ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ИСТОКИ»
проект (8 класс) на тему

Жернова Людмила Владимировна

        Актуальность  этой программы заключается в том , что современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека ,  основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. К сожалению, социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы устранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребёнка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.

        Школа во все времена была важным фактором воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача каждого учителя ( классного руководителя, педагога дополнительного образования) состоит в объединении усилий школы и семьи по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx67.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты - Мансийска

«Рассмотрено»

на заседании МО  классных руководителей

от «   26»  августа 2016 г.

Руководитель МО:

                 Лукина Л.А.

«Согласовано»

на заседании методсовета №1

от «  27    » августа 2016 г.

Руководитель методсовета:

Зуйкова Г.И.

«Утверждено»

Приказ № 229

от «  29   » августа 2016 г.

Директор школы:

Лобанов А.Н.

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО КЛУБА « ИСТОКИ»

НА 2016 – 2017 учебный год

Ф.И.О. учителя  Жернова Людмила Владимировна

КЛАСС : 8В,Б

Аннотация

Актуальность  этой программы заключается в том , что современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека ,  основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. К сожалению, социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы устранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребёнка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.

Школа во все времена была важным фактором воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача каждого учителя ( классного руководителя, педагога дополнительного образования) состоит в объединении усилий школы и семьи по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  семейного клуба «Истоки»

Данная программа рассчитана на учащихся 8 Б,В классов и их родителей.

Главным ориентиром в постановке целей и задач в создании Программы семейного клуба «Истоки»  являются цели государственной политики в области  образования, которые определены в основных документах:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Устав МБО СОШ №2

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним важнейших  социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе она  становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более  актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы  работы с родительской общественностью.

Актуальность данной темы вытекает из ФГОС образования и объясняется необходимостью объединения усилий школы, семьи, общества. В настоящий момент поддержка родителей особенно необходима в связи с новыми программами и задачами материально-технического обеспечения учебного процесса, современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека ,  основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. К сожалению , социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы устранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребёнка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.

 «Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан».

Опыт показывает, что далеко не во всех семьях реализуются воспитательные возможности, семейные отношения порой бедны и ограниченны, в отдельных семьях вне поля зрения остается широкий круг духовных ценностей, родители не умеют передать свой положительный социальный опыт детям. Преемственность между поколениями все менее осуществляется посредством прямой передачи опыта, а индивидуальный опыт родителей все более обесценивается.

Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В образовательной практике сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями, где приоритетными  являются дифференциация, личностно - ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Классный руководитель осознаёт, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания  выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагог знает, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность  класса происходит не только через познавательные, творческие, спортивные мероприятия,  но и через принятие решений в вопросах модернизации образовательного пространства класса. Данная программа способствует  вовлечению родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы семейного клуба «Истоки», в основе предлагаемой программы лежит многолетний положительный опыт работы учреждения с родителями.

Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, включиться в контекст современных проблем воспитания, понять феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.

Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Программа семейного клуба «Истоки» направлена на :

  • Создание условий для развития подростка;
  • Развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • Укрепление физического и психического здоровья ребёнка;
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

Программа семейного клуба «Истоки» по содержанию является социально-педагогической по форме организации -клубной, по времени реализации- годичной.

Новизна программы  семейного клуба «Истокик» состоит в том, что она дополнена новыми формами работы :

  • Круглый стол ;
  • Тренинг ;
  • Акции

 Методами :

  • Поисковый

А также расширенно содержание программы таким направлением как :

 « Я- пограничник».

Актуальность  этой программы заключается в том , что современное общество требует  образованных, нравственных , предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека ,  основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться и работать на благо её и встать на защиту. К сожалению, социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы устранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребёнка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.

   Школа во все времена была важным фактором воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача каждого учителя ( классного руководителя, педагога дополнительного образования) состоит в объединении усилий школы и семьи по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Основными приоритетами при реализации данной программы являются :

  • Опора на базовые потребности  обучающегося;
  • Развитие личности в процессе воспитания;
  • Совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;

Целью программы является :

Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.

