Программа краеведческого клуба «Истоки»
рабочая программа по краеведению

Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников.  В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedcheskogo_kluba.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа краеведческого клуба «Истоки»

       Актуальность программы. Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников.  В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

      Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение  и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен,  т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.

          Предлагаемая программа по краеведению  важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

      Цель программы:  ознакомление учащихся с историко - культурным наследием родного  края и сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящегоАннинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

    В основе  работы  по программе лежит принцип добровольности.  

      При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  • культура воспитывающее обучение,
  • проблемное,
  • развивающее обучение,
  • игровая,
  • личностно-ориентированная,
  • интеграционная,
  • информационно-компьютерная.

         Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

        Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами реализации программы выступают школа, учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, клубы, библиотеки).          

       Контингент обучающихся состоит из  учащихся МКОУ Садовская СОШ№ 1 12-17 лет, которые имеют желание углубленно изучать предмет краеведение.

       Программа рассчитана на 3 года (2019-2022).  34 недели рабочего времени в год, т.е 68 учебных часов.  Три года обучения составляют  102 часа (102 недели). План мероприятий корректируется ежегодно. Два раза в год (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации программы.

      Режим занятий: 1 раз в неделю по одному часу, но он может меняться в связи со спецификой направлений программы (экскурсии, походы, массовые мероприятия).

       Данная программа  предполагает обогащение содержания и совершенствование форм краеведческой деятельности. Ведь краеведение учит людей любить не только свои родные  места, но и знать о них, интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Социальная значимость данной программы заключается в том, что при ее реализации учащиеся понимают: «Чтобы любить Родину, ее надо понять, а чтобы ее понять, надо изучать».

Мероприятия по реализации программы

п/п

Мероприятия

Сроки

исполнения

I. Работа школьной краеведческой комнаты

1.

I. Работа краеведческой комнаты школы по направлениям:

- историко-исследовательскому;

- поисковому;

- практическому;

- экскурсионному;

- теоретическому.

II. Реконструкция краеведческой комнаты по систематизации и обновлению экспозиций

Постоянно,

2018-2021 гг.

2.

Неделя «Музей и дети»

2018-2021 гг.

3.

Мероприятия в рамках Международного дня музеев. Неделя экскурсий в музеи школ района и области

Май,

ежегодно

4.

Участие в районных, областных и региональных смотрах-конкурсах школьных музеев

По мере

 возможности

II. Экскурсионное и теоретико-практическое  направления

1.

Участие в муниципальных, областных, всероссийских и международных конкурсах исследовательских работ юных историков и краеведов.

2018-2021 гг.

2.

Организация походов по родному краю

2018-2021 гг.

3.

Организация поездок учащихся в города Воронежской области и России, а также Ближнего Зарубежья (по мере возможности) по местам боевой, трудовой и исторической славы

Систематически

4.

Организация в школе историко-литературных вечеров, конференций с участием местных поэтов, исследователей-краеведов. Презентация их новых работ

2018-2021 гг.

5.

Организация экскурсий учеников и учителей в места, связанные с историей русской православной церкви

2018-2021 гг.

6.

Участие в муниципальных краеведческих конференциях на базе УДОД

Ежегодно,

осень, весна

7.

Поисково-исследовательская работа

2018-2021 гг.

8.

Тематические сборы, вечера, викторины по ратной истории родного края, Отечества

Постоянно,

2018-2021 гг.

9.

Подготовка экскурсоводов-краеведов и проведение с их помощью экскурсий по школьной краеведческой комнате

Систематически

10

Размещение на сайте школы в сети Интернет материалов о достижениях учащихся в конкурсных соревнованиях

Систематически

 

Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

 Информационно-методическое и дидактическое обеспечение:

  • Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями.
  • Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники    

 архивов, библиотек, научные сотрудники заповедников и др. научно-  

 исследовательских учреждений, геологи и т. д.)

  • Интернет
  • Литература, аудиокассеты, компьютерные диски с записями по теме музейное дело   и краеведение.

  Материально-техническое оснащение:

Наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного   оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.

                                     

Планируемые результаты

       Личностные результаты  включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:

- мотивационно-ценностным;

- когнитивным;

- операционным;

- эмоционально-волевым

          Успешный ребенок   по итогам  обучения должен:

 - понимать свою связь с окружающим его микромиром,  хотеть эффективно    

  взаимодействовать с ним;

 - осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

 - интересоваться жизнью края;

 - уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшим его объекте деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах    трудоустройства;

- уметь и хотеть участвовать в решении проблем окружающего его социума.

        В процессе реализации программы  ожидается развитие, и укрепление у обучающихся,  чувства люби  к родному краю, формирование качеств нравственной личности гражданина и патриота и д.

