Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Утропова Елена Владимировна

   Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.  Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но особую значимость имеет географическое краеведение.
     Факультативный курс ориентирован на учащихся 8-х или 9-х  классов, изучение которого целесообразно вести параллельно с курсом «География России. Природа и хозяйство». Курс рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю), также возможен вариант деления курса на две части: теория (17 часов) и практика (17 часов).
     Цель курса  -  практическое изучение природы родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.
     Курс открывает широкие возможности по формированию у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к родной  природе; отражает гуманистические и патриотические идеи; знакомит их с реальными экологическими проблемами родного края. Ожидаемый результат –  расширение географического кругозора по природе родного края, умение применить  географические знания и навыки  на практике, бережное отношение к природе родного края.

 

                                                                                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Савинская средняя общеобразовательная школа»

Палласовского муниципального района Волгоградской области.

Программа факультативного курса

«География родного края»

(Комплексная характеристика природы Палласовского района).

 Автор Утропова Е.В.,  учитель географии.

Март 2013 года

 Программа факультативного курса

«География родного края»

(Комплексная характеристика природы Палласовского района).

 Автор Утропова Елена Владимировна,

учитель географии первой категории МКОУ «Савинская СОШ»

 Палласовского района Волгоградской области.

 Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план в рамках учебного учреждения.  Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.  Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но особую значимость имеет географическое краеведение.

 Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 классы, но чаще как дополнительная информация к основной теме урока. Наибольшее внимание географическому краеведению необходимо уделять в 8-9 классах, когда изучается природа и хозяйство России. Но,  к сожалению времени, на уроках не хватает для большего освещения темам родного края. Поэтому учащиеся,  порой, знают природу и быт людей  других регионов страны лучше, чем природу своей малой родины. Чтобы восполнить этот пробел, предлагается данная программа факультативного курса  « География родного края» (Комплексная характеристика природы Палласовского района), которая прошла процедуру рецензирования в ГБОУ ДПО Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.                                                                                         Факультативный курс ориентирован на учащихся 8-х или 9-х  классов, изучение которого целесообразно вести параллельно с курсом «География России. Природа и хозяйство». Курс рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю), также возможен вариант деления курса на две части: теория (17 часов) и практика (17 часов).

        Новизна программы - на данный момент впервые представлена программа по изучению Палласовского района, содержащая комплексный подход.

        Цель курса  -  практическое изучение природы родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.

        Задачи курса: углубление знаний учащихся о природе  родного края, вооружение учащихся специальными метапредметными – общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию из различных источников, в том числе новых информационных;  формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края и бережного отношения к ее природным богатствам;  развитие умений творческого, исследовательского характера на основе изучения краеведческого материала;  привитие любви к своей малой родине; развитие у учащихся познавательного интереса к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам; воспитание позитивного отношения к родной стране, через познание своей малой родины.

 В основу построения содержания курса положены следующие принципы: принцип междисциплинарности ( знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, исторические, социальные); принцип комплексности в основе его единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов; принцип гуманизации ( природа родного края рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека; краеведческий принцип позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе; данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков поведения в природе; личностно-деятельностный принцип  базируется на личном опыте учащихся; школьникам предоставляется возможность выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы знаний; принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития индивидуальной ответственности за бережное сохранение природы родного края.

  Основными методами освоение курса являются: наблюдение и исследование территории, анализ статистических данных и различных источников информации, создание проектов. Активизации познавательной деятельности способствуют экскурсионные занятия, демонстрация презентаций и видеофильмов, встречи с интересными людьми района, выполнение учебных проектов как формой итоговой работы. 

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Курс  включает в себя 34 часа учебных занятий, из них  13 часов  теоретических занятий; 12 часов    практических работ (4 практические работы на местности); 9 часов экскурсий  различной направленности. Количество часов, отводимых на изучение тем,  может варьироваться. Практические работы могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от местных условий и краеведческой составляющей своей местности.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «экологическая ситуация», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих  классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

 В целом программа курса включает вводную часть и  четыре раздела: вводная часть -2 часа;  I раздел «История исследования и освоения степного Заволжья» - 6 часа , II раздел «Географическое положение Палласовского муниципального района» -2 часа;  III «Общая характеристика природы Палласовского района» - 20 часов;  IV «Экологическая ситуация Палласовского района» - 4 часа.