Задачи программы:

  • создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
  • обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
  • воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  • формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

Программа семейного клуба «Истоки» призвана объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.

Модель взаимодействия

“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”

Срок реализации программы 1 год. Участниками программы являются коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы  семейного клуба « Родник». С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).

Педагогическая целесообразность:

Программа клуба «Истоки» предполагает тесное взаимодействие педагогов , воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

“Забота о ребенке”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.

“Просветительский”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.

“Реориентационный”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.

Отличительная особенность программы  семейного клуба «Истоки» заключается в том, что  содержание курса строится по 4 направлениям :

  • «Вот что значит настоящий друг »;
  •  «Мир моих увлечений »;
  • « Я- пограничник »;
  • « И другому помогу»;

В основе практической деятельности лежит выполнение творческих заданий по созданию проектов, презентаций, выставок, фотоальбомов.

Возраст : коллектив родителей и детей (13 - 14 лет), а также педагогов ,выполняющих конкретные практические задания, добровольно участвующих в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы семейного клуба «Истоки».С целью укрепления контакта внутри  семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи    ( бабушка ,дедушка, мама, папа- ребенок).

Срок реализации : 1 год

Режим работы :  1 раз в четверть по 1 часу.

Формы работы с детьми :

  • Беседа, игра спортивного, нравственного содержания;
  • Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов.
  • Экскурсии (очные и заочные)
  • Литературная гостиная, конкурсы стихов;
  • Творческая выставка;
  • Встреча с ветеранами;
  • Тренинг.

Формы работы с родителями :

  • Лекции;
  • Собрание;
  • Круглый стол;
  • Беседа;
  • Встреча со специалистами;
  • Праздники

Методы работы :

  • Наглядный
  • Практический
  • Словесный
  • Поисковый
  • Практический

Ожидаемые результаты годичного проекта семейного клуба :

  • Осознание ребенком  социальной значимости семьи
  • Активизация родителей в решении воспитательных задач
  • Снижение социальных проявлений младших школьников
  • Повышение уровня осознания отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности
  • Укрепление дружеских и партнерских отношений между детьми и родителями

Содержание программы семейного клуба «Истоки»

  №

                       Раздел, тема

Количество часов

всего

месяц

четверть

          Учебно-тематический план работы с обучающимися и родителями

Вот, что значит верный друг

« Мои родители:как жить в мире и согласии».

1.

сентябрь

1

Ко Дню пожилого человека выставка фотографий и организация поздравлений

« У моих старших родителей золотые руки»

1

октябрь

1

Праздник для мам

« От чистого сердца простыми словами…»

1

ноябрь

2

Встреча за круглым столом

« Кодекс моей  семьи»  о проблемах воспитания обмен мнением

1

декабрь

2

Новогодний праздник

1

декабрь

2

            Я- пограничник

Занятия в клубе «Пограничник»

1

еженедельно

год

Встреча трех поколений :

« Мы, отцы и деды.  Из истории

армейской службы»

1

февраль

3

Праздничное мероприятие ко Дню 8 Марта « Тепло сердец для милых мам»

1

март

3

Мир моих увлечений

Семейное чтение

1

март

3

Совершите чудо – руку протяните (Дорогой добрых дел)…

В рамках реализации социальных проектов

Встреча за « круглым столом»

« Школьные  предметы в зеркале родительского мнения»

1

апрель

4

Участие в проекте

« Творческая семья»

( участники – семьи –Умаровых, Юмашевых, Абдуллмуминовых, Ахмадиевых»

1

май

4

Организация и проведение внеклассных мероприятий для обучающихся начальной школы

1

май

4

Заключительная игра « Зарница» к празднику Победы. Совместное мероприятие обучающихся, родителей, сотрудников КПП

« Ханты – Мансийск – аэропорт»

