Использование топонимического материала в курсе «Родной край - Оймяконье», 5 кл.
методическая разработка по географии (5 класс)

Одним из перспективных направлений оптимизации данного курса мы видим в широком использовании топонимического материала по своей местности, который позволяет повышать качество знаний учащихся через развитие интереса к изучению родного края, через исследовательскую деятельность младших подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_toponimicheskogo_materiala.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование топонимического материала

в курсе «Родной край - Оймяконье», 5 кл.

Черемкина Елена Гаврильевна

преподаватель биологии и географии

МБОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»

Оймяконский улус, Россия

            Интегрированный естественно-обществоведческий курс «Родной край» (5 класс) введен в базисный учебный план национальных школ РС(Я) с 1992/93 учебного год и направлен на изучение ближайшего окружения - своей «малой родины». Он обеспечивает преемственность пропедевтических курсов начальной школы с последующими систематическими: биологией, химией, физикой и географией.  Курс "Родной край" направлен на изучение комплексной характеристики природы, населения и хозяйства своей местности.

           Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе Терютьской СОШ изучается с 2005 года, накоплен достаточный для дальнейшего совершенствования и осмысления материал. Одним из перспективных направлений оптимизации данного курса мы видим в широком использовании топонимического материала по своей местности, который позволяет повышать качество знаний учащихся через развитие интереса к изучению родного края, через исследовательскую деятельность младших подростков.

       Основной целью изучения курса является формирование всесторонне развитой личности, обладающей краеведческими и экологическими знаниями,  а также чувством любви и уважения к своей малой родине.  

  Основными задачами курса служат:

  • формирование знаний об истории, культуре, природе, населении и хозяйстве Терюти;
  • воспитание гуманного отношения к хрупкой северной природе;
  • развитие творческого потенциала младших подростков.

Топонимический материал поселка Терють используется в курсе «Родной край – Оймяконье», 5 класс. Мы взяли, в частности, список названий местности и родов, которые долго проживали в этой местности (исконные хозяева урочищ). Всего 60 географических названий. Эти географические названия и термины были использованы нами при составлении словарика географических терминов и географических названий (таблица  1).

Для достижения поставленной нами цели нами определены пути включения топонимического материала  в курс «Родной край - Оймяконье», основными из которых являются:

  • опора на опыт местных краеведов в изучении топонимики Оймяконья;
  • отбор топонимов по Терютьскому наслегу, необходимых для изучения в 5 классе;
  • систематическое включенье в содержание уроков топонимического материала по своей местности;
  • введение в процесс обучения учащихся выполнение творческих работ, связанных с топонимическим материалом наслега;
  • проведение экскурсий на места, связанные с историей и культурой родного края;
  • включение в процесс обучения систематическое заполнение творческих тетрадей и топонимического словарика местных названий.

Как показало экспериментальное обучение в 5 классе Терютьской школы:

 - использование топонимического материала в учебном процессе значительно облегчает запоминание, осмысление и усвоение географических терминов;

  • укрепляет связь между географией, историей и этнографией;
  • становится важным средством дальнейшего расширения и углубления знаний, развития кругозора учащихся.
  • приучает школьников к исследовательской работе;
  • развивает мышление и умение самостоятельного анализа.

Таким образом, изучая основу топонимики и этнографии в школе, мы наглядно демонстрируем связь теорий и практики, взаимодействии смежных дисциплин, имеем возможность, формировать элементарные исследовательские навыки, что активизирует развитие творческих способности ученика, воспитываем любовь к родному краю. Воспитываем личность и личностные качества, как терпеливость, внимание, упорство в достижении цели, вера в свои силы и радость первого открытия.

Для нас важен сам процесс приобщения учащихся к топонимики, важно развитие исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.

Введение топонимического материала в учебный процесс формирует устойчивый интерес к предмету, расширяет кругозор у детей, появляется возможность наиболее полно изучить свой край.


Приложения

Таблица 1.

Методические приемы при изучении топонимики в курсе

«Родной край -Оймяконье»

Темы уроков

Топонимическое содержание

Формы урока и методические приемы

Введение (3 ч.)

1. Понятие родного края

Понятия: Географические термины. Топонимика-наука о географических названиях.