  Первые два занятия вводные, целью которых  является рассмотрение вопросов школьного краеведения (направления краеведения, цели, задачи и предмет исследования), а также практическое знакомство с различными источниками информации о родном крае. Цель в первом разделе данного курса  -рассмотреть историю исследования и последовательного освоения степного Заволжья. Второй раздел помогает оценить экономико-географическое и геополитическое положение родного края на карте мира, страны, региона и  своей области. Самым содержательным является третий раздел, который ориентирован на комплексное, изучение природы своей малой родины. В четвертом разделе рассматриваются различные вопросы экологической направленности, и дается оценка экологической ситуации  местности.

  Курс открывает широкие возможности по формированию у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к родной  природе; отражает гуманистические и патриотические идеи; знакомит их с реальными экологическими проблемами родного края. Ожидаемый результат –  расширение географического кругозора по природе родного края, умение применить  географические знания и навыки  на практике, бережное отношение к природе родного края.

Учебно-тематический план занятий.

   №

Тема занятий

  Кол-во                           часов

Введение

2

     1.

Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.

1

     2.

Практическая работа. Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения.

1

I Раздел.  История исследования и освоения степного Заволжья.

6

      3.

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта )

1

     4.

Практическая работа. Составление хронологической таблицы  исследования  заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта )

1

    5.

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей. Основные этапы заселения Палласовского района.

2

   6.

Экскурсия в школьный музей. Основание села Савинка.

2

II Раздел. Географическое положение Палласовского муниципального района.

2

   7.

Палласовский район – Малая родина. Географическое положение  и границы района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

    8.

Практическая работа. Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ  района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

III Раздел.   Общая характеристика природы Палласовского района.

20

   9.

Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района.

1

  10.

Практическая работа на местности. Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.

1

  11.

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. Общая характеристика климата.

1

  12.

Практическая работа. Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов.

1

  13.

Опасные явления природы, зарегистрированные на территории Палласовского района и области. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности населения района.

1

    14.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов.

1

    15.

Характеристика речной системы Торгуна. Легенда реки.Практическая работа на местности. Комплексное описание реки Торгун на местности. Выявление источников загрязнения водоема.

2

  16.

Дар природы – озеро Эльтон.

1

  17.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод.

1

  18.

Характеристика основных типов почв района. Условия формирования  почв и проблемы их использования.

1

  19.

Практическая работа на местности. Изучение свойств основных типов почв района . Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов.

1

  20.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека.

1

   21.

Экскурсия на местности. Сбор образцов различных видов растений и животных с  биоценозов  береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями.

2

  22.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области».

1

   23.

Практическая работа. Проектная деятельность. Создание гербария и фотоальбома по биоразнообразию Палласовского района.

1

   24.

Комплексная экскурсия в Природный парк «Эльтонский». Подготовка отчета по экскурсии.

3

Раздел  IV.  Экологическая ситуация                Палласовского района.

4

  25.

Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации.

1

   26.

Практическая работа. Проектная деятельность. Организация  мер по  улучшению экологической ситуации Палласовского района.

1

   27.

Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные природно-территориальные комплексы  Палласовского района». Практическая работа. Составление комплексной карты Палласовского района.

2

 Итого

       34

Содержание программы.

Введение (2 ч.)     Основные направления краеведения : историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Школьное географическое краеведение. Его цели, задачи и предмет исследования. Значимость краеведческой работы по географии. Виды источников информации.  Источники знаний о родном крае.

 Практическая работа.  Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения. Практическая отработка навыков по работе с различными источниками знаний (работа с книгой, библиографией, энциклопедиями, справочниками, газетными публикациями; Интернет – ресурсами).

 Раздел I.  История исследования и освоения степного Заволжья (6 ч.)

       Первые исследования заволжских степей научными экспедициями. Первое упоминание о территории в районе озера Эльтон в Книге Большой Чертеж», изданной в 1627г. Описание местности историком – краеведом В.Н. Татищевым. Академические экспедиции И.И. Лепехина и П. С. Палласа. Результаты исследований А. Гумбольдта и К.М. Берга.

   Практическая работа. Составление хронологической таблицы  исследования  заволжских степей научными экспедициями. (Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта )

    Экскурсия в Палласовский  краеведческий музей (Основные этапы заселение Палласовского района.  Время сарматов .Ранние украинские поселения в Нижнем Поволжье. Освоение Заволжья немецкими переселенцами).  

   Экскурсия в школьный музей. (Основание села Савинки. Жизнь селян до начала  XX века . Послереволюционный этап развития села. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны. Современный облик села).  

 Раздел II. Географическое положение Палласовского

                     муниципального района (2 ч.)

    Географическое положение Палласовского района на карте Волгоградской области, России и мира. Пограничные территории, их протяженность.  Размеры и площадь Палласовского района и с. Савинки, сравнение с другими географическими объектами. Анализ и оценка географического, геополитического, этнокультурного положения Палласовского района по картам и типовому плану.

