- 6 класс. Технологическая карта ,самоанализ урока "Виды облаков"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Белявская Юлия Николаевна

Тема урока "Виды облаков» Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Атмосфера” Тип урока: урок открытия нового знания Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение; деятельностно-поисковое обучение; здоровьесберегающее обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_6_klasse_po_geografii.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 6 классе по географии

ФИО учителя: Белявская Юлия Николаевна

Предмет: География

Тема урока: «Вода в атмосфере. Виды облаков»

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Атмосфера”

Тип урока: урок открытия нового знания        

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • деятельностно-поисковое обучение;
  • здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель урока:

Содержательная: Сформировать представление об атмосферной влаге, методах ее измерения; понятия «абсолютная влажность» и

«относительная влажность».

Деятельностная –  определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности.

Задачи:

- образовательные: сформировать представление о насыщенно и ненасыщенном воздухе, научить вычислять относительную и абсолютную влажность.

- развивающие: называть и показывать  разные виды облаков, определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности, объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, относительной влажности от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха.

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, воспитывать уважение к мнению других.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): А.А. Летягин;  География начальный курс,  6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, проектор, экран, презентация, гигрометр, атлас, дневник наблюдения за погодой, линейка, карточки с задачами.

План урока:

1. Мотивации и целеполагание

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться  называть разные виды облаков;
  • определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности;
  • описывать процессы образования тумана и облаков.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • принять правила поведения на уроке, осознать особенности изменения температуры воздуха с изменением  географической широты.

Регулятивные:

  • уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и графической форме.

Познавательные:

  • выделять главные, существенные признаки понятий;
  •  определять критерии для сравнивания явлений.

Коммуникативные:

  • принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

                                 Ход урока:  

Этап урока

Предполагаемое время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивации и целеполагание

Цель этапа: Включение учащихся в деятельность

2 мин

Проверяет готовность  к уроку. Включает учащихся в деловой ритм.

- настраивает обучающихся  на работу, создает благоприятные условия для деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Я надеюсь, что сегодня у нас состоится интересный урок.

- Скажите, верите ли вы, что обычные вещи, которые мы зачастую делаем, это и есть научный эксперимент?

Примерные вопросы

1. Из чего состоят облака?

Дать ответ вам поможет загадка: “ Над рекой, покинув прорубь, в небо взвился лёгкий голубь”

2. Как образуется водяной пар и сколько его в атмосфере?

Включаются в игру на повторение географических терминов, высказывают свои впечатления, отгадывают загадку, пытаются дать ответ на поставленные вопросы.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Умение организовывать свою деятельность (Р)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Выявляет уровень знаний фронтальным опросом при изучении темы «Движение воздуха»:

1. Как называются движения воздуха в вертикальном и горизонтальном направлениях?

2. Почему различия в нагреве подстилающей поверхности приводят к образованию ветра?

3. Назвать основные характеристики ветра.

Проблемный вопрос:

Почему выстиранное бельё в ясный день высыхает быстрее на улице, чем в ванной комнате? Побуждает к высказыванию своего мнения, фиксирует затруднения

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения на поставленный проблемный вопрос.

Понимание смысла собственной деятельности (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (П)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем)

Какие затруднения у вас возникли при ответе на поставленные вопросы?

Почему вы сразу не можете дать ответ на проблемный вопрос, каких знаний у вас не хватает?

Отмечают, где у них возникли затруднения, анализируют пошагово свою деятельность, проговаривая вслух

Самоопределение (Л)

Умение самостоятельно найти места затруднения (Р)

Сотрудничество в поиске выхода из затруднения, помощь друг другу ( К)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Предлагает сформулировать тему урока, записать в тетради, поставить цели учебной деятельности и на этой основе выбрать способ действия.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, обращает внимание на работу с новыми географическими терминами, демонстрирует гигрометр и объясняет принцип его действия.