1

май

4

Методические рекомендации по проведению теоретических

 и практических занятий

ТемаНестандартный ребенок

Ребенок ребенку рознь. Интуитивно мы чувствуем, что есть норма, а где начинается выпадение из общепринятого. По нынешним временам норма (то, что встречается особенно часто) стала совсем не нормой (то есть, ненормальное, или нечто с отклонениями, стало встречаться гораздо чаще нормы в общепринятом смысле слова). Поэтому многие руководства, учебники по семейному воспитанию утратили свое былое значение. Возникла острая потребность оказывать помощь родителям в воспитании и обучении детей, «выдающихся» в том или ином отношении из нормы. Разнообразие специфических случаев здесь настолько огромно, что нет абсолютно никакой возможности рекомендовать хоть сколько-нибудь полный список литературы. И все же.

Тема Было бы здоровье, остальное прибавится

Три жизни каждого человека – биологическая, социальная и духовная – настолько тесно взаимно связаны, что почти не позволяют вести их анализ раздельно. Все три имеют самое первостепенное значение для человека. И все же понятно, что все начинается с физического здоровья ребенка. Тело человека, его внутренние органы и органы чувств, центральная и периферическая нервные системы должны функционировать изрядно, чтобы человек мог достойно проявить себя в общественной и духовной жизни.

Человек может быть практически здоровым с первого дня жизни. Тогда ему остается только поддерживать это хорошее состояние здоровья на протяжении всей своей жизни. Может быть инвалидом детства. Тогда ему следует специальной системой упражнений и других воздействий корректировать свое здоровье.

Во всех случаях, физическое здоровье должно быть постоянно в центре внимания человека. Чтобы все делать правильно, надо с детства приучать ребенка к этой заботе о себе, формировать у него соответствующие знания, умения и навыки. Но для этого и сами родители должны быть хорошим примером в смысле здоровья, знать и уметь делать все необходимое.

ТемаРастим патриота

В последнее время в нашей стране усиливаются националистические настроения, растет межнациональная рознь. Естественно, на этом общем фоне все слышнее становятся призывы растить патриотов Родины. Какой смысл мы вкладываем сегодня в слова «патриот своей родины»? Нравятся ли нам «ура-патриоты» или скинхеды? Как подойти к воспитанию патриотизма с научной, педагогической точки зрения?

В какой бы стране мира ни родился ребенок, над ним склоняется его мать. От нее он получает не только питание, но и свой родной (материнский) язык, и традиции труда и быта, и свое мировоззрение. Три этих вещи тесно друг с другом взаимосвязаны, ассоциируются на всех уровнях психики ребенка со словом Родина. И если человека лишить одной из трех этих опор, он испытывает чувство тоски по родине, ностальгии. Различают малую Родину – место, местность, где родился ребенок. И большую Родину – страну рождения. Так патриот Малой или Большой? Или и той, и другой?

Тема  Семейное чтение

Дети – народ любознательный. И когда кто-то из родственников усаживается рядом и начинает с интересом читать интересные книжки с интересными картинками, они бывают очень довольны. Кроме того, по нынешним временам времени у взрослых возиться с детишками остается все меньше и меньше. Поэтому просто побыть с кем-то из старших, что-то вместе что-то поделать – пусть даже и книжку почитать – очень даже приятно маленькому человечку.

Есть в семейном чтении и много других разумных смыслов. Есть возраст, когда ребенок сам еще читать не умеет, но уже способен воспринимать книжную информацию. Вот это вполне подходящее время, чтобы читать ему вслух. Кроме того, ребенок при этом видит, как много всего интересного внутри книжки спрятано. Ему самому начинает хотеться эту информацию из книжек вынимать. Так появляется мотив научиться читать. Когда в семейной жизни что-то происходит, ребенок получает от взрослых воспитывающую обратную связь на тему, «что такое хорошо, что такое плохо». Но ведь обсуждается уже происшедшее, случиться может при этом нечто непоправимое. Другое дело при чтении книжки, где ситуации возникают не с нами, но мы их можем обсуждать.