Предполагается, что личностные  изменения возможно отследить по следующим критериям:

- активность обучающихся во внеурочное время;

- их вовлеченность в систему дополнительного образования;

- положительная тенденция роста  участников  школьных, районных и областных конкурсных программ;

- уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью детского коллектива;

Результаты развития  может и должен  показать мониторинг.

Это:

-  рост познавательной активности;

- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой    

  работой;

- формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению  материалов;

- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

- Повышение уровня обученности  школьников и качества знаний в области  

  истории, культурологи;

                                      Оценка результативности

       

      Оценка результативности - это подведение итогов работы по программе. Ее можно получить на основе результатов контроля.  При подведении  итогов следует учитывать:

- участие в различных конкурсах, исследованиях, походах, экспедициях и т. д.;

- участие в проведении конференций, чтений, выходу печатной продукции по итогам   краеведческих исследований;

- индивидуальные встречи с родителями в течение года;

- посещение родителями различных выставок, мероприятий ;

- проведение заседаний совместно с родителями, краеведами, работниками музеев.

      Предполагается использование текущего, промежуточного и итогового контроля.

       Текущий контроль проводится в виде контроля (аттестации), проводимой на каждом занятии.

       Промежуточный контроль осуществляется в конце  полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику  организации учебно-воспитательного процесса. Он проводится в форме различных конкурсов, викторин, выставок, обсуждения итогов, анализа и оценки выполненных работ в виде буклетов, словарей, исследовательских работ и т.д.

        Итоговый контроль позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение, получить сведения для  совершенствования  образовательной программы и методов обучения. Проводится, как правило, или в конце учебного года, или  по  завершению большого исследования. Помогает определить изменение уровня развития детей, их творческих способностей, результаты обучения.  К итоговому контролю относятся и результаты участия в различных конкурсных программах разного уровня,  проводимых в течение года, а так же  диагностика знаний, умений, навыков обучающихся.

Результаты перечисленных видов контроля оформляются в сводную ведомость. На основе этой личной результативности можно увидеть рост и развитие каждого ребенка за один,  два, три года обучения.

Литература

  1. Анна: за веком – век. – Воронеж: Центр.-Чернзёмн. кн. изд-во, 1998. – 544 с.
  2. Аннинская рапсодия. Альманах. Проза, стихи. /Под ред. Тимошилова Ю.А. Воронеж, 2007. – 256 с.
  3. Забела А.И. Анна: годы и люди.- Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1991.
  4. Воронежский государственный природный биосферный заповедник. /Сост. Венгеров П.Д., Хузин И.Р., Николаева Н.И.
  5. Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Серия «Земля Воронежская. Страницы истории». Составитель В.П. Загоровский. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1992. – 256 с.
  6. Воронеж в документах и материалах. /Под ред. Загоровского В.П., Кудиновой В.В. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1987. – 272 с.
  7. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1989. – 255 с.
  8. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 1992. – 251 с.
  9. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
  10.  Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1973. – 136 с.
  11.  Записки воронежских краеведов. Выпуск первый. /Сост. Гайворонский А.И. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1979. – 183 с.
  12.  Загоровский В.П. и др. История Воронежской области. Учебное пособие для средней школы. Издание 3-е, доп. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
  13.  Задонский Н.А. Интересные современники. Любопытная старина. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1975. – 272 с.
  14.  Задонский Н.А. Любопытная старина. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1972. – 224 с.
  15.  Панова В.И. История Воронежского края в курсе истории СССР. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1991. – 239 с.
  16.  Прохоров В.А. Вся Воронежская Земля. Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1973. – 368 с.
  17.  Рабинович М.Г. Судьбы вещей. М.: Гос. Изд-во Детс. Лит-ры Мин-ва Просвещ. РСФСР, 1963. – 191 с.
  18.  Худякова Т.М., Блаженов В.А., Ермолова Г.А. География России. Природно-хозяйственные районы: Пособие для учителей и учащихся. – Воронеж: ВИПКРО, 1996. – 128 с.
  19.  История села Садового. /Архивные материалы по истории Садовского поселения Садовской сельской администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Истоки"

Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ИСТОКИ»

      Актуальность  этой программы заключается в том , что современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, досто...

Авторская программа краеведческого клуба Истоки

      Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена  предлагае...

Презентация программы краеведческого клуба Истоки

Модульная программа, охватывающая все формы и виды краеведческой деятельности....

Дидактические материалы для музейных занятий по программе краеведческого клуба «Родники». «История земли Владимирской»

Образцы  дидактического раздаточного материла для музейных занятий  по программе внеурочной деятельности краеведческого клуба «Родники» в модуле «История земли Владимирской...

Программа краеведческого кружка "Истоки".

Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет...