Авторская программа краеведческого клуба Истоки
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Попова Ольга Леонидовна

        Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена  предлагаемая программа по краеведению.

        Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников.  В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

       Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям, осознавая, что история страны отражается в истории семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Авторская программа районного краеведческого клуба «Истоки»

                                         Пояснительная записка

                                                      «Надо хранить прошлое... Оно воспитывает чувство

                                                      ответственности перед Родиной.» Д.С. Лихачев

        Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена  предлагаемая программа по краеведению.

        Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников.  В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

      Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям, осознавая, что история страны отражается в истории семьи.

    Неоспорима мысль о том, что малая Родина играет важнейшую роль в жизни человека. Это частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места и близкие душе обычаи. И именно поэтому надо знать и прошлое, и настоящее края. Академик Д.Лихачев точно подмечает, что чувство любви к Родине выращивается всеми впечатлениями  бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к малой Родине, к дому, где родился и рос, к родному краю. Ведь  «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». В связи с этим была создана данная краеведческая программа «Истоки». Программа призвана обогатить знаниями  об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма  и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие  способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально- творческой деятельности  обучающихся. Данная программа краеведческой направленности. В основе  работы  по программе лежит принцип добровольности.  

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;    
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного  

                    процесса;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • научность и доступность;
  • принцип гуманизации;
  • дифференцированность;
  • практическая направленность

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

-культура воспитывающее обучение,

-проблемное,

-развивающее обучение,

-игровая,

-личностно-ориентированная,

-интеграционная,

-информационно-компьютерная.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами реализации программы выступают школы, учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, клубы, библиотеки).          

 Образовательный результат программы:

-устойчивый интерес к истории своей Родины;

-знания по истории и культуре родного края;

-умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

-способность творчески мыслить и рассуждать;

-умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

-способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

        Данная программа  предполагает обогащение содержания и совершенствование форм краеведческой деятельности. Ведь краеведение учит людей любить не только свои родные  места, но и знать о них, интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки, по мнению Д. Лихачева. Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в данном курсе используются  данные многих наук: истории, этнографии, литературы и др. Социальная значимость данной программы заключается в том, что при ее реализации учащиеся понимают: «Чтобы любить Родину, ее надо понять, а чтобы ее понять, надо изучать».

        Актуальность программы

        Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение  и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен,  т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.

          Предлагаемая программа по краеведению  важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Отличительные особенности программы

     

      Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний  об истории и культуре родного края  из разных источников информации, творческая переработка их и создание  самостоятельных исследований в системе районного краеведческого клуба «Истоки».

        Одной из отличительных черт программы  является тот факт, что она построена на взаимодействии образовательных учреждений  с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются  выездные заседания в школьные  музеи,  музей-усадьбу Д.Веневитинова и  дворцовый комплекс Ольденбургских и другие музеи, находящиеся в Рамонском районе с участием сотрудников музеев.  Программа сориентирована на работу с детьми,  имеющими повышенный интерес к изучению истории края, с одаренными детьми. Разновозрастная аудитория требует внимательного отбора форм, используемых в процессе реализации программы, и индивидуальных методов работы.

       Модульный принцип построения программы позволяет организовать самостоятельную познавательную активность и обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося.      Инвариантность содержания  программы достигается обобщенностью включенных в модули знаний, позволяющей использовать этот модуль в работе с   другой по составу и возрасту аудиторией. Важной отличительной особенностью данной программы    является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения могут использовать только интересующие их разделы.

      Учитывая широкую географию проживания обучающихся, программой предусматривается   проведение консультаций в системе онлайн, заочные формы обучения, работа по индивидуальным планам.

     Особое место в овладении данной программой  отводится  самостоятельной работе  обучающихся с историческим материалом и формированию практических умений и навыков исследовательского характера. В  результате такой работы они становятся  более наблюдательными, начинают замечать то, на что раньше не обращали внимания, что недооценивали. Несмотря на то, что программа рассчитана на средних и старших подростков, в ней используются методы проведения игровых занятий. Она способствует развитию и личностному росту детей, увеличению числа их побед во славу Рамонского района.

    Специфика организации занятий по данной программе  заключается в параллелизме  краеведческой и музейной составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного  изучения истории и культуры края  музейно-краеведческими средствами.

    Не менее важным является  привлечение к деятельности по данной программе родителей обучающихся, краеведов, известных людей Рамонского края.    

     Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение обучающимися суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего края, воспитание общей культуры, в том числе музейной. Реальная гуманизация  воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности

     

      Обучающиеся по данной программе  

     

         Контингент обучающихся состоит из  учащихся школ района 12-17 лет, которые проявили свои способности и имеют желание углубленно изучать предмет краеведение. Это участники или победители районных краеведческих «Конкурсов книжек- малышек», викторин для младших школьников, участники и победители районных краеведческих конференций, олимпиад, активисты школьных музеев и музея «Эстафета поколений» и  активно интересующиеся  краеведением дети. Они стремятся не только узнать историю родного края,  но и «вырасти» до победителей в различных краеведческих конкурсах. Реализация программы способствуют их росту и развитию.     Для углубленного изучения своего края в разновозрастной аудитории используются три уровня  познавательной работы с обучающимися:

1. Получение «готовых» знаний о регионе  со слов педагога;

2. Самостоятельное приобретение знаний с использованием литературы;  

3. Изучение учащимися истории родного края в ходе исследований  в форме

    походов, бесед со старожилами, экскурсий, работы с первоисточниками,

    написания исследовательских работ.

