Программа краеведческого клуба «Истоки»
рабочая программа по краеведению
Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedcheskogo_kluba.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа краеведческого клуба «Истоки»
Актуальность программы. Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе – сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен, т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.
Предлагаемая программа по краеведению важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Цель программы: ознакомление учащихся с историко - культурным наследием родного края и сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящегоАннинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
В основе работы по программе лежит принцип добровольности.
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- культура воспитывающее обучение,
- проблемное,
- развивающее обучение,
- игровая,
- личностно-ориентированная,
- интеграционная,
- информационно-компьютерная.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами реализации программы выступают школа, учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, клубы, библиотеки).
Контингент обучающихся состоит из учащихся МКОУ Садовская СОШ№ 1 12-17 лет, которые имеют желание углубленно изучать предмет краеведение.
Программа рассчитана на 3 года (2019-2022). 34 недели рабочего времени в год, т.е 68 учебных часов. Три года обучения составляют 102 часа (102 недели). План мероприятий корректируется ежегодно. Два раза в год (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации программы.
Режим занятий: 1 раз в неделю по одному часу, но он может меняться в связи со спецификой направлений программы (экскурсии, походы, массовые мероприятия).
Данная программа предполагает обогащение содержания и совершенствование форм краеведческой деятельности. Ведь краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Социальная значимость данной программы заключается в том, что при ее реализации учащиеся понимают: «Чтобы любить Родину, ее надо понять, а чтобы ее понять, надо изучать».
Мероприятия по реализации программы
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Информационно-методическое и дидактическое обеспечение:
- Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями.
- Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники
архивов, библиотек, научные сотрудники заповедников и др. научно-
исследовательских учреждений, геологи и т. д.)
- Интернет
- Литература, аудиокассеты, компьютерные диски с записями по теме музейное дело и краеведение.
Материально-техническое оснащение:
Наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.
Планируемые результаты
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
- мотивационно-ценностным;
- когнитивным;
- операционным;
- эмоционально-волевым
Успешный ребенок по итогам обучения должен:
- понимать свою связь с окружающим его микромиром, хотеть эффективно
взаимодействовать с ним;
- осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересоваться жизнью края;
- уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшим его объекте деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- уметь и хотеть участвовать в решении проблем окружающего его социума.
В процессе реализации программы ожидается развитие, и укрепление у обучающихся, чувства люби к родному краю, формирование качеств нравственной личности гражданина и патриота и д.
Предполагается, что личностные изменения возможно отследить по следующим критериям:
- активность обучающихся во внеурочное время;
- их вовлеченность в систему дополнительного образования;
- положительная тенденция роста участников школьных, районных и областных конкурсных программ;
- уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью детского коллектива;
Результаты развития может и должен показать мониторинг.
Это:
- рост познавательной активности;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой
работой;
- формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области
истории, культурологи;
Оценка результативности
Оценка результативности - это подведение итогов работы по программе. Ее можно получить на основе результатов контроля. При подведении итогов следует учитывать:
- участие в различных конкурсах, исследованиях, походах, экспедициях и т. д.;
- участие в проведении конференций, чтений, выходу печатной продукции по итогам краеведческих исследований;
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий ;
- проведение заседаний совместно с родителями, краеведами, работниками музеев.
Предполагается использование текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль проводится в виде контроля (аттестации), проводимой на каждом занятии.
Промежуточный контроль осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса. Он проводится в форме различных конкурсов, викторин, выставок, обсуждения итогов, анализа и оценки выполненных работ в виде буклетов, словарей, исследовательских работ и т.д.
Итоговый контроль позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение, получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Проводится, как правило, или в конце учебного года, или по завершению большого исследования. Помогает определить изменение уровня развития детей, их творческих способностей, результаты обучения. К итоговому контролю относятся и результаты участия в различных конкурсных программах разного уровня, проводимых в течение года, а так же диагностика знаний, умений, навыков обучающихся.
Результаты перечисленных видов контроля оформляются в сводную ведомость. На основе этой личной результативности можно увидеть рост и развитие каждого ребенка за один, два, три года обучения.
Литература
- Анна: за веком – век. – Воронеж: Центр.-Чернзёмн. кн. изд-во, 1998. – 544 с.
- Аннинская рапсодия. Альманах. Проза, стихи. /Под ред. Тимошилова Ю.А. Воронеж, 2007. – 256 с.
- Забела А.И. Анна: годы и люди.- Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1991.
- Воронежский государственный природный биосферный заповедник. /Сост. Венгеров П.Д., Хузин И.Р., Николаева Н.И.
- Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Серия «Земля Воронежская. Страницы истории». Составитель В.П. Загоровский. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1992. – 256 с.
- Воронеж в документах и материалах. /Под ред. Загоровского В.П., Кудиновой В.В. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1987. – 272 с.
- Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1989. – 255 с.
- Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 1992. – 251 с.
- Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
- Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1973. – 136 с.
- Записки воронежских краеведов. Выпуск первый. /Сост. Гайворонский А.И. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1979. – 183 с.
- Загоровский В.П. и др. История Воронежской области. Учебное пособие для средней школы. Издание 3-е, доп. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
- Задонский Н.А. Интересные современники. Любопытная старина. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1975. – 272 с.
- Задонский Н.А. Любопытная старина. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1972. – 224 с.
- Панова В.И. История Воронежского края в курсе истории СССР. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1991. – 239 с.
- Прохоров В.А. Вся Воронежская Земля. Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж: Центр.-Чернозёмн. кн. изд-во, 1973. – 368 с.
- Рабинович М.Г. Судьбы вещей. М.: Гос. Изд-во Детс. Лит-ры Мин-ва Просвещ. РСФСР, 1963. – 191 с.
- Худякова Т.М., Блаженов В.А., Ермолова Г.А. География России. Природно-хозяйственные районы: Пособие для учителей и учащихся. – Воронеж: ВИПКРО, 1996. – 128 с.
- История села Садового. /Архивные материалы по истории Садовского поселения Садовской сельской администрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Истоки"
Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"...
Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ИСТОКИ»
Актуальность этой программы заключается в том , что современное общество требует образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, досто...
Авторская программа краеведческого клуба Истоки
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена предлагае...
Презентация программы краеведческого клуба Истоки
Модульная программа, охватывающая все формы и виды краеведческой деятельности....
Дидактические материалы для музейных занятий по программе краеведческого клуба «Родники». «История земли Владимирской»
Образцы дидактического раздаточного материла для музейных занятий по программе внеурочной деятельности краеведческого клуба «Родники» в модуле «История земли Владимирской...
Программа краеведческого кружка "Истоки".
Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет...