Презентация "Экологические кризисы в истории цивилизации"
презентация к уроку по географии (11 класс)
Презентация "Экологические кризисы в истории цивилизации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_krizisy_v_istorii_tsivilizatsii.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хозяйственная деятельность человека, приобретая глобальный характер, начинает оказывать ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере. Биосфера теряет способность к самовосстановлению. Несбалансированные взаимоотношения общества й природы (нерациональное природопользование) часто приводят к экологическому кризису и даже к экологической катастрофе .
Экологический кризис — это нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате чего происходят негативные изменения в окружающей среде, представляющие угрозу для здоровья людей и их благополучия. Различают кризисы разных масштабов: локальные (местные), региональные, глобальные. Наиболее опасны кризисы, охватывающие огромные территории земного шара — глобальные.
Глобальный экологический кризис — это экологическое неблагополучие, характеризую-щееся постоянными отрицательными воздейст-виями цивилизации на природу в масштабе всей Земли. Основные причины утраты биосферой способности к самовосстановлению: увеличение потребления природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем. Примером глобального экологического кризиса является быстрое изменение климата.
Экологическая катастрофа — это устойчивое и необратимое изменение окружающей среды за пределами адаптации популяций (обычно в ре-зультате деятельности человека или природных катаклизмов). Нередко экологическая катастрофа возникает на основе прямого или косвенного воздействия че-ловеческой деятельности на природные процессы и ведён к неблагоприятным системным социаль-ным и экономическим последствиям: экономи-ческим потрясениям, эпидемиям, массовой гибе-ли населения, ухудшению условий хозяйственной деятельности.
Провести резкую границу между экологическим кризисом и катастрофой сложно. Например, исчезновение динозавров можно считать экологической катастрофой, поскольку безвозвратно исчезла целая группа видов из огромного биоразнообразия планеты. Однако жизнь на Земле продолжилась, появились новые виды, сформировались другие экосистемы. Экосистема (от греч. oikos - жилище и sys - tema — объединение) — совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества. Основные компоненты экосистемы: продуценты, коксу-менты, редуценты и запас биогенных веществ. Продуценты (от лат. producens — производящий, создающий) — создатели органического вещества из неорганических на основе фотосинтеза (обычно это зелёные растения). Консументы (от лат. consume -— потребляю) — потребители органического вещества. В роли консументов выступают животные: растительноядные и плотоядные. Редуценты (от лат. reducentis — возвращающий, восстанавливающий) — разрушители органических соединений до минеральных (в основном это грибы и бактерии) .
Экологические кризисы , как правило, имели в истории человечества благополучное разрешение. ⊚ Уже 35—50 тысяч лет назад началось истощение запасов съедобных растений и истребление небольших животных. Это привело к тому, что многие племена людей стали вести кочевой образ жизни и перемещались с одной территории на другую, когда исчерпывались пищевые ресурсы. ⊚ В дальнейшем, в каменном веке в эпоху позднего палеолита и мезолита, человечество перешло к коллективной охоте на крупных млекопитающих с применением более совершенных орудий: копья, гарпуна, лука и стрел. Использование огня и изобретение оружия привели к массовому уничтожению (перепромыслу) крупных млекопитающих (шерстистого носорога, большеротого оленя, пещерного медведя, мамонта), что послужило причиной экологического кризиса (около 10— 30 тысяч лет назад). Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйствования (охоты и собирательства) к производящему (скотоводству и земледелию).
⊚ Первые земледельческие цивилизации воз-никли в районах недостаточного увлажнения, что потребовало создания оросительных систем. В результате перевыпаса скота, эрозии и засоле-ния почв произошли локальные экологические катастрофы в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Таким образом проявил себя кризис примитив-ного земледелия (около 2 тысяч лет назад) . ⊚ Позднее земледелие продвинулось на терри-тории достаточного увлажнения, в районы лесо-степи и леса. Развитие земледелия , а также использование древесины в качестве топлива привели к катастрофическому уничтожению лесов в Западной Европе и на Ближнем Востоке (при-мерно 150—350 лет назад).