На первом уровне педагог выступает в роли ведущего, помогающего учащимся открыть для себя новые тайны. На втором - он посредник, способствующий развитию личности. На третьем этапе он советчик на пути пусть маленьких, но открытий.

      Формы организации образовательного процесса и виды занятий

       В образовательном процессе используются очно-заочные, групповые и индивидуальные  формы, самостоятельная работа, занятия в парах. Наиболее эффективные формы реализации программы: составление  летописей, хроник, очерков, написание исследовательских работ об исторических событиях , истории населенных пунктов или отдельных памятников; подготовка словарей, путеводителей, генеалогического древа; организация походов, экскурсий, экспедиций, направленных на реализацию образовательных модулей ; формирование музейных коллекций и организации деятельности школьных музеев.

        Виды занятий по программе определяются содержанием тем:

  • беседа
  • лекция
  • заочный семинар
  • круглый стол
  • экскурсия
  • встреча со знаменитыми земляками и  краеведами
  • поход
  • экскурсия
  • экспедиция
  • выставка
  • защита исследовательской работы
  • сюжетная игра
  • работа творческой мастерской
  • домашнее задание
  • практическое занятие

Объем программы, срок освоения и режим занятий

Программа рассчитана на 34 недели рабочего времени в год, т.е 68 учебных часов.  Три года обучения составляют  204 часа (102 недели). В ней 5 модулей, на изучение которых отводится разное время, в зависимости от объема тем. Режим занятий :2 раза в неделю по одному часу, но он может меняться в связи со спецификой направлений программы (экскурсии, походы, массовые мероприятия).

Цель и задачи программы

Цель Программы:

           

Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества  и свое будущее

Воспитательные задачи:

  • формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края;  

Обучающие задачи:

  • знакомство обучающихся с историей, традициями и культурой большой и малой Родины, активизация познавательного интереса к отечественной истории и культуре, формирование навыков исследовательской работы.

Развивающие задачи:

  • развитие и реализация умственного, духовного и творческого потенциала обучающихся.

   

                       Тематический план на три года обучения        

                 Название модулей

Количество часов в год

1год

2год

3год

всего

1.

Родословие

6

7

2

15

2.

Истрия Рамонского края

12

11

16

39

3.

Исследовательская работа и музееведение

14

14

14

42

4.

Люби и знай свой край(походы, экскурсии, экспедиции)

16

16

16

48

5.

Клубные дни

20

20

20

60

                                                                                           68ч.     68ч.        68ч.  204ч.                      

                                                                                                                             

                   

 

  Содержание модулей

1.Модуль «Родословие». Тема родословия актуальна  и  наиболее близка ребенку тем, что помогает понять кто он. Она раскрывает сущность связей поколений, объединенных кровным родством - это  любовь близких, родных  людей. И от любви к ним, к своему роду рождается  любовь к Родине. Ведь род и Родина- слова одного корня. Уважение и любовь к ближнему – важный фактор нравственного и патриотического воспитания. Обучающиеся по данной программе  должны усвоить, что не только подвиги и награды делают человека знаменитым, уважаемым. Главное - это их любовь к труду, бескорыстное служение Отечеству. Через историю семьи ребенок знакомится с историей страны  и начинает задумываться над тем, что он должен совершить в своей жизни. Изучение темы  проходит в тесном контакте с родителями и способствует взаимопониманию поколений.

Род и Родина – слова одного корня.

Дети знакомятся с генеалогией, понятиями родовых корней, с семьей, как основной ячейкой общества, с однородным и разнородным родством, занимаются исследовательской деятельностью,   изучают  и составляют  родословную своей  семьи и знаменитых земляков. Брей-ринг «Величие моего рода - это величие русского народа». Составление генеалогических древ и родословников. Домашнее задание. вопросно-ответная и эвристическая беседы, вопросно – ответный метод. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.

Гордость семьи, гордость России.

Встреча поколений. Знаменитые родственники детей. Знаменитые земляки нашего края. Люди,  внесший вклад в развитие нашего края, науки и культуры. Герои Советского Союза, ветераны войн,  труженики тыла, ветераны труда, профессий. Проведение акции «Забота». Домашние задания. вопросно-ответная и эвристическая беседы, вопросно – ответный метод (проблемные вопросы).Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.

Мои предки- Победители!

Практическое занятие по изготовлению мини-исследовательских работ о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Используются документы семейного архива: наградные листы и орденские книжки, фотографии, письма и другие документы. Используются КТ, используются  методики изготовления  рукописных книг, буклетов,  презентации, музейные экспозиции, выставки вопросно-ответная и эвристическая беседы, вопросно – ответный метод (проблемные вопросы).Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.

Герб- наследие поколений.

Лабораторная работа. Геральдика. Гербы России и Рамонского района. История возникновения герба. Основные положения геральдики. Гербы России и Рамонского района  и содержание их основных  символов. Работа творческой лаборатории, создание семейных гербов.

Используется наглядность (макеты форм гербов) . По итогам ведется словарик краеведа, заполняется древо познания.

Музей семейных реликвий

Занятие-конференция. Учет, хранение и выставка семейных экспонатов. Совместная с родителями конференция на тему «Величие моего рода - это величие моего народа». Обучающиеся по предметам, принадлежащих их родственникам, готовят информацию о своих родственниках, трудом которых  созидался Рамонский край, о защитниках Отечества.  По итогам ведется словарик краеведа, заполняется древо познания.