Делая это талантливо, не «в лоб», мы вкрадчиво можем закладывать в сознание и до-сознание ребенка, этические и эстетические оценки, формировать нужные для его интеллектуального и духовного роста качества. Читая артистично, мы можем его научить артистизму. В процессе семейного чтения накапливается «библиотека» уже прочитанного. Возможно, ребенку захочется еще раз вернуться к прочитанному. Так у него формируется избирательность и способность делать осознанный выбор. А что-то полюбившееся ребенок невольно или специально выучит наизусть, тем самым развивая, формируя и укрепляя свои психические процессы – память, внимание и мышление.

Иногда ребенок захочет нарисовать в картинках то, что привлекло его внимание в прочитанном. При этом развиваются его воображение, творчество и художественные навыки. Поскольку взрослые затем обязательно приглашаются войти в состав «оценочной комиссии» сотворенного, у нас появляется возможность превратить семейное чтение в полнокровную деятельность ребенка, чрезвычайно важную для нормального становления его личности. Конечно, участвуя в этом, мы должны проявить уйму такта, педагогического чутья, искусства.

Тема «Как сказать нет и не потерять друзей».Беседа .

«Скажем ,НЕТ! Вредным привычкам»        Беседа о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Проводится анкетирование. Изготавливается плакат «Нет! Вредным привычкам!»

Тема  « Жизненные навыки общения со своими сверстниками »Тренинг

Проводится тренинг ,на котором дети обучаются правильному общению между людьми.

Тема  Задатки, способности, таланты , гении

Мы говорим, что каждый человек равен Вселенной. В народной мудрости это нашло свое отражение. Так в Индии вселенское божество – Брахман. Но при  зачатии человек получает Атман, который есть Брахман в миниатюре. Последующая жизнь верующего превращается в стремление раскрыть свой внутренний Атман, чтобы отождествить себя со вселенским Брахманом. На Руси говорят об «искре божьей» в каждом человеке. Католики говорят, что растят Христа внутри себя. Идея в этих высказываниях одна: с рождения человек несет в себе множество задатков, которые можно – при умелом семейном воспитании – развить до способностей, талантов.

Есть несколько  базовых направлений подхода к проблеме одаренности детей. Одно из них состоит в том, что ребенок с момента рождения содержит в себе источник активной экспансии на окружающий мир, необходимую материальность, врожденную исходную информированность и стремление к биологическому размножению. Ребенок сам растет, сам  проявляет активность, сам выбирает цели. Нам следует лишь направлять его энергию и активности в правильном направлении. При этом, главный  призыв к воспитателю, как и к врачу – «Не навреди!»

Есть много «ключей» к семейному счастью. И все же главный из них – доверие к членам свой семьи. Муж верит жене, жена доверяет мужу. Дети уверены в своих родителях. Родители верят не только в светлое будущее своих детей, но и в их партнерские качества в сегодняшней семейной жизни. Откуда взять такую веру, если она постоянно нарушается случаями дурного поведения и ненадежности? Не так давно Владимир Маяковский написал: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет!»  Он при этом искренне верил, что естественный ход событий с неизбежностью ведет в светлое завтра любимой Родины. С еще большей верой мы, родители, можем полагать, что естественный ход развития нашего ребенка ведет к формированию здорового, нравственно чистого, умственно совершенного любящего человека. Так заложено в самой природе вещей. Наша задача простая – не навредить. Чуть сложнее – не дать навредить другим. Но этому   необходимо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа семейного клуба "Кенгуру"

Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...

Программа семейного клуба "Содружество"

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...

Программа семейного клуба «Здоровая семья»

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...

Программа семейного клуба "Говорим по-английски" "Английский вместе с мамой"

Данная программа раскрывает методику работы с детьми  при участии родителей по обучению английскому языку дошкольников в возрасте 4-5 лет,  аналогов которой сравнительно мало в методической ...

Авторская программа краеведческого клуба Истоки

      Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена  предлагае...

Презентация программы краеведческого клуба Истоки

Модульная программа, охватывающая все формы и виды краеведческой деятельности....

Программа краеведческого клуба «Истоки»

Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ, Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  Закон Российской Федерации об образовании определяют важ...