Главные вкладки

    Историко-социологические тезисы - история цивилизаций и другое
    учебно-методическое пособие по истории (9 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Тезисы по истории и социологии к урокам истории и обществознания в старших классах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                             Понятие цивилизации

    Маркс – общественно-экономические формации:

    1. первичная (первобытная)
    2. вторичная (частная собственность – рабовладение, феодализм, капитализм)
    3. третичная (социализм и коммунизм)

    Цивилизационный подход к историческому процессу (О. Тоффлер):

    1. аграрная цивилизация (традиционное общество)
    2. индустриальная цивилизация (современное развитое общество)
    3. постиндустриальная цивилизация

         Понятие цивилизации: 1) синоним культуры; 2) обособленная культура со своей системой ценностей, норм, представлений о сущем и должном (Шпенглер, менее – Тойнби).

        Концепция М. Вебера: Не производство влияет на духовную сферу, а наоборот – религиозные нормы влияли на рождение капитализма.

    Древние цивилизации:

    1. Восток – Индия, Китай
    2. Античность – Греция, эллинизм, Рим
    3. Южная Аравия – Йемен
    4. Юго – Восточная Азия – цивилизации древней Камбоджи
    5. Новый Свет – майя, ольмеки

       Переход от первобытности к цивилизации – появление государств, городов, письменности.

    Особенности древних цивилизаций:

    1. зависимость от природы
    2. низкий уровень знаний и грамотности
    3. нравственная неразвитость (грубость нравов, сравни отношение к рабству у греческих философов – Аристотель, жестокость нравов – человеческие жертвоприношения)
    4. неразвитость личностного начала, коллективизм
    5. господство традиций, обычая, обряда, ритуала
    6. примитивный уровень производства и технологии

    Древнегреческая цивилизация

    VIII – IV  века до нашей эры

        Счастливое сочетание случайных факторов, которые обеспечили неслыханное развитие личностного фактора в условиях полисного коллективизма – общинность и состязательность (агональность). «Греческое чудо».

    Эллинизм.

    323 – 30 годы до нашей эры

    Эллинизм – слияние западного полисного устройства с характерными чертами восточной цивилизации. Демократия (снизу) (местное полисное самоуправление) + деспотия (сверху) (эллинистическая монархия). Земля – полисная (приписанная к городам), остальная земля – царская. Синкретизм культуры. Философия эллинизма – эпикурейство, стоицизм. Философия одинокого уюта. Эпикурейство – больше оптимизма. Стоицизм – больше пессимизма.  

        Сочетание монархии с полисом. Распространение греческой культуры на Восток. Синтез восточной и западной культур

    .

       Рим. «Римский миф» - Рим несёт в мир порядок. Право – упорядочение хаотичного мира – римское право. Воля императора – закон для всех подданных. Отсюда  - идея правового равенства. Общее дело (res publica) – общее выше частного. Гражданские доблести – честность, мужество, доблесть.

       Греческая культура – это культура «вглубь» (вертикаль). Римская культура – цивилизация «вширь» (горизонталь).

    Цивилизация эпохи Средневековья (VI – XV века)

       Прежде всего – теоцентризм

       3 сословия: 2 высших - а) молящиеся – духовенство; б) воюющие – феодалы, рыцарство. Низшее – в) трудящиеся (крестьяне, горожане).

    Крестьяне:

    1. труд – призвание и принятие
    2. ограниченность кругозора, замкнутость в своём мирке
    3. невнимание ко времени, туманное понятие о времени
    4. традиционность, цикличность природы, времени, истории
    5. общинность, невыделенность личности
    6. ретроспективность миропонимании («золотой век» позади, «раньше было лучше»).

    Рыцарство:

    1. презрение к труду, к крестьянам, к трудящимся
    2. система ценностей – варварство+христианство
    3. воинский долг, честь, доблесть
    4. верность – Богу, сеньору (вассалитет), прекрасной даме
    5. щедрость, благородство, бескорыстность, учтивость – но только по отношению к своим. К врагам, иноверцам, мужикам – презрение, жестокость, вероломство.

    Сеньор и вассал – взаимообусловленность прав и обязанностей

    Культ Прекрасной Дамы – в идеале, а не в реальности

    Культ оружия – меч Христа

    Монархия и церковь

       Духовенство – открытое сословие. Только так крестьянин мог подняться. Монарх – сакральная фигура, помазанник Божий, мог творить чудеса (исцелять золотуху). Символизм средневековой христианской культуры.

       Роль христианства. Всё проникнуто религией - теоцентризм. Ангелы и бесы борются за души людей.