История страны в истории семьи.            

Обучающиеся готовятся сообщения  и книжки-малышки о своих родственниках .Раскрываются  4 темы: предки, жившие в царской России, предки-участники революционных событий, предки- строители социализма, предки- защитники Отечества. Используется презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.

Мои родители-пионеры

Встреча в музее «Эстафета поколений». Участие родителей в проведении экскурсии. В процессе встречи ищется ответ на вопрос: полезной или не очень была пионерская организация Советского Союза? Какова ее роль в истории страны? Знакомство с книгами, видео роликами о П.О., исполнение песен.

Используется презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.

2.Модуль «История Рамонского края»

Данный модуль самый объемный,  он состоит из 9 тем, объединенных в три раздела: летопись родного края, военная история  и  образование, культура, знаменитые люди. Тема не только знакомит с историей края, учит находить причинно-следственные связи происходивших событий. История- это факт человеческого бытия и важно  уже сегодня думать о том, какой след отставит каждый из нас на земле. Обучающиеся постоянно выступают в роли исследователей, поэтому важно воспитать в них чувство ответственности за изложение исторических фактов. На занятиях обязательно рассматривается историография вопросов с точки зрения разногласия авторов. Все три года в модуле изучается тема истории детского движения, ведь клуб истоки возник на базе музея «Эстафета поколений». Военная тема предусматривает не только теорию, но и участие в различных операциях, акциях и т.д. При изучении культуры и традиций не только используется форма встреч с мастерами –умельцами, но и проводятся мастер-классы.

Летопись родного края

История моего села

Как пишется история села. Четыре типа источников: архивные документы; воспоминания современников; сбор информации через старожилов; вещественные памятники. Обязательная сверка событий и фактов. Стоит ли додумывать историю? По этим параметрам анализируются сообщения обучающихся в форме экскурсий. По итогам проводится блиц викторина.

Памятники и памятные места края 

Обучающимся дается  домашнее задание: подготовить экскурсию с составлением карты схемы,  и маршрутного листа. Как правильно подготовить экскурсию? География памятного места и памятника, описание события, которому они посвящены, автор проекта, кто и как ухаживает за памятником; связанная с этим легенда. Это занятие –один из этапов обучения музейным технологиям. Занятие проводится на конкурсной основе.

Исчезнувшие деревни

Исчезнувшие деревни-это особенность или закономерность эпохи? Почему мы должны их помнить? Как сохранить память о них? Тайна их рождения может храниться в старинных картах. Надо научиться их читать. Сбор информации о них такой же, как о существующих населенных пунктах. Памятные знаки на месте исчезнувших деревень.  

История заселения края. Топонимика и ономостикон.

Причины, ход и особенности заселения края. При изучении используется та же методика. Важно ответить на вопросы: почему предки выбрали именно это место? Что способствовало появлению населенных пунктов? Факты, повлиявшие на историю возникновения сел. Как появлялись топонимы? Что такое микротопонимика? Ономостикон? Откуда твоя фамилия? Как правильно составить словарь микротопонимов? Практическое занятие по составлению словарика микротопонимов.

Экономическое, социальное и культурное развитие края. На развитие края в первую очередь влияет экономика. Основное население- крестьянство. Крепостное право отменили 155 лет назад, не так уж давно. Если бы не было крепостного права, как далеко бы мы ушли сегодня? Социальное-от слова социум, народная среда. Какие потрясения и радостные события переживали наши предки? Кто развивал культуру предков, народ или отдельные лица. Что такое народная культура? Эти вопросы используются в беседе с краеведами и родителями, которые  пожелают посетить школьный музей.

 История, факты ,разные точки зрения.

Есть наука история, и есть наука историография. Они не живут друг без друга. Их можно считать матерью и дочкой. Определите, кто есть кто и ответьте, для чего они существуют? Есть разные точки зрения на те или иные события. Это позитивное или негативное явление? Что такое противоречие и разноречие? Поищем их в книгах рамонских краеведов. Практическое занятие по изготовлению книжек- малышек «Две точки зрения»

Военная история

Война прошла сквозь наши села

До сих пор живы свидетели страшной войны с бесчеловечным фашизмом. Они в буквальном смысле на своей шкуре испытали ужасы фашизма  и их рассказы очень важны для того, чтобы сохранить правду о войне. Они немногословны и порой обижены, но общение с ними рождает высокие чувства. Они не воевали, но победили в той войне, потому, что выжили. Это жители оккупированных сел, многим из которых выпало испытание побывать в фашистском плену. Встреча с жителями оккупированных сел и деревень. По итогам- выпуск сборника воспоминаний, записанных обучающимися

Война на территории нашего района

Земля хранит память о пронесшейся над ней войне в виде сохранившихся ран-окопов, воронок, братских могил и  памятников, монументов, обелисков. Мы обязаны в память о победителях посещать их. На местах былых сражений понятнее, что и как происходило в битве с фашистами. Необходимо научить детей ориентироваться на месте боев, уметь составить карту –схему ведения боевых действий. И главное –уметь быть благодарными победителям. Занятие проходит в виде экскурсии, включающей в себя практическую работу по составлению карты –схемы, ухода за братскими могилами и встречу с очевидцами войны.