Формулируют тему и цели урока, выбирают способ действия. Работают в группах по 4-5 человек,  налаживают взаимодействие друг с другом. Работают с текстом параграфа и рисунками учебник, делают выводы, озвучивают понятия, записывают в тетрадь  новые термины, запоминают их, работают с гигрометром, определяют влажность воздуха классной комнаты.

Целеполагание (Р)

Осознание целостности природы(Л)

Овладение навыками чтения диаграмм и применение в различных жизненных ситуациях(П)

Умение взаимодействовать друг с другом(К)

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, предлагает поработать с доской, на которой выведено изображение схемы “Зависимости количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры”. Задания по группам выведены на экран

1. Задание первой группе. Определить сколько граммов воды должен содержать насыщенный воздух при температуре:

а) -20oС; б) 0oС; в) +30oС. Сделать вывод.

2. Задание второй группе. Пользуясь схемой определите: а) сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб.м насыщенного воздуха при его нагревании от 0oС до 10oС; от 20oС до 30oС.

3. Задание третей группе. Произойдёт ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 куб.м воздуха, содержащего 10 г водяного пара, до температуры +20oС.

4.Задание 4 группе. Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м³ воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10⁰С?

Организует физминутку:

-Ребята, вижу, вы устали, давайте

ответим на вопросы с элементами физкультуры. Я вам задам вопросы, если из

задаваемых утверждений будет

«верно» -поднимайте руки над головой

и хлопайте, если «неверно»-

приседайте.

Согласовывают с учителем план действий по работе с групповыми заданиями.

Решают задачи в группах, выбирают наиболее эффективные способы решения задания, результаты записывают в тетрадь, проводят самопроверку по предложенному образцу, фиксируют затруднения и пути входа из них.

Прогнозирование (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия

Предлагает учащимся выполнить задание по карточке

Задачи

- Сколько граммов водяного пара может вместить 1м³ насыщенного воздуха при нагревании от 0⁰ С до + 10⁰С? (4г); от + 20 ⁰С до + 30⁰С? (13г)

- Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м³ воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10⁰С? (нет, так как  воздух будет ненасыщен, кроме того, воздух при этих условиях способен впитывать водяной пар)

- Определите  абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +20⁰С 50%( при температуре +20⁰С может содержаться 17 г водяного пара,  50% от этого количества – 8,5 г)

Ответ: 8,5 г. –абсолютная влажность

- 1м³ воздуха имеет температуру +10⁰С и содержит 6г.воды. Такой воздух насыщен или нет? Ответ поясните.

(При температуре +10⁰С может содержаться 9г водяного пара, а содержится 6г. До насыщения не хватает 3г., значит воздух ненасыщен)

- Определите относительную влажность, если при температуре +10⁰С в воздухе содержится 2,7 г воды ( ответ относительная влажность, если при температуре +10⁰С при 2,7 г водяного пара равняется 30%)

- В воздухе при температуре +30⁰С содержится 15 г. воды. Сколько грамм воды не хватает до насыщения?  ( ответ: не хватает 15 г. воды)

Выполняют задания в тетради, анализируют, осуществляют самопроверку по образцу, проговаривают результаты вслух.

Выбор наиболее эффективных способов решения заданий ( П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ( К)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия

Организует деятельность по применению новых знаний.

Предлагает учащимся работу с рисунком “Различные виды облаков”, составить их описание. Ответить на вопрос:

Какие виды облаков выделяют по форме и высоте их образования?

Работают с текстом и рисунками , составляют описание различных видов облаков. Работают в группах  дополняя и помогая друг другу.

Самоопределение (Л)

Осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

Умение быстро и взаимосвязано работать в коллективе (К)

8. Включения в систему знаний и повторения

Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний

Организует выполнения заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными способами. По фрагменту метеокарты описать облачность в данных городах и заполнить данные в таблицу.

Выполняют задания, выявляют и фиксируют границы применимости нового знания. Выбирают способ построения нового знания.