    1. высшее христианство (официальная церковь)
    2. рыцарское христианство (смесь воинских и христианских доблестей)
    3. народное христианство (смешано с язычеством, с суевериями, поклонение мощам).

    Церковь всё оказывало смягчающее воздействие на нравы людей.

    Мир города

    1. больше динамизма, рационализм
    2. самоуправление – коммуна
    3. корпорации – защита своих членов
    4. труд – призвание, заслуга перед Богом
    5. начинает выделяться личность – энергичная, предприимчивые купцы, мастера
    6. ценность времени – первые механические часы (около 1300 года – Париж, Флоренция), время – деньги
    7. «Воздух города делает человека свободным» (1 год и 1 день в городе делает человека свободным)
    8. важность образования, первые университеты
    9. возникновение буржуазии. Город – родина буржуа. Burgeois – горожане

         Но в основном Средневековая цивилизация – аграрная, а не городская. Главное богатство в Средние века – земля. У кого богатство – у того и власть. Следовательно , власть в Средние века – у феодалов, владельцев земли.

    Переход к индустриальной цивилизации (XVI – XVIII века)

         Технические предпосылки – книгопечатание, навигационное оборудование (компас, каравеллы), порох. Великие географические открытия – возможность эксплуатации новых земель. Приток золота в Европу – революция цен – начало современной инфляции, хорошо для производителей товаров, стимул для масштабного товарного, промышленного производства.

    Начало европейской гегемонии, европейского самомнения и расизма.

    Первоначальное накопление капитала – ограбление колоний и своих народов (Англия – огораживания).

         Капитал – деньги вкладываются в дело ради самого дела, ради его расширении.

         Появление наёмной рабочей силы в результате разорения крестьянства – в Англии. Работодатель против работника – экономический базис новой цивилизации.

    Ценности новой цивилизации:

    1. падение сословных рамок
    2. города становятся центром цивилизации
    3. индивидуализм и карьеризм (конкуренция)
    4. человек – свободная творческая личность (Возрождение)
    5. авантюризм, риск
    6. высокая оценка труда
    7. скупость, накопительство

         Парламентаризм. Буржуазный принцип равенства всех перед законом. Возникновение теории естественных прав человека – Дж. Локк. Принцип разделения властей.

        XVIII  век – Просвещение. И. Кант – имей смелость знать! Не полагайся на авторитеты (главный авторитет – церковь, направлено против церкви, вообще Просвещение – антиклерикалистский «проект»).

    Характерные черты новоевропейского общества:

    1. экономика – рынок (частная собственность, конкуренция, свобода предпринимательства)
    2. социальная сфера – деление общества не по сословному признаку, а по имущественному, классовое деление
    3. политико-правовая сфера – равенство всех перед законом, демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, либерализация всего и вся
    4. духовная сфера – секуляризация (светское сознание и светское, нерелигиозное общество), всеобщая грамотность, массовая культура, ослабление нравственных ценностей – этический релятивизм

    Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк)

         Естественные права  человека – свободные граждане договариваются с государством об объёме взаимных прав и обязанностей. Это – идеальная конструкция. Её значение – в признании приоритета прав человека перед государством (но не у Гоббса!).

         Утопический социализм – мечта об идеальном обществе всеобщего равенства, свободы и справедливости. Корень несправедливости – частная собственность, имущественная дифференциация. Справедливость – превалирующая социальная категория, высшая социальная ценность.

      А. Смит (1723 – 1790). 2 условия процветания государства:

    1) частная собственность

    2) минимальная роль государства в экономике. Государство – ночной сторож

    свобода личной инициативы, свободное предпринимательство.

    Теории XX века.

         Экзистенциализм. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Человек сам определяет своё существование. Существование – прежде сущности. Сначала надо быть – а потом быть кем-то. Сперва человек существует, а постепенно становится человеком. Человек всегда имеет свободный выбор и отвечает за него.

    Признаки индустриальной цивилизации:

    1. индустриальная мощь (массовое промышленное производство), основанная на научно-техническом прогрессе;
    2. индивидуализм, демократия, правовое государство и гражданское общество;
    3. рационализм и модернизация, а не традиционализм (стремление к новому, к опоре на разум, а не традиции и опора на старое).

       Технократизм – всё решает техника и люди, ею управляющие и владеющие знаниями.

    Справедливость – базовая социальная категория.

         Если государство воспринимается как несправедливое (нелегитимное) – то оно нежизнеспособно и будет слабым.

