Историко-социологические тезисы - история цивилизаций и другое
учебно-методическое пособие по истории (9 класс) на тему
Тезисы по истории и социологии к урокам истории и обществознания в старших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Историко-социологические тезисы по истории и теории цивилизаций | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие цивилизации
Маркс – общественно-экономические формации:
- первичная (первобытная)
- вторичная (частная собственность – рабовладение, феодализм, капитализм)
- третичная (социализм и коммунизм)
Цивилизационный подход к историческому процессу (О. Тоффлер):
- аграрная цивилизация (традиционное общество)
- индустриальная цивилизация (современное развитое общество)
- постиндустриальная цивилизация
Понятие цивилизации: 1) синоним культуры; 2) обособленная культура со своей системой ценностей, норм, представлений о сущем и должном (Шпенглер, менее – Тойнби).
Концепция М. Вебера: Не производство влияет на духовную сферу, а наоборот – религиозные нормы влияли на рождение капитализма.
Древние цивилизации:
- Восток – Индия, Китай
- Античность – Греция, эллинизм, Рим
- Южная Аравия – Йемен
- Юго – Восточная Азия – цивилизации древней Камбоджи
- Новый Свет – майя, ольмеки
Переход от первобытности к цивилизации – появление государств, городов, письменности.
Особенности древних цивилизаций:
- зависимость от природы
- низкий уровень знаний и грамотности
- нравственная неразвитость (грубость нравов, сравни отношение к рабству у греческих философов – Аристотель, жестокость нравов – человеческие жертвоприношения)
- неразвитость личностного начала, коллективизм
- господство традиций, обычая, обряда, ритуала
- примитивный уровень производства и технологии
Древнегреческая цивилизация
VIII – IV века до нашей эры
Счастливое сочетание случайных факторов, которые обеспечили неслыханное развитие личностного фактора в условиях полисного коллективизма – общинность и состязательность (агональность). «Греческое чудо».
Эллинизм.
323 – 30 годы до нашей эры
Эллинизм – слияние западного полисного устройства с характерными чертами восточной цивилизации. Демократия (снизу) (местное полисное самоуправление) + деспотия (сверху) (эллинистическая монархия). Земля – полисная (приписанная к городам), остальная земля – царская. Синкретизм культуры. Философия эллинизма – эпикурейство, стоицизм. Философия одинокого уюта. Эпикурейство – больше оптимизма. Стоицизм – больше пессимизма.
Сочетание монархии с полисом. Распространение греческой культуры на Восток. Синтез восточной и западной культур
.
Рим. «Римский миф» - Рим несёт в мир порядок. Право – упорядочение хаотичного мира – римское право. Воля императора – закон для всех подданных. Отсюда - идея правового равенства. Общее дело (res publica) – общее выше частного. Гражданские доблести – честность, мужество, доблесть.
Греческая культура – это культура «вглубь» (вертикаль). Римская культура – цивилизация «вширь» (горизонталь).
Цивилизация эпохи Средневековья (VI – XV века)
Прежде всего – теоцентризм
3 сословия: 2 высших - а) молящиеся – духовенство; б) воюющие – феодалы, рыцарство. Низшее – в) трудящиеся (крестьяне, горожане).
Крестьяне:
- труд – призвание и принятие
- ограниченность кругозора, замкнутость в своём мирке
- невнимание ко времени, туманное понятие о времени
- традиционность, цикличность природы, времени, истории
- общинность, невыделенность личности
- ретроспективность миропонимании («золотой век» позади, «раньше было лучше»).
Рыцарство:
- презрение к труду, к крестьянам, к трудящимся
- система ценностей – варварство+христианство
- воинский долг, честь, доблесть
- верность – Богу, сеньору (вассалитет), прекрасной даме
- щедрость, благородство, бескорыстность, учтивость – но только по отношению к своим. К врагам, иноверцам, мужикам – презрение, жестокость, вероломство.
Сеньор и вассал – взаимообусловленность прав и обязанностей
Культ Прекрасной Дамы – в идеале, а не в реальности
Культ оружия – меч Христа
Монархия и церковь
Духовенство – открытое сословие. Только так крестьянин мог подняться. Монарх – сакральная фигура, помазанник Божий, мог творить чудеса (исцелять золотуху). Символизм средневековой христианской культуры.
Роль христианства. Всё проникнуто религией - теоцентризм. Ангелы и бесы борются за души людей.
