Историко-социологические тезисы - история цивилизаций и другое
учебно-методическое пособие по истории (9 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Тезисы по истории и социологии к урокам истории и обществознания в старших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Понятие цивилизации

Маркс – общественно-экономические формации:

  1. первичная (первобытная)
  2. вторичная (частная собственность – рабовладение, феодализм, капитализм)
  3. третичная (социализм и коммунизм)

Цивилизационный подход к историческому процессу (О. Тоффлер):

  1. аграрная цивилизация (традиционное общество)
  2. индустриальная цивилизация (современное развитое общество)
  3. постиндустриальная цивилизация

     Понятие цивилизации: 1) синоним культуры; 2) обособленная культура со своей системой ценностей, норм, представлений о сущем и должном (Шпенглер, менее – Тойнби).

    Концепция М. Вебера: Не производство влияет на духовную сферу, а наоборот – религиозные нормы влияли на рождение капитализма.

Древние цивилизации:

  1. Восток – Индия, Китай
  2. Античность – Греция, эллинизм, Рим
  3. Южная Аравия – Йемен
  4. Юго – Восточная Азия – цивилизации древней Камбоджи
  5. Новый Свет – майя, ольмеки

   Переход от первобытности к цивилизации – появление государств, городов, письменности.

Особенности древних цивилизаций:

  1. зависимость от природы
  2. низкий уровень знаний и грамотности
  3. нравственная неразвитость (грубость нравов, сравни отношение к рабству у греческих философов – Аристотель, жестокость нравов – человеческие жертвоприношения)
  4. неразвитость личностного начала, коллективизм
  5. господство традиций, обычая, обряда, ритуала
  6. примитивный уровень производства и технологии

Древнегреческая цивилизация

VIII – IV  века до нашей эры

    Счастливое сочетание случайных факторов, которые обеспечили неслыханное развитие личностного фактора в условиях полисного коллективизма – общинность и состязательность (агональность). «Греческое чудо».

Эллинизм.

323 – 30 годы до нашей эры

Эллинизм – слияние западного полисного устройства с характерными чертами восточной цивилизации. Демократия (снизу) (местное полисное самоуправление) + деспотия (сверху) (эллинистическая монархия). Земля – полисная (приписанная к городам), остальная земля – царская. Синкретизм культуры. Философия эллинизма – эпикурейство, стоицизм. Философия одинокого уюта. Эпикурейство – больше оптимизма. Стоицизм – больше пессимизма.  

    Сочетание монархии с полисом. Распространение греческой культуры на Восток. Синтез восточной и западной культур

.

   Рим. «Римский миф» - Рим несёт в мир порядок. Право – упорядочение хаотичного мира – римское право. Воля императора – закон для всех подданных. Отсюда  - идея правового равенства. Общее дело (res publica) – общее выше частного. Гражданские доблести – честность, мужество, доблесть.

   Греческая культура – это культура «вглубь» (вертикаль). Римская культура – цивилизация «вширь» (горизонталь).

Цивилизация эпохи Средневековья (VI – XV века)

   Прежде всего – теоцентризм

   3 сословия: 2 высших - а) молящиеся – духовенство; б) воюющие – феодалы, рыцарство. Низшее – в) трудящиеся (крестьяне, горожане).

Крестьяне:

  1. труд – призвание и принятие
  2. ограниченность кругозора, замкнутость в своём мирке
  3. невнимание ко времени, туманное понятие о времени
  4. традиционность, цикличность природы, времени, истории
  5. общинность, невыделенность личности
  6. ретроспективность миропонимании («золотой век» позади, «раньше было лучше»).

Рыцарство:

  1. презрение к труду, к крестьянам, к трудящимся
  2. система ценностей – варварство+христианство
  3. воинский долг, честь, доблесть
  4. верность – Богу, сеньору (вассалитет), прекрасной даме
  5. щедрость, благородство, бескорыстность, учтивость – но только по отношению к своим. К врагам, иноверцам, мужикам – презрение, жестокость, вероломство.

Сеньор и вассал – взаимообусловленность прав и обязанностей

Культ Прекрасной Дамы – в идеале, а не в реальности

Культ оружия – меч Христа

Монархия и церковь

   Духовенство – открытое сословие. Только так крестьянин мог подняться. Монарх – сакральная фигура, помазанник Божий, мог творить чудеса (исцелять золотуху). Символизм средневековой христианской культуры.

   Роль христианства. Всё проникнуто религией - теоцентризм. Ангелы и бесы борются за души людей.

  1. высшее христианство (официальная церковь)
  2. рыцарское христианство (смесь воинских и христианских доблестей)
  3. народное христианство (смешано с язычеством, с суевериями, поклонение мощам).