    Последствия глобализации:

    1. стандартизация в экономике, потреблении, культуре
    2. стимулирует, ускоряет экономику
    3. способствует взаимопониманию, контактам между людьми
    4. способствует распространению демократии, открытости
    5. негативное – стандартизация культуры, давление массовой культуры
    6. негативно – распространение терроризма, преступности, наркотиков
    7. негативно – распространение эпидемий

    Причины многообразия мира:

    1. географическая среда
    2. различные исторические условия

    Традиционное общество:

    1. господство традиционного мышления, обычая
    2. коллективизм, авторитаризм, патриархат
    3. ксенофобия
    4. низкий уровень жизни
    5. аграрный характер хозяйства
    6. низкий уровень техники

    Индустриальное общество:

    1. преобладание инновационного мышления
    2. демократия, либерализм
    3. открытость, но и национализм
    4. высокий уровень жизни (в основном)
    5. индустрия, рыночная экономика
    6. быстрый технический прогресс

    Постиндустриальное общество:

    1. главная ценность – знание, информация, образование
    2. решающая роль науки
    3. лёгкость коммуникации и связи
    4. колоссальные объёмы информации, часто – излишней

    Основные ценности Востока:

    1. традиция
    2. община, коллектив
    3. социальная иерархия, жёстко структурированная
    4. потребительское отношение к труду, не накопительское, труд – проклятие
    5. сильная роль государства – этатизм, деспотия
    6. может быть – теократия
    7. социальная и познавательная пассивность

      Восток – один человек – никто, ничто. Сословность, иерархия. Пассивное отношение к природе.

    Основные ценности Запада:

    1. рационализм, возможность познания мира
    2. стремление к инновациям
    3. понятие прогресса, изменение к лучшему
    4. индивидуализм
    5. христианство – ценность человеческой личности и личная ответственность человека
    6. производительное отношение к труду. Труд – призвание
    7. гражданское общество (греческая демократия, римская республика), независимое от государства
    8. ответственность государства перед гражданами
    9. стремление к успеху, к соревнованию (агональность греческой цивилизации – страсть к соревнованию, к славе, к лидерству).

      Запад – активное отношение к природе. Стремление к преобразованию мира.

      Христианство – линейное понимание истории. Богочеловек: Спаситель каждого отдельного человека – утверждение достоинства отдельной личности. «В Царстве Божием несть ни эллина, ни иудея».

      Протестантизм (М. Вебер) – труд = молитва. Трудись, копи – и ты спасён.

      Полис – община свободных граждан.

       Исторический процесс.

       Исторический процесс – последовательная смена событий, в которой проявляется сознательно мотивированная деятельность сменяющих друг друга поколений людей. Субъекты исторического процесса – люди, различные социальные группы, нации. Основной субъект исторического процесса – народ, народные массы. Гегель: «Народ – это та часть нации, которая не знает, чего она хочет». Роль народа в истории: народ – материал для истории или двигатель истории?

        Элита (фр. еlire – избирать) – небольшой круг лиц, занимающих ведущие позиции в различных сферах общественной жизни. В управлении страной – политическая элита. Отличительная особенность элиты – осознание себя таковой, осознание своих задач и своей ответственности.

       Социальная группа – группа лиц, объединённых общей деятельностью и общей целью. Социальные группы в истории: 1) сословия; 2) классы; 3) религиозные группы. Социальные группы в социальной жизни: 1) партии; 2) движения; 3) общественные организации и объединения; 4) профсоюзы.

        Политическая партия – группа политически активных лиц, разделяющих общую политическую идеологию и стремящихся к политической власти.  

        Историческая личность – выдающийся чем – либо (какими – либо качествами, способностями) человек. Критерий оценки исторического деятеля – см. слова Ленина о том, что критерий оценки деятельности исторического деятеля – это его действия. См. также слова Ленина о том, как надо судить исторического деятеля – судить его надо не в соответствии с нашими представлениями о том, что он должен был бы сделать, а по тому, что он дал нового сравнительно со своими предшественниками.

     

    Культура и общество

       Общее в культуре всего человечества на всём протяжении истории – культурные универсалии – язык, семья, моральные нормы.

    Формы культуры:

    1. материальная культура
    2. духовная культура
    3. социальная культура
    4. политическая культура

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

    Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

    Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"

    Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....

    Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»

    В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...

    ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ «Металлы и сплавы»

    Расширить и углубить знания учащихся о металлах, сформировать у них интерес к металловедению, технологии, умение работать с дополнительной литературой. Нашей цивилизации не существовало, если бы ...

    План мероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости, воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов, толерантности на 2018 – 2019 учебный год.

    Планмероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости,воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов,толерантности на 2018 – 2019 ...

    Урок №29 «Проблема существования жизни вне Земли. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями» курс астрономии 11 класс

    В рамках дистанционного обучения составлен план занятий для учащихся на платформе РЭШ по курсу астрономии 11 класс...