- высшее христианство (официальная церковь)
- рыцарское христианство (смесь воинских и христианских доблестей)
- народное христианство (смешано с язычеством, с суевериями, поклонение мощам).
Церковь всё оказывало смягчающее воздействие на нравы людей.
Мир города
- больше динамизма, рационализм
- самоуправление – коммуна
- корпорации – защита своих членов
- труд – призвание, заслуга перед Богом
- начинает выделяться личность – энергичная, предприимчивые купцы, мастера
- ценность времени – первые механические часы (около 1300 года – Париж, Флоренция), время – деньги
- «Воздух города делает человека свободным» (1 год и 1 день в городе делает человека свободным)
- важность образования, первые университеты
- возникновение буржуазии. Город – родина буржуа. Burgeois – горожане
Но в основном Средневековая цивилизация – аграрная, а не городская. Главное богатство в Средние века – земля. У кого богатство – у того и власть. Следовательно , власть в Средние века – у феодалов, владельцев земли.
Переход к индустриальной цивилизации (XVI – XVIII века)
Технические предпосылки – книгопечатание, навигационное оборудование (компас, каравеллы), порох. Великие географические открытия – возможность эксплуатации новых земель. Приток золота в Европу – революция цен – начало современной инфляции, хорошо для производителей товаров, стимул для масштабного товарного, промышленного производства.
Начало европейской гегемонии, европейского самомнения и расизма.
Первоначальное накопление капитала – ограбление колоний и своих народов (Англия – огораживания).
Капитал – деньги вкладываются в дело ради самого дела, ради его расширении.
Появление наёмной рабочей силы в результате разорения крестьянства – в Англии. Работодатель против работника – экономический базис новой цивилизации.
Ценности новой цивилизации:
- падение сословных рамок
- города становятся центром цивилизации
- индивидуализм и карьеризм (конкуренция)
- человек – свободная творческая личность (Возрождение)
- авантюризм, риск
- высокая оценка труда
- скупость, накопительство
Парламентаризм. Буржуазный принцип равенства всех перед законом. Возникновение теории естественных прав человека – Дж. Локк. Принцип разделения властей.
XVIII век – Просвещение. И. Кант – имей смелость знать! Не полагайся на авторитеты (главный авторитет – церковь, направлено против церкви, вообще Просвещение – антиклерикалистский «проект»).
Характерные черты новоевропейского общества:
- экономика – рынок (частная собственность, конкуренция, свобода предпринимательства)
- социальная сфера – деление общества не по сословному признаку, а по имущественному, классовое деление
- политико-правовая сфера – равенство всех перед законом, демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, либерализация всего и вся
- духовная сфера – секуляризация (светское сознание и светское, нерелигиозное общество), всеобщая грамотность, массовая культура, ослабление нравственных ценностей – этический релятивизм
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк)
Естественные права человека – свободные граждане договариваются с государством об объёме взаимных прав и обязанностей. Это – идеальная конструкция. Её значение – в признании приоритета прав человека перед государством (но не у Гоббса!).
Утопический социализм – мечта об идеальном обществе всеобщего равенства, свободы и справедливости. Корень несправедливости – частная собственность, имущественная дифференциация. Справедливость – превалирующая социальная категория, высшая социальная ценность.
А. Смит (1723 – 1790). 2 условия процветания государства:
1) частная собственность
2) минимальная роль государства в экономике. Государство – ночной сторож
свобода личной инициативы, свободное предпринимательство.
Теории XX века.
Экзистенциализм. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Человек сам определяет своё существование. Существование – прежде сущности. Сначала надо быть – а потом быть кем-то. Сперва человек существует, а постепенно становится человеком. Человек всегда имеет свободный выбор и отвечает за него.
Признаки индустриальной цивилизации:
- индустриальная мощь (массовое промышленное производство), основанная на научно-техническом прогрессе;
- индивидуализм, демократия, правовое государство и гражданское общество;
- рационализм и модернизация, а не традиционализм (стремление к новому, к опоре на разум, а не традиции и опора на старое).
Технократизм – всё решает техника и люди, ею управляющие и владеющие знаниями.
Справедливость – базовая социальная категория.
Если государство воспринимается как несправедливое (нелегитимное) – то оно нежизнеспособно и будет слабым.