Смыслообразование(Л)

Построение логической цепи рассуждения (П)

Умение договариваться друг с другом (К)

9. Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Обращает внимание, где применяются новые знания, организует рефлексию, самооценку результатов обучающихся. Предлагает творческое задание «Виды облаков», которое можно оформить в виде презентации.

- Мы сегодня хорошо поработали. -Спасибо за работу.

- А вот домашнее задание вы можете выбрать сами:

1. Изучить параграф 14, 15, ответить на вопросы в конце параграфа, выучить основные понятия

Дополнительно, по желанию:

2. Исследовать условия образования тумана (Школа географа-следопыта)

3. Письменно составить свои 2 задачи на определение относительной влажности воздуха

4. Творческое задание «Виды облаков», которое можно оформить в виде презентации.

Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке, дают ответ на проблемный вопрос, осуществляют самопроверку и взаимопроверку в группах, комментируют оценки, отмечают, что нового узнали на уроке и в чём были трудности. Дают оценку уроку.

Умение выражать свои мысли (К)

Самооценка на основе успешности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

         

           

Самоанализ урока географии в 6 классе:

Тема урока: «Вода в атмосфере. Виды облаков»

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Атмосфера”

Тип урока: урок открытия нового знания        

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • деятельностно-поисковое обучение;
  • здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель урока:

Содержательная: Сформировать представление об атмосферной влаге, методах ее измерения; понятия «абсолютная влажность» и

«относительная влажность».

Деятельностная –  определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности.

Задачи:

- образовательные: сформировать представление о насыщенно и ненасыщенном воздухе, научить вычислять относительную и абсолютную влажность.

- развивающие: называть и показывать  разные виды облаков, определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности, объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, относительной влажности от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха.

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, воспитывать уважение к мнению других.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): А.А. Летягин;  География начальный курс,  6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, проектор, экран, презентация, гигрометр, атлас, дневник наблюдения за погодой, линейка, карточки с задачами.

План урока:

1. Мотивации и целеполагание

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться  называть разные виды облаков;
  • определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности;
  • описывать процессы образования тумана и облаков.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • принять правила поведения на уроке, осознать особенности изменения температуры воздуха с изменением  географической широты.

Регулятивные:

  • уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и графической форме.

Познавательные:

  • выделять главные, существенные признаки понятий;
  •  определять критерии для сравнивания явлений.

Коммуникативные:

  • принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Анализ структуры и организации урока.

Тип урока - урок открытия нового знания. Структура урока соответствует его целям. Урок построен на основе деятельностного метода. На каждом этапе время распределено рационально.

Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по географии. На протяжении всего урока просматривается доступность изложения материала, полнота. Для более легкого усвоения учебного материала для ребят были подготовлены наглядные материалы: карточки с задачами, наглядные слайды в презентации.  На уроке была создана проблемная ситуация.  Использовались различные методы работы: фронтальная, индивидуальная.  

Контроль на уроке осуществлялся при помощи: самоконтроля, взаимоконтроля, ученик-учитель. Использование чередования различных видов деятельности  позволило не привести к переутомляемости учащихся. На уроке учащиеся работали активно, с  интересом.

Домашнее задание дифференцированно Дифференциацированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок:Виды облаков и осадки

Цель урока:         Сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадковОборудование:...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Виды глагола".

С введением ФГОС без технологической карты провести урок непросто. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом: основные этапы урока ...

Технологическая карта к уроку английского языка 6 класс «Путешествие. Виды транспорта»

Класс: 6аДата: 16.04.2015г.Тема: «Путешествие разными видами  транспорта»Цель: обобщить изученный материал по теме «Путешествие разными видами транспорта»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...

8 класс. Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Дизайн. Виды полиграфической продукции (мини-проект)»

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме«Дизайн. Виды полиграфической продукции (мини-проект)»...