Церковь всё оказывало смягчающее воздействие на нравы людей.

Мир города

  1. больше динамизма, рационализм
  2. самоуправление – коммуна
  3. корпорации – защита своих членов
  4. труд – призвание, заслуга перед Богом
  5. начинает выделяться личность – энергичная, предприимчивые купцы, мастера
  6. ценность времени – первые механические часы (около 1300 года – Париж, Флоренция), время – деньги
  7. «Воздух города делает человека свободным» (1 год и 1 день в городе делает человека свободным)
  8. важность образования, первые университеты
  9. возникновение буржуазии. Город – родина буржуа. Burgeois – горожане

     Но в основном Средневековая цивилизация – аграрная, а не городская. Главное богатство в Средние века – земля. У кого богатство – у того и власть. Следовательно , власть в Средние века – у феодалов, владельцев земли.

Переход к индустриальной цивилизации (XVI – XVIII века)

     Технические предпосылки – книгопечатание, навигационное оборудование (компас, каравеллы), порох. Великие географические открытия – возможность эксплуатации новых земель. Приток золота в Европу – революция цен – начало современной инфляции, хорошо для производителей товаров, стимул для масштабного товарного, промышленного производства.

Начало европейской гегемонии, европейского самомнения и расизма.

Первоначальное накопление капитала – ограбление колоний и своих народов (Англия – огораживания).

     Капитал – деньги вкладываются в дело ради самого дела, ради его расширении.

     Появление наёмной рабочей силы в результате разорения крестьянства – в Англии. Работодатель против работника – экономический базис новой цивилизации.

Ценности новой цивилизации:

  1. падение сословных рамок
  2. города становятся центром цивилизации
  3. индивидуализм и карьеризм (конкуренция)
  4. человек – свободная творческая личность (Возрождение)
  5. авантюризм, риск
  6. высокая оценка труда
  7. скупость, накопительство

     Парламентаризм. Буржуазный принцип равенства всех перед законом. Возникновение теории естественных прав человека – Дж. Локк. Принцип разделения властей.

    XVIII  век – Просвещение. И. Кант – имей смелость знать! Не полагайся на авторитеты (главный авторитет – церковь, направлено против церкви, вообще Просвещение – антиклерикалистский «проект»).

Характерные черты новоевропейского общества:

  1. экономика – рынок (частная собственность, конкуренция, свобода предпринимательства)
  2. социальная сфера – деление общества не по сословному признаку, а по имущественному, классовое деление
  3. политико-правовая сфера – равенство всех перед законом, демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, либерализация всего и вся
  4. духовная сфера – секуляризация (светское сознание и светское, нерелигиозное общество), всеобщая грамотность, массовая культура, ослабление нравственных ценностей – этический релятивизм

Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк)

     Естественные права  человека – свободные граждане договариваются с государством об объёме взаимных прав и обязанностей. Это – идеальная конструкция. Её значение – в признании приоритета прав человека перед государством (но не у Гоббса!).

     Утопический социализм – мечта об идеальном обществе всеобщего равенства, свободы и справедливости. Корень несправедливости – частная собственность, имущественная дифференциация. Справедливость – превалирующая социальная категория, высшая социальная ценность.

  А. Смит (1723 – 1790). 2 условия процветания государства:

1) частная собственность

2) минимальная роль государства в экономике. Государство – ночной сторож

свобода личной инициативы, свободное предпринимательство.

Теории XX века.

     Экзистенциализм. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Человек сам определяет своё существование. Существование – прежде сущности. Сначала надо быть – а потом быть кем-то. Сперва человек существует, а постепенно становится человеком. Человек всегда имеет свободный выбор и отвечает за него.

Признаки индустриальной цивилизации:

  1. индустриальная мощь (массовое промышленное производство), основанная на научно-техническом прогрессе;
  2. индивидуализм, демократия, правовое государство и гражданское общество;
  3. рационализм и модернизация, а не традиционализм (стремление к новому, к опоре на разум, а не традиции и опора на старое).

   Технократизм – всё решает техника и люди, ею управляющие и владеющие знаниями.

Справедливость – базовая социальная категория.

     Если государство воспринимается как несправедливое (нелегитимное) – то оно нежизнеспособно и будет слабым.