Осенняя экскурсия.

Д/З: Завести творческую тетрадь.

2. Оймяконье на Земле (глобусе)

Понятие: Оронимы-собственные имена географических объектов.

Беседа.

Д/З: Завести словарик географических терминов и местных топонимов.

3. Оймяконье на карте России и Якутии

Понятие: Микротопонимы-географические названия, относящиеся к небольшому по размерам и значению объектам.

Беседа. Визитная карточка Оймяконья.  Занести в словарь понятие микротопонимы.

Д/З: Территория Оймяконья, границы.

Тема 1. Прошлое Оймяконья (2 ч.)

4. История заселения Оймяконья. Быт и традиции предков.

Понятия: Этнотопонимы географические названия, относящиеся к языку этноса (народа).

Топонимы, связанные с религией. Топонимы, связанные с местными событиями.

Экскурсия в школьный краеведческий музей. Занести в словарь: Нелькан, Селирикан; Сэргэ, Кэрэх; Мейи Тестибит, Ке5е Ыйабыт;

Д/З: Творческая работа по объяснению происхождения и значения географических названий.

5. Прибытие русских, их роль в изучении и исследовании Оймяконья.

Понятия: Перенесенные топонимы.

Беседа. Чтение учащимися отрывков из энциклопедии школьника «Арктика мой дом». Занести в словарь: Хасарыма, Чочёбуна.

Д/З: Творческая работа по объяснению происхождения и значения географических названий.

Тема 2. Ориентирование

(3 ч.)

6. Определение сторон горизонта по солнцу.

Урок- путешествие.

Д/З: Схема «Мой путь…» (по выбору)

7. Карта Оймяконья.

Понятие: Топонимы, связанные с направлением частей света.

Урок-практикум. Занести в словарь: Орто Алыы, Арга Толоон.

Д/З: Маршрут купца - мецената Кривошапкина Н.О. из Оймякона в Якутск.

8. Ориентирование по местным признакам.

Беседа.

Тема 3. Оймякон его поверхность (2 ч.)

9. Рельеф Оймякона.

Понятия: Рельеф. Орография-формы рельефа.

Беседа. Чтение «Азбука природы Оймяконья» Новгородов П.Е. Занести в словарь: Хребет Черского, Мус –Хайа, Сунтар-Хайа.

Д/З: Биографии Обручева С.В., Черского И.Д.

10. Полезные ископаемые и их использование.

Бадаран-добыча золота Сарылах-добыча сурьмы.

Практическая работа. Занести в словарь: Бадаран и Сарылах.

Д/З: Сообщение: Золото. Сурьма.

Тема 4. Климат и погода Оймяконья (3 ч.)

11. Особенности климата Оймяконья.

Понятие: Топонимы связанные с природными явлениями.

Урок-дискуссия. «Два полюса холода…». Занести в словарь: Тыаллах, Кумах Ыспыт.

12. Времена года.

Игра « Времена года».

13. Климат и жизнь людей.

Географические термины-байджарах, быллар, алаас.

Урок-практикум. Занести в словарь: байджарах, быллар, алаас.

Тема 5. Воды Оймяконья

 (3 ч.)

14. Реки Индигирка и Эльги.

Понятие: гидронимы-собственные названия водных объектов.

Беседа. Чтение учащимися статьи Атласова П.Н.-Эльгинского «». Занести в словарь: Индигирки, Эльги.

15. Озеро Лабынгкыр.

Беседа. Чтение учащимися книги Егорова С.М. «Лабынкыр - озеро легенд».

Д/З: Легенда об озере Лабынкыр.

16. Источник Сытыган-Сылба.

Беседа. Занести в словарь: Лабынкыр и Сытыган-Сылба.

Тема 6. Растительный и животный мир Оймяконья (3 ч.).

17. Почвы Оймяконья.

Беседа.

18. Растительный мир Оймяконья.

Понятие: Фитотопонимы-названия, связанные с растениями.

Беседа. Работа с планшетом «Флора Оймяконья». Занести в словарь: Хатын Буом, Дулга, Оттох.

19. Животный мир Оймяконья.

Понятие: Зоотопонимы-названия, связанные с животными.