Нет забытых могил

Картотеки с подробным описанием  братских захоронений и фотографиями памятников должны быть в каждой школе. Практическое занятие посвящено составлению картотеки и уходу за братскими захоронениями.

Образование и культура, знаменитые люди

Навечно в памяти народной

Данная тема посвящена тем, кто посвятил жизнь изучению истории своего края. Их труд достоин чести и похвалы. Они сами стали историей, но были первыми, кто рассказал, когда и как все происходило. Обучающиеся готовят доклады, эссе, презентации о краеведах своего села. Занятие способствует приобретению навыков публичного выступления. По итогам выпускается краеведческий сборник.

Время вечной воздаст любовью…

Так романтично называются рассказы о тех, кто учил и учит любить прекрасное, любить Родину. Это местные поэты и писатели. Они прославляли и прославляют наш край и сами стали его достопримечательностью. Они- хранители красоты на земле, хранители нашей культуры. Практическое занятие. Готовятся сообщения, доклады, презентации о поэтах и писателях.

Гордость Рамонского края

Знаменитый, известный человек, гордость Рамонского края. Кому мы присваиваем это почетное звание? Знаменитостью принято считать очень известного человека,  жившего не только ради себя. Очень часто его труд отмечен государственной наградой или общественностью. Практическое занятие. Готовятся сообщения, доклады, презентации о знаменитостях. Отрабатываются навыки публичного выступления.

История школы в истории села

Школа во все времена была очагом культуры на селе. Она растила в первую очередь людей труда и тем самым способствовала развитию экономики. Именно поэтому она занимает значительное место в истории села. Каждый взрослый был ребенком и учеником. Он сохранил память о школе  и готов поделиться воспоминаниями. Давайте составим вопросы, которые помогут н6ам написать историю школы. Ведь ее история- яркая страница в истории села. Данное занятие- семинар. Он позволяет не только познакомиться с О.У. края, но и отрабатывать навыки исследовательской работы.

Народное творчество моих земляков.

Народное творчество- это истоки нашей национальной культуры. Зачем и из чего народ стал творить- расскажет Л.А.Юсубова, народный мастер, занимающийся плетением из лозы. Идет мастер – класс, параллельно  презентуется выставка матера. Заканчивается занятие конкурсом изготовленных на мастер-классе  поделок.

Традиции и обычаи края.

Что такое традиции и обычаи? Как они появились? Можно ли создать их в одиночестве? Какие бывают традиции и обряды? Старинные и современные, обрядовые и бытовые. Как еще их можно классифицировать? Как появились обряды земледельческого цикла? Лучше всего знакомиться с ними в игровых программах. По итогу праздника разгадывается кроссворд.

Детское движение в истории района

Детское движение в районе имеет два периода- пионерский и современный. Пионерия существовала около70 лет. До сих пор ученые и простые граждане спорят, полезной или вредной была деятельность пионерской организации. Неоспоримы факты помощи п.о. в борьбе с неграмотностью, в приближении Великой Победы, помощи старшим в восстановлении страны, и в трудовых общесоюзных делах, в воспитании подрастающего поколения. В истории пионерии отражена история страны и района. Занятие проводится в музее истории детского движения Рамонского района «Эстафета поколений».

Создание пионерской организации в селах

К моменту распада п.о. насчитывала 25 мил. А начиналась она с одного отряда при Рамонском сахарном заводе. К 1930 г. в на территории современного района было только 7 пионерских отрядов. Собравшись за круглым столом стоит поговорить о том, что знают дети о возникновении детского движении в своем селе. В результате обучающиеся должны зарисовать карту-схему появления пионерских отрядов на территории района и таблицу динамики  роста численности пионеров в районе. Занятие проводится с приглашением ветеранов пионерского движения.

       Каждая теоретическая тема изучается обязательно с применением практических и игровых  форм. По окончанию проводится подведение итогов с оценкой проведенному занятию со стороны детей( заполнение древа знаний) и оценка результатам детского труда.

 3. Модуль «Исследовательская работа и музееведение»

     

        Данный модуль  состоит из трех  разделов: музееведение, навыки сбора информации и публичных выступлений и навыки исследовательской работы.

Раздел музееведение.  

Подготовка и проведение экскурсий  в музее. Виды и формы экскурсий(обзорные, тематические и т.д.; экскурсия в форме игры, инсценировки, прогулки, сюрприза живой газеты, разведки, викторины, симпозиума видеокурса и т.п.). Что надо сделать, чтобы экскурсия прошла интересною? ( хорошо знать материал,  определиться с темой, выбрать форму, подготовиться самому и подготовить экскурсантов, помнить о времени проведения).На что обратить внимание: на соответствие задач и содержание, знание места проведения, возрастные особенности. Этапы работы над экскурсией: выбор темы, знакомство с ней, основные требования в экскурсии, работа над ее построением, оформление текста, отработка и сдача экскурсии. Это практическое занятие в музее, в результате которого должна родиться пусть маленькая, но достойная работа.

Атрибуция музейных экспонатов.

Индефикационный номер, типология, авторы, место создания и производства, название предмета, датировка, культурный период, материалы и техника изготовления, размер и вес, ключевые слова, краткое описание, комментарии возможны в виде легенды .

Ведение семейного архива.

Что подлежит архивированию. Номинации  отделов семейного архива включающие заголовки и раскрывающие виды и содержание. присвоений номера, физический подсчет, учет, составление заверительных записей,  описаний. Требования к хранению документов. Практическая работа  по оформлению семейных архивов.

