается проводить уроки контроля в виде викторин, конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Нужно учесть, что проведение лекционных занятий в 6 классе не соответствует возрасту учащихся. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.
Курс «Краеведение» направлен на реализацию следующих целей и задач:
Цели программы:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
- расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
- воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- углубление и систематизация знаний о своей семье;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Развивающие задачи:
- расширять знания учащихся по краеведению;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
- развивать навыки при работе с картой.
Место предмета в Базисном учебном плане
Районный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Краеведение» в V классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Методические приемы
Основными методическими приемами являются:
- Исследовательская деятельность.
- Поисковая деятельность.
- Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).
В основу программы положены следующие принципы образования:
природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Направленность программы:
- Формирование патриотического сознания
- Формирование гражданского поведения и правовой культуры
- Формирование коммуникативной культуры
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
- Формирование опыта социально-значимой деятельности
Поисково-исследовательская направленность программы
Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.
Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.
Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
- реализация творческих способностей обучающегося;
- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
- развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Просветительская направленность программы
Основная задача данного направления – вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
- Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
- Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.
- Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.
Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.
Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.
Основные направления по реализации Программы по краеведению:
- Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
- Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
- Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.
- Исследовательская деятельность.
- Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.
- Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
- Дней воинской славы России
- Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области, с использованием ИКТ;
- Освещение работы в местных СМИ.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
- Внешние результаты реализации программы:
– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
- Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
- Диагностика реализации программы:
– наблюдения;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.
Источники составления программы:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,
- Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.
- Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
- Программа развития ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
- Устав ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Учебный период: 34 часа
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел I. Введение (1 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. | 1 | 1 | |
Раздел II. Природа родного края (7 ч.) | ||||
2 | Растительный мир степей. Растения, занесенные в Красную книгу. | 1 | 1 | |
3 | Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов | 1 | 1 | |
4 | Лекарственные растения. Грибы. | 1 | 1 | |
5 | Культурные растения нашего района | 1 | 1 | |
6 | Животный мир степей. Животные, занесенные в Красную книгу | 1 | 1 | |
7-8 | Обобщающий урок. Защита проектов. | 2 | 1 | 1 |
Раздел III. «Родословная» (4 ч.) | ||||
9-10 | Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.) | 2 | 1 | 1 |
11 | Семейные праздники и традиции | 1 | 1 | |
12 | Обобщающее занятие (создание истории своей семьи). | 1 | 1 | |
Раздел IV. «История родного края» (18 ч.) | ||||
13 | Географическое положение, границы поселения и их изменение | 1 | 1 | |
14 | История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) | 1 | 1 | |
15 | Верования и религии, история храма | 1 | 1 | |
16-17 | Л.Толстой в Алексеевском крае | 2 | 1 | 1 |
18-19 | История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда. | 2 | 1 | 1 |
20 | История создания и развития школы | 1 | 1 | |
21 | Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. | 1 | 1 | |
22 | Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. | 1 | 1 | |
23-26 | Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. | 4 | 1 | 3 |
27- 28 | Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. | 2 | 1 | 1 |
29 | Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.) | 1 | 1 | |
Раздел V. Творческая работа (5 ч.) | ||||
30-31 | Экскурсия в районный краеведческий музей | 2 | 2 | |
32-34 | Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы | 3 | 3 | |
Поиск необходимой информации в интернете. Работа с литературой в библиотеке. | В течение года по необходимости | |||
Итого | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы по краеведению
Раздел I. Введение. (1ч.)
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
Раздел II. Природа родного края. (7 ч.)
Географическое положение. Растительный мир степей. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района. Животный мир степей. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Раздел III. «Родословная» (4 ч.)
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)
Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма.
Л.Толстой в Алексеевском крае.
Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.
Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.
История создания и развития школы.
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.
Раздел V. Творческая работа. (5 ч.)
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте и т.д. Публикация материалов в районной газете.
К концу года обучения учащиеся
должны знать:
- историю родного края;
- о народах, заселявших родной край;
- административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
- историю основания села Алексеевка и первых ее жителях;
- краткую историю близлежащих деревень;
- историю религии родного края;
- о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
- о семейных традициях, о своей родословной;
- историю создания и развития школы;
- о развитии сельского хозяйства в районе;
- о растительном и животном мире степей;
- о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.
Должны уметь и овладеть:
- основами исследовательской работы;
- навыками работы на персональном компьютере;
- бережно обращаться с музейными экспонатами;
- навыками интервьюирования.
Средства, необходимые для реализации Программы:
- Канцелярские принадлежности;
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Магнитофон;
- Компьютер;
- Ксерокс.
Литература:
1. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.
2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
3. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.
4. Валкин М.Х. Историческое краеведение 2001 г. Ульяновск.
5. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
6. Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.
7.Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с.
8. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с.
9. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.
Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...
Авторская программа художественно-эстетической направленности "Родничок"
Данная программа по хореаграфии "Родничок" разработана для детей младшего возраста и расчитана на трех годичный курс...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...
Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"
Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование....
Авторская программа учебного курса "Родная литература (русская)"
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...