Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии
статья по географии

Кухта Ольга Сергеевна

Опыт работы по теме: "Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии", анализ заданий ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии»

Кухта Ольга Сергеевна

учитель географии

МКОУ «Геологическая ООШ»

Функциональная грамотность – это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в самых разных областях деятельности человека.

Основные направления функциональной грамотности:

 Креативное мышление;

 Читательская грамотность;

 Математическая грамотность;

 Финансовая грамотность;

 Естественнонаучная грамотность;

 Глобальные компетенции.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности.

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты в естественнонаучной грамотности, читательской и математической. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

Для успешной подготовки обучающихся к ОГЭ по географии работа по формированию функциональной грамотности должна проводится в системе с 5-6 класса. На  уроках и внеурочных занятиях включаю задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, это позволяет закрепить полученные знания и умения, понимать учащимся, что то, что они делают, действительно, отвечает реальной ситуации, которая может быть в жизни, а также повышает мотивацию для более тщательного, в том числе и самостоятельного изучения темы.

Естественнонаучная грамотность подразумевает, что человек активно интересуется естественнонаучными проблемами. С точки зрения географии — это особенности процессов и явлений в геосферах, экологические проблемы, использование и охрана природных ресурсов.

  • В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический. Задания ОГЭ, по географии требуют от школьника:
  • умения читать карту
  • владеть приемом наложения карт
  • развитого пространственного представления картографической информации.

Например, при решении задания ГИА:

Расположите города России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

1) Красноярск

2) Екатеринбург

3) Тула

Для решения подобных задач, конечно, надо одновременно использовать соответствующие карты атласа: климатическую и административную. Умение работать с географическими картами — часть естественнонаучной грамотности. Необходимо правильно отобрать нужные источники информации и корректно ими воспользоваться. При этом надо помнить, что континентальность климата возрастает с запада на восток и температура января также понижается с запада на восток. Поэтому правильный ответ : 123.  

Здесь же нужны навыки и математической грамотности, чтобы правильно понять условие задания, т.к. некоторые ученики могут не сообразить, что -20º на самом деле МЕНЬШЕ, чем -10º. Надо просто помнить математическую закономерность — отрицательные числа тем меньше, чем они больше по модулю.

Вообще, задания на анализ карт являются достаточно трудными, потому что требуют образного мышления. Хороший пример — задание 12, где необходимо представить местность, выбрать участок и объяснить свой выбор.

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Для решения этого задания надо использовать информацию, которой нет в условии — Солнце светит с южной стороны, поэтому оно лучше освещает северный склон долины (или южный склон холма), поэтому участки 1 и 2 лучше освещаются Солнцем, чем участок 3, а расположение участка 2 рядом с шоссе позволит легко вывозить собранный урожай. Решение подобных заданий требует умения представить местность, изображённую с помощью условных знаков, особенно необходимо умение «чтения» рельефа, показанного горизонталями. Эти умения отрабатываются  при изучении соответствующих тем в курсе 6 класса, а проверяются в заданиях ГИА.

Внимание работе с картой уделяю на каждом уроке и на консультациях при подготовке к ГИА.

Наиболее результативными считаю следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:

  • указать материки западного и восточного полушарий;
  • расположить горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

  • Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай - Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
  • Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция - Албания находится в Европе, остальные - в Азии..

3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

  • Буэнос-Айрес - Будапешт - являются столицами государств.
  • Буэнос-Айрес - Копенгаген - оба лежат на берегу моря.

4) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

  • акула - Сахалин
  • нос носорога - полуостров Сомали (Африка)
  • сапожок - Апеннинский полуостров и т.п.

5) Немая карта - учащимся раздаю пустые контурные карты, на которых они должны:

  • отметить цифрами соответствующие географические объекты
  • написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

При решении задания ОГЭ №16, которое считается сложным, требуется целый комплекс навыков функциональной грамотности:

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Название пункта

Географические координаты пункта наблюдения

Высота над уровнем моря, м

Средняя температура воздуха, °С

Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками

июль

январь

А

50° с. ш. 54° в. д.

112

+21,9

–14,8

80

Б

53° с ш. 51° в. д.

54

+20,6

–13,2

94

В

56° с. ш. 47° в. д.

93

+19,8

–12,8

122

Г

56° с. ш. 42° в. д.

120

+18,3

–9,7

112

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Даша: «Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки».

2) Саша: «Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур».

3) Сергей: «Чем выше расположен пункт, тем чаще в нём выпадают атмосферные осадки».