Последствия глобализации:
- стандартизация в экономике, потреблении, культуре
- стимулирует, ускоряет экономику
- способствует взаимопониманию, контактам между людьми
- способствует распространению демократии, открытости
- негативное – стандартизация культуры, давление массовой культуры
- негативно – распространение терроризма, преступности, наркотиков
- негативно – распространение эпидемий
Причины многообразия мира:
- географическая среда
- различные исторические условия
Традиционное общество:
- господство традиционного мышления, обычая
- коллективизм, авторитаризм, патриархат
- ксенофобия
- низкий уровень жизни
- аграрный характер хозяйства
- низкий уровень техники
Индустриальное общество:
- преобладание инновационного мышления
- демократия, либерализм
- открытость, но и национализм
- высокий уровень жизни (в основном)
- индустрия, рыночная экономика
- быстрый технический прогресс
Постиндустриальное общество:
- главная ценность – знание, информация, образование
- решающая роль науки
- лёгкость коммуникации и связи
- колоссальные объёмы информации, часто – излишней
Основные ценности Востока:
- традиция
- община, коллектив
- социальная иерархия, жёстко структурированная
- потребительское отношение к труду, не накопительское, труд – проклятие
- сильная роль государства – этатизм, деспотия
- может быть – теократия
- социальная и познавательная пассивность
Восток – один человек – никто, ничто. Сословность, иерархия. Пассивное отношение к природе.
Основные ценности Запада:
- рационализм, возможность познания мира
- стремление к инновациям
- понятие прогресса, изменение к лучшему
- индивидуализм
- христианство – ценность человеческой личности и личная ответственность человека
- производительное отношение к труду. Труд – призвание
- гражданское общество (греческая демократия, римская республика), независимое от государства
- ответственность государства перед гражданами
- стремление к успеху, к соревнованию (агональность греческой цивилизации – страсть к соревнованию, к славе, к лидерству).
Запад – активное отношение к природе. Стремление к преобразованию мира.
Христианство – линейное понимание истории. Богочеловек: Спаситель каждого отдельного человека – утверждение достоинства отдельной личности. «В Царстве Божием несть ни эллина, ни иудея».
Протестантизм (М. Вебер) – труд = молитва. Трудись, копи – и ты спасён.
Полис – община свободных граждан.
Исторический процесс.
Исторический процесс – последовательная смена событий, в которой проявляется сознательно мотивированная деятельность сменяющих друг друга поколений людей. Субъекты исторического процесса – люди, различные социальные группы, нации. Основной субъект исторического процесса – народ, народные массы. Гегель: «Народ – это та часть нации, которая не знает, чего она хочет». Роль народа в истории: народ – материал для истории или двигатель истории?
Элита (фр. еlire – избирать) – небольшой круг лиц, занимающих ведущие позиции в различных сферах общественной жизни. В управлении страной – политическая элита. Отличительная особенность элиты – осознание себя таковой, осознание своих задач и своей ответственности.
Социальная группа – группа лиц, объединённых общей деятельностью и общей целью. Социальные группы в истории: 1) сословия; 2) классы; 3) религиозные группы. Социальные группы в социальной жизни: 1) партии; 2) движения; 3) общественные организации и объединения; 4) профсоюзы.
Политическая партия – группа политически активных лиц, разделяющих общую политическую идеологию и стремящихся к политической власти.
Историческая личность – выдающийся чем – либо (какими – либо качествами, способностями) человек. Критерий оценки исторического деятеля – см. слова Ленина о том, что критерий оценки деятельности исторического деятеля – это его действия. См. также слова Ленина о том, как надо судить исторического деятеля – судить его надо не в соответствии с нашими представлениями о том, что он должен был бы сделать, а по тому, что он дал нового сравнительно со своими предшественниками.
Культура и общество
Общее в культуре всего человечества на всём протяжении истории – культурные универсалии – язык, семья, моральные нормы.
Формы культуры:
- материальная культура
- духовная культура
- социальная культура
- политическая культура
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс
Демо-тест к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса. Перед использованием теста, пос...
Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"
Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....
Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»
В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...
ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ «Металлы и сплавы»
Расширить и углубить знания учащихся о металлах, сформировать у них интерес к металловедению, технологии, умение работать с дополнительной литературой. Нашей цивилизации не существовало, если бы ...
План мероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости, воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов, толерантности на 2018 – 2019 учебный год.
Планмероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости,воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов,толерантности на 2018 – 2019 ...
Урок №29 «Проблема существования жизни вне Земли. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями» курс астрономии 11 класс
В рамках дистанционного обучения составлен план занятий для учащихся на платформе РЭШ по курсу астрономии 11 класс...