Последствия глобализации:

  1. стандартизация в экономике, потреблении, культуре
  2. стимулирует, ускоряет экономику
  3. способствует взаимопониманию, контактам между людьми
  4. способствует распространению демократии, открытости
  5. негативное – стандартизация культуры, давление массовой культуры
  6. негативно – распространение терроризма, преступности, наркотиков
  7. негативно – распространение эпидемий

Причины многообразия мира:

  1. географическая среда
  2. различные исторические условия

Традиционное общество:

  1. господство традиционного мышления, обычая
  2. коллективизм, авторитаризм, патриархат
  3. ксенофобия
  4. низкий уровень жизни
  5. аграрный характер хозяйства
  6. низкий уровень техники

Индустриальное общество:

  1. преобладание инновационного мышления
  2. демократия, либерализм
  3. открытость, но и национализм
  4. высокий уровень жизни (в основном)
  5. индустрия, рыночная экономика
  6. быстрый технический прогресс

Постиндустриальное общество:

  1. главная ценность – знание, информация, образование
  2. решающая роль науки
  3. лёгкость коммуникации и связи
  4. колоссальные объёмы информации, часто – излишней

Основные ценности Востока:

  1. традиция
  2. община, коллектив
  3. социальная иерархия, жёстко структурированная
  4. потребительское отношение к труду, не накопительское, труд – проклятие
  5. сильная роль государства – этатизм, деспотия
  6. может быть – теократия
  7. социальная и познавательная пассивность

  Восток – один человек – никто, ничто. Сословность, иерархия. Пассивное отношение к природе.

Основные ценности Запада:

  1. рационализм, возможность познания мира
  2. стремление к инновациям
  3. понятие прогресса, изменение к лучшему
  4. индивидуализм
  5. христианство – ценность человеческой личности и личная ответственность человека
  6. производительное отношение к труду. Труд – призвание
  7. гражданское общество (греческая демократия, римская республика), независимое от государства
  8. ответственность государства перед гражданами
  9. стремление к успеху, к соревнованию (агональность греческой цивилизации – страсть к соревнованию, к славе, к лидерству).

  Запад – активное отношение к природе. Стремление к преобразованию мира.

  Христианство – линейное понимание истории. Богочеловек: Спаситель каждого отдельного человека – утверждение достоинства отдельной личности. «В Царстве Божием несть ни эллина, ни иудея».

  Протестантизм (М. Вебер) – труд = молитва. Трудись, копи – и ты спасён.

  Полис – община свободных граждан.

   Исторический процесс.

   Исторический процесс – последовательная смена событий, в которой проявляется сознательно мотивированная деятельность сменяющих друг друга поколений людей. Субъекты исторического процесса – люди, различные социальные группы, нации. Основной субъект исторического процесса – народ, народные массы. Гегель: «Народ – это та часть нации, которая не знает, чего она хочет». Роль народа в истории: народ – материал для истории или двигатель истории?

    Элита (фр. еlire – избирать) – небольшой круг лиц, занимающих ведущие позиции в различных сферах общественной жизни. В управлении страной – политическая элита. Отличительная особенность элиты – осознание себя таковой, осознание своих задач и своей ответственности.

   Социальная группа – группа лиц, объединённых общей деятельностью и общей целью. Социальные группы в истории: 1) сословия; 2) классы; 3) религиозные группы. Социальные группы в социальной жизни: 1) партии; 2) движения; 3) общественные организации и объединения; 4) профсоюзы.

    Политическая партия – группа политически активных лиц, разделяющих общую политическую идеологию и стремящихся к политической власти.  

    Историческая личность – выдающийся чем – либо (какими – либо качествами, способностями) человек. Критерий оценки исторического деятеля – см. слова Ленина о том, что критерий оценки деятельности исторического деятеля – это его действия. См. также слова Ленина о том, как надо судить исторического деятеля – судить его надо не в соответствии с нашими представлениями о том, что он должен был бы сделать, а по тому, что он дал нового сравнительно со своими предшественниками.

 

Культура и общество

   Общее в культуре всего человечества на всём протяжении истории – культурные универсалии – язык, семья, моральные нормы.

Формы культуры:

  1. материальная культура
  2. духовная культура
  3. социальная культура
  4. политическая культура

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"

Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....

Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»

В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...

ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ «Металлы и сплавы»

Расширить и углубить знания учащихся о металлах, сформировать у них интерес к металловедению, технологии, умение работать с дополнительной литературой. Нашей цивилизации не существовало, если бы ...

План мероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости, воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов, толерантности на 2018 – 2019 учебный год.

Планмероприятий по профилактике экстремизма, насилия и жестокости,воспитание у учащихся школы уважительного отношения к истории и традициям других народов,толерантности на 2018 – 2019 ...

Урок №29 «Проблема существования жизни вне Земли. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями» курс астрономии 11 класс

В рамках дистанционного обучения составлен план занятий для учащихся на платформе РЭШ по курсу астрономии 11 класс...