4) Юля: «Чем западнее, тем жарче в июле».

Во-первых, конечно, требуется естественнонаучная грамотность, умение выделить необходимую информацию. Здесь каждое утверждение соответствует определённым столбцам таблицы. Например, вывод Даши требует соотнести второй и шестой столбцы. Сначала необходимо понять, что движение на северо-запад — это движение от А до В (пункт Г расположен ЗАПАДНЕЕ, а не северо-западнее пункта В). Для этого можно воспользоваться картой, но можно и просто проанализировать координаты пунктов — широта растёт до определённого предела, а долгота уменьшается, значит движение от пункта к пункту происходит к северо-западу.  Анализируя вывод Даши дальше, мы видим, что количество дней с осадками в направлении северо-запада не уменьшается, а растёт.

Утверждение Саши требует использования навыков математической грамотности — вычитание положительных и отрицательных чисел. Если амплитуда вычислена правильно, то мы находим верный ответ на вопрос теста.

На сайте  ФИОКО даётся определение понятия «математическая грамотность»: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Элементарные навыки математической грамотности требуются для успешного прохождения экзамена по географии.

Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Московской области в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.

Изменение численности населения Московской области

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год, человек

27 101

39 809

40 145

44 693

Естественный прирост населения за год, человек

−46 816

−40 859

−32 942

−32 076

Пояснение.

Миграционный прирост определяется разностью общего и естественного приростов:

44 693 − (−32 076) = 76 769.

Ответ: 76 769.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
  • решение различных географических задач;

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность — важнейшее условие успешной сдачи экзамена. Часто приходится наблюдать такую картину — задание решено правильно, но неправильно написан ответ и вместо заслуженного балла ставится ноль.

Например: Определите, столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 62° с. ш. 34° в. д. Обучающиеся правильно определяют координаты, находят город и пишут в ответе — ПЕТРОЗАВОДСК, но в вопросе требовалось ответить КАРЕЛИЯ. Также ошибки появляются и в вопросах, где требуется расположить пункты по возрастанию или по убыванию какого-либо показателя. Для борьбы с этими ошибками надо на этапе подготовки приучать ставить дополнительные вопросы к заданию: Субъект — это город или республика? По возрастанию — это от меньшего к большему? Всё это — составная часть навыка читательской грамотности.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

№ 28 Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики  — 2019».

18 сентября в Архангельск вернулась комплексная экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики  — 2019. Северная Земля». Она организована Ассоциацией «Морское наследие» при участии Северного управления Росгидромета и проходит под эгидой Русского географического общества. В работе принимали участие ученые и специалисты Ассоциации «Морское наследие», Московского государственного университета, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Мурманского морского биологического института, Кольского научного центра Российской академии наук и Пермского госуниверситета.

22 ученых и специалиста на борту НИС «Профессор Молчанов» в течение трех недель обследовали острова Северной Земли и прилежащую акваторию. Всего было обследовано десять крупных островов и групп островов: Пионер, Комсомолец, Октябрьской Революции и Большевик в архипелаге Северная Земля, а также острова Визе, Ушакова, Самойловича, Гейберга, Краснофлотские, Малый Таймыр и Старокадомского. В 18 местах произведены высадки, а три острова обследованы дистанционно с борта судна и с помощью беспилотного летательного аппарата. Пешие группы прошли в общей сложности более 400 км. С помощью беспилотника отснято 29 участков (сцен) общей площадью более 5 км2. На основе этих съемок создано 16 цифровых моделей рельефа общей площадью 2,6 км2. Общий налет исследовательских беспилотных летательных аппаратов составил 12,5 часов. Комплексно обследовано 13 озер и рек: определены гидрохимические характеристики, собраны пробы планктона, бентоса, микробиоты. Океанографические и гидрометеорологические исследования проводились в пределах арктического и субарктического климатических поясов.

Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой будут проводиться исследования?

При работе с текстом на уроках географии использую множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника.

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений.

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы.

 - нахождение географических ошибок в предложенном тексте.

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу.

- составление кроссвордов.

Из этого следует, что успешная сдача экзамена ГИА по географии зависит не только от знания географии, но и от развития навыков функциональной грамотности в различных областях. Эти навыки формируются на соответствующих уроках и затем применяются при решении заданий ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии

В презентации раскрываются основные формы и методы работы с учащимися для формирования функциональной грамотности....

Формирование функциональной грамотности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии

Функциональная грамотность – это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в самых областях деятельности человека....