Навыки публичного выступления

Игры со словами, развивающие  связную образную речь. Составление небольшого рассказа «многоликие слова».Структура разных форм выступлений. Отработка этюдов разных форм выступления. Культура и техника речи. Мимика и пластика оратора. Секреты обаяния выступающего.

Составления отчета о походе.

Отчет о походе, как и подготовка к нему, начинается с плана. Дата проведения похода, Маршрут и его описание. Результаты похода: встречи, краеведческие находки, интервью, которые заверяются представителями государственных учреждений, материалы фото сессии. Оформление найденного материала. К отчету прилагаются дневники, описывающие поход, состояние участников, встречи, находки и исторические места. Данное практическое занятие готовит участников к предстоящим походам.

Методика анкетирования и интервьюирования.

Подготовка  анкеты и вопросов интервью. Необходимое оборудование. Создание атмосферы доверия с респондентом. Гарантийные обязательства перед ним. Правила поведения. Первичная обработка полученных материалов. Их анализ. Данное практическое занятие  так же готовит участников к предстоящим походам.

Работа с первоисточниками

Первоисточниками являются документы государственных архивов. Но к ним, возможно, отнести и хранящиеся в семейных архивах письма, старинные метрики,  дневники и др. Можно изучать архивы, чтобы найти интересные факты. Можно целенаправленно искать факты для конкретного исследования. Необходимо правильно выписать исходные данные документа. Надо точно указывать  страницу, лист и т.д. Нужно помнить, первоисточники  не несут истину сами по себе, а только способствуют ее установлению. Изучение источников  проводится на практике, как важный  этап исследовательской деятельности

Четыре правила выбора темы, три круга возможных проблем

1- тема должна содержать элемент новизны.2. Не брать общих, поверхностных тем.3.Тема должна соответствовать багажу исследователя. 4.Нужно спланировать и ход, и  предварительный результат. Изучая историографию вопроса,  следует  различать три круга проблем: уже поставленные и решенные, поставленные, но не решенные, проблемы, которые должны быть поставлены и решены, но выпали из поля зрения исследователей. Данная тема изучается на практике.

План - организующий фактор исследования. Структура исследовательской работы.

План- очень трудная стадия научного действия. Он ограничивает сферу изысканий, делит их на главы, параграфы, помогает предвидеть не только содержание, но и предварительный объем работы Данная тема изучается на практике.

Методика сбора информации. Оформление работы.

Накопление материала для работы идет непрерывно на всех этапах исследования. Составляется библиография. Проводится проверка подлинности и исторической достоверности. Следует помнить, что дневники, мемуары субъективны, поэтому следует сверять их с другими  источниками. Структура исторического исследования: введение, собственно исследование, заключение, список источников и литературы. Возможен раздел « приложение». Данная тема изучается на практике.

4. Модуль «Люби и знай свой край»

Данный модуль  относится к практической деятельности по изучению края, содержит элементы  исследовательской деятельности и контроля за обучением и развитием обучающихся. Он состоит из поездок,  экскурсий, походов и экспедиций  по  Рамонскому краю.

Экскурсии.

Ежегодно проводятся экскурсии в школьные, государственные и частные музе Рамонского района с целью ознакомления с историей края и обмена опытом. Используются  ознакомительные и тематические экскурсии. На территории района  имеется 5 паспортизированных музеев О.У.Это музей «Прошлое и настоящее» Рамонского лицея, «Моя малая Родина» РСОШ №2, «Музей истории села» Русскогвоздевской СОШ, «Эстафета поколений» ДДТ и «Музей Боевой Славы» Большеверейской СОШ. В Чистополянской ООШ, Комсомольской и Ступинской СОШ имеются не паспортизированные музеи. Два частных музея крестьянского быта в  с.Хвощеватка  и  д.Пекшево. В Новоживотинном расположен музей – усадьба Д.Веневитинова, в Рамони- Дворцовый комплекс Ольденбургских. Помимо этого планируются экскурсии в музеи Воронежа и по  памятным местам города. Обучающиеся по данной программе  учатся делать  заметки по ходу экскурсий и целенаправленно готовятся к тематическим.

Поездки и походы 

В течение трех лет обучающиеся  совершают 5 походов по территории  своего края. Это поход по местам боевой славы в Рамонском Районе. Поход в Государственный биосферный заповедник, поход по местам Петровских корабельных верфей(Ступино, Рамонь, Чертовицы).Поездка в Новоживотинное на фестиваль  «Песни святого лога». Поход к древним городищам края (Староживотинное, Рамонь, Чистая Поляна). Это походы по изучению истории и природы края с проведением фото сессий.  Используется технология подготовки похода и подведения итогом, изучаемая в  предыдущем модуле.

Экспедиции

В течении всех лет обучения проводятся  две заочных и одна очная  экспедиция .Это экспедиция «Нет забытых могил», цель которой – паспортизация братских захоронений и мемориальных комплексов, составление картотечного фонда. И экспедиция «Исчезнувшие деревни края», в результате которой будет составлена карта исчезнувших населенных пунктов. Подготовка к экспедиции так же проводится на основе изучения предыдущего блока.

5. Модуль «Клубные дни»

Данный модуль включает в себя мероприятия, в которых принимают участие обучающиеся по программе, а также подготовку к их проведению.