С XVIII в. в результате промышленной, а затем научно-технической революций на смену доиндустриальной эпохе пришла индустриальная. В настоящее время на одного жителя Земли каждый год добывается и выращивается примерно 20 тонн сырья и при этом около 90% сырья превращается в отходы. Появление огромного количества отходов, причём часто в виде несвойственных природе веществ, привело к возникновению ещё одного кризиса, в основе которого лежит нарушение круговорота веществ в биосфере. Причиной кризиса явилась неспособность организмов (бактерий, грибов, червей, моллюсков) перерабатывать большое количество созданных человеком веществ.
Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание эколо-гической напряжённости из-за истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды проявляется и в социальной сфере. Глобальный экологический кризис современности характеризуется следующими негативными соци-альными последствиями: нарастающей нехваткой продовольствия в мире, ростом заболеваемости населения, возникновением новых болезней, миграцией, возникновением военных конфликтов.
Причины глобального экологического кризиса и его последствия
Выделяют следующие причины временного глобального экологического кризиса: Количество изъятий из природы исходного сырья, необходимого для удовлетворения потребностей человека, превышает их вос-полняемость, обеспечиваемую круговоротом веществ. Численность населения постоянно растёт. При этом потребление ресурсов опережает рост числе населения. Мир изобилия и мир нищеты существуют рядом и разрыв между ними продолжает увеличиваться. Одна пятая всех доходов планеты сосредоточена в развитых странах.
Количество обрабатываемых земель посто-янно сокращается в результате нарушения продуктивности (опустынивание, перевы-пас скота, нерациональная агротехника). Сокращение лесов за счёт вырубки и лес-ных пожаров вследствие превышения их естественного воспроизводства. Нарастающий дефицит пресной воды, осо-бенно в местах интенсивного земледелия. Человек вовлекает в производство и по-требляет такое большое количество вещества и энергии, что приводит к нару-шению энергетического баланса планеты.
Группе исследователей во главе с Матиссом Вакернагелем (США) удалось оценить нагрузку на окружающую среду со стороны человека (экологический след) и сравнить её с поддерживающей способностью (потенциальной ёмкостью) планеты. Они определили экологическую нагрузку как земельную территорию, необходимую для получения нужного количества ресурсов (зерна, продовольствия, древесины, рыбы, площадей под городскую застройку) и переработки выбросов, создаваемых мировым сообществом (прежде всего диоксида углерода). Сравнив полученные значения с территориями, доступными на планете, ученые заключили, что человечество уже расходует примерно на 20% больше исходных веществ, чем допускает уровень самоподдержания биосферы. По этой методике подсчёта выходит, что в последний раз человечество находилось на уровне самоподдержания в 80-х гг. XX в. В настоящее время мы за пределами на 20%. График показывает долю поверхности планеты, необходимую для обеспечения человечества ресурсами и для разложения загрязнений. Расчёты ведутся для каждого года, начиная с 1960 г. Потребности человечества сравниваются с доступными ресурсами: на самом деле планета у нас только одна. Начиная с 80-х гг. потребности человека превышают возможности планеты, и выход за пределы в 1999 г. составляет порядка 20%.
Экосистема луга
Экосистема реки
Экосистема болота
Экосистема леса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Глобальный общеэкологический кризис человеческой цивилизации
Экологический проект кафедры естественных наук. Определяет вектор направления развития пищевого поведения современного человека....
Историко-социологические тезисы - история цивилизаций и другое
Тезисы по истории и социологии к урокам истории и обществознания в старших классах...
Кризис преподавания истории в России
Динамика обученности школьников в старших классах....
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ «Металлы и сплавы»
Расширить и углубить знания учащихся о металлах, сформировать у них интерес к металловедению, технологии, умение работать с дополнительной литературой. Нашей цивилизации не существовало, если бы ...