  Практическая работа.  Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ  района на карте Волгоградской области, России и мира. Определение географических координат г. Палласовки, г. Волгограда; протяженности района с севера на юг, с запада на восток.

Раздел  III .   Общая характеристика природы Палласовского района (20ч.)

    Основные формы рельефа, их происхождение. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района, их месторождения. Самая высокая точка Палласовского района  - гора Улаган с абсолютной высотой 69 м., самая низкая точка  оз. Эльтон   -16м. Влияние рельефа на особенности природы, условия жизни, хозяйственную деятельность людей. 

   Практическая работа на местности. Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.  Характеристика обнажения горных пород берега р. Торгун (вертикальный разрез обнажения; толщина и состав каждого слоя горных пород; цвет и структура каждого слоя; основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения).

 Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности (географическая широта; воздушные массы и преобладающие ветры; влияние Атлантики, арктических и тропических воздушных масс; микроклимат) . Действие и режим циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Сезоны года. Оценка агроклиматических ресурсов. Климатические рекорды Палласовского района. Неблагоприятные погодные явления: суховеи, пыльные бури, заморозки, гололед, шквальные ветры и ураганы. Меры борьбы со стихийными бедствиями и охрана воздуха. Влияние климата на жизнь и деятельность людей.

    Практическая работа. Наблюдения за погодой, описание климата и погоды по сезонам года.  Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для с. Савинки. Построение розы ветров. Народные приметы изменения погоды.

   Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов. Гидросеть Палласовского района: реки, озера, пруды, лиманы, водоканалы, подземные воды. Подземные воды: грунтовые и межпластовые, пресные линзы.  Сморогдинский минеральный источник.  Питание и водный режим объектов, их хозяйственное использование. Легенда реки Торгун.   Характеристика речной системы Торгуна по типовому плану с использованием карт и дополнительной литературы.

     Практическая работа на местности. Определение крутизны берегового склона; прозрачности и химического состава воды. Изучение прибрежного биоценоза.  Выявление источников загрязнения водоема.

 Дар природы – озеро Эльтон. Геолого-географические исследования озера. История формирования озера Эльтон. Притоки и режим питания бессточного бассейна озера. Состав рапы и иловой грязи, их уникальные целебные свойства. Биоразнообразие и экологические проблемы Приэльтонской зоны. Хозяйственное использование вод своей местности. Проблемы рационального использования водных ресурсов родного края. Экологическая ситуация водных объектов, причины загрязнения. Проекты решения проблем охраны водных ресурсов.

     Типы почв степной зоны, условия их  образования. Изучение основных типов почв района по механическому составу. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов. Виды почвенной эрозии и  проведение мелиоративных работ. Мероприятия по улучшению плодородия почв. Практическая работа на местности. Изучение свойств основных типов почв района. Механический состав и структура почв. Описание почвенного  разреза (определение горизонтов, их характеристика; построение почвенного профиля). Составление картосхемы размещения солонцов.

     Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Главные зональные типы растительности родного края, особенности их размещения. Разнообразие животного мира степной зоны, приспособленность к среде обитания. Палласовский район – место пересечения миграций перелетных птиц. Составление картосхемы  «Животный и растительный мир родного края».

       Экскурсия на местности. Сбор образцов различных жизненных форм растений и животных с  биоценозов  береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями. Определение экологических групп растений. Заготовка материала для  гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных  в «Красную книгу РФ и Волгоградской области». Определение местонахождения краснокнижных видов. Практическая работа. Проектная деятельность. Составление фотоальбома « Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района». Оформление гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Комплексная экскурсия  одного дня в Природный парк «Эльтонский».Посещение г. Улаган, Сморогдинского минерального источника, озера Эльтон, краеведческого музея в Эльтонской школе. Подготовка отчета по экскурсии.

  Раздел   IV.  Экологическая ситуация Палласовского района (4ч.)

    Воздействие человека на степные просторы (распашка целинных степей, использование удобрений и ядохимикатов, бесконтрольный выпас скота, пожары). Опустынивание степной зоны.  Прогнозирование дальнейшего  изменения природы района под влиянием деятельности человека. Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации. Составление карты  «Экологическая ситуация Палласовского района».  

   Практическая работа. Проектная деятельность. Разработка и защита проектов по решению экологических проблем. Организация  мер по  улучшению экологической ситуации Палласовского района (очистка береговой зоны р. Торгун).   Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные ландшафтные уголки Палласовского района». Природный парк «Эльтонский»: г. Улаган, озеро Эльтон, пруд Чапаевский, река Большая Сморогда, Сморогдинский минеральный источник, «Биологическая»  балка. Береговая зона реки Торгун и заливные лиманы.    Практическая работа. Составление комплексной карты Палласовского района.