Беседа. Работа с планшетом «Фауна Оймяконья». Занести в словарь: Суордах, Кубалах, Хастах.

Тема 7. Охрана природы Оймяконья (2 ч.).

20. Охрана почвы, вод и воздуха Оймяконья.

Беседа.

Д/З: Проект эко. тропы (варианты).

21. Охрана растительного и животного мира Оймяконья.

Беседа.

Д/З: Плакаты эко. характера.

Тема 8. Население и населенные пункты Оймяконья (2 ч.).

22. Население Оймяконья.

Понятие: антротопонимы-собственное имя человека.

Урок-исследование. История и культура малых народов севера. Занести в словарь: О5оннер Хайата, Чочоло Кюель.

23. Населенные пункты Оймяконья.

Урок-практикум.

Д/З:  «Терють-интернациональный поселок».

Тема 9. Хозяйство Оймякона (3 ч.)

24. Промышленность Оймякона

Беседа. пос. Усть-Нера -  административный и промышленный центр.

25. Сельское хозяйство Оймяконья.

Понятие: топонимы, связанные с деятельностью человека.

Беседа. Наслеги: с. Ючюгей-оленеводство; с. Томтор, Сордоннох, Оймякон, Терють-коневодство, животноводство. Занести в словарь: наслеги Оймяконья, топонимы-Харбатыы, Сайылык, Отор, Ураса.

26. Транспорт Оймяконья.

Беседа.

Д/З: Схема федеральной дороги «Колыма».

Тема 10. Культура и образование в Оймяконе

(2 ч.)

27. Достопримечательности Оймякона.

Понятие: Кисиляхи-останцы выветривания. Малтанская скала. Ледники. Эйюме-незамерзающая полынья.

Урок-викторина. Занести в словарь: Кисиляхи, Малтан, Эйюме.

Д/З: «Чем привлекает Оймякон туристов?».

28. Знатные люди Оймякона.

Урок-семинар. Кривошапкин Н.О.-купец, меценат. Кривошапкин Г.Н.-Герой Соц. Труда. Ветераны труда. Люди искусства.

29. ГЭП (1 ч.)

30. Обобщение (1 ч.).

Игра: «Знаешь ли ты родной край ?»

Литература

  1. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Як. 1985
  2. Васильева Т.Е. Полюс холода Оймяконья. Як. 2005
  3. Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.М., Кривошапкина О.М. География Якутии: Учебник для 9 класса ср. общеобр. школы. – Якутск: Бичик, 2004. – 301 с.
  4. Иванов И.Е. Топонимика Верхневилюйского улуса. Як. 2005
  5. Качанова И.Л. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера. М. 1987
  6. Кривошапкина О.М., Афонская Л.П., Михайлова Т.В. География Якутии. Методическое пособие для учителя.
  7. Новгородов Е.П. Азбука природы Оймяконья. Як. 1999
  8. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М. 2000
  9. Вопросы географии в Якутии. Сборник научных трудов. Як.2005

10. Максимов Г.Н., Кривошапикна О.М. Методическое письмо о преподавании географии в 2001/2002 учебном году / География. Программно-методические материалы.- Якутск, 2001. – С.17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Рабочая тетрадь по курсу "Родной край Хакасия" 6 класс

Печатное пособие, рабочая тетрадь по курсу «Родной край – Хакасия» 6 класс....

Материалы для краеведческой викторины "Путешествие по родному краю" "Исторический ринг "Эрудиты" против "Знатоков" - 2016)

В  данной краеведческой викторине представлены вопросы, касающиеся истории   Волховского района и  Ленинградской области с древнейших времен до XX века....

рабочая программа ппо курсу родной край

рабочая программа по курсу разработана для учащихся 8 класса, реализуется как гимназический компонент. работа ведется по учебнику, с исспользованием атласа и контурных карт. в курсе рассматривается ис...

Элективный курс для учащихся 10-х классов «По тропам родного края » на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагает...

Методическая разработка занятия "Создание декоративной композиции пейзажа родного края. Завершение работы в материале "для индивидуального дистанционного обучения.

Разработка предполагает педагогическое руководство к действиям ребенка по завершению работы над декоративным пейзажем....