Ежегодно планируются следующие  районные мероприятия:

Выездные заседания клуба  в музеях ОУ и района                     -ежемесячно

Краеведческие чтения и районные конференции                        -два раза в год

Районные конкурсы книжек – малышек                                        -раз в год          

Итоговая  краеведческая                                                                ежегодно 19 мая

выставка

Областные и региональные краеведческие конкурсы                по отдельному          

                                                                                                          плану

Районные и областные операции и акции краеведческой          по отдельному          

направленности

                                                                                                          плану

     

        Участие в мероприятиях создает возможность для каждого обучающегося

полнее раскрыть свои способности,  почувствовать ситуацию успеха. И главное-  продемонстрировать тот уровень знаний, который он приобрел во время обучения по данной программе.

Учебно-тематический план первого года обучения

Название модуля, темы 

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1.

1.1

1.2

1.3

        Родословие      

Род и родина- слова одного корня

Гордость семьи- гордость России

Мои предки- Победители

Практическое занятие

Работа в творческой мастерской

Практическое занятие

Составление родословной семьи в центрической форме

Участие в конкурсе Родословни-

ков

Выставка изготовлен-

ных буклетов

2.                                                    История Родного края

2.1

2.2.

2.3

2.4.

2.5

История моего села

Памятники и памятные места края

Война прошла сквозь наши села

Народное творчество моих земляков

Детское движение в истории района

Экскурсии по музеям  О.У.

Экскурсии по району

Встреча с жителями оккупированных сел и деревень

Мастер-класс народного умельца Юсубовой Л.А.

Экскурсия в музее «Эстафета поколений»

Блиц-викторина

Составление карты их расположения

Статьи о воспоминаниях в сборнике  клуба

Выставка  поделок, изготовленных

на мастер-классе

Викторина по истории пионерской организации

3

        Методика исследовательской работы и музееведение

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Подготовка и проведение экскурсий

Атрибуция музейных экспонатов

Ведение семейного архива

Навыки публичного выступления

Составление отчета о походе

Практическое

занятие в музее

Практическое

Занятие

Практическое

Занятие

Практическое

занятие

Практическое занятие

Защита экскурсии

Конкурс

Выставка архивов

Ораторс-

кий турнир

Вопросно-ответная беседа

4

                                       Походы, экскурсии, экспедиции

4.1

4.2

4.3

4.4

«Экспедиция «Нет забытых могил»

Поход по местам Боевой Славы

Экскурсии в школьные и районные музеи

Поход в Государственный биосферный заповедник

Походы, интервью, заочный семинар по сбору материала для паспортизации воинских захоронений

Поход с целью знакомства и сбора информации

Экскурсия

Поход с целью ознакомления

Отчет в виде презента- ции

Отчет о походе

Беседа по итогам

Отчет о походе

6.

         Мероприятия, в которых принимают участие члены клуба

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Выездные заседания клуба  в музеях ОУ и района

Краеведческие чтения и районные конференции

Конкурсы книжек –малышек

Итоговая краеведческая

выставка

Областные и региональные краеведческие конкурсы

Районные и областные операции и акции краеведческой направленности

Заседания клуба

Выступления с защитой исследовательских работ

Защита творческой работы

Оформление  выставочной экспозиции

Участие в конкурсах

Участие в акциях и операциях

Получение  сертификатов участников  и  возможных наград

Учебно-тематический план второго года обучения

Название модуля, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

       Родословие      

1.1

Герб- наследие поколений

Практическое занятие

Собеседование,

изготовление герба семьи

2

                                     История родного края

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Исчезнувшие деревни

История заселения края. Топонимика и ономостикон моего села

История школы в истории моего села

Создание пионерской огранизации в селах района

Нет забытых могил

Лекция, семинар

Лекция, семинар

Практическое занятие

Круглый стол

Практическое занятие

Составление

схемы исследования

Составление топонимических словарей

Вопросно-ответная беседа

Коллективное заполнение таблицы динамики развития организации

Составление учетной карточки для картотеки

3

        Методика исследовательской работы и музееведение

3.1

3.2

3.3.

3.4.

3.5

 Секреты успешного выступления

Как провести «Квест – экскурсию»

Секреты успешного написания эссе

Методика анкетирования и интервьюирования

Работа с первоисточниками

Семинар

Квест - экскурсия

Беседа  и практическое занятие на тему «Советы  по написанию

эссе»

Практическое занятие

Практическое занятие

Конкурс ораторов

Обсуждение

Анализ эссе

Конкурсная защита анкет и интервью

4.

                 Экспедиции, походы, экскурсии

4.1

4.2

4.3

4.4

Этнографическая экспедиция в село Нелжа

Поездка на фестиваль «Песни святого лога»

Экскурсии по памятным местам г.Воронежа

Экскурсии в музеи крестьянского быта в Пекшево и Хвощеватке

Экспедиция по изучению крестьянского быта и сбору предметов старины

Участие в фестивале

Пешеходная и автомобильная экскурсии

Ознакомитель-

ные экскурсии

Составление экспедиционного отчета

 Беседа

Заполнение путевого дневника

Беседа, чтение вслух путевых заметок

5

                           Мероприятия, в которых принимают участие члены клуба

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

Выездные заседания клуба  в музеях ОУ и района

Краеведческие чтения и районные конференции

Конкурсы книжек –малышек

Итоговая краеведческая

выставка

Областные и региональные краеведческие конкурсы

Областные операции и акции краеведческой направленности

Заседания клуба

Выступления с защитой исследовательских работ

Защита творческой работы

Оформление  выставочной экспозиции

Участие в конкурсах

Участие в акциях и операциях

Получение  сертификатов участников  и  возможных наград

Учебно-тематический план третьего года обучения

Название модуля, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

       Родословие      

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Составление

Генеалогических древ с

двоюродным и

троюродным

родством

История моей

страны в истории

 моей семьи

Моя семья и

пионерская

организация

Ведение семейных

архивов, музея

семейных

реликвий, составление

Родословников

Родословная

знаменитых

земляков

2

1

1

2

1

2

1

1

2

1

Выполнение домашнего задания

Круглый стол «Встреча трех поколений»