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • ЭОР
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Портреты путешественников
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира
  • Архивные материалы школьного музея

Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-олимпиады

-неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка                                       

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы  родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своего района;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.

Учащиеся должны знать

- географическое положение Палласовского района на картах Волгоградской области, Российской Федерации, мира;

-имена известных путешественников и исследователей изучавших Заволжье;

-историю возникновения своей Малой Родины и села Савинка;

- влияние рельефа территории на хозяйственную жизнь людей;

- факторы, формирующие климат своей территории, тип климата и его особенности;

- режим питания основных водных объектов;

- экологически проблемы  своего района;

- значение видового разнообразия Палласовского района федерального и Мирового уровня;

- значимость наиболее важных объектов природы своей местности;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований.

Учащиеся  должны уметь

- давать характеристику географическому положению  своей местности и делать его сравнение с другими  территориями области;

- делать описание ландшафта на местности и оценивать его;

- вести наблюдения за изменениями погоды, обрабатывать полученные данные, составлять прогноз;

- выполнять комплексное описание реки;

- выполнять описание почвенного разреза, определять виды почв по механическому составу;

 - оформлять гербарии и коллекции;

- работать с различными источниками информации, использование Интернет ресурсов;

-создавать компьютерные презентации  и комплексные карты по темам курса;

-проводить исследования  и выполнять творческие работы по изучению природы родного края;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Список литературы.

  1. Атлас – справочник. Волгоградская область. Планета. – 2012.
  2. Брылев В.А. География  и экология Волгоградской области. Учебное пособие.  Планета. – 2012.
  3. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. Волгоград. – 2007.
  4. Брылев В. А. Памятники Волгоградской области. -1987.
  5. Воробьев А.В. Поселения Волгоградской области -2-е изд. Волгоград: стр. -2,  2002.
  6. Дроздов С.М., Ляхова А.Г. Сталинградская область. Сталинград. 1958.
  7. Дегтярева Е.Т. Почвы Волгоградской области. - 1970.
  8. Красная книга . Редкие и охраняемые виды растений и животных Волгоградской области. Волгоград. - 1992.
  9. Курсовая работа по теме «Физико-географическая характеристика Палласовского района». Утропова Е.В.
  10. Савельева Л.Ф. Палласовский район: Эльтон. «Ковчег» август-сентябрь 1998г.
  11. Сагалаев В.А. Растения «красной книги» Волгоградской области. Научно популярные очерки. Глобус. -2008.
  12.  Сагалаев В.А. Альт – нур. . Золотое озеро. Газета «Рассвет» 5 сентября 1997.
  13.  Мишин Б.А. Палласовка. Волгоград. Ниж.- Волж. - 1979.
  14.  Моников С.Н. Золотое озеро. Волгоград. – 2001.
  15.  Поляков А. Н. «Край мой Заволжье. Волгоград.- 1987.
  16.  Покровов В. И. Там, где течет Торгун. Москва. -1982.

Адреса Интернет-сайтов

http://www.biodat.ru – сайт Красной книги России.

http://ecology.volgadmin.ru – статьи журнала «Экология и здоровье», посвященные природе родного края.

http://www.volgograd-area.narod.ru- сайт «География Волгоградской области».

http://spacedigest.com.ru – спутниковые фотографии и спутниковые карты от Coogle.

http://www.map.volgadmin.ru –карта Волгоградской области.

           http://ru.wikipedia.org/ - электронная энциклопедия.

             http://admpallas.ru/ -официальный сайт Администрации Палласовского      района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

Урок по теме: Атмосфера и ее строение, 6 класс. Автор- Утропова Е.В.

Урок по теме "Атмосфера и ее строение" для 6 класса, по учебнику Е.М Домогатских и Н.И Алексеевский. Он постоен в форме технологической карты конструирования урока. Материал разработан по требо...

Конспект урока "Почвы, их образование и свойства". 8 класс. Автор- Утропова Е.В

 План-конспект урока по теме "Почвы,их образование и свойства" 8 класс составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, с использованием электронно-образовательных ресурсов....

Авторская программа краеведческого клуба Истоки

      Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена  предлагае...

Календарно- тематическое планирование к авторской программе по английскому языку 3 класс к УМК «English-3» авторов В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова Издание: М:, Просвещение, 2013 год на 2017-2018 учебный год.

Календарно- тематическое планирование к авторской программе по английскому языку  3 класс к УМК «English-3» авторов В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стре...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...