       

Выполнение домашнего задания

Выполнение домашнего задания

Практическое занятие        

Конкурс генеалогических древ

Анализ докладов

Статьи для сборника «История детского движения»

Конкурс родословников

Защита творческих работ

2

                                     История родного края

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

События, происходящие в Рамонском крае. Разные точки зрения краеведов

Экономическое, социальное и культурное развитие края

Война на территории нашего района

Традиции и обычаи края

Навечно в памяти народной

Время вечной воздаст любовью (писателях и поэтах края)

2

2

2

1

2

2

1

1

2

2

1

2

2

Лекции, беседы и работа по созданию книжек-мал.

Беседы, встречи с краеведами, экск. в музеи района

Встречи с ветеранами, поездки по местам боев

Практическое

занятие

Подготовка докладов, эссе, презентаций

Подготовка докладов, эссе, презентаций

Издание книжек-малышек

Викторина

Составление  карт-схем боевых действий

Разгадывание тематических кроссвордов

Публичные выступления, публикация в детских исследовательских краеведческих сборниках «Истоки»

3

        Методика исследовательской работы и музееведение

3.1

3.2

3.3

3.4

 4 правила выбора темы. 3 круга возможных проблем после изучения литературы.

План –организующийфактор исследования. Структура исследования

Методика сбора информации

Методика исследовательской деятельности.

3

2

3

6

3

2

1

3

2

3

Онлайн - консультация

Онлайн - консультация

Онлайн - консультация

Заочный семинар

Утверждение темы предстоящей конференции

Утверждение плана

Отчет по результатам анкетирования, интервьюи-

рование

Утверждение методики и выводов

4.

                 Экспедиции, походы, экскурсии

4.1

4.2

4.3

4.4

Заочная экспедиция «Деревни, исчезнувшие с карты Рамонского района»

Поход по местам Петровских корабельных верфей

Тематические экскурсии по районным и школьным музеям

Поход по древним

городищам края

4

4

4

4

4

4

4

4

Описание и фотографирование местности, сбор информации и фотодокументов о жителях и событиях

Описание и фотографирование местности,

Экскурсии

Описание и фотографирование местности,

Составление письменных отчетов. Проекты памятных знаков

Составление письменных отчетов

Беседа по итогам

Отчет о походе

5

                           Мероприятия, в которых принимают участие члены клуба

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Выездные заседания клуба  в музеях ОУ и района

Краеведческие чтения и районные конференции

Конкурсы книжек –малышек

Итоговая краеведческая

выставка

Областные и региональные краеведческие конкурсы

9

4

2

3

2

9

4

2

3

2

Заседания клуба

Выступления с защитой исследовательских работ

Защита творческой работы

Оформление  выставочной экспозиции

Участие в конкурсах

Участие в конкурсах

Получение  сертификатов участников  и  возможных наград

-«-

-«-

-«-

_»-

  Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

Информационно-методическое и дидактическое обеспечение:

  • Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями.
  • Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники    

 архивов, библиотек, научные сотрудники заповедников и др. научно-  

 исследовательских учреждений, геологи и т. д.)

  • Интернет
  • Литература, аудиокассеты, компьютерные диски с записями по теме музейное дело   и краеведение.

Материально-техническое оснащение:

  Наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного  

 оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.

                           

                           

                                     Планируемые результаты  

         

           Личностные результаты  включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:

-мотивационно-ценностным;

-когнитивным;

-операционным;

-эмоционально-волевым

          Успешный ребенок   по итогам  обучения должен:

 -понимать свою связь с окружающим его микромиром,  хотеть эффективно    

  взаимодействовать с ним;

 -осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких    

  людей, в общей судьбе народов России;

 -интересоваться жизнью края;

 -уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшим его

  объекте деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах  

  трудоустройства;

-уметь и хотеть участвовать в решении проблем окружающего его социума.

        В процессе реализации программы  ожидается развитие, и укрепление у обучающихся,  чувства люби  к родному краю, формирование качеств нравственной личности гражданина и патриота и д.

Предполагается, что личностные  изменения возможно отследить по следующим критериям:

-активность обучающихся во внеурочное время;

-их вовлеченность в систему дополнительного образования;

-положительная тенденция роста  участников  школьных, районных и областных      

 конкурсных программ;

-уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью детского коллектива;

Результаты развития  может и должен  показать мониторинг.

Это:

-  рост познавательной активности;

- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой    

  работой;

- формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению  

  материалов;

- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного    

  мышления;

- Повышение уровня обученности  школьников и качества знаний в области  

  истории, культурологи;

 

                                    Оценка результативности

       

      Оценка результативности- это подведение итогов работы по программе. Ее можно получить на основе результатов контроля.  При подведении  итогов следует учитывать:

-участие в различных конкурсах, исследованиях, походах, экспедициях и т. д.;

-участие в проведении конференций, чтений, выходу печатной продукции по итогам  

 краеведческих исследований;

-индивидуальные встречи с родителями в течение года;

-посещение родителями различных выставок, мероприятий ;

-проведение заседаний совместно с родителями, краеведами, работниками музеев.

Предполагается использование текущего, промежуточного и итогового контроля.

 

Текущий контроль 

проводится в виде контроля (аттестации), проводимой на каждом занятии.

 Промежуточный контроль

осуществляется в конце  полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика   позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику  организации учебно-воспитательного процесса. Он проводится в форме различных конкурсов, викторин, выставок, обсуждения итогов, анализа и оценки выполненных работ в виде буклетов, книжек-малышек, словарей, исследовательских работ и т.д.

Итоговый контроль 

позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение, получить сведения для  совершенствования  образовательной программы и методов обучения.

Проводится, как правило, или в конце учебного года, или  по  завершению большого исследования. Помогает определить изменение уровня развития детей, их творческих способностей, результаты обучения.  К итоговому контролю относятся и результаты участия в различных конкурсных программах разного уровня,  проводимых в течение года, а так же  диагностика знаний, умений, навыков обучающихся.

Результаты перечисленных видов контроля оформляются в сводную ведомость. На основе этой личной результативности можно увидеть рост и развитие каждого ребенка за один,  два, три года обучения .

 

                   

Литература и источники, используемые педагогом

1.   Памятная книжка Воронежской Губернии .1900г.Воронеж,Типо-    

      Литография Губернского Правления 1899г.

2.   Памятная книжка Воронежской Губернии  на 1914г.Воронеж,Типо-  

      Литография Губернского Правления 1914г.

3.   Воронежское сражение. Цент.-Чернозем. КН. Из-во

4.   ГринькоА., Улаев Г. Богатыри земли Воронежской.В.,ЦЧКИ,1965.

5.   Гордин И.Этапы пионерского пути. М.Просвещение, 1982

6.   Жильцов А.В.Владельцы рамонских имений. «Голос Рамони» 2007-      

      №87,88,94,95, 2008№ 19-24.

7.   ЗолототрубовИ.В. Русская Гвоздевка: из века в век. Рамонь, 2003.

              Ильинский Н.В.Рамонь//из истории Рамони. Центрально-Черноземное  

      книжное издательство,1984г.

8.   История Рамонского края. Электронный ресурс.

              Коннова Л,  Коннова Т.Чертовицы ГУП ВО «Вор. обл. типография  им.    

      Болховитинова, Воронеж,2009.

9.   Кучин С.В.Названия с историями в Рамонском районе. ОК «Аврора»,

      Санкт-Петербург,2010.

10.  Кучин С.В. «Моя Родина-Россия., НППЛ «Родные проасторы»,2012.

11. Кригер Л.В. Рамонский район, жемчужина туризма. Творческое

      объединение «Альбом».Воронеж,2008.

       12.  Музейный предмет и способы его изучения. Электронный ресурс

      Носова В.М., Хомутова В.П. Село родное Ступино

       13.  Пушкина Т.Ф. Специфика оценочной деятельности педагога в системе    

       гражданско-патриотического воспитания. Сб. итог. Матер.В,2013

       14. Смирнова В.А.Есть Рамонь у России.Воронеж,2006.

15..Смирнова В.А. История. География.  День сегодняшний. ОАО    

      Воронежская  областная типография,Воронеж,2015.

16. Образцова Л.А. Дорогами краеведения. Сборник статей. Изд-во

      им. Е.А.Болховитинова, Воронеж,2003.

17. Образцова Л.А.Рамонь: четыре века истории. Воронеж, Центр  

      духовного   возрождения Черноземного края.2013.  

                       Литература, используемая детьми

             1. Загоровский В.П.История Воронежского края от А до Я. – Воронеж,      

                 1982.

             2. Загоровский В.П., Загоровская С.Е. Пребывание и деятельность Петра  

                 Первого на воронежской земле. – Воронеж, 1993.

             3. Ильинский Н.В. Рамонь.  - Воронеж, 1984.

             4. Край Воронежский. – Воронеж, 1985.

             5. Край родной Воронежский (1-4 класс) – 1 и 2 выпуски. ВОИПиКРО. –    

                 Воронеж, 2009.

             6. Смирнова В.А. Есть Рамонь у России. – Воронеж, 2006.

             7. Смирнова В.А. Рамонский дворец  

                 принцессы Ольденбургской.Воронеж,2007. 

             8. Тетрадь по краеведению. Первый год обучения. ВОИПиКРО Воронеж                

                  2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Истоки"

Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ИСТОКИ»

      Актуальность  этой программы заключается в том , что современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, досто...

Презентация программы краеведческого клуба Истоки

Модульная программа, охватывающая все формы и виды краеведческой деятельности....

Дидактические материалы для музейных занятий по программе краеведческого клуба «Родники». «История земли Владимирской»

Образцы  дидактического раздаточного материла для музейных занятий  по программе внеурочной деятельности краеведческого клуба «Родники» в модуле «История земли Владимирской...

Программа краеведческого кружка "Истоки".

Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет...

Программа краеведческого клуба «Истоки»

Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  Закон Российской Федерации об образовании определяют важ...